Главные вкладки

    Выступление на заседании школьного методического объединения учителей языковедческого цикла
    статья по литературе (11 класс) на тему

    Наталья Валерьевна Семенова

    Анализ ошибок и недочетов в работе учителей литературы по результатам написания итогового сочинения по литературе как допуска к ЕГЭ (2014г.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx22.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на заседании школьного методического объединения учителей языковедческого цикла МАОУ Константиновской средней общеобразовательной школы

    Ошибки в сочинениях и пути их устранения

    С 2014-2015 учебного года по решению Правительства Российской Федерации  как форма допуска к государственной аттестации вводится итоговое сочинение по литературе. Я не буду сейчас рассматривать ошибки и недочеты наших выпускников, допущенных в сочинениях, опираясь на пять критериев, рекомендуемых Министерством образования и науки для оценки работ. Т.к. эти критерии довольно, на мой взгляд, «размыты». Возможно, в будущем они будут более точными, более жесткими, и тогда оценка сочинения по этим критериям будет носит реальный характер. Сейчас я хочу остановится на том, какую РЕАЛЬНУЮ картину изучения литературы за последнее десятилетия продемонстрировали работы наших выпускников.

     Одна из целей введения итогового сочинения состоит в том, что на выпуске, в идеале, выпускник мог обнаружить уровень своего культурного, интеллектуального и эстетического развития, т. е. обнаружить качества, составляющие понятие «образованный читатель». «Образованному читателю» свойственны: 1) восприятие художественного произведения как факта искусства; 2) умение дать интерпретацию литературного произведения — художественную и логическую; 3) эстетический вкус, т. е. умение отличить истинно художественное произведение от ремесленной поделки.

    Интерпретация литературного произведения, т. е. умение выразительно читать его, самостоятельно судить о нем, а также толковать его с литературоведческой, эстетической и этической позиций, требует специальных знаний, умений и навыков, а именно: 1) умения ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи исходя из формулировки темы и своих возможностей, с тем чтобы выбрать наиболее подходящий жанр речи; 2) умения выполнить высказывание в избранной форме (жанре); 3) наличия определенного объема историко-литературных, теоретико-литературных, биографических знаний; 4) отличного знания художественного текста.

    Как показывает практика работы в выпускных классах, многие ученики 10-11 классов в сочинениях допускают ошибки, свидетельствующие о плохом знании литературы, о недостаточно высоком (можно даже сказать низком) уровне речевой культуры. Однако особую тревогу вызывают разнообразные ошибки, связанные с неэстетическим уровнем восприятия художественного произведения.

    Эстетическое восприятие — это восприятие и оценка художественного произведения как факта искусства, т. е. в единстве формы и содержания (важно и что изображается, и как изображается, и авторская позиция по отношению к изображаемому).

    При таком восприятии в сознании читателя возникают внеконтекстные образы: читательский образ (образ восприятия), не совпадая с писательским образом, искажает его (например: «Татьяна Ларина — отрицательная героиня, потому что она ленива: «Ее изнеженные пальцы не знали игл”»). Неэстетическим считается и наивно-реалистическое восприятие произведения, когда воспринимается и оценивается предмет первоначального отражения независимо от средств изображения, т. е. герой воспринимается как исторически достоверная личность, а события, составляющие сюжет произведения, — как события самой жизни, без учета условности искусства.

    Ошибки, обусловленные неэстетическим восприятием художественного произведения, могут быть в любом сочинении, независимо от его жанровой формы. Но есть ошибки, характерные лишь для того или иного жанра. Наиболее распространенными жанрами экзаменационных сочинений являются два: элементарная литературно-критическая статья (рассуждение) и свободные заметки, построенные по принципу разноплановых ассоциативных связей.

    В сочинениях, написанных в жанре литературно-критической статьи, наиболее типичны ошибки, связанные с незнанием специфических особенностей рассуждения как способа словесного действия, с неумением уяснить тему, а также ошибки, обусловленные неумением составить план рассуждения.

    В последние годы учащиеся все чаще и чаще пишут сочинения в жанре свободных заметок. Предполагается, что в таком сочинении пишущий, не скованный никакими планами и правилами, имеет больше возможностей раскрыть свое отношение к литературе, к жизни. К сожалению, это не совсем так. Так, на одном из уроков по подготовке к сочинению ребятам предлагались две аналогичные темы: «Последняя прочитанная мною книга» и «Об одном стихотворении». Все работы были написаны в жанре свободных заметок. Отличных оценок поставлено не было, хороших — одна,  плохих — 11 и получили рецензии примерно такого содержания: «Сочинение представляет собой пересказ произведения».

