Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Айрапетян Анжелика Вагифовна

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно использовать как в урочное время, так и внеурочное.

              Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в нем игрового компонента.

  Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения уроков:

  1. Уроки-соревнования;
  2. Уроки с групповыми формами работы;
  3. Уроки – зачеты;
  4. Уроки – обобщения;
  5. Уроки – лекции;
  6. Уроки – семинары;
  7. Уроки – конференции;
  8. Уроки – игры: «Знатоки», «Поле чудес», командные соревнования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_kazyonnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №15

 

Доклад на тему:

 «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Выполнила учитель биологии:

Айрапетян Анжелика Вагифовна

2019

  Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно использовать как в урочное время, так и внеурочное.

              Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в нем игрового компонента.

  Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения уроков:

  1. Уроки-соревнования;
  2. Уроки с групповыми формами работы;
  3. Уроки – зачеты;
  4. Уроки – обобщения;
  5. Уроки – лекции;
  6. Уроки – семинары;
  7. Уроки – конференции;
  8. Уроки – игры: «Знатоки», «Поле чудес», командные соревнования.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности. Они снижают уровень перегрузки учащихся домашними заданиями, т.к. на таких уроках лучше усваивается новый материал. Такие уроки требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочих опорных знаний. Учащиеся, получив задания, ответственно относятся к их выполнению, к подготовке выступлений перед классом.

   Ученик, готовя сообщения для класса, чувствует себя в роли учителя (рассказывает новый материал, делает выводы с записью в тетради, формулирует вопросы классу).  В конце урока ученик должен дать оценку своей работе на уроке, а также выслушать оценку своей работы. Все это развивает самостоятельность в действиях, ответственность, умение объективно оценить свою работу и работу одноклассника. Каждый учиться выслушивать мнение других, отбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию.

     На таких уроках дети работают с различными источниками знаний. Это приобщает их к работе с научной литературой, периодической печатью, интернет – ресурсами. Такая организация урока развивает очень ценное качество – умение отбирать нужный материал, умение излагать кратко свои мысли, делать выводы. Давать оценку описываемым событиям и явлениям.

  1. Учащиеся самостоятельно изучают новый  материал на уроке в гораздо большем объеме;
  2. Вызывает повышенный интерес к изучаемому материалу (отсутствие скованности на уроке, необычность формы его проведения).

  1. Сказка – повествование «Про гидру» (7 класс)

На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта.

Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами то подошвой.

  1. «Ложный рассказ об амебе» (7 класс)

Жила-была в почве амеба обыкновенная, была она небольшая, всего 50 сантиметров. А цветами переливалась от желтого до темно-красного. Форму имела постоянную, похожую на шарик или овал. Эта амеба была многоклеточна, все-все ее внутреннее пространство занимала цитоплазма.

Она не могла двигаться, поэтому всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться – скакала обычно всем телом на 2-3 метра. Питалось животное рыбами и другими крупными беспозвоночными. Переваривание пищи происходило в желудке, а непереваренные остатки выбрасывались наружу в строго определенном месте. Дышала амеба всей поверхностью тела кислородом воздуха. Делилась сразу на четыре части, а неблагоприятные условия и зиму переносила впадая в спячку

  1. Сюжетная игра – сказка по теме «Корень» (6 класс)

В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.

«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память».

Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Ну-ка думай, вспоминай,

Корню быстро помогай!»

Задание 1.

Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?

Задание 2.

Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.

Задание 3.

В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.

Зона корня Функция Особенности

Задание 4.

Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).

1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)

2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)

3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)

4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)

5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)

6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)

7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)

«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система»

  1. Игра - путешествие

на тему «Розоцветные» (6 класс)

Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу Двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством Розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!

Станция первая «Загадкино»

Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.

В сенокос - горька, а в мороз – сладка.

Что за ягода? (Рябина)

Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)

Будто снежный шар бела, по весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала, разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка :

Куст в колючках будто еж,- вот и назван… (Ежевика)

Стоит дерево древанское:

На нем платье шемаханское,

Когти дьявольские,

Крылья ангельские. (Шиповник)

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дола мне

Родная землица. (Земляника)

Станция вторая «Исследовательская»

На каждую парту раздаются законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.

Станция третья «Внимание! Розыск»

Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фоторобату») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:

1. жизненная форма;

2. характер стебля;

3. листорасположение и особенности листьев;

4. особенности расположения цветков;

5. плод.

Составить общую характеристику для Розоцветных.

Станция четвертая «Знайкино»

Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.

Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Знания о розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии

Установление тесной связи между теорией и практикой при изучении биологии является осно­вой политехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определенной степени способствуют практическ...

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы «Практика использования дистанционных образовательных технологий в школе: ограничения и возможности»

Мое отношение к дистанционному обучению можно выразить так: "Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только ...

Выступление на районном методическом объединении учителей на тему: "Использование приемов дифференциации и индивидуализации учебной деятельности учащихся"

Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе дете...