Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания
методическая разработка на тему

 

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование. Слова «проект» и «проектирование» прочно входят в жизнь россиян. С проектами мы встречаемся в научной деятельности, а также в культуре, спорте и других сферах. Мы слышим по телевидению о том, что запустили новый проект, подразумевая новый фильм, передачу или спектакль. В России не так давно начали реализовываться приоритетные национальные проекты, которые связаны с наиболее важными сторонами общественной жизни. Одним из них является «Образование».

Таким образом, проектирование явно или скрыто присутствует в нашей жизни и постоянно расширяет своё влияние на деятельность человека.

Но самая главная проблема - не всё, что называется проектом, является им, иногда встречаются и дешёвые подделки.

Сегодня назрела необходимость более подробно говорить о проектировании, особенно в отношении системы образования, где сегодня любой реферат, доклад, небольшое научное исследование, инсценировка, ролевая игра идут под фирменным названием проекта. От учителей и администраторов требуют проектов- как можно больше, хороших и разных. При этом редко удосуживаются объяснить, что же это такое и « с чем эти проекты едят».

Ещё одна проблема- это то, что в педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования. Но найти точки соприкосновения, выделить основные принципы, показать различия в подходах не только нужно, но и крайне важно для понимания современного педагога, особенно для историков и обществоведов, на головы которых и валятся в большей степени эти проектные инновации.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Opisanie_pedagogicheskogo_opyta.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная методика - одна из активных форм обучения
 истории и обществознанию.

 

Я работаю в школе учителем истории немного и немало, всего десять лет. Мой педагогический стаж начался в 1999году и с тех пор в другой роли я себя не рассматривала. Ранее темой моей работы было: «Развитие познавательной активности учащихся через выполнение заданий творческого характера».

Развивающее обучение - активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

В последние годы я поняла, что стала всё более  отдаляться от данной проблемы. Более современной  и может быть даже модной стала для всех проблема социальной компетентности личности. Результатом стало появление компетентностного подхода к обучению. Современное содержание образования далеко не всегда отвечает потребностям реальной жизни. Оно «даёт инструкции», но не учит как правильно и адекватно действовать в той или иной ситуации. Современному школьнику нужны жизненные навыки, которые можно применить в реальной жизни. Для реализации этой цели на сегодняшний день разработано много технологий, среди них всех ближе и интереснее для меня стал  метод проектов.

Мне всегда грустно слышать на конкурсах по социальному проектированию, как какая-то группа детей ставит не вполне реальные цели, даже фантастические, которые  решить не под силу даже государству.

Например, закладка аллеи героев в городе с установкой именных гранитных плит и т. д. За подобными проектами хорошо видны взрослые, которые делают всё это вместо детей.

Что даёт социальное проектирование нашим детям? Это умение составлять официальную документацию (заявления, ходатайства, отчёты), выстраивать бюджет проекта и перспективный план его реализации, вести переговоры со спонсорами и просто заинтересованными людьми, проводить социологические опросы и диагностировать изменения внешнего окружения проекта и многое другое. Но главным результатом проектной деятельности является сплочение проектной группы и рост социальной активности детей.

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование. Слова «проект» и «проектирование» прочно входят в жизнь россиян. С проектами мы встречаемся в научной деятельности, а также в культуре, спорте и других сферах. Мы слышим по телевидению о том, что запустили новый проект, подразумевая новый фильм, передачу или спектакль. В России не так давно начали реализовываться приоритетные национальные проекты, которые связаны с наиболее важными сторонами общественной жизни. Одним из них является «Образование».

Таким образом, проектирование явно или скрыто присутствует в нашей жизни и постоянно расширяет своё влияние на деятельность человека.

Но самая главная проблема - не всё, что называется проектом, является им, иногда встречаются и дешёвые подделки.

Сегодня назрела необходимость более подробно говорить о проектировании, особенно в отношении системы образования, где сегодня любой реферат, доклад, небольшое научное исследование, инсценировка, ролевая игра идут под фирменным названием проекта. От учителей и администраторов требуют проектов- как можно больше, хороших и разных. При этом редко удосуживаются объяснить, что же это такое и « с чем эти проекты едят».

Ещё одна проблема- это то, что в педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования. Но найти точки соприкосновения, выделить основные принципы, показать различия в подходах не только нужно, но и крайне важно для понимания современного педагога, особенно для историков и обществоведов, на головы которых и валятся в большей степени эти проектные инновации.

Сложные вопросы воплощения проектной деятельности в школе.

