Методические рекомендации "В помощь педагогу-воспитателю"
учебно-методический материал

Баендуева Лариса Цыденовна

Метод рек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_vospitatelyu.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»

В помощь воспитателю.

Цель работы коллектива воспитателей школы-интерната совпадает с целью работы всего педагогического коллектива школы: достижение максимально возможного уровня коммуникативной деятельности обучающихся на принципах дифференцированного подхода в коррекционном обучении и воспитании.

 Цель воспитательной работы с воспитанниками группы (которую может ставить воспитатель) -создание благоприятного эмоционального климата в коллективе, психологического условий для развития потенциала личности воспитанников, коррекции и компенсации нарушений в индивидуальном развитии; приобретения опыта социальных отношений

Задачи воспитателя:

  • Формирование и развитие коллектива класса.  
  • Гуманизация отношений в коллективе через разнообразные виды воспитывающей деятельности.
  • Создание ситуации защищённости, эмоционального комфорта, благоприятных условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия способностей.
  •  Защита прав и интересов обучающихся.
  • Организация системной учебно-воспитательной работы с обучающимися.
  • Здоровьесбережение и формирование навыков здорового образа жизни.
  •  Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров Развитие самоуправления в коллективе.

Функции воспитателя школы-интерната:

1.  Организационно-координирующая

  • Организация жизнедеятельности детей, проживающих в интернате
  • Работа с родителями
  • Взаимодействие с педагогами, сотрудниками школы-интерната, общественными организациями
  • Организация учебно-воспитательной работы с обучающимися группы
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Стимулирование детей на занятия в кружках по интересам
  • Соблюдение единого речевого режима

2.  Ведение документации

3.  Коммуникативная

  • Регулирование межличностных отношений между обучающимися, обучающимися и педагогами
  • Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе
  • Оказание индивидуальной  помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

4.  Аналитико-прогностическая

  • Диагностика состояния коллектива и перспектив его развития
  • Диагностика личности, индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития
  • Диагностика семьи, семейного воспитания

5.  Контрольная

  • Контроль успеваемости учащихся
  • Контроль посещаемости уроков
  • Контроль внешнего вида воспитанников

Документация  

  1. Программа воспитания и социализации (положение о программа воспитания и социализации обучающихся ГБОУ КШИСОО)

1-4 кл--- Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся ООП  НОО ( на ступени начального общего образования)

1-9 кл--- Программа воспитания и социализации обучающихся ООП ООО (на ступени основного общего  образования)

10-11 кл---Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации   обучающихся ФК ГОС

