Методические приемы и педагогические технологии в деятельности школьного музея МКОУ «Олинская СОШ».
статья на тему

Кочергина Валентина Ивановна

    В последнее время в деятельности школьного музея актуальными стали интерактивные формы работы: интерактивная, проектно-исследовательская, игровая,  информационная технологии.

В итоге школьный музей  является эффективным средством реализации требований ФГОС и серьезным подспорьем в воспитании подрастающего поколения. 

     Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, краеведения, изобразительного искусства, литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы и педагогические технологии в деятельности  школьного музея МКОУ «Олинская СОШ».

Автор: Кочергина В.И.,

учитель истории высшей категории, руководитель школьного музея

     Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах учебно-исследовательской и общественной деятельности. Для реализации этих образовательных целей существует ряд современных педагогических методов, форм и технологий.

    В последнее время в деятельности школьного музея актуальными стали интерактивные формы работы.

    Интерактивность (от англ. interaction «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы и телекоммуникации, социология, промышленный дизайн, музейное дело и др. [1].

    Однако одной из особенностей школьного музея является то, что он уже является интерактивным по своей природе. Посетители музея – учащиеся, учителя, родители, являются активными участниками создания музейной среды. Они активно взаимодействуют между собой, создавая особое музейное пространство, и являются не только зрителями, но и участниками процесса.   Учащиеся чувствуют свою причастность к формированию экспозиции: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты.

   Интерактивная технология  направлена на включение ученика в музейную реальность. Главный принцип этой технологии в том, что человек усваивает только то, что делает сам. Во многих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем школьном музее можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, то есть  быть соавтором экспозиции. Детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Дети при этом  не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Они могут попробовать выпутать рыбку из сети, перенести чугуны на ухватах, «погладить» белье рубелем и каталкой, полистать старые учебники, помахать казачьей плеткой  и т.д.

        Музейное правило взрослых «Руками не трогать!» меняется на разрешение «Трогать можно!». При этом следует четко обозначить границы игры: что можно, а чего нельзя трогать. Ведь воспитание музейной культуры – важная задача школьного музея.

       Здесь проявляется психологический  феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.  Кроме этого  формируется интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору: входить в состав актива или совета музея, быть просто посетителем, участвовать в творческой группе или просто помогать музею.

       Проектно-исследовательская технология  является ведущей и результативной  в работе нашего школьного музея.   Она заставляет ребят мыслить, учит анализировать, работать с дополнительным материалом, учит работать в команде, что непосредственно готовит детей  к взрослой  жизни и способствует  развитию метапредметных компетенций учащихся. Учащиеся сами планируют свой путь поиска, учатся работать с различными источниками, исследуют проблему, используя полученные данные, приводят необходимые аргументы в доказательство своей точки зрения.

      Одним из первых исследовательских проектов было изучение истории Петровского маяка, расположенного на территории Лиманского района в с. Вышка. Результатом стала поездка на маяк и статья о нем в газете «Лиманский вестник».

      Совместными усилиями педагогов и учащихся  закончена работа над социально-патриотическим проектом по установлению мемориальных плит, посвященных выпускникам школы, погибших в «горячих точках»: Сорвакову Андрею и Глотовой Ирине.  Андрей погиб в самом начале второй чеченской войны во время обстрела военной колонны боевиками.  Ирина, будучи военным врачом-анестезиологом, погибла во время  проведения операции в военном госпитале г. Моздока летом 2003 года, когда госпиталь был взорван террористом.  В это мероприятие были вовлечены учащиеся, педагоги, родители и общественность села и района[2]. Несомненно, это мероприятие оставило неизгладимый след в душах всех участников и гостей этого мероприятия.

     В нашей школе в рамках реализации ФГОС стало традицией  защита школьных проектов в конце учебного года среди учащихся  5-8-х классов. Одним из источников информации для данного вида исследовательской работы становятся материалы школьного музея (статьи из газет, исследовательские работы, рукописные воспоминания, фотографии, военные письма и т.д.).

     Игровые технологии  используются при проведении викторин, историко-спортивных состязаний, конкурсов,  во время музейных занятий. При подготовке литературно-музыкальных композиций используется также и театрализация.  При этом в качестве наглядности активно используются одежда и предметы быта военного времени и далекого прошлого села: шинели, плащ-палатки, кители, сапоги, пилотки, каски и другое. [3]

 По мнению   известного музееведа  Юхневича М.Ю.: «На базе школьных музеев часто работают  творческие мастерские, клубы по интересам, кружки»[4].

