Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-
статья

Светлана Владимировна Марамыгина

Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления на научно-практической конференции

«Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-правовыми документами»

                                                                                                   

                                                                                                  Марамыгина С.В.,

                                                                                                                        заместитель директора по УВР

                                                                                                    МАОУ СОШ №146

Преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания всех школьников, а кроме того к поиску новых подходов к осуществлению образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России института инклюзивного образования, нацеленного на:

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
  • социализация детей-инвалидов в современном обществе;
  • создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
  • умение превращать свои недостатки в достоинства;
  • изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Обсуждение идей инклюзивного образования в условиях современной российской школы сводится, как правило, к дискуссии по поводу предоставления возможности выбора родителями детей с проблемами в развитии двух путей социально-реабилитационного сопровождения:

  • в рамках специально организованного коррекционного пространства специализированной школы;
  • в условиях обычной массовой школы со всеми социально-психологическими рисками нетипичного ребенка.

    Первый маршрут предусматривает активизацию сохранных функций ребенка и развитие его зоны ближайшего развития при участии коррекционных педагогов и специальных психологов.

    Второй маршрут активизирует социально-психологические механизмы взаимодействия проблемного ребенка со средой и только потом – коррекцию. Этот путь может оказаться гораздо более эффективным при условии  грамотно организованного социально-психологического сопровождения не только самого ребенка, но и всей его семьи. По данным статистики в настоящее время  1,6 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, в соответствии их особыми образовательными потребностями. Решение этой непростой задачи связано с обеспечением доступности качественного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.       

Под доступностью качественного образования подразумевается совокупность условий, созданных образовательным учреждением для того, чтобы дети имели возможность освоить образовательные программы, обеспечивающие их развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями.  

Для нашей школы данный вопрос актуален, т.к. наряду с общеобразовательными классами уже более 25 лет существуют специальные (коррекционные) классы для детей с задержкой психического развития.

Специальные (коррекционные) классы для детей с ЗПР являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Деятельность этих классов строится в соответствии с принципами гуманизации и обеспечивает адаптивность системы образования.

На слайде представлено количество учащихся, обучающихся в специальных (коррекционных) классах для детей с ЗПР начиная с 2008 года.

В 2013-2014 учебном году в школе открыто 9    специальных (коррекционных) классов для детей с ЗПР с 1 по 9 класс (единственная школа в городе),  в которых обучается  99 учащихся: 41 обучающийся на первой ступени, 58 обучающихся на II ступени обучения. Из них 14 детей – инвалидов, 24 ученика имеют хронические заболевания, 64 ребенка - функциональные отклонения. По состоянию здоровья 4 обучающихся получают образование в форме индивидуального обучения на дому.

В МБОУ СОШ №146 созданы все условия, обеспечивающие развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями.

Крайне важен высокий профессиональный уровень специалистов, работающих в классах коррекции.  В специальных (коррекционных) классах VII вида работают 40 человек (учителя, педагоги доп. образования, психологи-2, логопед-1).

 Из них:

  • с высшим образованием -39 чел.( 96%);
  • со средним образованием-1 чел.(4%);
  • с высшей кв. категорией-7 чел.(22%);
  • с первой кв. категорией-23 чел.(70%);
  • со второй кв. категорией-2 чел.(4%).

      Стаж педагогической работы данных учителей в СКК составляет в среднем 10 лет.

За период с 2007 по 2013 год 100% педагогов, работающих в классах VII вида, повысили свою квалификацию по вопросам специального коррекционного образования.  В 2007 году на базе школы было организовано обучение педагогов по программе «Психолого-педагогические условия развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов» (организатор ИРРО). В течение нескольких лет осуществляется плодотворное сотрудничество с центром «Диалог»: педагоги школы, работающие со специальными (коррекционными) классами посещают практические семинары, организованные на базе этого центра по вопросам специального (коррекционного) образования. В школе регулярно проводятся методические совещания, касающиеся вопросов специального (коррекционного) образования.

Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике помогает педагогам сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

Ежемесячно проходит школьный психолого – педагогический консилиум, на котором решаются следующие задачи: защита прав и интересов ребенка, диагностика проблем в развитии; выявление детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса

В его состав входят: зам. директора по УВР  I  и  II ступеней обучения, опытные учителя, работающие с этой категорией учащихся, учитель-логопед, школьный врач, психологи. Приглашаем районного врача-психиатра.

С целью оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в МБОУ СОШ № 146  создана программа психолого – педагогического сопровождения обучающихся, родителей и педагогов. Она позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребёнка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование, сохранить здоровье, обеспечить профессиональное самоопределение и социализацию в современном обществе.

Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога – психолога, учителя – логопеда, классного руководителя, учителей – предметников, педагогов внеурочной деятельности, дополнительного образования, руководителей кружков и специалистов общественных организаций.

На основании диагностических исследований (методика Т.А. Фотековой) учитель – логопед составляет речевой профиль, речевую карту обучающегося  и индивидуальный план коррекционной логопедической работы. Учитывая заключение городской, областной ПМПК распределяет учащихся по группам, планирует работу по развитию и коррекции устной и письменной речи детей с ОВЗ. Систематически  проводит логопедические занятия и мониторинг состояния устной и письменной речи обучающихся.

      Педагог – психолог проводит диагностику уровня развития ребенка, разрабатывает индивидуальные перспективные планы развития для каждого учащегося с ОВЗ. Проводит еженедельно занятия в рамках коррекционно-развивающей программы «Релаксация – коррекция – развитие» и осуществляет психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Учитель обеспечивает обучение и развитие  данной категории детей в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Планирует и  организует индивидуально – коррекционные занятия, проводит мониторинговые исследования.  

Перспективным направлением развития коррекционного образования  является использование возможностей информационных технологий, которые помогают педагогам сделать знакомую и уже надоевшую работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует  или очень низкая учебная мотивация. Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker, CMART Notebooc. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным. 

Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с  применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении наших детей. На данный момент в школе установлено 12 таких досок, компьютеры, подключенные к сети Интернет есть на всех рабочих местах педагогов.

Классный руководитель,  учитывая индивидуальные возможности и способности обучающихся, организует воспитательный процесс посредством дополнительного образования в школе.

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие обучающихся. Оно возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. В школе организованы  занятия внеурочной деятельности: «Ляпыш – фантазер», «Кружевница», «Бумагопластика», «Изонить», «Разноцветные голоса», «Батик».

Кроме того работают кружки: «Чародеи», «Авиамодельный», экологический кружок, шумовой оркестр. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.

    Для учащихся коррекционных классов пока не существует отдельных стандартов. Поэтому обучение в  этих классах организовано по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителями на всех уроках и обеспечивает усвоение учебного материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Большое внимание мы уделяем социализации обучающихся с ОВЗ. Учителем технологии Шиловской С.В. для учащихся 5-9 специальных (коррекционных) классов для детей с ЗПР разработана программа курса «Культура дома», которая предусматривает:

 овладение учащимися необходимыми теоретическими и практическими навыками по ведению домашнего хозяйства, приготовлению различных блюд, уходу за одеждой и обувью.

В ходе изучения данного курса обучающиеся учатся производить мелкий ремонт сантехнического оборудования, мебели. Знакомятся с источниками семейных доходов и статьями расходов, способами сокращения расходов. Учатся аккуратному, бережному отношению к вещам. Знакомятся с видами трудовой деятельности, рынком услуг и т.д.

Организация совместного обучения детей с ОВЗ и «нормы» предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, творческие турниры и конкурсы различного уровня, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом «особые»  дети не только являются зрителями таких мероприятий, но и активными участниками. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к ним.

Учатся дети, вместе с ними  готовы учиться и родители. С 2008 года в школе работает детско – родительский клуб «КонТАКТика», цель которого– формирование у родителей понимания особенностей развития своего ребёнка, перспективных путей взаимоотношения и способности их реализации в домашних условиях, в общении с ближайшим окружением. Подготовка родителей проходит в различных формах.

