Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках истории
методическая разработка по истории по теме

даны методические рекомендации по организации игр на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках истории                                                  Картыменова М.В.

МБОУ «Астрахановская ООШ»

 . Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помогает дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В древности игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Греки считали, что боги покровительствуют играм. В древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал. Ярчайшим образцом организованного досуга следует считать зародившиеся в Древней Греции Олимпийские игры, во время проведения которых прекращались войны, устанавливалось перемирие.

 Актуальность применения игровых технологий с годами не становится менее значимой, напротив, из-за перенасыщенности современного школьника информацией, расширения информационной среды за счет телевидения, радио, интернета актуальность игры в настоящее время повышается.

 В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по-особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. Обучение истории становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры между преподавателем и учащимся строится налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории (1).

Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать (4).

В ходе игры, как правило, даже ученики, желающие все получать в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поиском ответов, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем же чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памятью», но может с умом пользоваться ее богатствами.

Важная роль в организации дидактической игры на уроке отводится педагогу. Для того чтобы продуктивность этой формы была высока, учитель должен стать не только организатором игры, но и ее участником, так как простая отсылка ребят к игре (пусть даже очень хорошей) не вызовет у них особого энтузиазма. Учитель должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести ребят в игру. По мере того, как историческая игра становится более или менее постоянным занятием ребят, учитель постепенно как бы отходит на задний план.

Дидактические игры могут быть проведены во время уроков любого типа: изучения нового материала, повторения и обобщения, контроля.

При изучении нового материала с большим успехом проходят уроки-экскурсии. Они дают широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому. Уроки-экскурсии могут также проводиться при изучении обзорных тем: «Сибирь в XVII веке», «Россия в первой половине 19 в.».

Игра «Новый учитель» требует дополнительной подготовки избранного заранее ученика, который вместо учителя объясняет часть материала на уроке. Учитель должен обязательно проконтролировать подготовку ученика, помочь отобрать материал и подобрать методы и средства. Блок ученика на уроке не должен быть слишком длинным, чтобы не потерять внимание одноклассников. В конце четверти (полугодия, года), когда все желающие ученики побывали в роли учителей, подводятся итоги и выбирается самый успешный учитель.

При повторении и обобщении учебного материала возможно проведение таких игр, как миниолимпиада, аукцион, «Найди ошибку», «Библиотекарь», «Снежный ком» и др.

При проведении исторической миниолимпиады класс делится на команды, которые соревнуются между собой. Задания на мини-олимпиаде могут быть самыми разнообразными: вопросы командам; вопросы «команда – команде»; выполнение заданий на скорость; составление кроссвордов; ребусы, шарады, викторины и т.д. Суть игры-аукциона заключается в том, что каждый вопрос, задаваемый команде, стоит определенное количество баллов. При этом, чем сложнее вопрос, тем выше балл, в конце игры баллы подсчитываются и переводятся в оценку.

Задание в игре «Найди ошибку» связано с проверкой точности знаний учащихся той или иной темы. Школьники внимательно слушают рассказ учителя, а потом указывают на допущенные исторические ошибки и исправляют их. Возможен и другой вариант данной игры. Одна группа школьников (команда) составляет рассказ, содержащий заранее оговоренное количество несоответствий и неточностей, а другая выявляет подобные намеренные ошибки. Игра «Библиотекарь» помогает сформировать представление о хронологии, историческом процессе в целом. Например, на доске в беспорядке без указания дат записываются исторические события, имена исторических деятелей: Хлодвиг, крестовые походы, Жанна д’Арк, Христофор Колумб и пр. Учащиеся же виртуально расставляют книги, рассказывающие об указанных исторических лицах и событиях, на полках в правильном хронологическом порядке.

В игре исторический «Снежный ком» могут участвовать как несколько учеников, так и весь класс. Задается тема, например: «Бородинская битва». Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к этой теме, например, «Багратион». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, тесно связанное по смыслу с уже сказанным, например: «Багратион, Бородино, Кутузов». Третий повторяет слова двух первых участников, добавив свое: «Багратион, Кутузов, Бородино, победа ». В конце игры получается длинный ряд, связанный с определенной исторической темой. Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку слов.

Также на уроках истории можно использовать и небольшие игры, которые можно проводить в начале или в конце урока в течение 5-7 минут. Такие игры помогают разнообразить этап проверки домашнего задания или быстро оценить знания, усвоенные на уроке.

Игра «Придумай предложение». Учитель называет историческое понятие, а учащиеся составляют с ним предложение, например, придумайте предложение со словом «сепаратный» (сепаратный мир – мирный договор, заключённый с противником государством, входящим в коалицию стран, ведущих войну, без ведома и согласия своих союзников). Выполнение этого задания способствует также и развитию речи учащихся. Сходна с ней игра «Продолжи предложение», когда один человек (чаще учитель) начинает фразу, а другой должен ее закончить, например, темпы экономического развития Германии ускорились, потому что…

Игра «Назови». Учащимся предлагается назвать одну из причин, например, первой русской революции, одну из причин поражения революции, одно из открытий, изобретений, достижений науки и техники в конце XIX-начале XX веков. Каждому разрешается назвать только одну причину, одно изобретение. При использовании такой формы за краткий период времени можно опросить большое количество учащихся.

В конце урока-игры нужно получить обратную связь, поэтому рекомендуется составить карту самоконтроля учащегося, в которой могут быть такие вопросы: 1) Какой момент урока вызвал интерес? 2) Что не понравилось на уроке? 3) Какова моя активность на уроке по десятибалльной шкале? 4) Какую оценку по десятибалльной шкале я бы поставил учителю? 5) Какие у меня есть предложения на следующий урок.

Очень важно, используя игровые методики, «не заиграться». Для того чтобы избежать такой опасности, необходимо всегда проводить черту между игрой и жизнью. В игре ученик говорит и действует от имени персонажа, то есть необязательно, чтобы он считал правильным его образ мыслей и действия. В обсуждении он говорит то, что думает на самом деле. После игрового этапа обязательно нужно подвести итог, что получилось, что нового мы узнали на уроке, чьё выступление произвело впечатление, что не удалось, какой опыт можно использовать на других уроках. Очень важно на таких уроках расставить акценты, подчеркнуть важные моменты, поставить перед учениками новые проблемы.

Несомненно, игра для преподавателя – большая нагрузка в плане подготовки к уроку, который требует гораздо больше времени, чем традиционный. Системное использование игровой деятельности на уроках позволяет повысить успеваемость по предмету, изменить микроклимат в классном коллективе, повысить интерес к предмету, научить школьников рассуждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Дидактическая игра на уроке истории – это не только изучение прошлого, но и оценка настоящего, проекция будущего.

Литература

  1. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. – М., 2001. – 27 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1997 – 93 с.
  3. Хейзинга И. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М., 1997. – 416 с.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – 282 с.