Чем учебный проект отличается от других проектов?

Насколько широкой должна быть тема проекта, чтобы он не превратился в несколько проектов?

Насколько эффективна индивидуальная работа над проектом?

Каким образом должна проводиться презентация проекта?

Какова роль руководителя (учителя) в проекте?

Можно ли проектным способом изучать весь курс?

Может ли проект способствовать освоению полного объёма знаний (с учётом современных требований)?

Каково оптимальное соотношение имитации и реального в учебном проекте?

Как следует относиться к возможности совершения ошибок в учебном проекте?

Является ли урок проектом для учителя?

В каком случае? Все ли так относятся к уроку?

Каковы критерии оценивания проектов?

На часть вопросов,  я уже смогла ответить, когда выступала на августовском методическом объединении учителей истории Оренбургского района, а также на  мастер- классе в рамках школы «Юный лидер» по темам: Роль педагога в детском социальном проекте, проектная и исследовательская деятельность.

Но другие вопросы требуют серьёзной проработки. Обойтись без проектирования в современной жизни невозможно. Если мы хотим, чтобы новые поколения российских граждан осознавали свою ответственность, были активными и инициативными, не боялись трудностей, верили в свои силы и видели возможности к их рациональному применению, то в той или иной степени должны включать проектирование в учебный процесс.

Проектирование является одним из принципов организации деятельности человека.

Проект- это не просто хорошее дело, деятельность по его подготовке характеризует осознанность, целенаправленность, результативность, рефлективность;

Проект требует значительных временных и энергетических затрат.

Не стоит абсолютизировать эффективность проектирования, но и не следует его недооценивать.

Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов 20 века.

Метод проектов широко использовался в России  и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде.  Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи компетентностного подхода в обучении подрастающего поколения.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Кухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины.

Е.С. Полат объясняет проект как один из методов педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления».

С точки зрения методики проект это ряд действий, направленных на достижение единичной цели, обычно крупномасштабной, с ограниченными временными рамками. Метод проектов, по определению Е.С. Полат, предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, осязаемыми, то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению. Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте

  • исследовательские
  • творческие
  • приключенческие, игровые
  • информационные
  • практико-ориентированные

2. По характеру координирования проекта

  • с явной координацией
  • со скрытой координацией

3. По характеру контактов

  • внутренние (региональные)
  • международные

4. По количеству участников

  • личностные (индивидуальные)
  • парные
  • групповые

5. По продолжительности проведения

  • краткосрочные
  • средней продолжительности
  • долгосрочные

Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования.

Составные элементы проектирования в образовании.

Творческие проектные мастерские.

Проектирование предполагает особые методические приёмы в работе преподавателя, широкое использование дискуссий, ролевых и деловых игр, моделирования. Всё это подразумевает перенесение акцента с пассивных на интерактивные методы преподавания, предполагает изменение системы работы преподавателя.

Учебный проект, несомненно, может стать замечательным вариантом изучения некоторых вопросов. Например, в курсе истории тему отмены крепостного права  можно построить на проектной основе, тем более что и сама историческая ситуация свидетельствует о существовании разных вариантах (проектах) по данному вопросу. События любого правления также могут быть рассмотрены в виде проекта- например, перед классом может быть поставлена задача создания веб-сайта, посвящённого определённому периоду правления. Для этого необходимо наметить основные страницы, распределить между учащимися задания по наполнению той или иной страницы, а общей объединяющей работой будет создание главной страницы. Здесь необходимо будет учитывать особенности темы, возраст учащихся, их подготовленность, наличие технических возможностей и многое другое.

В игре (10 кл.), «Устный диафильм» (другой вариант слайдовая презентация) детям предлагается представить себя авторами диафильма и по ходу рассказа учителя составить его план, записав содержание или название картинок для его кадров. Так, например, по теме «Движение народников» учитель готовит сюжетно-образный рассказ. О самой игре учитель сообщает на уроке, следующим образом: «Представьте, что каждому из вас необходимо создать диафильм под названием «Хождение в народ». Я сейчас постараюсь ярко и образно рассказать, как это происходило, а вам нужно, внимательно слушая мой рассказ, составить перечень кадров, то есть либо записать название картинок, которые вы помещаете в кадрах, либо текст, который вы собираетесь под ними записать. Суть в том, чтобы потом вы могли бы по вашим записям восстановить и рассказать, как вы видите каждый кадр вашего диафильма».

Создание исторического альманаха, посвященного самому восстанию или периоду начиная со времени организации Северного и Южного обществ до 14 декабря.

