Презентация к выступлению на районном методическом объединении учителей биологии «Особенности решения некоторых задач № 27 и 28 в ЕГЭ по биологии»
презентация к уроку по биологии (11 класс)
В рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии появились новые задачи, связанные с генетическими закономерностями.
Одним из интересных вопросов является голандрический тип наследования, сцепленный с Y-хромосомой. Этот тип наследования представляет собой особую форму генетической связи, которая может существенно влиять на проявление признаков у потомков. Решение задач, связанных с голандрическим типом наследования сцепленного с Y-хромосомой, требует от учеников хорошего знания генетических законов и умения применять их на практике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии появились новые задачи, связанные с генетическими закономерностями. Одним из интересных вопросов является голандрический тип наследования, сцепленный с Y -хромосомой . Этот тип наследования представляет собой особую форму генетической связи, которая может существенно влиять на проявление признаков у потомков. Решение задач, связанных с голандрическим типом наследования сцепленного с Y -хромосомой , требует от учеников хорошего знания генетических законов и умения применять их на практике.
Особенности голандрического типа наследования: Наследование голандрического типа происходит только от отца к сыну. Хромосома Y не претерпевает существенных изменений при перемещении от одного поколения к другому. Мужчины, несущие мутацию на Y-хромосоме, будут передавать ее только своим сыновьям, но не дочерям. У мужчин, не имеющих мутации на Y-хромосоме, их сыновья не несут риск развития голандрического наследования.
Задача 1#29486 У человека наследственное заболевание цистинурия проявляется наличием цистиновых камешков в почках ( тяжелая гоморецессивная форма ) или повышенным уровнем цистина в моче ( легкая форма у гетерозигот ). Волосатость ушной раковины ( гипертрихоз ) - это признак с голандрическим характером наследования . Женщина с легкой формой цистинурии вышла замуж за мужчину с гипертрихозом и легкой формой цистинурии . Их дочь с тяжелой формой цистинурии вышла замуж за здорового мужчину с гипертрихозом. 1) Составьте схемы решения задачи. 2) Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства. 3) Какой характер наследования имеет заболевание цистинурия ? 4) Возможно ли во втором браке рождение сыновей без обеих патологий? Ответ поясните.
Из условия задачи: AA - норма; Aa - легкая форма цистонурии ; аа - тяжелая форма цистонурии ; Y g - гипертрихоз . Y
Задача (задание № 27) Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ– концу водной цепи соответствует 3ʹ– конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ– конца. Рибосома движется по и-РНК в направлении от 5ʹ– к 3ʹ– концу. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки – палиндромы, благодаря которым у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь – матричная):
ДНК ( из условия задачи ) ДНК: 5ʹ смысловая – ТЦГААГТАГТТЦТТЦГА – 3ʹ ДНК: 3ʹ транскрибируемая – АГЦТТЦАТЦААГААГЦТ – 5ʹ
Задача (продолжение) Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли т-РНК. Определите аминокислоту, которую будет транспортировать эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудалён от концов палиндрома. Объясните последовательность ваших действий при решении задачи. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеотидов в цепи нуклеиновой кислоты указывайте 5ʹ– и 3ʹ– концы.
Определение вопросов, на которые необходимо ответить: Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли т-РНК. Определите аминокислоту, которую будет транспортировать эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудалён от концов палиндрома . Объясните последовательность ваших действий при решении задачи. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеотидов в цепи нуклеиновой кислоты указывайте 5ʹ– и 3ʹ– концы.
Принцип решения задачи: 1 . По транскрибируемой цепи ДНК по принципу комплементарности определяем нуклеотидную последовательность участка центральной петли т-РНК. 2. Мысленно полученную цепочку складываем пополам (5ʹ–конец складываем с 3ʹ –). 3. Находим комплементарные участки – это ПАЛИНДРОМ. 4. Оставшиеся не комплементарные нуклеотиды образуют петлю. 5. В центре петли находим антикодон ( антикодон равноудалён от концов палиндрома) из условия задачи . 6. По принципу комплементарности для антикодона т-РНК определяем кодон и-РНК. 7. ОБЯЗАТЕЛЬНО определяем и записываем 5ʹ– и 3ʹ– концы. 8. Помним, что в таблице генетического кода принято кодоны и-РНК записывать с 5ʹ– конца на 3ʹ–конец. 9. По таблице генетического кода по кодону и-РНК определяем аминокислоту.
Схема решения задачи: 1) По принципу комплементарности и антипараллельности определяем нуклеотидную последовательность участка центральной петли т-РНК : 5ʹ–УЦГААГУАГУУЦУУЦГА–3ʹ; 2) палиндром: 5ʹ–УЦГААГ–3ʹ (3ʹ–АГЦУУЦ–5ʹ); 3) вторичная структура т-РНК:
т- РНК вторичная структура: 5 - У Ц Г А А Г У .. … … .. .. … А .. … … .. .. … Г .. … … .. .. … У 3 - А Г Ц У У Ц У
Решение (продолжение) 4) нуклеотидная последовательность антикодона т-РНК 5 ʹ–АГУ–3ʹ (3ʹ-УГА-5ʹ) соответствует кодону и-РНК 5 ʹ–АЦУ–3 ʹ; 5) по таблице генетического кода этому кодону и-РНК (5ʹ–АЦУ–3ʹ) соответствует аминокислота тре ( треонин ), которую будет переносить данная т-РНК
Задача (2) (задание № 27) Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ– концу водной цепи соответствует 3ʹ– конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ– конца. Рибосома движется по и-РНК в направлении от 5ʹ– к 3ʹ– концу. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки – палиндромы, благодаря которым у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь – матричная):
ДНК ( из условия задачи ) ДНК: 5ʹ смысловая – ГГААТТЦГААГТАГТТЦТТЦГА – 3ʹ ДНК: 3ʹ транскрибируемая – ЦЦТТААГЦТТЦАТЦААГААГЦТ – 5ʹ
Задача (2) (продолжение) Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли т-РНК. Определите аминокислоту, которую будет транспортировать эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудалён от концов палиндрома. Объясните последовательность ваших действий при решении задачи. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеотидов в цепи нуклеиновой кислоты указывайте 5ʹ– и 3ʹ– концы.
Схема решения задачи (2): 1) По принципу комплементарности и антипараллельности определяем нуклеотидную последовательность участка центральной петли т-РНК : 5 ʹ –ГГААУУЦГААГУАГУУЦУУЦГА–3 ʹ; 2) палиндром: 5ʹ–УЦГААГ–3ʹ (3ʹ–АГЦУУЦ–5ʹ); 3) вторичная структура т-РНК:
Всем коллегам !!! Успехов в новом 2024 – 2025 учебном году! Здоровья! Сил! Благословения! Творческих побед и свершений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методической объединении учителей ФК по теме: "Лечебное плавание как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза" 08 ноября 2012 года
Сколиоз - прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости......

Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии на тему: « Система подготовки к сдаче ГИА по биологии».
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ГИА по биол...

Выступление на районном методическом объединении учителей математики.
Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения. (Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Выступление на районном методическом объединении учителей обществознания. Презентация
Выступление на РМО учителей обществознания. Презентация....

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии
Установление тесной связи между теорией и практикой при изучении биологии является основой политехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определенной степени способствуют практическ...

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»
Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...

