Методические рекомендации в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ"
методическая разработка по краеведению по теме

Рекомендации по оформлению документации школьных музеев и комнат славы:

  • примерное положение о музее образовательного учреждения
  • учёт и хранение экспонатов
  • собирательская карточка
  • экспозиционная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  ШКОЛЬНОГО  МУЗЕЯ.

УЧЁТ И НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ МУЗЕЙНОГО ФОНДА.

Учёт в школьном музее, как и в государственном музее, должен преследовать две цели:

  • обеспечение сохранности самого предмета;
  • научную его охрану, т. е. обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете.

Мало иметь сам предмет, необходимо зафиксировать и сохранить все сведения, которые удалось собрать о нем. Утрата этих сведений часто равнозначна потере самого предмета.

Основным документом учёта и охраны материалов школьного музея является инвентарная книга, в которой записываются материалы основного фонда. Запись в инвентарную книгу должна производиться одновременно с поступлением предмета в музей. Инвентарная книга с пронумерованными листами должна быть прошнурована и скреплена печатью школы.

Запрещается из инвентарной книги вырывать листы. Исправления в инвентарной книге допускаются в крайнем случае и делаются красными чернилами.

Инвентарная книга должна иметь следующие графы:

  1. Инвентарный номер. Дается каждому предмету или коллекции, собранной в результате систематических сборов и описанной в полевой (коллекционной) описи.
  2. Дата поступления.
  3. Характеристика предмета. Содержит наименование предмета, краткое описание внешнего вида, данные о материале и сохранности. При необходимости   указывается размер и вес. Для книг, брошюр и тетрадей указывается количество листов. Для фотографий — кратко описывается сюжет. Если на фотографии изображены люди, то необходимо перечислить их поименно слева направо.
  4. Количество предметов.
  5. Способ поступления. Кем найден или подарен (передан) предмет.  Указывается  наименование экспедиции  учащихся, учреждения или фамилия, имя, отчество, адрес человека, передавшего предмет.
  6. Сведения о предмете. Место и время изготовления предмета, его предыдущая история, назначение и способ употребления. Для геологических, палеонтологических, ботанических, археологических и некоторых исторических предметов, собранных в экспедициях, необходимо описание условий находки.
  7. Примечания. Заносятся дополнительные сведения о предметах, полученные уже после записи их в инвентарную книгу (новое научное определение, сделанное специалистами, уточненная датировка), а также делается отметка о передаче материалов в другой школьный или государственный музей и об исключении экспоната из основного фонда с указанием причины.

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ИНВЕНТАРНОЙ КНИГИ  ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

Инвентарный №

Дата поступления

Характеристика предмета (коллекции)

Кол-во предметов

Способ поступления

Сведения о предмете   (коллекции)

Примечания

89

20 июля

1972 г.

Котелок армейский. Местами сохранилась окраска зеленого цвета. На боку процарапана надпись: «Петров В.». На дне вмятина, дужка изогнута.

1

Обнаружен на правом берегу р. Истры, напротив Ново-Иерусалимского монастыря в 200 м к северо-востоку от водонапорной башни. План места находки на 5-й стр. дневника

90

12-21 июля

1973 г.

Коллекция предметов по истории Н-ской дивизии, собранная близ г. Истры: каска, гильзы (две), газета «За Родину» от 15.XII.1941г., гимнастерка солдатская

5

Найдена экспедицией музея в г. Истре и его окрестности по местам боев Н-ской дивизии.

Предметы собраны на поле боя в окрестностях г. Истры и получены от жителей города. Подробнее см. коллекционную опись.

См.   коллекционную опись

91

30 июля  

1973 г.

Медаль «За оборону Москвы» бронзовая, прикреплена к колодке салатового цвета с красными полосами. Сохранность полная, колодка выцвела

1

Получена от сестры Иванова И. А. — Ивановой Марии Александровны, проживающей по адресу: …

Принадлежала Иванову Ивану Александровичу, награжденному медалью за героизм, проявленный при обороне Москвы в 1941 г.

92

22 мая 1948 г.

Фотография групповая: артиллеристы расчета Иванова И. А на фоне развалин г. Истры Слева   направо изображены:…

1

Фото немного выцвело, оторван уголок. Найден экспедицией  музея.

Фотография сделана для дивизионной газеты после освобождения г. Истры от немецко-фашистских захватчиков 28.ХП 1941 г.