     На базе школьного музея Олинской школы действует кружок казачьей культуры «Веретенце». Ребята изучают историю и  фольклор астраханского казачества, которые являются неотъемлемой частью культурного прошлого нашей малой родины: песни, танцы, игры, обряды, традиции…

     Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России часто осуществляется через совместные мероприятия с работниками культуры нашего села: масленица,  традиции астраханских казаков.... при проведении сельских и районных национальных праздников всегда используются экспонаты музея [5]. Материалы для  подобных занятий берутся из фондов музея.

      Информационные технологии также занимают важное место. Результатом проектной и исследовательской деятельности наряду с бумажными носителями становится  мультимедийная презентация, которая впоследствии используется как учебный материал на уроке или внеурочном занятии и позволяет создать информационное пространство музея. В музее подготовлены презентации по различным темам краеведческого музея. Они могут быть использованы в образовательном процессе. Кроме того, каждый учитель и ученик может легко создать свой продукт на основе уже готовых или из «полуфабрикатов» (фотографий, текстов). Для сбора материалов по теме используются возможности сети Интернет.

     Видеофильм, презентация материала, позволяет более наглядно и интересно проводить встречи,  уроки и внеклассные мероприятия на базе музея. При использовании программ PowerPoint или Publisher выступления учащихся становятся более яркими и эмоциональными. Работа с этими программами помогает школьнику повысить самооценку.

      В итоге школьный музей  является эффективным средством реализации требований ФГОС и серьезным подспорьем в воспитании подрастающего поколения.  

     Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, краеведения, изобразительного искусства, литературы. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам стали традиционными.  Традиционными в музее стали также интегрированные уроки ИЗО и истории «Наш край в годы войны», «Локальные конфликты 20 века», «Краше нету Родины моей» и т.д.  Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися.  

Материалы  используют студенты и ученики для подготовки к урокам истории, географии, литературы, краеведения. Имеющиеся материалы также используют работники сельского Дома культуры, библиотек для подготовки мероприятий, посвященных Дням воинской славы,  истории села и т.д. [6].

     Ярким примером тесного сотрудничества между школьным музеем и отделом культуры Лиманского района может служить  мероприятие районного масштаба  под названием   «Профессиональная трибуна» на тему "Библиотека, как центр приобщения населения Олинского поселения к истории России и к малой родине", проведенного в 2016 году на базе музея нашей школы. В мероприятии приняли участие ветераны педагогического труда, библиотекари  центральной библиотеки П. Лиман и Лиманского района, коллектив клуба «Родничок» Олинского Дома Культуры, а также педагогические работники школы [7].


[1] Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/

[2] Кочергина В.И.  Школьный музей как важнейший инструмент реализации детей и подростков // Сборник информационно-методических материалов по музейной педагогике  «Музей и дети» под редакцией Ткачевой Э.Ю. Выпуск 2. – Астрахань: Изд. ГАОУ АО ДПО «АИПК», 2014.

[3] Кочергина В.И. Школьный музей как важнейший инструмент реализации детей и подростков //Сборник информационно-методических материалов по музейной педагогике  «Музей и дети» под редакцией Ткачевой Э.Ю. Выпуск 2. – Астрахань: Изд. ГАОУ АО ДПО «АИПК», 2014.

[4] Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной педагогике /М-во культуры РФ. Росс, ин-т культурологии. - М.. 2001.

[5] Кочергина В.И.Формирование поликультурного сознания учащихся через деятельность школьного музея МБОУ «Олинская СОШ // Сборник материалов  международной научно-практической конференции «Эффективная система непрерывного педагогического образования – основа модернизации и инновационного развития системы образования».   ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», 2014.     http://www.astripk.ru/content_aipkp/novosti/15.05.2015_sbornik.pdf

[6] Кочергина В.И. Школьный музей как важнейший инструмент реализации детей и подростков // Сборник информационно-методических материалов по музейной педагогике  «Музей и дети» под редакцией Ткачевой Э.Ю. Выпуск 2. – Астрахань: Изд. ГАОУ АО ДПО «АИПК», 2014.

[7] Сайт МКОУ “Олинская СОШ» – Режим доступа: https:// 30olya.edusite.ru:  в разделе «Новости», статья «Профессиональная трибуна», от 3.11.2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал "Социально-педагогические технологии работы с проблемными семьями"

Технология работы с проблемными семьями  включает в себя 3 уровня:-профилактический (повышение педагогического образования и просвещения  родителей);-диагностический (сбор достоверной информ...

Методический доклад "Современные педагогические технологии как средство развитие персональной компетентности студентов"

В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществл...

Применение приемов новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе

в работ автор делиться опытом работы по применение приемов  новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе...

Методическая разработка "Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии."

В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод....