Главные вкладки

    Методические рекомендации в помощь педагогам при подготовке школьных команд для участия в творческих конкурсах различного уровня
    методическая разработка по теме

    Ануфриенко Евгения Николаевна

    Полезный материал при подготовке ребят к участию творческих конкурсах: начало работы, разновидности творческих конкурсных испытаний, репетиции, работа с микрофоном, возможные ошибки на выступление и способы их предупреждения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации в помощь педагогам

    при подготовке школьных команд

    для участия в творческих конкурсах различного уровня.

    ВВЕДЕНИЕ.

        Школа. В течение 10 лет ребенок живет в этом маленьком и относительно замкнутом мире детей и взрослых, где существуют свои законы. Он постигает большой мир, ежедневно и ежечасно проживая ситуации реальной жизни. Та социальная и психологическая «аура», которая создается в этом мире, в значительной степени определяет развитие его как человека, социально направленной личности, творческой индивидуальности. По значимости для подростка получение знаний в учебном заведении — это скорее необходимость, т.е. вторично, на первое место поставлено общение со сверстниками. Поэтому одной из главных задач учебного заведения является создание благоприятного климата в коллективе, чтобы даже при недостаточной успешности в учебе подросток был адаптирован, ощущал свою важность и необходимость, чтобы спустя годы, он вспоминал свое учебное заведение с ностальгией, как счастливое время, а свой класс, как большую дружную семью. Наверняка каждый педагог знает, что огромное значение для развития сплочённого классного коллектива играет внеурочная работа. Учитель, который действительно верит в своё высокое предназначение и в свои силы сделать жизнь каждого ученика в  классе максимально комфортной, ни упустит ни единой возможности принять участие в различных внеклассных мероприятиях. Сегодня уже никому не надо доказывать, что игра — необходимый атрибут социализации личности ребенка, что в творчестве, в игре гораздо легче постигаются учение премудрости, что это — не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Примером этому могут служить различные творческие конкурсы, которые проводятся в школе  или каком-либо другом учреждении, основными функциями которых являются:

    1. обучающая функция — сочинение сценариев, упражнения для дикции, сценическое движение, музыкальные занятия, занятия танцем, этюды по построению мизансцен, пантомима, жесты и мимика, искусство диалога и перевоплощения, искусство экспромта;
    2. просветительская функция — стимулирование интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;
    3. развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время выступления, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;
    4. коммуникативная функция — объединение учащихся в творческий коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческото сотрудничества с другими детскими коллективами;
    5. релаксационная функция - снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры;
    6. развивающая функция — гармоническое развитие личностных качеств учащихся при подготовке выступления, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
    7. воспитательная функция — проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

      Важным системообразующим элементом любого творческого конкурса является коллективный творческий процесс. В результате ребята становятся способными самостоятельно ставить перед собой цели, регулировать свою деятельность. Они учатся взаимодействию, дисциплине, ответственности, приобретают опыт коллективных переживаний. Этот процесс стимулирует их активность и раскрывает творческие способности, создает «ситуацию успеха», Участвуя в подготовке выступлений, примеряя на себя различные роли, общаясь друг с другом и соперниками, обмениваясь опытом, ребята больше, чем их сверстники, готовы найти себя во взрослой жизни, стать социально активными людьми.

    НАЧАЛО РАБОТЫ.

       У любого конкурса, будь он творческим, спортивным, интеллектуальным и т.д. есть одно неоспаримое правило – это состязание, а значит должен быть победитель и побежденный. Обязательно объясните это детям! Долгие дни, а может и месяцы упорного труда могут быть потрачены для того, чтоб потом в один час проиграть. Но это время не потрачено даром! Убедите в этом детей. Проигрыш вовсе не пятно на вашей репутации и добром имени школы. Это всего лишь первая ступень на пути к настоящему успеху! Зато сколько воспоминаний и  впечатлений! Вы показали СЕБЯ, вы увидели на что способны другие, а это самые главные уроки. Играйте легко, непринужденно, весело — это одно из составляющих успеха.  