Передана по акту

№ 10

Одновременно с записью в инвентарную книгу на каждом предмете пишется инвентарный номер, который наносится тушью или краской так, чтобы при этом не повредить предмет и чтобы номера не бросались в глаза. На рисунках, фотографиях, документах и других материалах на бумажной основе инвентарные номера пишутся на оборотной стороне в левом нижнем углу простым мягким карандашом.

Если инвентарный номер на предмете написать невозможно (наградные медали, значки и т. п.), то к нему прикрепляется с помощью нитки бирка из тонкого картона, на которой пишется инвентарный номер. Инвентарные номера монет, памятных медалей и фотонегативов пишутся на конвертах, в которых они хранятся.

В инвентарную книгу последовательно записываются предметы, приносимые непосредственно в музей. Материалы же, собранные во время экспедиций (походов), должны регистрироваться в полевых условиях в процессе сбора в так называемой полевой (коллекционной) описи, которая имеет ту же форму заполнения, что и инвентарная книга.

Полевая опись должна вестись в отдельной тетради, имеющей прочную обложку и пронумерованные листы. На первой странице полевой описи должны быть следующие данные:

  1. Инвентарный номер по инвентарной книге музея.
  2. Наименование экспедиции.
  3. Место работы экспедиции, пункты сбора материала.
  4. Число описанных предметов.
  5. Фамилия, имя, отчество ответственного за ведение.

Если материал одновременно собирают несколько  групп, работающих по разным темам, необходимо, чтобы каждая вела отдельную опись.

Отдельным предметам, описанным в полевой описи, присваивается индивидуальный номер в порядке поступления предметов. Одновременно с регистрацией собранных материалов в полевой описи на них проставляется номер по полевой описи или пишется этикетка, содержащая следующие данные: наименование экспедиции, наименование предмета, номер по полевой описи, дата сбора, подпись заполнившего этикетку. Этикетка складывается и завертывается вместе с предметом, к которому она относится.

По прибытии из экспедиции собранная коллекция записывается под одним номером в инвентарную книгу, и на первой странице полевой описи проставляется инвентарный номер. На предметах также должен быть проставлен инвентарный номер, который состоит из общего номера для всей коллекции по инвентарной книге и индивидуального номера по коллекционной описи, например, 90/1 — каска, 90/2 — гильза, 90/3 — газета и т. д. (см. образец заполнения).

Кроме полевой описи, в экспедиции должны вестись дневник и тетрадь рассказов, которые за последними номерами записываются в полевую опись.

При передаче подлинных экспонатов из одного школьного музея в другой — школьный или государственный — должны составляться акты приема-выдачи. Акты приема-выдачи должны составляться также при получении материалов от частных лиц, учреждений, организаций.

Акты пишутся на листах бумаги со штампом школы в двух экземплярах по следующей форме:

Наименование музея ________________________________________________________

АКТ ПРИЁМА-ВЫДАЧИ №

« ____ » 19 ____   года МОУ СОШ № _____

Мы, нижеподписавшиеся, представитель ___________________________________

        _______________________________________________________                            

(фамилия, имя, отчество, должность принимающего материал)

и _______________________________________________________________________________

            (фамилия, имя, отчество, должность сдавшего материал)
проживающего по адресу        

города (села, района) Красноармейского района,  хут. ____________________________

составили настоящий акт в двух (трёх) экземплярах в том, что первый принял, а второй сдал в постоянное (временное) пользование следующие предметы:

  1. ..

(Далее перечисляются предметы.)

Всего по акту принято        предметов.

Сдал _____________

               подпись

Принял  ___________

                  подпись

Один экземпляр акта остается в музее, другой вручается сдающему лицу или учреждению. При выдаче материала из школьного музея в инвентарной книге, в графе «примечания», должна делаться отметка о выдаче с указанием номера акта.

Акты приема-выдачи подшиваются и хранятся вместе с инвентарной книгой и коллекционными описями в закрываемом шкафу или сейфе.

Выдача материалов на урок, лекцию, выставку фиксируется в отдельной тетради с указанием даты, цели выдачи, подписи принявшего материал и даты возвращения его в музей.

ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  ОРГАНИЗАЦИИ  ХРАНЕНИЯ.