  1. План воспитательной работы с классом на год.Планирование по месяцам и соответствующим направлениям воспитательной работы школы (по всем пунктам, классные, воспитательские  часы проводятся еженедельно.согласуется с зам. директора по ВР и утверждается директором 1 раз в год – в сентябре не позднее 15 числа)
  2. Должностная инструкция классного руководителя. воспитателя ( + по необходимости, в соответствии с выполняемыми обязанностями)
  3. Локальные акты (положения: о классном руководстве, о классном уголке, о классном часе, о родительском собрании и т.д.)
  4. Классный журнал (ведение страницы «Внеклассная работа», страницы по занятиям по ПДД, страницы классных часов, заполнение графы занятости в УДО, факультативах, пропуски уроков, сведения о родителях)-
  5. Циклограмма работы классного руководителя, воспитателя  на неделю (когда, в какой день проводится та или иная воспитательная работа с классом).
  6. Успеваемость класса.
  7. График проверки дневников.
  8. Тема самообразования (материалы по теме (проблеме)).
  9. Журнал педагога-воспитателя
  10. Список родительского комитета, протоколы заседаний (не менее 4 заседаний в год). Прошнурованы.
  11. Протоколы родительских собраний. Прошнурованы.
  12. Разработки, сценарии мероприятий.
  13. Планы-конспекты классных часов (воспитательских часов)
  14. Психолого-педагогическая характеристика коллектива класса
  15. Ситуативный дневник наблюдений за воспитанниками с перечнем проведённых бесед, практикумов, звонков родителям по решению имеющихся и возникающих проблем
  16. Тетрадь передачи обучающихся, воспитанников
  17. Тетрадь взаимосвязи педагогов и воспитателей (домашние задания)
  18. Материалы  диагностик, анкетирования, оценочных тестов.
  19. Дневник наблюдения за «трудными учащимися» и «трудными семьями».
  20. Социальный паспорт класса.
  21. Журнал (папка) инструктажа по технике безопасности и ПДД.
  22. Аналитический отчёт по воспитательной работе в классе.
  23. Информация по посещаемости, питанию, проверке дневников, материалы справок, проверки дневников администрацией.
  24.  Внеурочная деятельность. Расписание занятий уч-ся в кружках и секциях  школы и вне школы..
  25. Сведения о родителях..
  26. Классный уголок. Информационно-правовой уголок
  27. Личные дела уч-ся (перечень документов для личного дела уч ГБОУ КШИСОО)
  28. Программа по ПДД (10ч)
  29. Программа по профориетационной работе .Диагностика профориентации – март.
  30.  Программа по безопасность жизнедеятельности
  31. Программа ЗОЖ (обяз половое воспитание)
  32. Программа по профилактике преступлений и правонарушений
  33. Паспорт жилых комнат
  34. Опись документов .Копии документов детей (свидетельство о рождении, медицинский полис)
  35. Методический паспорт воспитателя

План воспитательной работы классного руководителя содержит:

  1. Список класса с датой рождения и адресом.
  2. Анализ работы за прошлый уч. год.
  3. Характеристика класса.
  • Цели и задачи. Разбивка мероприятие по месяцам, неделям
  1. Расписание уроков
  2. Направления:
  • экономическое и экологическое воспитание;
  • патриотическое воспитание;
  • правовое воспитание и культуры поведения;
  • эстетическое воспитание;
  • половое воспитание;
  • гигиеническое воспитание и формирование ЗОЖ.
  • трудовое воспитание;
  • духовно-нравственное воспитание;
  • воспитание толерантности

Содержание характеристики класса.

  • Количество уч-ся, количество мальчиков, девочек., возраст уч-ся количество из неполных семей, количество учащихся с ослабленным здоровьем.
  • Структура класса – какие микрогруппы существуют в классе, по каким основаниям происходит деление на микрогруппы, какие отношения складываются между микрогруппами в классе.
  • Кто является лидерами в классе, их краткая характеристика, входят ли они в официальную структуру класса;
  • Кто является «отверженными в классе, их краткая характеристика, причины их положения;
  • Каков характер взаимоотношений класса с другими классами школы – параллельными, младшими, старшими.
  • В каких официальных школьных и внешкольных объединениях (кружках, секциях, клубах, и т. д.) участвуют ребята.
  • В какие неформальные группы вне школы входят учащиеся класса.
  • Какие нормы и ценности существуют в классе.
  • Каковы традиции, ритуалы, символика, сленг класса.
  • Какие конфликты наиболее часто встречаются в классе.
  • Какие виды деятельности предпочитают в классе.
  • Каковы мотивы участия школьников в деятельности класса,
  • Отношение класса к учебной деятельности в школе.
  • Отношение класса к внеучебной деятельности, осознаёт ли класс себя единым целым.
  • Сформирован ли коллектив в классе, на какой стадии формирования находится..

Характеристики, которые должен иметь воспитатель

  • Характеристика классного коллектива
  • Индивидуальная характеристика учащихся

Работа воспитателя по здоровьесбережению воспитанников:

  • Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности обучающихся в школе-интернате
  • Организация и проведение в коллективе мероприятий по профилактике заболеваний и здоровому образу жизни
  • утренняя зарядка,
  • гигиенические процедуры,
  • проведение физкультминуток на самоподготовках,
  • соблюдение режима проветривания в спальне и классе во время самоподготовки,
  • организация двигательной активности детей на прогулке,
  • внешний вид детей на прогулке в соответствии с сезоном.
  • Организация и проведение мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах, изучение инструктажей по технике безопасности в быту, на улице, по противопожарной безопасности, по противодействию терроризму и др.
  • Организация и проведение мероприятий по профилактике наркомании, курения, токсикомании, алкоголизма.
  • Проведение профилактической работы с родителями на темы ЗОЖ
  • Организация встреч с инспекторами ГИББД, отд. по делам несовершеннолетних, медработниками, наркологами и др.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий на темы ЗОЖ и сбережения здоровья в условиях ухудшающейся экологии (беседы, конкурсы, КТД, декады, соревнования, викторины, выпуск листовок)
  • Организация и проведение исследований уровня культуры ЗОЖ
  • Диагностика уровня и качества знаний о правилах гигиены, о правилах дорожного движения, правовой культуре, экологической культуре.

ОТЧЕТЫ 

ОТЧЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

  • ПОСЕЩАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ (ЕЖЕДНЕВНО)
  • Социальный паспорт (1 раз в год)*
  • Планы воспитательной работы (1 раз в год) – 2 экземпляра. В начале года.
  • Анализ ВР класса (конец года), храниться в папке  кл рук, воспитаталя и ЗДВР.
  • Отчет + фотоотчет о проведении мероприятия в классе. (по мере проведения)
  • Собеседование (по мере необходимости, в конце четверти - 4 раза в год)
  • Журнал бесед и классных, воспитательских часов  сдавать на проверку  в конце каждой четверти.
  • Характеристика на учащегося (по мере необходимости).
  • Отчет классного руководителя, воспитателя по профилактике безнадзорности и неуспеваемости в курируемом классе (в конце каждой четверти).*
  • Отчёт классного руководителя по итогам контроля (дети ВШУ, опека, дети, требующие особого контроля,  дети из неблагополучных семей)(в конце каждой четверти)*
  • Информационная справка об учащемся (дети ВШУ, опека, дети, требующие особого контроля,  дети из неблагополучных семей) (в конце каждой четверти).*
  • Акты обследования бытовых условий проживания учащихся (дети ВШУ, опека, дети, требующие особого контроля,  дети из неблагополучных семей). (1 раз в год)*
  • Мониторинг деятельности классного руководителя по воспитательной работе (по мере необходимости)
  • *отчеты сдавать социальному педагогу

Внутришкольный учет

  • ПО ВШУ (ЗДВР и социальному педагогу):
  • Заявление на постановку на ВШУ (по факту постановки).
  • Карточка индивидуального учета (по факту постановки).
  • Характеристика (по факту постановки, обновляется ежегодно).
  • График проведенных бесед с учащимся, стоящим на ВШУ (по факту постановки, обновляется ежегодно).
  • Оценочный лист, выписка оценок (по факту постановки, ведется в течение года)
  • Индивидуальная карта учёта (по факту постановки, обновляется ежегодно, ведется в течение года).

Текущая работа с классом

1. Ежедневный контроль посещаемости внеурочных занятий.

2. Организация дежурств по школе, в столовой – по графику; в  классе, в комнате, – ежедневно.

3. Организация генеральных уборок – в конце каждого месяца и каждой четверти.

4. Контроль учебно-внеурочной деятельности обучающихся – еженедельно.

5. Составление характеристик обучающихся – в течение года.

6. Проверка дневников обучающихся – еженедельно.

7. Беседы с мед работником школы по поводу состояния здоровья детей.

8. Проведение инструктажей о правилах безопасного поведения в школе, в общественных местах, на природе( раз в четверть)

Индивидуальная работа с обучающимися

1. Изучение интеллектуальных возможностей и особенностей ребёнка.

2. Изучение причин затруднений обучающихся в учебе и процессе социализации.

3. Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска».

4. Контроль за соблюдением медицинских рекомендаций, индивидуальная работа с обучающимися, не заботящимися о своём здоровье.

5. Привлечение каждого ученика к участию в общественных делах.

6. Создание условий для самоопределения и самореализации обучающихся.

7. Внимание к личным проблемам детей, диагностика этих проблем. Индивидуальная работа (утешение, поддержка, полезный совет и т.п.), направленная на разрешение проблем.

Работа  с учителями-предметниками

1. Координация деятельности учителей-предметников для соблюдения единства требований.

2. Содействие учителям-предметникам при контакте с родителями обучающихся.

3. Координация воздействия учителей класса на отдельных учащихся и на класс в целом.

4. Содействие индивидуальному подходу к детям в процессе обучения (помощь слабоуспевающим, поддержка сильных учеников).

5. Организация (при необходимости) малых педсоветов и педагогических консилиумов для осуществления индивидуального подхода к детям.

6. Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания.

Работа  с родителями обучающихся

1. Информирование родителей о состоянии учебной деятельности детей –  постоянно.

2. Работа с родителями, направленная на преодоление непонимания собственных детей и конфликтов с ними.

3. Работа с родителями, направленная на заботу о здоровье их детей.

4. Работа с родителями по организации досуга обучающихся в выходные дни и в каникулы.

5. Привлечение родителей для организации кружков, экскурсий, походов.

6. Посещение семей обучающихся (по мере необходимости).

Методический паспорт воспитателя

20018-2019 учебный год  

ФИО

предмет, образование, категория

Воспитатель_____ класса

Сведения об воспитателе

  1. Педагогический стаж

Тема самообразования "Повышение эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся как результат использования во внеурочной деятельности индивидуального подхода"

  1. Награды, поощрения

Форма

Дата

Кем награжден

Грант в номинации «Лучший классный руководитель»

2018 год

3. Участие в профессиональных конкурсах

Год

Конкурс

Результат

2008

Конкурсный отбор среди лучших учителей района в номинации «Классный руководитель»

Победа

4. Участие в конкурсах детей под руководством педагога

Год

Конкурс

Учащиеся

Результат

2009

Областная заочная эколого-биологическая викторина «Удивительное рядом»

1 место

2010

Районный поэтический конкурс, посвященный государственной символике РФ

2 место

2011

Областная заочная эколого-биологическая викторина «Удивительное рядом»

5. Участие в методической работе 2018-2019учебный год

Форма работы

Тема

Открытый классный час

«Тайны живой природы», май 2011

Открытое общешкольное мероприятие

«Посвящение в пятиклассники», октябрь 2010

Выступление на КМО

Руководитель МО классных руководителей средних классов

Выступление на педсовете

Повестка: «Роль классного руководителя в повышении качества образования», представлен материал «Программа взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками»

Участие в семинарах

Проведение семинаров по плану работы МО

Взаимопосещения классных часов

Рукописное обобщение опыта

Папка классного руководителя 5 класса, представлена на районной методической выставке

Публикации

www/uchportal.ru

www/rusedu.ru

http/900igr.net

http/naurok/ru

Конкурс  «Самый классный                  

                                               классный»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в помощь педагогам при подготовке школьных команд для участия в творческих конкурсах различного уровня

Полезный материал при подготовке ребят к участию творческих конкурсах: начало работы, разновидности творческих конкурсных испытаний, репетиции, работа с микрофоном, возможные ошибки на выступление и с...

Методические рекомендации по эффективной работе педагогов-воспитателей в системе LMS «ШКОЛА»

В презентации описываются приемы эффективной работы воспитателей в системе LMS Школа....

Планирование работы методического объединения педагогов-воспитателей на 2016-2017 учебный год.

Совершенствование профессиональной деятельности воспитателей,  совершенствования воспитательного процесса...

рекомендации для педагогов (воспитателей)

Рекомендации  для  воспитателей«Ложь или фантазия»...

Методические рекомендации по разработке индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов-воспитателей.

Цель рекомендаций – выявить особенности разработки индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это характер...