Главные вкладки

    Материал по теме:
    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС.»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Бадмаева Елена Владимировна

    «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС.»

    … в игре человек испытывает такое же наслаждение
    от свободного обнаружения своих способностей,
    какое художник испытывает во время творчества.
    Ф. Шиллер.

            В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью в соответствием к социальным нормам.

            Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования.
    Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС.  В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

    Слайд 1

     В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию

                                                             - умения анализировать

                                                             - рассуждать,

                                                             - планировать,

                                                             - комбинировать,

                                                             - создавать новое.

    Слайд 2

    Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:

    - создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;

    - стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;

    - затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;

    - активизировать деятельность детей;

    - делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;

    - создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;

    - обеспечивать все возможные формы работы в классе. (Гальскова Н.Д.)

         Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения. Главная задача игровых технологий сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

    Слайд 3

    Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

         Игровые технологии рассмотрены как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС.

     Слайд 4

            Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

             Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

             Игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

            Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

          Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

         Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию  школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств  школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

          В рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода на уроках английского языка должны применяться различные формы работы (парная, групповая, индивидуальная)

    Слайд 5

    Функции игровой деятельности

    • обучающая (развитие памяти, внимания, восприятия информации)
    • воспитательная (воспитание такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре )
    • коммуникативная (создание атмосферы иноязычного общения, объединение коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке)
    • психологическая (формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройка психики для усвоения больших объемов информации)
    • релаксационная (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку)
    • развивающая (гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности)

    Ливингстоун К. выделяет следующие механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода:

    Слайд 6

    - мотивация;

    - прикладной характер игр;

    - субъектность ученика (не мы его учим, а он учится).

    - овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.

           К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные и коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.)

    По времени и условиям проведения игры делятся на урок-игру, игру-элемент урока, игр –внеклассное мероприятие.

    По особенностям содержания и форм проведения игры делятся на:

    Слайд 7

         игры делятся на:

    •        Предметные;

    •        Сюжетные;

    •        Ролевые;

    •        Деловые;

    •        Имитационные;

    •        Игры-драматизации.

          В заключение, можно сделать вывод о том, что посредством игры в рамках системно-деятельностного подхода в классе могут быть внесены разнообразные  формы работы (работа в парах, группах - больших и маленьких и целым классом).  

    СЛАЙД 8

          Г.А.Китайгородская считает, что игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.

       Слайд 9

    Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.

    Хотелось бы завершить свой доклад словами Джона Локка:

    СЛАЙД 10

    «Величайшее искусство уметь превращать
    для детей в игру все, что они должны делать или выучить».

     
    Джон Локк

    Список литературы:

    1. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. -  Начальная школа: Методич.пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004 – 240 с. – (Методика).

    2.  Г.А. Китайгородская «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». –    М., 1982.-стр.39-41. 

    3. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., 1999. – 127

    4.Ролевые игры в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://orkclub.ru/biblioteka/bibri/bibriother/114-rolevye-igry-v-obrazovanii.html /. — Загл. с экрана.

    5.   Самсон  К. 303 совета по обучению английскому языку в школе/ Колет Самсон; Пер. с фр. Е. А. Рейдик. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004 – 96 с.

    6. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка [Текст] / М.Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984 - 370 с.

    7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС. Бадмаева Елена Владимировна Учитель английского языка ГБОУ Школа «Спектр»

    Слайд 2

    ... в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества. Ф. Шиллер

    Слайд 3

    Активные методы обучения: умения анализировать рассуждать планировать комбинировать создавать новое

    Слайд 4

    Требования к современным методам обучения английскому языку в рамках новых стандартов : - создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно; - стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении; - затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; - активизировать деятельность детей;

    Слайд 5

    - делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе ; - создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом; - обеспечивать все возможные формы работы в классе. Гальскова Н. Д.

    Слайд 6

    Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

    Слайд 7

    Основной принцип системно-деятельностного подхода: знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию в процессе исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

    Слайд 8

    Функции игровой деятельности обучающая коммуникативная психологическая релаксационная развивающая

    Слайд 9

    Механизмы игры мотивация; прикладной характер игр; субъектность ученика (не мы его учим, а он учится). овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.

    Слайд 10

    По характеру игровой методики (Селевко Д. К.) игры делятся на: Предметные ; Сюжетные ; Ролевые ; Деловые ; Имитационные ; Игры-драматизации .

    Слайд 11

    Г.А.Китайгородская считает, что игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.

    Слайд 12

    Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.

    Слайд 13

    «Величайшее искусство уметь превращать для детей в игру все, что они должны делать или выучить». Джон Локк


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых технологий на уроках английского языка, как один из путей формирования познавательного интереса учащегося

    Игра – это свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество....

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

    Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"

    Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"...

    Тема: Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.

    ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС...

    Выступление на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций"

    Ниже представлена статья (текст выступления) на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникат...

    Выступление на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Использование веб-квестов на уроках английского языка"

    Презентация к выступлению на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Использование веб-квестов на уроках английского языка"...

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе»

    Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов отвечает всем основным требованиям ФГОС. Данная предметная линия нацелена на...