1.  Большое значение для сохранности подлинных материалов имеет хранительское и экспозиционное оборудование. Самым простым типом оборудования для хранилищ музеев являются закрытые шкафы и стеллажи. Последние применяются для хранения предметов, не боящихся пыли и света: керамики, стекла, металлических предметов и т. п. На стеллажи можно ставить хорошо закрывающиеся коробки с другими материалами.

Фотоотпечатки, негативы, монеты и медали нужно помещать в конверты из черной бумаги и хранить вертикально в коробках. Наружная сторона конверта используется для написания данных о монете, медали, фотоотпечатке.

Документы, листовки, литографии, рисунки, другие виды письменных и графических материалов нужно хранить в папках с клапанами. В папке каждый экспонат должен быть переложен чистой бумагой или вложен в паспарту (гравюры, акварель и т. п.).

  1. При экспонировании запрещается подлинные документы, произведения графики, акварельной живописи, а также фотографии, прикалывать кнопками или  прибивать гвоздями. Нельзя приклеивать их сплошь на картон, монтировать на незастекленных стендах.
  2. Одежду в экспозиции и хранилище желательно подвешивать на специально подогнанных плечиках, концы которых обматываются ватой и обшиваются холстом.

Категорически запрещается укрепление предметов, сделанных из тканей, гвоздями, булавками, кнопками. Помимо механических повреждений (разрыв тканей), они легко приводят к появлению ржавчины.

  1. Ботанические и зоологические коллекции помещаются в экспозиции в закрытых витринах или на планшетах, закрытых стеклом или окантованных. Коллекции насекомых экспонируются и хранятся в застекленных ящиках или коробках, оклеенных внутри белой бумагой; коллекции птичьих яиц — в коробках, дно которых выложено ватой; почвенные образцы (монолиты) — в ящиках, застекленных с одной стороны.
  2. Хранение нарезного огнестрельного оружия любого вида, даже приведенного в боевую негодность, запрещается. Огнестрельное гладкоствольное оружие и боеприпасы, приведенные в боевую негодность, а также холодное оружие, допускаются к хранению в школьном музее только с разрешения МВД района (города).
  3. Предметы из драгоценных металлов (золота, платины, серебра) хранить в школьных музеях не разрешается. Все материалы из драгоценных металлов подлежат передаче в государственный музей. Исключение составляют мелкие серебряные предметы и монеты.
  1. Допускается хранение в школьных   музеях   только тех орденов и медалей СССР, которые после смерти награжденного могут быть оставлены семье на вечное хранение (например, медали за взятие и оборону городов во время Великой Отечественной войны, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.» и  некоторые другие).  Остальные ордена и медали можно хранить только с разрешения Наградного отдела Президиума Верховного Совета СССР. Передача орденов и медалей в школьные музеи при жизни награжденного недопустима.
  2. Для защиты экспонатов от воздействия света (выгорания и нагревания) желательно использовать под музей помещения, выходящие на теневую сторону. Для размещения экспозиции следует использовать главным образом теневые стороны стен, неосвещаемые прямыми лучами солнца, а окна желательно затягивать плотными шторами. Для особо чувствительных к свету экспонатов (документов, тканей, фотоматериалов, графики, акварели и т. п.) применяются дополнительные меры предохранения — шторы и занавески на витринах и стендах.
  3. Музейные предметы требуют определенной температуры и влажности воздуха (температурно-влажностного режима). Помещения для экспозиции и хранилища должны быть сухими и хорошо вентилируемыми. Температура воздуха в них должна быть от +10° до + 25°С. Относительная влажность воздуха, измеряемая психрометрами, не должна превышать 50-60%. Регулировать её можно путем проветривания помещений и искусственного увлажнения с помощью ванночек с водой.
  1. Основной профилактической мерой от воздействия на музейные предметы вредителей (грызунов, моли, жучков-точильщиков) является систематическое проветривание материалов и удаление с них пыли, способствующей размножению вредителей. При необходимости дезинфекции помещения музея следует обращаться к специалистам-музееведам.
  2. Во всех случаях реставрации или профилактической консервации предметов основного фонда следует обращаться к специалистам-реставраторам.

Содержание и формы работы.

Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.

В зависимости от профиля музея и плана работы постоянный актив музея:

  • пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций школьников, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связь с другими школьными, народными и государственными музеями;
  • проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
  • изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
  • осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
  • проводит экскурсии для учащихся, родителей, работников шефствующих предприятий, учреждений и др.;
  • оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;
  • принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея заданий общественных организаций, государственных музеев, военных комиссариатов и т.д.

