Методическая разработка "Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии."
методическая разработка по биологии

В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kopiya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии.

В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод.

 Например, в 7 классе при закреплении темы «Моллюски» я провожу урок - путешествие в мир моллюсков. Учащиеся, работая в группах, знакомятся с многообразием этого типа, побывав на станциях. Активизация во время игры выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Работа в группах придает элемент соревнования, повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма.

В 6-х классах можно проводить игру поиск. Например при изучении разных семейств растений. Из предложенных наглядных материалов нужно выбрать только тех представителей, которые относятся к какому то конкретному семейству.

Так же в 5-7 классах игра – поиск может быть представлена в виде сказки. В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.Например:

Сказка: Один день из жизни амёбы обыкновенной.

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась. В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём. И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания.

·О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?

·Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.

·Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения и жизнедеятельности амёбы обыкновенной. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.

Ученики, прослушав сказку, отвечают на вопросы о строении амёбы, пробуют дописать сказку о дальнейшей судьбе амёбы, читают материал учебника о цисте и записывают в тетради определения.

Умение выделять главное из общего, распознавать объекты, сравнивать, анализировать, обобщать – все эти действия развивают критическое мышление, что способствует созданию устойчивого интереса к биологии.

Игры- упражнения С целью быстрейшего овладения учащимся материалом при изучении животных или растений предлагаю мини игры «Пятый(третий, второй и т.д.) лишний». Учащимся предлагается 5 картинок, они должны из пяти предложенных найти одну лишнюю, объяснить кто изображён на картинке и почему она лишняя.

«Цепочка», даётся карточка с изображениями развития насекомого, учащиеся должны составить логическую цепочку, объяснить каждую стадию и дать название типу превращений насекомых.

Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Можно предложить им закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Или самостоятельно подобрать пословицы, поговорки, шарады, ребусы к следующему уроку. Большинство ребят увлекается такой работой, она их не утомляет и в то же время заинтересовывает, даёт возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество и даже эстетический вкус.

Преимущества игровых технологий:

  • Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
  • Осуществляются межпредметные связи.
  • Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
  • Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Результативность.

В своей работе я стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся на творческом уровне. Индивидуальный подход направлен на развитие личности. Игровые технологии способствуют более осмысленному и заинтересованному изучению материала, приобретению навыков по самообразованию, повышают прочность и осознанность знаний.

Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

Вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

Развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

*Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.

 

Используемая литература:

  1. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.
  2. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии (текст) под ред Н.Е. Щурковой – М.: Новая шк., 1998 -207 с.
  3. Кулицкая Е.В. Дидактические сказки на уроках биологии (текст)/ Е.В.Кулицкая // Биология в школе. – 2005. - № 6. – С.45 - 47.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе (текст) /Н.К.Смирнов/ – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2006. – 320 с.
  5. Обухова Л.А., Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (текст) / Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко / – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках истории

даны методические рекомендации по организации игр на уроках истории....

Применение игровых технологий на уроках биологии

Презентация "Применение игровых технологий на уроках биологии"...

Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"

Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....

Применение игровых технологий на уроках биологии

Применение игровых технологий на уроках биологии....

Выступление на РМО «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...

Презентация "Применение игровых технологий на уроке биологии и внеклассной деятельности в коррекционной школе".

В данной презентации отражаются основные виды игровых технологий для учащихся коррекционных школ....