        Самое трудное  -  это правильное разделение труда внутри детского коллектива. Худший результат дает практика «каждый делает все». Каждый должен заниматься близким для себя делом, иначе участие в творческом процессе подготовки может быстро разонравиться. А задача руководителя, найти такое дело, чтобы в работу включались одновременно все. Настройте ребят, что теперь они одна команда, делающая одно общее дело и успех зависит от каждого. Участие в творчекском процессе  - это главным образом работа на результат, на победу команды. Задача руководителя - найти каждому ребенку место в команде и доказать ему, что он незаменим именно здесь! В команде не должно быть лишних людей, все должны быть при своём деле. Каждый руководитель детского коллектива знает, на что способен тот или иной ребёнок, поэтому давайте поручения и роли в выступлении по способностям. Конечно педагог не может быть сам одновременно и актером, и режиссером, и автором. Поэтому следует подумать, посоветоваться с ребятами, администрацией школы и решить, кого можно ещё из взрослых приобщить к процессу подготовки, это могут быть

    1. коллеги: заместитель директора по воспитательной работе, вожатый школы, учитель музыки, учитель ритмики, педагоги дополнительного образования;
    2. родители;
    3. старшеклассники и т.д.

      Но даже если все обязанности и поручения уже распределены в коллективе,  всё же руководитель является контролирующим последним звеном.

    РАЗНОВИДНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ.

    Визитная карточка.

       Визитка – самый распространнённый конкурс любого соревновательного мероприятия. Общая идея – представить свою команду как можно ярче, интереснее. Так как на это конкурсное испытание отводится обычно мало времени (3-5 минут), поэтому составляя сценарий визитки не нужно долго думать о сюжете, его вообще здесь может не быть. Лучше найти какой-нибудь интересный ход. Например: неожиданное, необычное появление на сцене, или зажигательный, забавный мини-танец, выход с песней и т.д.. Развитие вносит не сюжет, а перестроение участников на сцене, появление новых персонажей, музыкальное сопровождение, меняющийся темп.

      Особая сложность Визитки в том, что это первый конкурс. Именно в этом конкурсе вам предстоит покорить зал своей энергией и находчивостью, дав понять зрителю и жюри, что вы сегодня — самые лучшие.

    Визитка может быть представлена в виде:

    -КВН-приветствия;

    - агитбригабы;

    - представления команды как единого целого (экипаж лайнера, команда корабля и т.д.)

       Точку в выступлении ставит финальная песня. Финальная песня должна быть логическим завершением выступления. Допустим,  сценарий Визитки был полностью посвящён теме „Экология” и не было ни слова про вашу школу, значит не стоит петь о том какая у вас замечательная школа и как вам в ней нравиться работать и учиться. Это не вывод вашего выступления! В общем в финальной песне не стоит затрагивать какие-либо актуальные темы или даже тему самого мероприятия, если  вы не затрагивали ее в сценарии Визитки!

       С песенным материалом в работе с детским коллективом нужно быть осторожным, чтобы не испортить впечатление от всего выступления. Не выбирайте сложную для исполнения песню, даже если она супер-популярная. Если в классе мало поющих детей, значит петь должны те, кто это умеет делать (поочереди или все вместе). Все остальные могут дружно пропеть или прокричать последние строчки. Если в классе совсем нет поющих детей, пригласите профессионала со стороны, который может помогать вам из-за кулис. И вообще песни можно петь по-разному: речитативом, читать рэп или придумать свой оригинальный способ исполнения.

        Если же в вокальном плане у команды всё в порядке, то и само выступление можно начать с песни. Начальная песня помогает зрителю привыкнуть ко вновь появившейся  команде, к костюмам, голосам, манере держаться на сцене. Кроме того песню придумать и исполнить легче, чем танец и она уже несёт информацию по теме выступления.

       По времени любая песня в сценарии должна продолжаться не более 1 минуты!

    Домашнее задание.

       Очень часто в различных творческих конкурсах встречаются конкурсные испытания под условным названием «Домашнее задание». Это более театрализованные представления. На них отводится больше времени (7-10 минут) и зрителю тяжело воспринимать действие без сюжета такое долгое время. Поэтому этот конкурс обычно представляет собой мини-спектакль на заданную тему. В отличие от конкурса «визитная карточка» здесь оценивается не только текст, но и  постановка. Для «домашнего задания» характерно соответствие театральным канонам, то есть сценарий выстроен по схеме:

    1. введение;
    2. завязка сюжета;
    3. развитие сюжетной линии;
    4. кульминация;
    5. развязка.

       Рекомендуется для  домашнего задания использование таких форм, как сказка, мини-спектакль, пародия на сериал, популярное теле-шоу. Уместно также обыгрывание известных театральных сюжетов (от «трех поросят» до «Гамлета»). Это достаточно сложные формы, требующие профессиональной авторской работы, и, что еще более важно, профессиональной актерской игры. Поэтому можно выбирать другой путь. Сначала можно придумать или переделать различные песни, а также сценки и ситуации на тему конкурса -  отдельнне блоки, а потом они связываются конферансом. Например: конферансье в цирке, всевозможние пародии на популярные телепередачи и фестивали, церемонии вручения различных наград. Хорошая идея на конферанс сразу задает ввод в игровую ситуацию и подразумевает логический выход из нее.