В целях лучшей организации работы постоянного актива в музее могут создаваться секции (отделы, группы). Их число, состав и функции устанавливаются общим собранием музея.

Учет и хранение фондов.

Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной школой.

Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии).

В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диаграммы, муляжи, модели, диорамы, репродукции, ксеро- и фотокопии, тексты.

Подлинные памятники, находящиеся в ведении школьного музея, подлежат (на основании Положения о музейном фонде СССР, приказ министра культуры СССР № 271 от 26 июля 1965 г.) включению в состав музейного фонда СССР и учитываются в инвентарной книге местного музея соответствующего профиля. Школьные музеи обязаны ежегодно извещать государственный музей о всех поступивших подлинных памятниках.

Материалы, представляющие первостепенную историческую ценность, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей, который взамен подлинника должен изготовить музею копию, выдать документы, фиксирующие ценность представленного материала. Акт передачи является своеобразной положительной оценкой деятельности школьного музея.

В случае прекращения деятельности школьного музея все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.

Руководство работой музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея.

Совет музея разрабатывает планы работы: организует встречи учащихся с ветеранами войны и труда, передовиками промышленности и сельского хозяйства, деятелями науки, культуры, искусства; осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов и другую учебу актива.

В помощь музею могут создаваться советы содействия школьному музею.

В совет содействия входят учителя, представители государственных музеев, шефских организаций, родители. Совет содействия оказывает помощь учащимся-активистам школьного музея в работе, а также способствует установлению связей с научными учреждениями, государственными музеями, с другими школьными музеями района, города, области.

               



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

станция детского и юношеского туризма и экскурсий

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

по оформлению документации

школьных музеев и комнат славы.

Инструктор-методист:       Белинская Анастасия    Григорьевна

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ).

1. Общие положения.

  1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов Федерального закона о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации
  2. Музеи организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3 Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2.        Основные понятия.

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2 Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2 3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов

  1. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.
  2. Инвентарная  книга - основной документ учета  музейных предметов.

2.6.Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3.        Организация и деятельность музея.

  1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
  2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3.        Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4.        Обязательные условия для создания музея;

  • музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
  • собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
  • помещения и оборудование для хранения и  экспонирования музейных предметов;
  • музейная экспозиция;
  • устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5 Учет и регистрация музеев осуществляется в соответствии с действующими правилами

4.        Функции музея.

4.1. Основными функциями музея являются:

-        документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

  • осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
  • организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

-        развитие детского самоуправления.

5.        Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

5.1.        Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам.

- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;

-        учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.)  осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2.        Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.3.        Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4.        Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии  с действующим законодательством.

5.5.        Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

6.        Руководство деятельностью музея.

6.1.        Общее руководство  деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2.        Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель  музея,  назначаемый приказом  по образовательному учреждению.

6.3.        Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4.        В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

7.        Реорганизация (ликвидация) музея.

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образования.

УЧЁТ И ХРАНЕНИЕ

ЭКСПОНАТОВ.

Все подлинные экспонаты музеев образовательных учреждений и выставок, имеющие научное, историческое, художественное значение, являются всенародным достоянием и входят в состав музейного фонда РФ.

С целью лучшей организации учета, хранения, правильного использования собранных материалов, музеи должны доводить до сведения государственных музеев о всех подлинных материалах, поступающих к ним.

Ответственность за сохранность экспонатов, организацию учета и хранения материалов, имеющихся в музее, должны нести, в первую очередь, руководитель музея образовательного учреждения, назначаемый приказом директора.

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют его фонд. Фонд школьного музея состоит из основного фонда и фонда вспомогательных материалов. В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения и являющихся первоисточником для изучения истории, культуры, природы, служащих для создания экспозиции в соответствии с профилем музея и использования в учебном процессе.

Виды материалов основного музейного фонда.

Естественнонаучные подлинные материалы, дающие возможность изучить природные условия и естественные богатства края: объекты живой и неживой природы, обработанные и законсервированные для длительного хранения (чучела, шкурки животных, насекомые, раковины, образцы почв и горных пород, кости ископаемых животных).