Историческая карта может быть посвящена ссылке декабристов. На карте России необходимо будет указать кружками разного цвета или мелкими фигурками:

а) города, через которые декабристы следовали в Сибирь;

б) места отбывания декабристами каторжных работ;

Применение проектного подхода имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. Учебный проект для ученика- способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат. Данный способ применим к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявление бытовой и ментально-нравственной сфер общества.

 Тема: Приметы и суеверия в жизни древнерусского человека.(10 кл)

Проблема-  сохранение суеверности русского (российского) человека.

Цель – выявить и раскрыть   все языческие суеверия, которые были связаны с одеждой, вещами и повседневным бытом. Убедить доверять не приметам, а своему интеллекту.

 Тема: Из бабушкиного сундука.. (6 кл)

Проблема- сохранение уникальной культуры быта  Древней Руси.

Цель- создание уголка русского быта в школьном музее, проведение открытого урока (внеклассного мероприятия)..

Тема: Кумиры советской эпохи. (11 кл)

 Проблема - резких изменений в системе нравственных и моральных ценностей советского общества периодов «оттепели» и «застоя».

Цель - сделать подборку из популярных  фильмов советского периода ( составить закадровый комментарий) и создать коллекцию фотографий «Кумиры советского кино».

Тема: Мир вещей в доме советского человека. (11 кл)

Проблема- низкого  уровня и «скромного» качества жизни в советском обществе и обществе современном.

Цель- создание виртуальной и музейной выставки « Мир вещей в доме советского человека».

По этим темам создаются презентации, исследовательские работы, портфолио.

Собранный материал, а это открытки, значки, посуда, фотографии и другие вещи советских времён идёт для оформления выставок и экспозиций в школьном музее. (см. приложение №1)

Музей – центр гражданского становления личности. Школьный музей рассчитан на детей. Дети будущее нашего общества .Если мы хотим вырастить достойных граждан,  мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.

Музейная программа включает в себя несколько блоков рассчитанных на разный возраст и на самые разнообразные интересы.

Неиссякаемый источник, Родные истоки, Истоки добра и милосердия, Родословные истоки, Истоки славы и доблести.

Форма реализации всех блоков- проектная деятельность

Именно через проект раскрывается и реализуется ребёнок.

Проектная деятельность- это активность, ответственность, долг, пропаганда, сотворчество, поиск.

В своё время меня очень заинтересовала методика Эдварда де Боно, изложенная в его «Шесть шляп мышления» (СПб, 1977) и нацеленная на развитие нестандартного мышления. Урок в 11 кл. по теме «Гражданская война в России». Форма урока- деловая игра: заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска «К 90-летию завершения Гражданской войны в России». Технологии урока: методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», метод ассоциаций, дискуссия. Учащиеся делятся на группы («отделы редакции») и получают задания, которые должны решить, используя определённые шляпы (см. табл.)

 

Табл. Пример использования методики де Боно на уроке «Гражданская война в России»

Отделы редакции

Способы мышления

(«шляпы»)

Задания

Социологический

Белая шляпа- с «чистого листа»

Разработка социологического опроса на выявление отношения наших современников к Гражданской войне.

Архивно-документальный

Синяя шляпа - деловое, рациональное, предметное общение.

Подготовка презентации «Хроника событий гражданской войны»

Научный

Зелёная шляпа – творческое мышление

«Мозговой штурм по теме: почему большевики смогли взять и удержать власть?

Литературный

Красная шляпа- эмоциональное мышление, выражение чувств, переживаний.

Подготовка эссе, стихотворений или рассказа от имени человека нашего времени о Гражданской войне.

Отдел критического

анализа

Чёрная шляпа- критическое, негативное мышление.

Формулирование аргументов в обоснование негативной оценки действий красного и белого движения в Гражданской войне.

Философский

Жёлтая шляпа- позитивное мышление

Формулирование аргументов в обоснование позитивной оценки действий красного и белого движения в Гражданской войне.

Актуальность темы: «Моя политическая партия» состоит в том, что для школьников вопросы создания партий и их роли в выборах- вещь как правило, малопонятная. Игра позволяет сконцентрировать внимание учащихся 9-11 классов не на персоне, а на идеях, правовых процедурах. Цель игры- повышение правовой и политической культуры школьников через непосредственное участие каждого в создании молодёжной политической партии.

Партии были созданы и представлены и на День Конституции, состоялось выступление партий и прошло голосование (в голосовании принимали участие 5-11 кл), которое показало рейтинг каждой партии. Презентация партий была очень яркой и неожиданной, ребята в качестве рекламы и агитации использовали видеоролики, слайдовые презентации, календари. Было представлено три партии и каждая из них, сформировала свой электорат, который отдал ей свои голоса.

Здесь необходимо будет учитывать особенности темы, возраст учащихся, их подготовленность, наличие технических возможностей и многое другое.

Надо отметить, что  таким образом проводить изучение всего учебного курса не возможно, хотя бы потому, что надо использовать разные формы и подходы. Оптимальным может быть включение отдельных проектных действий на уроке, а затем полноценное использование проектирование во внеклассной работе ( в данном случае социальное проектирование).

В текущем учебном году проектная деятельность полностью была посвящена теме 65-й годовщине Великой Победы.

В 2007 году был первый опыт «большого» проекта «Мужество» ( см Приложение №2), который дал замечательные результаты- 2 место в областной акции «Я- гражданин России». В работе над проектом были заняты 9 и 11 кл.; информационное пространство Интернета перестало пугать ребят количеством информации, они научились целенаправленно добывать знания; создавая слайд-проекты, учащиеся освоили программу презентации и приобрели навыки оформления работы в электронном виде. И с тех самых пор, мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем работать в проекте « Я – Гражданин России»

В 2010 году работа над проектом закончилась. Мы словно прикоснулись сердцами к подвигу, прошли сквозь время и сами стали другими, сильными.

Проект Мужество стал для нас нечто большим, чем просто проект, это была жизнь, которой мы жили три года, невозможно перечислить сколько было трудностей это и непонимание проблемы с властями, финансовые трудности, поиск в архивах, оформление документов, но не это главное, главное есть результат- 22 июня 2010 года в нашем посёлке открылся памятник, мы увидели слёзы гордости за своих земляков, услышали слова благодарности родственников ветеранов.

 С 2008 года мы начали работать над проектом «Дети войны- дети мира». Был создан стенд и одноимённый видеофильм. Её ты узнал не из книжки, так начинался наш фильм о детях войны и о нас детях мира которые были причастны к этому проекту.

Проект Дети войны навсегда оставил след в нашей душе. Он вызвал в нас одновременно и боль и радость и слёзы. Люди плакали на съёмках и вновь плакали на премьере видеофильма, который мы успели смонтировать и показать накануне 65- летия Победы.

Этот фильм получил  в мае 2010 года, диплом второй степени и денежную премию на областном фестивале Салют Победа!

В 2010 году, мною совместно с учащимися разрабатываются новые проекты. В10 классе  на уроках обществознания мы начали работу над проектом «Моя семья – моё  богатство», целью которого стало укрепление семейно-нравственных ценностей среди молодёжи. Продуктом проекта станет- выпуск сборника лучших сочинений,  фотографий, родословных и рисунков на заданную тему, а также видеофильм «Золотые свадьбы».  Накопленный материал станет ресурсом для проведения интересных мероприятий как школьных так и сельских, таких например как «Семья Соловьёвки», «День села» и других.

  К 230-летию посёлка состоялась премьера проекта «Подари герб посёлку», организаторами и оформителями проекта также стал 10 класс. Была не только оформлена выставка, но и проведено народное голосование на праздновании «Дня села», самые интересные идеи были поощрены призами от администрации посёлка.

Самое главное, что ребята ощущают важность и нужность той работы, которую они выполняют.

Взаимодействие с учеником в ходе работы над проектом.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. Педагогическая тонкость, здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект- это его работа. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения.

Иными словами:

А1-А2- если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, другую(трудную) часть работы он выполняет вместе с взрослым, то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять самостоятельно;

В1-В2- если ребёнок всю работу, даже туею часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;

С1-С2- если ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу.

Взаимодействие с учащимися в его зоне ближайшего развития

при работе над проектом.

Сегодня

Завтра

А1

А2        

В1

В2

С1        

С2

Особенности взаимодействия учителя и ученика на различных этапах работы над проектом.

В схематичном виде элементы проектирования представлены в  виде следующих линий:

Область целеполагания

Область проблемы

Область оценки

Ценностный уровень

Цель

Проблема

Оценка ситуации

Творческий уровень

Задачи

Способ решения проблемы

Ожидаемые результаты

Практический уровень

План, задания, сроки, график

Решение проблемы, осуществление плана, внесение изменений

Оценка промежуточных и окончательных результатов. Презентация. Рефлексия.