    Сочинение, построенное по принципу разноплановых ассоциативных связей, имеет право на существование: «душу» этого жанра составляет фактическая ценность отдельных замечаний, поражающих читателя или новизной информации, или оригинальностью восприятия, или блеском остроумия. Кто может писать в таком жанре? Очевидно, что большинству выпускников рано браться за него. Во-первых, у них нет достаточной суммы достоверных знаний, необходимых как «опоры» мыслительно-речевой деятельности; они допускают ошибки, непростительные в сочинении любого жанра, а в сочинении, рассчитанном на полную самостоятельность мышления, — тем более (нередко не помнят, например, названия стихотворения, о котором пишут как о любимом, не знают, где и когда оно было написано; искажают отдельные места художественного текста, плохо ориентируются в географических названиях). Во-вторых, многие наивно-реалистически воспринимают художественное произведение, поэтому не могут писать о нем как о произведении искусства — сбиваются на элементарный пересказ, попутно пытаясь выразить «свое мнение». Но именно «своего мнения» фактически у пишущего и нет. Нельзя же считать «своим мнением» заявления такого рода: «Меня глубоко волнует творчество Александра Пушкина, который, по-моему, является «началом всех начал русской литературы”. Прекрасным образцом его любовной лирики является стихотворение «Я помню чудное мгновенье”. Я считаю это стихотворение шедевром русской поэзии». Самостоятельное суждение — одно из самых высоких достоинств ответа и сочинения. Но оно может быть хорошим и плохим, правильным и неправильным, научным и антинаучным. Очень часто «своим мнением», «самостоятельностью суждений» поступающий в вуз пытается прикрыть  незнание  литературы,   неуважение   к   ней.

    Пишущие в жанре свободных заметок, как правило, допускают больше, чем авторы сочинений других жанров, ошибок, свидетельствующих об отсутствии эстетического вкуса, «чувства языка», о примитивизме мышления и речи.

    Сколько бы мы ни перебирали ошибок в сочинениях, какими бы разнообразными они ни казались, есть три главные причины, определяющие их:

    1) низкий уровень восприятия художественного произведения;

    2) отсутствие достаточной суммы знаний;

     3) неразвитость мыслительно-речевых умений и навыков, необходимых для самостоятельной интерпретации художественного произведения; неумение строить высказывание в различных жанрах.

    Анализ ошибок, допущенных учащимися при написании итогового сочинения, позволяет сделать выводы о недостаточной работе учителя и учащихся на протяжении изучения всего курса литературы в основной и средней школах:

    - изучение художественных произведений проводится без опоры на прочитанные в полном объеме тексты, учащиеся демонстрируют в сочинениях опору преимущественно на пересказ ключевых эпизодов вне связи с сюжетом произведения,

    - изучение некоторых произведений сведено к просмотру художественных фильмов по мотивам произведений,  

    - художественные произведения обобщаются преимущественно в форме пересказа отдельных фрагментов, без учёта внутренней связи, единства  между ключевыми эпизодами

    - при повторении художественных произведений не организовано повторное прочтение ключевых эпизодов,

    - повторение художественных произведений организовано без учёта историко-культурного  контекста,

    - изучение произведений строится  без учета тематических направлений итогового сочинения, что не позволяет учащимся осознать, как на основе изученного литературного материала построить рассуждение по заданной теме,  

            - учащиеся не знают точного лексического значения слов следующих тематических групп: нравственные качества человека, положительные и отрицательные стороны черт личности литературного персонажа, черты характера литературного героя, особенности взаимоотношений между персонажами, отношение автора к героям и средства его выражения, отношение автора к поднятым проблемам  и средства его выражения, средства создания образа героя,

    - у учащихся на недостаточном уровне сформирован навык проверки и редактирования сочинения,

    - у учащихся на недостаточном уровне сформованы навыки замены словосочетаний  синонимичными конструкциями,

            - у учащихся на недостаточном уровне сформирован навык соблюдения грамматических норм русского языка при составлении предложений с однородными членами, сложноподчинённых, сложносочиненных, бессоюзных предложений, предложений с разными видами связи,

    - у учащихся на недостаточном уровне сформированы навыки работы с орфографическим словарём, которым разрешено пользоваться во время проведения итогового сочинения (изложения),

    - у учащихся на недостаточном уровне сформированы навыки применения орфографических норм,    

    - у учащихся на недостаточном уровне сформированы навыки  синтаксического анализа предложений  с однородными членами, сложноподчиненных предложений с союзными словами, сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, предложений  с обособленными обстоятельствами, предложений с обособленными определениями, предложений с вводными словами,  предложений, в которых главные члены предложения выражены именами существительными, глаголами в неопределённой форме, именами числительными,

    - у учащихся на недостаточном уровне сформированы навыки построения разных синтаксических конструкций с учетом пунктуационных норм русского языка.  