Материалы по истории дореволюционного прошлого:

  • археологические материалы, этнографические, историко-бытовые,
    технические коллекции и отдельные предметы, характеризующие развитие
    сельского хозяйства, промышленности и быта населения;
  • подлинные материалы вещественные, письменные, фотографические,
    отражающие развитие народного хозяйства, государства и права, науки,
    литературы и искусства;
  • коллекции и отдельные предметы, связанные с важнейшими историческими событиями или характеризующие жизнь и деятельность
    народных героев, ветеранов войн, деятелей науки и культуры.

Виды материалов научно-вспомогательного фонда.

В состав этого фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы: схемы, диорамы, муляжи, тексты, служащие для разъяснения, как в целом экспозиции, так и ее частей, а также и экспонатов, репродукции с художественных произведений, фотографии массового производства. Учет в школьном музее должен преследовать две цели:

  1. Обеспечение сохранности самого предмета.
  2. Обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете. Основным документом учета и охраны экспонатов является инвентарная книга, в которую записываются экспонаты основного фонда. Разделы инвентарной книги:

Дата поступления

От кого поступил предмет

Наименование краткое описание предмета

Кол-во

Размеры

Сохранность

Примечание

Инвентарная книга должна иметь пронумерованные листы, быть прошнурована и скреплена школьной печатью. Все записи должны быть четкими и аккуратными. Ведение книги должно быть поручено одному человеку-хранителю фондов.

Инвентарный номер по книге проставляется на экспонат тушью или краской, но так, чтобы не повредить предмет, и так, чтобы номер не бросался в глаза.

На рисунках, фотографиях, документах номера пишутся на обратной стороне в левом нижнем углу простым мягким карандашом. Запрещается ставить номера чернилами, химическим карандашом. Если номер на предмете написать невозможно, его следует написать на бирке из картона по образцу:

Бирки прикрепляются к предмету с помощью нитки (медалям, орденам, чучелам). На ткани и одежду пришиваются кусочки материи с номером.

Кроме того, на каждый экспонат рекомендуется составить инвентарную карточку, в которой должны быть следующие разделы:

Инвентарная карточка:

  1. Название предмета.
  2. Материал, из которого сделан предмет.
  3. Размеры предмета.
  4. Источник поступления

Правильное хранение и учет помогут хорошо знать фонд музея, а это позволит быстро подобрать нужный материал для беседы, выставки или экспозиции.

Каждый экспонат должен иметь определенное место хранения. Плоскостной материал (газеты, листовки, документы, рисунки, плакаты и т.д.) рекомендуется хранить, перекладывая чистыми листами бумаги, в отдельных папках, в горизонтальном положении.

Фотографии и негативы хранятся в конвертах, на которых проставляется номер, дается краткое описание и наклеивается контрольный опечаток.

Знамена, вымпелы хранятся в чехлах. Объемные экспонаты также должны быть защищены от пыли, повышенной влажности, выцветания и соприкосновения с другими предметами.

Произведения живописи хранятся в вертикальном положении и свободно. Монеты хранятся в специальных пакетах, которые в свою очередь, вкладываются в коробку с разделителями. В каждом пакетике размещается одна монета или медаль. При экспонировании запрещается использовать подлинные документы, произведения графики, акварельной, гуашной живописи, фотографии прикалывать кнопками или прибивать гвоздями, приклеивать.

СОБИРАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА.

Открытию музея должна предшествовать поисковая работа учащихся. Сбор материалов можно начинать различными способами: коллекции учащихся, туристские путешествия, экспедиции, полевые лагеря и другие формы. Гораздо большее значение имеет сбор материалов в течение целого года по определенной теме. Успех собирательской работы зависит от того, насколько хорошо она организована.

Первое условие успеха собирательской работы - это точное определение цели и темы сбора.

Второе условие - это подготовленность участников сбора к предстоящей работе: работа в архивах, изучение специальной литературы, беседы с краеведами, консультации у специалистов государственных музеев. Составляется план собирательской работы по определенной теме. Примерная схема этого плана такова:

Сроки проведения сбора материала;

Наименование темы:

1)        где будет проводиться сбор материала;

2)        кто будет собирать материал. Какие памятники предполагается собирать. В последней графе по историческим темам могут быть указаны:

а)        вещественные  памятники - орудия труда, одежда, домашняя утварь, украшения, монеты, медали;

б)        письменные памятники: рукописные и печатные книги, газеты, журналы, ноты, различные документы, как отдельных лиц, так и учреждений (протоколы собраний, письма);

в)        картографические материалы - карты, схемы, планы, чертежи;

г)        памятники изобразительного искусства - картины, рисунки, скульптуры;

д)        фото- кинодокументы, фотографии, кинопленки.