 Данное расположение элементов очень удобно и показывает путь для творчества всем участникам проекта. Наличие трёх уровней позволяет чётко разграничить проектный подход от мероприятия или от набора добрых дел.

Первый этап работы над проектом-  проблематизация. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Процесс пойдёт, когда исходная проблема проекта приобретает личностную окраску. Если тема не вызывает интереса, то работа превратится в тяжкую повинность. Самое главное мотивировать ребёнка, самый же неэффективный способ- прямое принуждение, оно может всё перечеркнуть. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт.

Следующий этап –целеполагание. Увлекшись темой проекта дети часто не соизмеряют свои желания и свои возможности. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.

Дальше надо спланировать все шаги. Здесь может потребоваться значительная помощь учителя. Важно только не начать планировать вместо ребёнка. Задавайте своему ученику вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? ( это поможет определить задачи)

Как ты будешь решать эти задачи?

Когда ты будешь это делать? (сроки)

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы? (ресурсы) и т. д.

На этапе реализации, могут возникнуть изменения, которые нужно будет внести в первоначальный замысел. Это может снизить мотивацию.

У многих подростков пока не сформировано «чувство времени», поэтому надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ученика.

Презентация- это витрина проекта. Регламент, как правило составляет 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев. Речь и регламент- две основные проблемы презентации. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше если текст презентации будет написан в виде тезисов.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.  Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

 5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них,  «Генеалогическое древо» (6 кл),  «Дом моей мечты»  (6 классы).  У детей  должно создастся  впечатление, что изучение обществознания - это не только деятельность, но и удовольствие.

 С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролевые: это инсценировка обычаев и традиций разных народов на уроках обществознания в 8 классе  по теме: Этнос. Народ. Нация. Проекты «Чувашия», «Армянские свадебные традиции», «Казахская свадьба», Сказка «Венок дружбы» и другие.   Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету или  сделать видеозаписи. И, наконец, учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит, может прекрасно рисовать.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.

 Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе.

Совместная работа над подготовкой проекта – это  прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде. Лучше,  когда участвуют все. И мне, конечно, приятно, когда, встречаясь,  мои ученики говорят: “А помните, как мы ...” – и вспоминают веселые, подчас курьезные случаи, которыми всегда изобилует процесс подготовки любого проекта.

И совершенно неважно, какую роль они тогда играли – главную или совсем уж эпизодическую, вспоминают они об этом с удовольствием, и в душе рождается очень теплое чувство. И чем больше лет отделяет от школы, тем теплее оно становится.

Заключение

В прошлом году, подводя некоторые итоги работы по методу проектов , я предложила своим ученикам  принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.

Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.

 

1. Какими источниками информации Вы  обычно пользовались при подготовке проекта?
а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие)


 

2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?
а) Да; б) Нет.

3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?
а) Да; б) Нет

 


 

4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
а) Да; б) Нет.


Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся интегрировало школьников в различные среды, и прежде всего в  социальные.  Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.

Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.

Хотелось бы дать совет учителям: для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению горизонта знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках.

Хотелось бы представить,  как это все может быть в недалеком будущем. Школа для ребенка – активная школа, предполагающая выполнение многочисленных заданий, которые часто придумываются на ходу, потому что их нет ни в одной книге. Для этого, естественно, учителю и ребенку необходим доступ к технике в любое время..

Надеюсь, что и большинство наших школ вскоре также будет оборудовано по последнему слову техники и выполнение проектных заданий станет еще интереснее и плодотворнее.

Петряева Светлана Анатольевна        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Применение проектной деятельности на уроках истории

Презентация о применении проектной деятельности на уроках истории...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

презентация, способная  помочь воплотить проект...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

Статья посвящена проблемам использования технологии проектной деятельности на урокахистории и обществознания...

Материал для выступления на заседании школьного методического объединения « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»

Представление педагогического опыта на заседании школьного МО учителей истории и обществознания  по теме « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...


 

Комментарии

Жужнева Маргарита Сергеевна

Уважаемая Светлана Анатольевна! Я согласна с вами, что среди новых педагогических технологий, направленных на реализацию поставленных обществом задач особое место занимает социальная практика и методика социального проектирования. Именно проектное обучение сегодня становится тем средством, которое позволяет формировать такие ключевые компетенции как способность проявлять инициативу, работать самостоятельно, брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, уметь осваивать какие-либо знания и применять их для анализа новых ситуаций, уметь принимать решения. То есть быть социально адаптированным, обладать набором качеств и знаний для успешной самореализации, ощущать свою значимость в социуме.