      В «домашнем задании» широко используются костюмы, декорации, различные световые и звуковые эффекты.

      В отличие от «визитной карточки», где число участников часто ограничено, обилие массовки, вторых ролей, проходящих персонажей позволяет активно задействовать весь класс. «Домашнее задание» может завершиться также финальной песней, а можно сделать какой-нибудь философский вывод, но это действительно должен быть вывод из вашего выступления.

    Музыкальный конкурс.

      Если вы участвуете в конкурсе и вам для домашней подготовки предлагается творческое музыкальное выступление. Его можно построить как набор музыкальных номеров без объявления — попурри, поющую линейку, оперетту, поющую сказку, где берётся обычная сказка, а все её персонажи не проговаривают свои слова, а пропевают. Можете выбрать блочную структуру, где связующим звеном будет опять же конферансье. Музыкальные номера в этом случае должны быть примерно одинаковы по времени.

    В конферансе главное подвести к номеру, рассказать — Что? Где? Когда? И дальше не разглагольствовать!

    РЕПЕТИЦИИ.

       Репетиции творческих конкурсов совершенно уникальная вещь. Если в театре режиссер объясняет актеру характер героя и актер пытается вжиться в эту роль, то школьникам придется показывать как играть ту или иную роль в движениях и жестах, а потом закреплять найденную игру многочисленными репетициями.

      Во-первых. Позаботьтесь о том, чтобы каждый участник выступления перед репетицией был хорошо ознакомлен со всем сценарием, а не только выучил свои слова.

      Во-вторых. Определите место нахождения каждого выступающего, дети должны привыкнуть работать каждый на своей точке. Даже самое простое размещение ребят на сцене должно быть тщательно отрепетировано. Выступающие не должны блуждать по сценической площадке, говоря свои реплики откуда придётся, перекрывая друг друга.

      В-третьих. Покажите детям, как включается микрофон, как с ним работать и как обращаться с микрофонной стойкой. Полностью имитируйте на репетициях работу с микрофонами (в том количестве, которое есть на площадке, где будет проходить выступление), с декорациями, реквизитом и примерными размерами сцены.

      Помните, насколько слажено сработает одновременно творческий коллектив, реквизит, звук, свет — от этого, в конечном счете, зависит успех выступления.

    РАБОТА С МИКРОФОНОМ.

       Главная задача выступающего на сцене — донести до зрителя текст, который вы все вместе так долго придумывали. Сделать это можно разными способами (мимикой, жестами, пластикой), но главным способом коммуникации является звуковая подача.

      Из этого следует, что главным помощником  является микрофон. В работе с ним любой выступающий должен выработать рефлекс — «говорю в микрофон и только в микрофон». Чтобы четко подавать текст, надо абсолютно точно представлять особенности работы с каждым микрофоном, участвующим в игре. Основных параметров здесь несколько:

    1. чувствительность микрофона — перед выступлением или на репетиции нужно обязательно опробовать микрофоны по этому параметру (звучат ли они громко и звонко, насколько громко нужно говорить в микрофон, насколько близко подносить к губам или уводить в сторону);
    2. мобильность микрофона — то есть микрофон на шнуре или бесшнуровой радио-микрофон. В случае «микрофон на шнуре» нужно на предварительной репетиции посмотреть длину шнура, особенности подключения к звуковоспроизводящей аппаратуре. В случае если предстоит работать с радиомикрофоном, нужно тщательно отработать способы включения и выключения.
    3. Часто случается так, что микрофонов на сцене 2-3, а участников намного больше. В этом случае на предварительных репетициях нужно оговорить, кто из ребят работает в данный микрофон, или отрепетировать все моменты передачи микрофона друг другу. Кроме того, нужно тщательно отработать процесс снятия микрофона со стойки (если это требуется).
    4. Микрофон за сценой (для закадрового текста и усиления пения).

    ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ НА ВЫСТУПЛЕНИИ

    И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.

    1. Во время выступления - большое количество выступающих без текста, которые просто стоят на сцене. Особенно актуальна эта ошибка для конкурса «визитная карточка». Нужно задействовать только необходимое количество человек, либо придумать, чем будут заняты ребята  без текста (массовка, подтанцовка, что-либо другое).