Третье условие успеха собирательской работы - бережное отношение к собираемому материалу.

        Во время сбора материала необходима тетрадь для записи собранного материала. На титульном листе тетради должна быть надпись: "Полевая опись материала, собранного (кем, когда?)". Все полученные в походе материалы заносятся в эту тетрадь под номерами, которые соответственно проставляются на предмете или же номерки прикрепляются ниткой.

Вторая графа "название предмета", в нее следует записывать название, данное владельцем предмета, но в скобках указать общеупотребительное название. Кроме этого дается краткое его описание. Цель описания -сделать понятным для нас данный предмет.

В графе "где находится предмет" - если это минерал, растение, животное, надо указать местность, где они найдены. Если это орудие труда, следует указать местность, где они найдены (город, село).

Графа "от кого получен предмет" - нужно записать профессию человека, передавшего предмет, год его рождения, адрес.

Графа "датировка предмета" - если это собранные растения, минералы, палеонтологические находки указывается время сбора "сбор 2004", если это документы - проставляется дата, обозначенная на них. Не следует смешивать время изготовления предмета и время, когда данный предмет попал к владельцу.

Наряду со сбором вещей записываются рассказы старожилов. Для записи рассказа существует особое правило.

К проведению беседы готовятся заранее: определяется, что именно нужно узнать от того человека, с которым собираются беседовать. Составляется план беседы:

  1. цель опроса,
  2. фамилия, имя, отчество информатора,
  3. год рождения,
  4. место рождения,
  5. давно ли живет в данной местности и т.д. Беседу-запись ведут два человека - один беседует, другой записывает. После беседы необходимо проверить запись, дать прочитать рассказчику.

ЭКСПОЗИЦИОННАЯ  РАБОТА.

Составление тематического и тематико-экспозиционного планов Экспозиция-показ памятников в определенной системе. Экспозиция краеведческого музея может иметь, например, такую структуру:

  • природа,
  • история населенного пункта по дореволюционный период;
  • история населенного пункта в так называемый советский период.

Следующий этап работы над экспозицией - разработка структуры тематического плана, т.е. определение тем; которые будут представлены в каждом отделе.

Тематический план, прежде всего, должен отражать основные явления жизни края - хронологическую последовательность исторического процесса. Основными этапами работы над тематическим планом могут быть следующие:

  1. Изучение литературы.
  2. Подбор материала.
  3. Определение отделов музея и идейного замысла экспозиции.
  4. Составление перечня тем.

Оформляется тематический план по схеме:

  1. Наименование темы.
  2. Имеющиеся экспонаты.
  3. Какие экспонаты необходимо дополнительно собрать.

Создавая такой план, учащиеся могут встретиться с необходимостью замены подлинника его воспроизведением. Например, для того, чтобы сохранить редкую фотографию от выцветания, экспонируется ее копия, вместо редкой книги - ее муляж.

В том случае, если подлинник физически не может быть включен в экспозицию (архитектурный памятник, крупная машина), прибегают к созданию макетов и моделей (макет стоянки первого человека, модель первого трактора).

После утверждения тематического плана, если признано, что имеющихся экспонатов (подлинников и вспомогательных) достаточно для построения экспозиции, можно переходить к следующему этапу работы - составлению тематико-экспозиционного плана.

Оформление экспозиции:

После утверждения тематико-экспозиционного плана на совете музея и педагогическом совете составляется эскизный проект будущей экспозиции, к созданию которого обязательно привлекается художник (учитель рисования или черчения). Экспозиция обязательно должна иметь свой художественный образ, раскрывающий ее основную идею. Первоначально составляется график (схема) размещения экспонатов. С их помощью можно испробовать различные варианты размещения экспонатов на отведенной для этого площади.

Измеряется площадь стены и на миллиметровой бумаге в масштабе 1:10 вычерчивается площадь экспозиционного пояса, ширина которого 1,5 м, верхняя граница которого проходит на уровне 2,5-3 м от пола, нижняя 0,8-1 мот пола.