Работая с семьёй, специалисты школы выполняют три функции:

  • Информируют семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывают об особенностях развития ребёнка, сообщают о возможности взаимодействовать с другими социальными институтами или общественными организациями;
  • Консультируют по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье;
  • Разъясняют родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в семье.

        В течение нескольких лет обучающиеся нашей школы участвуют в сетевом проекте для детей с ОВЗ «Я могу больше!», соавтором которого является педагог – психолог МБОУ СОШ №146 М.А. Мащенко. Одной из его задач является установление и расширение взаимодействия с различными организациями. Очень активно, заинтересованно проходят совместные занятия детей и родителей, которые проводит НО «Новый Акрополь». Совместное участие в фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, досуговых мероприятиях способствует раскрытию личностного и творческого потенциала и формирования образа жизни «особого» ребёнка и всей его семьи.

У школы имеется договор о сотрудничестве с городской ПМПК (МДОУ Центр развития ребенка «Радуга»).  Также мы тесно работаем с ПМПК на базе СКОШ №118.

Активно мы взаимодействуем с ДДиЮ, Экологическим центром, Детской железной дорогой и др. организациями дополнительного образования.

Классные руководители совместно с психологом Журавлевой М.А. проводят работу по профориентации учащихся специальных (коррекционных) классов. Организуют посещение учреждений НПО и СПО, приглашают представителей учебных заведений к нам. Также мы приглашаем специалистов из службы занятости.

Конечная цель обучения детей с ОВЗ - это выпускник, который реализует себя в обществе как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. Успешное достижение этой цели подтверждает следующее.  Достижения обучающихся с ОВЗ.

дипломанты в номинации «Вокал» Городского Фестиваля художественного творчества для людей с ОВЗ «Творчество без границ» (Зинатуллина  К., Иванов А.)

2012 год

  • III место в районном конкурс  «Зимняя фантазия» (Козлов И.)
  • Дипломы 2 степени в районном конкурсе «Социум – проблемы-взаимодействие» (Титова З., Сарсадских А.)
  • Дипломы 3 степени в районном конкурсе практических работ  «Учись учиться» (Хромцов Г., Князев А.)

2013 год

  • Диплом 3 степени в районном конкурсе по психологии          (Антоневич Н.)

В номинации «Лучшая здоровьесберегающая технология» в районном конкурсе практических работ  «Учись учиться» отмечены Дробышевская Е. и Пьянкова А.

По окончании средней школы выпускники специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития успешно сдают экзамены и поступают в различные учебные заведения начального профессионального образования (кулинарное училище, художественно-промышленное училище, профессиональное училище «Лицей-строитель» и др.) и среднего профессионального образования (Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса, Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова, музыкальное училище имени П.И. Чайковского, политехнический колледж, колледж транспортного строительства, колледж строительства, архитектуры и предпринимательства, колледж железнодорожного транспорта и др.). Ежегодно 1-2 человека продолжают получать образование в 10 – 11 классе школы, сдают экзамены и получают аттестаты.

Наши выпускники успешны и в дальнейшей жизни. Один из  примеров: выпускник нашей школы, «особый» ребенок Андрей Полушкин, музыкант оркестра «Баянисты Екатеринбурга» в мае 2013 года стал Лауреатом III международного (VIII Всероссийского) конкурса баянистов, аккордеонистов и гармонистов «Друг баян», а в сентябре 2013 в составе оркестра занял 1 место на международном конкурсе аккордеонистов CITTA DI CASTELFIDARDO в г. Кастельфидардо (Италия).

Другой выпускник Антон Велижанцев связал свою судьбу с железной дорогой.

Таким образом, в школе создана определенная система по обеспечению условий для получения образования детей с ограниченными возможностями   здоровья.

