Материал для выступления на заседании школьного методического объединения « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»
статья по истории на тему

Представление педагогического опыта на заседании школьного МО учителей истории и обществознания  по теме « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для выступления на заседании школьного методического объединения

« Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»

В условиях реализации ФГОС целью современного образовательного процесса становится  не только запоминание фактического материала  по истории и обществознанию, но и овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем. На современном уроке необходимо создать условия для активной мыслительной деятельности школьников, получения собственного социального опыта, ценностных ориентаций; развития коммуникативности, мобильности, ответственности за собственный выбор и результаты деятельности; формировать обстановку на уроке, когда учащийся мог быть честным в своих рассуждениях, выводах. Урок должен способствовать развитию самостоятельной  поисковой творческой  деятельности, запускать механизмы самообразования и самоорганизации. Ответом на эти требования становится увеличение активных методов обучения. Системно-деятельностный  подход — это такой метод, который помогает решать поставленные выше задачи. Данный метод подвигает ученика стать активным субъектом педагогического процесса. Цель системно-деятельностного подхода сводится к тому, что результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией. Будущий выпускник учиться ставить цели, решать учебные и жизненные задачи ,отвечать за свои решения, соотносить их с решениями одноклассников, участников проектной  группы.

Системно-деятельностный  подход к обучению позволяют реализовать современные педагогические технологии: ‒ метод проектов ‒ учебное исследование ‒ проблемное обучение ‒ кейс-технологии. Остановлюсь на методе проектов, который чаще других используется на уроке. Использование данной технологии предполагает серьёзное  изменение роли учителя на уроке. Учитель становиться  организатором проектной деятельности, формирует условия для проявления у школьников  интереса к познавательной деятельности и применению полученных знаний на практике. Приступая к реализации метода проекта, учитель должен понимать, чему он желает научить учащихся в ходе выполнения работу над проектом. Формируя группы или индивидуальную работу над проектом, учитель способствует освоению детьми методов исследования. Роль ученика в ходе проектной деятельности меняется, он становится активным участником и выполняет действия, ведущие его к разрешению значимой для него проблемы. Разный уровень подготовленности детей побуждает учителя прибегать к разным видам учебных проектов. Исполнительский проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, выполнение таких проектов допустимы при работе со школьниками, у которых недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Выполняя проект, дети находят решения заданий, посильных для их уровня подготовленности и отвечающих их интересам. Информационный проект побуждает ребёнка к обработке ,анализу определённого объёма информации. Данный проект представляется разработчиками перед широкой аудиторией. Конструктивный  и творческий проекты предполагают готовность учащихся к самостоятельному выполнению проекта .Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчик.

По количеству участников проекта проект может быть групповым, парным ,индивидуальным .Групповая форма работы дает опыт сотрудничества, уважительного отношения к результатам деятельности каждого участника группы и их мнению, идеям. Работая в группе, ученики могут прибегать к консультации друг друга и  объяснениям, данным на языке сверстника.

Ученики начинают осознавать, что от деятельности  каждого в отдельности зависит успех всего проекта. По продолжительности проекты могут быть мини-проектом (на 1 урок) , краткосрочным (4–6 уроков)  или  длительным (месяц, четверть, учебный год и т. п.)

Рассмотрим пример работы над длительным проектом. В 2016-2017 учебном году была выделена тема «Великая Отечественная война.1941-1945гг», по которой был проведён проект «Великая Отечественная война глазами мужчины, женщины, ребенка»(на материалах семейных архивов и воспоминаний). В 2016-2017 учебном году в проекте «Великая Отечественная война глазами мужчины, женщины, ребенка» участвовало более 90 уч-ся. В 2017-2018 учебном году участниками проекта стали учащиеся 9А,9Б,9В классов. В ходе работы над проектом учащиеся учились ставить проблему; планировать свою деятельность; собирать, обрабатывать ,осмысливать  информацию; выбирать форму представления продукта проекта; выбирать форму защиты проекта .Лучшие работы были представлены на районный конкурс «История моей семьи – в истории России», посвященный 73 годовщине Победы в Великой Отечественной войне и стали лауреатами первой степени (Работа Андроновой К., Зернова И., Колбасенко А.)  Опыт работы над проектом стал бесценным достоянием каждого учащегося, соединил знания и умения, компетенции и ценности каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей языковедческого цикла

Анализ ошибок и недочетов в работе учителей литературы по результатам написания итогового сочинения по литературе как допуска к ЕГЭ (2014г.)...

Выступление на заседании школьного методического объединения

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полу...

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson – E-Panel», 2017 год.

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson &nda...

Выступление по теме " Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания"

Выступление по теме моего самообразования: " Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики  и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...