Вот на этом поясе и размещаются экспонаты, расстояние между которыми на стене должно быть 10-15 см, а на графике 1-1,5 см. Составляется график размещения экспонатов и на витринах. После того как продуман план размещения, на графике проставляется нумерация, соответствующая нумерации тематико-экспозиционного плана.

В размещении экспонатов могут быть различные варианты, но все, же существуют и общие правила:

1.        Крупные изображения, ведущие тексты, цитаты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над экспозиционным поясом.

2.        Мелкие предметы, документы, требующие детального рассмотрения на уровне глаз.

3.        Наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, чтобы можно было увидеть их в первую очередь. (Подлиннику - центральное место).

После составления графика для завершения подготовки экспозиции нужно составить этикетаж, т.е. пояснительные тексты к каждому экспонату или группе экспонатов.

Если помещается в экспозиции копия документа, нужно указать, откуда взят документ.

Завершающим этапом экспозиционной работы является оформление стендов, щитов, витрин в соответствии с разработанными планами и графиками.

При оформлении нужно учесть окраску стен, выбор шрифта, найти общее интересное решение зала и расположить весь материал так, чтобы основная мысль была понятна посетителям.

Общие требования к оформлению экспозиции:

  1. Стены следует окрашивать в спокойные нейтральные тона.
  2. Если же экспонат блеклый, его нужно поместить на ярком фоне.

3.        Чтобы предохранить подлинники от вредного воздействия солнечных лучей, рекомендуется повесить на окна шторы из светлой ткани.

После того, как завершено строительство экспозиции, организуется ее просмотр. Для этого созываются члены Совета музея, педагогический коллектив, представители органов образования, специалисты государственного музея, общественных организаций, краеведы и только после этого экспозиция школьного музея может быть открыта для посещения.

Схема тематико-экспозиционного плана:

Название

темы

Экспозиционные комплексы

Экспонаты

Место комплекса в экспозиции

стенд

подлинники и их воспроизведения

вспомогательные материалы

«Наше село в годы войны»

1. Наши земляки - участники войны

1. Фотографии

2. Письма

3. Ордена

Списки участников войны

стенд

2. Состояние сельского хозяйства

1. Орудия труда

2. Фотографии с/х работ

на подставке

3 .Труженики колхоза в помощь фронту

1. Газеты

2. Фотографии передовиков

3. Награды, грамоты

на стенде, в витрине

В приказ по школе

необходимо включить следующие пункты:

1. Цели  и задачи:

- привития детям навыков специальной научно-профессиональной деятельности (исследовательской, музееведческой, архивоведческой, археографической, источниковедческой, литературоведческой и т.п.);

- популяризации истории, культуры, природы, экономики края и действующего законодательства по охране и использованию культурного и природного наследия;

- воспитания патриотизма, интернационализма, гражданского и исторического сознания.

2. Включить деятельность комнаты славы в общий план учебно-воспитательной работы М(А)БОУ СОШ № …

3. Музей (комната славы) создается по инициативе учителей и учащихся на базе М(А)БОУ СОШ № … исходя из возможностей школы и имеющихся материалов.

4. Утвердить Совет музея и его руководителя в следующем составе: председатель (директор музея), хранитель музея, секретарь и члены.

5. В М(А)БОУ СОШ № …  организовать комнату славы (музей) следующего профиля - ….

а)        краеведческий;

б)        исторический (военно-исторические, истории района, города, другого населенного пункта, отдельного крупного предприятия, школы и т.д.);

в)        археологический;

г)        этнографический;

д)        художественный;

е)        литературный;

ж)        мемориально-библиографический;

з)        биологический;
и)         технический;

к)         естественный.

6. Ответственность за сохранность экспонатов, организацию учёта и хранения материалов, имеющихся в комнате славы (музее), несёт директор музея – учитель начальных классов Иванова Мария Ивановна.

7. Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют его фонд. Фонд школьного музея состоит из основного фонда и научно-вспомогательного фонда, который ведёт директор музея (комнаты славы), а также инвентарную книгу.

СОСТАВ СОВЕТА.

Окончательное решение о создании музея в образовательном учреждении выносит педагогический совет, который назначает преподавателя, ответственного за работу по созданию музея.

Приказом директора школы утверждается Совет музея и его руководитель. Количество членов в Совете оговаривается самим Советом.

В Совет входят: председатель (директор музея), хранитель музея, секретарь и члены. Состав Совета ежегодно (в мае) обновляется на 1/3. Необходимо, чтобы в Совете были четко распределены обязанности.

