Методическая разработка "Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии."
методическая разработка по биологии
В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии.
В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод.
Например, в 7 классе при закреплении темы «Моллюски» я провожу урок - путешествие в мир моллюсков. Учащиеся, работая в группах, знакомятся с многообразием этого типа, побывав на станциях. Активизация во время игры выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Работа в группах придает элемент соревнования, повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма.
В 6-х классах можно проводить игру поиск. Например при изучении разных семейств растений. Из предложенных наглядных материалов нужно выбрать только тех представителей, которые относятся к какому то конкретному семейству.
Так же в 5-7 классах игра – поиск может быть представлена в виде сказки. В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.Например:
Сказка: Один день из жизни амёбы обыкновенной.
В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась. В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём. И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.
Задания.
·О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?
·Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.
·Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.
Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения и жизнедеятельности амёбы обыкновенной. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.
Ученики, прослушав сказку, отвечают на вопросы о строении амёбы, пробуют дописать сказку о дальнейшей судьбе амёбы, читают материал учебника о цисте и записывают в тетради определения.
Умение выделять главное из общего, распознавать объекты, сравнивать, анализировать, обобщать – все эти действия развивают критическое мышление, что способствует созданию устойчивого интереса к биологии.
Игры- упражнения С целью быстрейшего овладения учащимся материалом при изучении животных или растений предлагаю мини игры «Пятый(третий, второй и т.д.) лишний». Учащимся предлагается 5 картинок, они должны из пяти предложенных найти одну лишнюю, объяснить кто изображён на картинке и почему она лишняя.
«Цепочка», даётся карточка с изображениями развития насекомого, учащиеся должны составить логическую цепочку, объяснить каждую стадию и дать название типу превращений насекомых.
Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Можно предложить им закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Или самостоятельно подобрать пословицы, поговорки, шарады, ребусы к следующему уроку. Большинство ребят увлекается такой работой, она их не утомляет и в то же время заинтересовывает, даёт возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество и даже эстетический вкус.
Преимущества игровых технологий:
- Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
- Осуществляются межпредметные связи.
- Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
- Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Результативность.
В своей работе я стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся на творческом уровне. Индивидуальный подход направлен на развитие личности. Игровые технологии способствуют более осмысленному и заинтересованному изучению материала, приобретению навыков по самообразованию, повышают прочность и осознанность знаний.
Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
Вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
Развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
*Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Используемая литература:
- Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.
- Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии (текст) под ред Н.Е. Щурковой – М.: Новая шк., 1998 -207 с.
- Кулицкая Е.В. Дидактические сказки на уроках биологии (текст)/ Е.В.Кулицкая // Биология в школе. – 2005. - № 6. – С.45 - 47.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе (текст) /Н.К.Смирнов/ – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2006. – 320 с.
- Обухова Л.А., Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (текст) / Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко / – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках истории
даны методические рекомендации по организации игр на уроках истории....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/28/picture-554338-1419768238.jpg)
Применение игровых технологий на уроках биологии
Презентация "Применение игровых технологий на уроках биологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-109373-1362401853.jpg)
Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"
Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-846436-1478666464.jpg)
Применение игровых технологий на уроках биологии
Применение игровых технологий на уроках биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/01/picture-1088212-1543664589.jpg)
Выступление на РМО «Применение игровых технологий на уроках биологии»
Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/01/picture-1088212-1543664589.jpg)
Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»
Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972770-1510520381.jpg)
Презентация "Применение игровых технологий на уроке биологии и внеклассной деятельности в коррекционной школе".
В данной презентации отражаются основные виды игровых технологий для учащихся коррекционных школ....