Обучающиеся с ОВЗ:

  • получают доступное и качественное образование
  • развиваются в климате психологической комфортности;
  • с ними проводится комплексная коррекционно-развивающая работа, тем самым снижается проблема по преодолению трудностей в образовании;
  • формируется адекватная позиция родителей по отношению к своим детям и их  особенностям.

Организация работы педагогического коллектива школы с обучающимися специальных (коррекционных) классов неоднократно получала положительные отзывы со стороны родителей.

 Результаты деятельности МБОУ СОШ № 146 по работе с детьми с ОВЗ неоднократно представлялись на районных и городских педагогических чтениях, Региональных и Всероссийской конференциях (таблица 3).  

год

уровень

участник

Название статьи

2011

Всероссийская

Научно-практическая конференция

«Обновление содержания и технологий образования детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы»

Харитонова О.П.

директор

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Пудовкина О.В. зам.директора по УВР

Особенности организации образовательного процесса для детей с ЗПР на второй ступени обучения

Митрофанова Т.Г

 учитель – логопед

Формирование представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ЗПР

Мащенко М.А педагог - психолог

Создание психолого-педагогической среды для детей с ЗПР

Крашенниникова

Л.Н. учитель начальных классов

Использование игровых технологий при формирование вычислительных навыков у учащихся с ЗПР

2012

Всероссийская

Научно-практическая конференция

«Модернизация специального (коррекционного) образования в условиях введения ФГОС общего образования»

Митрофанова Т.Г

 учитель – логопед

Мащенко М.А.

педагог – психолог

Создание коррекционно – развивающей среды образовательного учреждения в аспекте введения ФГОС общего образования

XIII городcкие педагогические

чтения

«Педагогические технологии в образовательной практики г.Екатеринбурга»

Митрофанова Т.Г

 учитель – логопед

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ

 «Методические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»

Харитонова О.П.

директор

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Пудовкина О.В., зам. директора по УВР

Особенности организации образовательного процесса на второй ступени обучения для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития

Марамыгина С.В. зам.директора по УВР

Педагогические возможности рейтинговой системы оценивания учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития на уроках математики

Флавианова Е.А., учитель биологии

Некоторые аспекты преподования биологии в классах для детей с ЗПР

2013

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Митрофанова Т.Г

 учитель – логопед

Конспект логопедического занятия с презентацией  для обучающихся с ОВЗ

«В гостях у принцессы Морфологии»

I Всероссийская научно-практическая конференция

«Состояние и перспективы развития коррекционной педагогики и психологии в образовании России: современные тенденции, опыт развития»

Харитонова О.П.

директор

Марамыгина С.В. зам.директора по УВР

Митрофанова Т.Г

 учитель – логопед

Мащенко М.А педагог - психолог

Обеспечение доступности качественного образования обучающимся с различными потребностями и возможностями в условиях общеобразовательной школы

В 2013 году наша школа с проектом «Обеспечение доступности качественного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях МБОУ СОШ №146» участвует в городском конкурсе проектов «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС».

28 ноября на базе школы прошел городской семинар «Обеспечение доступности качественного образования обучающимся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения», который получил много положительных отзывов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи у школьников с задержкой психического развития

Введение 1) Теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников. 1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы. 1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития речи. 1.З ...

Тезисы выступления на научно-практической конференции РГПУ им. А.И. Герцена

Материал посвящен вопросам развития творческих способностей учащихся. Адресован преподавателям русского языка и литературы. Может предсталять интерес для  родителей....

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...

Значение занятий по плаванию в физическом развитии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.

 Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического....

"ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" Опубликована в альманахе МИР специальной педагогики и психологии Научно-практический альманах. Выпуск 7. - М.: ЛОГОМАГ, 2017

Предупреждение нарушений письма и чтения — одна из важнейших задач дошкольного возраста.В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи, связанным с замедленным темпом пс...

Совместное участие в традиционных народных праздниках детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и детей из фольклорного ансамбля.

Анализ проведения двух традиционных народных  праздников.    Талантливые  дети  из успешного фольклорного ансамбля и дети с нарушением интеллекта, речи, опорно-двигательного а...