    Рекомендации по результатам итогового сочинения

    На основе анализа итогового сочинения, в  целях дальнейшей подготовки учащихся к итоговому сочинению  (изложению) рекомендуется:  

    - проанализировать  темы пробных  итоговых  сочинений, предложенных  в разных регионах,

    - проанализировать и обобщить с учащимися  возможное содержание сочинений по предложенным темам,

    - проанализировать и обобщить с учащимися  возможные пути – варианты раскрытия тем,

    - сформулировать  варианты  вступлений по предложенным темам,

    - сформулировать по предложенным темам варианты тезисов,

    - сформулировать по предложенным темам варианты заключений  в соответствии с тезисами,  

    - подобрать к предложенным темам  наиболее убедительные литературные аргументы,  

    - выбрать из подобранных литературных аргументов те, которые  наиболее точно соответствуют теме и тезису,

    - использовать в качестве аргументов небольшие по объёму произведения из современной русской и зарубежной литературы, в которых ярко раскрыто несколько проблем,

    - обобщить тематику, проблематику, идейное своеобразие произведений классической русской литературы, современной русской литературы,

    - сопоставлять  изученные  произведения, сравнивать героев, подходы к раскрытию темы, к решению проблемы, к  представлению черт  характеров  героев,

    - не сводить изучение произведений к пересказам,  

    - отрабатывать тематические группы слов, которые можно использовать для характеристики литературных персонажей, для анализа темы, мотивов литературного произведения,

    - проверять написанные сочинения по  критериям итогового сочинения,

    - обобщить пунктуацию в предложениях с вводными словами, обозначающими источник информации, порядок мыслей, являющимися средством связи между предложениями, между частями сочинения.

    Формировать у учащихся следующие умения  и  навыки написания сочинения на заданную тему:

     - умение находить и интерпретировать в содержании сочинения  ключевые  слова  в теме сочинения,

    - умение составлять план сочинения с опорой на ключевые слова в формулировке темы,

    - умение анализировать сформулированный тезис, определять его соответствие теме сочинения,

    - умение выделять в сочинении  заключительно часть и анализировать её соответствие выбранной теме, сформулированному тезису, доказательной части сочинения,

    - умение выбирать средства связи между частями сочинения, его  микротемами,

    - умение комментировать литературный аргумент,

    - умение использовать разные приёмы введения литературного аргумента в текст сочинения,

    - умение выделять в сочинении тезисную, доказательную, заключительную части, умение соблюдать трехчастную структуру сочинения,

    - умение   анализировать соотношение между частями сочинения,

    - умение проверять содержание сочинения  по предложенным критериям,

    - умение проверять грамотность работы по предложенным критериям,

    - умение находить и редактировать в сочинении речевые и грамматические ошибки,

    - умение находить и исправлять пунктуационные ошибки на основе синтаксического и пунктуационного анализов,

    - умение находить и исправлять орфографические ошибки на основе работы с орфографическим словарём,

    - умение истолковывать нравственно-этические понятия,

            В систему работы на уроках литературы на каждом уроке включить следующие виды упражнений, заданий:

    - развёрнутые письменные ответы-рассуждения по прочитанному произведению,  

    - задания на составление рецензий, отзывов, аннотаций, читательских дневников  по прочитанному,

    - истолкование лексического значения слов, обозначающих разные стороны личности человека, его жизненные убеждения и принципы, черты характера,  

    - задания на редактирование грамматических и речевых ошибок, орфографических и пунктуационных ошибок в  ученических работах, а не в разрозненных примерах,

    - задания на  составление  логических переходов  между частями высказывания,  частями сочинения, между аргументами,  

    - анализ образцов критических статей,

    - анализ образцов сочинений,

    - контрольные работы в формате итогового сочинения.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на заседании районного методического объединения учителей иностранных языков

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка....

    Материал для выступления на заседании школьного методического объединения « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»

    Представление педагогического опыта на заседании школьного МО учителей истории и обществознания  по теме « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»...

    Выступление на заседании школьного методического объединения

    Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полу...

    Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson – E-Panel», 2017 год.

    Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson &nda...