    1. Сценарные ошибки: сценарий затянут, отсутствует динамизм. Подобная ошибка сказывается на зрительском восприятии (люди в зале отвлекаются, устают и перестают воспринимать материал выступления). Другая распространенная ошибка — сценарий перенасыщен различного рода информацией и фактами, отражающими тему выступления. Еще одна возможная причина неуспеха: использование устаревших, неоригинальных шуток. Никому не нравится слушать один и тот же анекдот в десятый раз.

    1. Исполнительские ошибки: самая распространенная недорепетированность, плохое знание текста. Нередка ситуация, когда побеждает не тот, у кого лучше сценарий, а тот, кто лучше отрепетировал свой материал.

    1. Подача текста мимо микрофона, спиной к залу, перебивание друг друга, выкрикивание текста не вовремя, сценическая «зажатость» (неэмоциональная подача текста, вялость, тихий голос) или, наоборот, переигрывание (нарочитое исполнение текста).

    1. Отдельный разговор о паузах, «технические» паузы (забыли текст, не включилась фонограмма, одни выступающие ушли, а другие еще не вышли)     однозначно идут выступлению в минус, единственное исключение — ребята с блеском выпутались из трудной ситуации на блестящей импровизации. Но не нужно забывать, что дети вряд ли смогут среагировать и сымпровизировать в столь волнительной ситуации. Поэтому все возможные «импровизации» нужно продумывать заранее.

    1. Другая сторона медали — полное отсутствие пауз. Такая ситуация возникает в случае, когда дети «переучили» текст. Они начинают исполнять его автоматически, не обращая внимания на реакцию зала. Текст, звучащий на фоне смеха или гомона в зале, просто не будет услышан.

    1. Достаточно сильно может испортить впечатление от вашего выступления некачественное музыкальное оформление. Проблемы могут возникнуть с некачественным пением: либо поем «вживую» фальшиво, либо поем в микрофон всей командой неслаженно. Не в коем случае, при отсутствии фонограммы «минусовки» нельзя включать первоисточник и пытаться перекричать исполнителя. «Минусовки» можно найти в Интернете, в бонусе к альбомам известных исполнителей. И если самим петь никак не получается, поручите пение «вживую» профессионалам, причем им даже не обязательно выходить на сцену, петь можно и за кулисами в отдельный микрофон.

    ЭНЕРГЕТИКА ВЫСТУПЛЕНИЯ.

       Вы так долго и с таким трудом писали, выдумывали, выстраивали выступления, подбирали роли, репетировали, но все это пойдет насмарку, если зритель не услышит или не поймет какую-нибудь реплику, отвлечется или заскучает во время вашего выступления. Поэтому главное — донести до зала ваш замечательный текст, заставить зрителя неотрывно смотреть ваше выступление.  Если ваши юные артисты на сцене будут что-то мямлить себе под нос, их не будут слушать не только зрители, но даже близкие друзья и родные, пришедшие болеть именно за вас. Если то же самое будет сказано эмоционально, громко, с жестикуляцией — именно ваше выступление привлечёт всеобщее внимание. Именно так нужно работать на сцене. Запомните: любая реплика должна волновать читающего; если она не изложена эмоционально-интересно, она не заинтересует зрителя.

     Чтобы увеличить энергетику воздействия на зал, на сцене должен быть не один человек, а пять-шесть и более, первый говорит — остальние или отыгрывают, или интересуются его репликой, плюс музыкальный фон, второй план, подтанцовка.  Все это увеличивает информационное воздействие на зрителя. Энергетика воздействия имеет постоянную силу при сохранении темпоритма выступления!

    Желаю удачи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ"

    Рекомендации по оформлению документации школьных музеев и комнат славы:примерное положение о музее образовательного учрежденияучёт и хранение экспонатовсобирательская карточкаэкспозиционная работа...

    Методические рекомендации в помощь педагогам-организаторам «Праздничный мир игры как основы социализации ребёнка»

    Теория игры (методологическая основа). Социальная природа игры.Классификация игр.Игры детей дошкольного возраста..  Игры детей младшего школьного возраста. Организация сюжетно-ролевых игр в услов...

    Участие обучающихся в конкурсах различного уровня

    Члены ДиМОО «МОРЖ»  активно принимают участие в конкурсах различного уровня (от институционального до всероссийского), проектах, семинарах, фестивалях и добиваются хороших результатов....

    Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

    Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.Советы для родителей по профилактике суицидал...

    Участие учащихся в конкурсах различного уровня преподавателя МАУ "Школа искусств" Ю.Ю. Кашиной

    Участие учащихся в конкурсах различного уровня преподавателя МАУ "Школа искусств" Ю.Ю. Кашиной за период 2015-2018 уч.г....