Применение игровых технологий на уроках истории
учебно-методический материал по истории (8 класс)

Применение игровых технологий на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить".
                                                                                                                 (М. Горький)

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развеивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Как удивить современного школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока? Как решить одну из важнейших задач современного образования – задачу "формирования у учащихся готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели"?

Для этого на уроках используются различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся:

На мой взгляд, одной из технологий, формирующих вышеназванные компетентности учащихся, является дидактическая игра как одно из средств интенсификации обучения.

А. С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. А. С. Макаренко характеризовал учебную игру как "могучее средство воздействия на детский коллектив".

Педагоги, использующие учебные игры в своей педагогической деятельности, единогласно отмечают, что "игра порождала радость и бодрость, воодушевляла ребят, обогащала впечатлениями", "помогала педагогам избегать назойливой назидательности", "создавала в детском коллективе атмосферу дружелюбия" и др.

В современной школе, делающей ставку на интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы (КТД и др.)

Существующие педагогические игры можно классифицировать:

по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические; релаксационные игры-паузы;

по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации и театрализации;

по предметной области: математические, исторические, экологические, физические:, музыкальные, театрализованные, литературные, трудовые, технические, производственные, военно-прикладные, туристические, народные, спортивные, обществоведческие, управленческие, экономические, управленческие; без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Учитель, использующий игру, ориентирует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ученика

Применение игровых технологий позволило более успешно решать следующие задачи:

Образовательные:

  • Способствовать более прочному усвоению учащимися учебного материала;
  •  Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся творческое мышление;
  • Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

Воспитательные:

  • Вырабатывать историческое самосознание;
  • Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
  • Формирование коммуникативных компетенций у учащихся.

«Узнай историческую личность по описанию»

Учитель предлагает ученикам описание внешности исторической личности или его деятельности. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом.

Например, на уроке истории России в 6 классе учащимся предлагается узнать личность по описанию:

Его призвали новгородцы,  Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

«Сколько способов применения предмета?»

 Учитель предлагает фото или рисунок какого-то предмета быта древних людей, их орудия труда и т.п. Ученикам необходимо назвать как можно больше разнообразных способов их применения. Победит тот, кто назовет наибольшее количество функций предмета (способ применения может быть нетрадиционным, но реалистичным). Игра активизирует и развивает креативное мышление.

Например, в 5 классе в процессе изучения первобытного общества, учащимся предлагается найти способы применения ручного рубила.

 

«Бюро находок»

Учащимся показываются предметы, которые в исторической традиции связаны с деятельностью определенной личности или государства. Ученики должны установить, какому деятелю или к какому государству относятся данные предметы.

Например, в 5 классе, на уроках обобщения по теме «Древний Восток» учащимся предлагается соотнести вещи с государством-изобретателем. Например, пачку чая, рис, бумагу, шелковый платок учащиеся должны соотнести с Древним Китаем, шахматы – с Древней Индией, пурпурный цвет, финики – с Финикией.

 «Синквейн» 

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Для чего используются: обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу; учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех.

Например, синквейн о Геродоте.

умный, образованный

Путешествовал, наблюдал, записывал

Отец истории

Игра «да-нет»

Ученик выходит к доске. Учитель поднимает над ним крупно отпечатанное на листке (или на экране, к которому ученик стоит спиной) слово. Весь класс видит загаданное слово, кроме вышедшего к доске.

Теперь ученик задаёт вопросы, остальные отвечают “Да” или “Нет”.  Ученик может адресовать свои вопросы конкретным ученикам.

На столе лежат карточки с понятиями по изученной теме. Ученики по очереди выходят, вытягивают карточку с понятием. Теперь надо изобразить данное понятие при помощи жестов и мимики. После того, как понятие будет отгадано, ученик говорит полное определение данного понятия.

«Историческая инсценировка»

Позволяет учащимся вжиться в роль своего героя, способствует развитию интереса к предмету, более детальному изучению материала темы, творческих способностей.

 Таким образом, игры на уроках истории – это неотъемлемый компонент обучения. Выстроенные на основе использования наглядности, игры стимулируют творческую активность и познавательный интерес школьников, способствуют лучшему усвоению материала и запоминанию порой сложных понятий и личностей.