Председатель (директор музея) должен отвечать за общий порядок в музее.

Хранитель музея отвечает за сохранность всех экспонатов, полевых описей, инвентарных книг.

Секретарь ведет запись заседаний Совета музея, совместно с активом музея распределяет обязанности по наблюдению за состоянием музея, участвует в работах по оформлению и уборке музея. Остальные члены Совета шефствуют над различными отделами музея. Наряду с этим распределением обязанностей все члены Совета проводят экскурсии, дежурят, участвуют в уборке помещений, в чистке экспонатов.

Главная задача Совета - привлечь как можно больше учащихся к работе в музее, проведению экскурсий, сбору экспонатов.

Акт  обследования музея образовательного учреждения.

  1. Край
  2. Район
  3. Почтовый адрес и телефон
  4. Полное наименование музея
  5. Дата открытия
  6. Решение руководящих органов об открытии музея
  7. Профиль музея
  8. К какому образовательному учреждению относится музей
  9. Какой государственный музей осуществляет методическую помощь
  10. В каком государственном музее находятся на учете экспонаты
  11. В каком помещении размещен музей:

11.1. наличие отдельных комнат и их количество

11.2. общая площадь музейного помещения        

11.3. площадь, занятая под экспозиции

11.4. наличие спец. помещения для хранения фонда

12. Какие отделы имеются в экспозиции

13. Количество экспонатов (из них подлинных)

14. Количество поступающих экспонатов в год

15. Посещаемость

Акт обследования составлен комиссией:

Председатель: Ф.И.О.

Члены комиссии: подписи

Составлен в 4-х экземплярах:

1-й - в Федеральный Центр детского юношеского туризма и краеведения (ФЦДЮТиК)

2-й- в Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Краевую станцию юных туристов» (ГБОУДОД «КрайСЮТур»)

3-й- в районное (городское) учреждение дополнительного образования

4-й - в образовательном учреждении.

Приложение (образец):

Лицевая сторона учетной карточки

Учётная карточка

Музея образовательного учреждения Свидетельство №

Наименование музея

Профиль музея

Образовательное учреждение: почтовый адрес, телефон, руководитель музея

Характеристика помещения:

Разделы экспозиции

1.

2.

3.

4.        и.т.д.

образец (Оборотная сторона учетной карточки) 

Характеристика фондов музея.

Музейные предметы (кол-во)

  • основной фонд
  • вспомогательный фонд
  • в том числе, состоящие на учете в государственном музее, архиве:
  • посещаемость музея:
  • количество экскурсий:

Подтверждение звания "Музей образовательного учреждения":  

с указанием года,

печать органа образования, подпись, Ф.И.О. руководителя органа управления образования

Примечание: учетная карточка изготавливается на плотной бумаге форматом А 4.

АКТ поступающего в музей экспоната.

Все поступающие в музей экспонаты должны приниматься по акту приема.

В этом акте подробно записываются Ф.И.О. сдающего экспонаты, его домашний адрес, Ф.И.О. принимающего, далее идет краткое описание сдаваемого экспоната с указанием основных размеров, материала, цвета, времени изготовления, внизу акта должны быть две подписи: сдающего и принимающего, с числом, месяцем и годом, а так же с круглой печатью музея (школы). Причем акт приема составляется в двух экземплярах: один храниться в музее, другой выдается на руки сдающего.

Ф.И.О. сдающего экспонат

Домашний адрес.

Ф.И.О. принимающего экспонат

Краткое описание сдаваемого экспоната с указанием основных размеров, материала, цвета, времени изготовления

1

Подпись сдающего экспонат.

Подпись принимающего экспонат

число, месяц и год

круглая печать музея (школы)

Примечание:

Акт приёма составляется в двух экземплярах: один храниться в музее, другой выдается на руки сдающего экспонат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"

Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...

Учебно-методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ..."

Часть 1. Содержит:обеспечение безопасности в путешествиивыбор стоянки для приваланеподготовленность туристов, некачественное снаряжение, питаниеслабая физико-психологическая и техническая подготовка у...

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...

Методические приемы и педагогические технологии в деятельности школьного музея МКОУ «Олинская СОШ».

  В последнее время в деятельности школьного музея актуальными стали интерактивные формы работы: интерактивная, проектно-исследовательская, игровая,  информационная технологии.В итоге...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...