Игра «Аукцион». Эта игра проводится после прохождения одного из

исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке

обобщения предлагается ребятам игра: «Продается» оценка «5». Каждый из

учащихся может ее «купить». Для этого ученику нужно назвать любое

историческое лицо, жившее в эпоху правления царя Ивана IV. Любой другой

«участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого

современника Ивана Грозного. При этом называемые имена не должны

повторяться. Повторившийся участник выбывает из игры. Каждое имя

записывается на доске и в тетрадях (это делает повторение более эффективным).

Если ученик называет малоизвестное лицо, то надо сказать о нем несколько слов!

Если после очередного названного имени возникает пауза, медленно ударяется

молотком три раза; ребята за это время могут назвать других исторических героев.

Выигрывает тот, кто последним назовет имя героя. После третьего удара молотком

никто не должен прзносить имен. Победитель получает «5».

                                                           Вопросы:

                                    Что находится в « черном ящике»?

1.Изобретенный в Китае прибор, который помогал в далеких путешествиях /компас/.

2.Тонкая и воздушная ткань, секрет производства был известен только китайцам /шелк/.

3.Книга из папируса, свернутая в трубку /свиток/.

4.Строительный материал  Древнего Двуречья /глина, кирпич/.

5.Символы власти в Древнем Египте /жезл, плеть/.

6.Имя жены фараона, чей портрет дошел до наших дней /Нефертити/.

7.Священное животное в Древнем Египте, которому на лапы надевали кольца /Крокодил Себек/

8.Богиня, покровительница женщин и их красоты /черная кошка  Бастет/.

9.Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте священным /лотос/.

10.Оружие, которое изменило жизнь первобытного охотника. По мнению исследователей, использовалось как музыкальный инструмент /лук/.

11.Название воина из личной охраны персидского царя / « глаза и уши»/.

12.Эта звезда появлялась на горизонте в Египте, предупреждая людей о разливе Нила /Сириус/.

13.Древнейшее из «семи чудес света» /Пирамида/

14.Ассирийская статуя, охранявшая вход в царский дворец /Крылатый бык/.

15.Первая священная история /Библия/

16.Предмет, который, по мнению древних египтян, защищал от злых духов и несчастий /Амулет/

17.Священное число в Древнем Двуречье /60/.

18. В древности это - лекарственный напиток, горький, вязкий на вкус, восстанавливает  силы. /чай/.

20.Это животное, статуя ее установлена в Риме в Капитолии за то, что по легенде  об основании города, она якобы выкормила братьев – Ромула и Рема./Волчица/

21.Священная птица Зевса- символ власти./Орел/

22.Это животное почитается в Индии с древнейших времен. Символ могущества и безопасности государства./Лев/

23.То, что находится в черном ящике, стало причиной войны, согласно мифу.

   /Золотое Яблоко, миф о Троянской войне /

24. В Европу изделия из этого материала привезли участники крестовых походов. Он ценился на вес золота./Фарфор/

25.Торговля этим товаром в средние века была довольно прибыльной. Его взвешивали на весах, ценили на вес золота. Так называли богатого человека в насмешку./Перец, «мешок с перцем»/

26.Эти цветы являются символами междоусобной  войны, жестокой и беспощадной,   продолжавшейся 30 лет. /Алая и Белая Роза/

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

 г.Балаково Саратовской области

Применение игровых технологий на уроках истории.

Балакина Марина Николаевна,

учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 19

                                                                    2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Методика применения игровых технологий на уроках химии

Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...

Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы 8 вида

Данная статья  является опытом работы учителя математики коррекционной школы 8 вида Аристарховой Марины Алексеевны. В статье подробно рассмотрены игровые технологии, которые применяются в ра...

Применение игровой технологии на уроке географии

Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...

Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках истории

даны методические рекомендации по организации игр на уроках истории....

Исследование применения игровых технологий на уроках истории

Данный опыт работы был представлен на педагогическом совете школы 25.03.14....

Применение игровых технологий в преподавании истории и обществознания.

В работе всё активнее учителя используют нетрадиционные методы преподавания. Считаю, что игровые технологии помогают сделать различные этапы урока более интересными для учащихся, а это в свою очередь ...