Главные вкладки

    Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
    методическая разработка на тему

    Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Данные методические рекомендации могут быть использованы в качестве советов для молодых педагогов. Целью данной методической разработки является стремление поделиться опытом работы и своими наработками по данному вопросу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка

    http://www.uaua.info/pictures/news/cropr_610x375/0041478_1437492411.jpg

    Подготовила

    педагог-организатор,

    Белавина Вера Викторовна

    г.Тихорецк

    2017 год

    Содержание:

    1.Психологическая культура в деятельности  педагога. – стр.3

    2.Понятие психологической культуры педагога.          – стр.4

             3.Психогигиена для педагогов.                                      – стр.6

             4.Литература.                                                                  – стр.8

    1.Психологическая культура в деятельности  педагога.

    Профессиональное развитие педагога невозможно без психологических знаний. Педагогика должна строиться на основе данных педагогической психологии. Если педагогика хочет воспитать, обучить и развить человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях – эта мысль К.Д. Ушинского остается актуальной и сегодня. Невозможно осмысленно пользоваться и тем более разрабатывать методики обучения и воспитания, не зная психологических закономерностей и педагогических принципов, на которых они основываются [2;168].

    Для профессионального развития педагогам, прежде всего, следует знать психологические особенности детей разного школьного возраста, так как в своей деятельности они должны (и это является необходимым условием) учитывать эти психологические особенности, т.к их отношение к учебной деятельности, к личности самого учителя и вообще к взрослым в разные возрастные периоды школьного детства существенно различаются.

    Как научить ребенка учиться? Как учить школьника мыслить? Как вызвать познавательный интерес? Как воспитывать в процессе обучения? Каковы психологические механизмы усвоения нового материала, и какие необходимы для этого условия? На эти и другие вопросы могут дать ответ педагоги, вооруженные психологическими знаниями. Педагогу помимо программы знаний, подлежащих усвоению, надо иметь программу видов деятельности. Знания для того и даются, чтобы с их помощью ребенок научился выполнять какую-то деятельность или какие-то действия, входящие в ту или иную деятельность.

    Психологически грамотный педагог скорее может, например, предупредить нарушение в классе дисциплины, так как вовремя заметит первые признаки этого нарушения.

    Наблюдательный, разбирающийся в возрастной психологии педагог в каждом ребенке находит как типические, т.е. общие для некоторой группы детей, так и индивидуальные черты. Для не обладающего психологическими знаниями педагога все ученики кажутся очень похожими друг на друга или же он формально их делит на старательных и ленивых, успевающих и неуспевающих.Работа с детьми по своему существу не терпит шаблонов, так как не бывает точного повторения педагогической ситуации и нет двух одинаковых детей.

    Самостоятельность мышления педагога заключается в умении анализировать как свой педагогических опыт, так и опыт других педагогов, в отсутствии в работе штампов, рутины, в проявлении инициативы.

    Находчивость или быстрота и точное ориентирование позволяет своевременно применять нужное учебно-педагогическое мероприятие. Чем больше у педагога педагогического опыта и психологических знаний, тем меньше в его работе возникает неожиданностей, требующих быстрой сметливости  и ориентировки.

    В непосредственном межличностном общении педагог получает самую разнообразную информацию о воспитании, о коллективе, о внутренних процессах в нем, и т.д. и т.п. И в дальнейшем, обладая определенными психологическими знаниями и анализируя, педагог может корректировать и направлять свою воспитательную и образовательную деятельность в нужном направлении.

    Таким образом,  в деятельность педагога знание детской психологии необходимо, чтобы учитывать возрастные особенности развития детей в организации процесса их учебной деятельности, чтобы она не только формировала у них знание предмета, но и максимально способствовала их психическому и, прежде всего, умственному развитию.  А педагогическая психология показывает педагогу механизмы, возможности и пути обеспечения органического единства развития, обучения и воспитания детей, и тем самым открывает реальные перспективы значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

    Возрастная и педагогическая психология, будучи изученной педагогом с сугубо практической целью формируют у него психологический профессионально  ориентированный взгляд на собственную деятельность.

    Чтобы хорошо обучить и воспитать ребенка, нужно не просто хорошо знать свой предмет (хотя это очень важная черта, отражающая психолого-педагогическую грамотность), но и уметь понимать и чувствовать обучающегося. Все это будет, только если личностное становление педагога происходило и происходит в условиях доброжелательного психологического климата, а также изучение педагогической и возрастной психологии происходило и происходит с  практической и индивидуальной целью.                                      

     

     2.Понятие психологической культуры педагога.

    Так что же такое психологическая культура педагога? Духовная культура педагога составляет содержание его профессиональной деятельности. Педагог – прежде всего личность, профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей.

    Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках. Наиболее важными являются следующие:

    • отношение к обучающимся: установка на понимание, сопереживание, на относительную независимость и самостоятельность обучающихся, на выявление творческого потенциала каждого ученика;
    • отношение к организации коллективной деятельности: установка на развитие демократического самоуправления, на коллективное творчество, на создание общих дел не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами, в том числе и дома, на соблюдение традиций и норм коллективной жизни.
    • отношение педагога к самому себе: установка на заинтересованность в успешной воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.

    Другие черты личности педагога, особенности его характера и темперамента, интересы и уровень культуры также влияют на его отношение к своему труду.

    Важнейшим элементом педагогического мастерства, обеспечивающим успех деятельности, является психолого-педагогическая культура педагога, уровень его подготовленности к практическому осуществлению учебно-воспитательных задач и степень проявления в его непосредственной деятельности качеств организатора и воспитателя [5,159].

    Понятием «подготовленность» обозначается основные признаки психолого-педагогической культуры педагога, которые можно сгруппировать в следующие блоки.

    •  Признаки и черты, отражающие психолого-педагогическую грамотность. Это важнейшие профессиональные требования к доскональному знанию педагогом своего предмета и методики его преподавания. Только свободное владение предметом может пробудить у обучающихся интерес к знаниям, уважение к педагогу и его требованиям. Иногда говорят: «Учитель не может знать всего. Незнание не порок». Однако эта формулировка очень сомнительна, так как не дает представление о том, что понимается под этим словом «всего». Никто не требует от физика, чтобы он преподавал свой предмет на английском языке, и словеснику не обязательно знать теорему Пифагора. Однако будет не лишним помнить, что преподаватель должен обязательно знать свой предмет и что культура определяется тем, что человек знает сверх обязательного.
    • Признаки и черты, отражающие уровень педагогического мастерства. Обучающиеся ценят в педагоге не только его знания, но и умение донести их в наиболее интересной и доходчивой форме.
    • Признаки и черты, отражающие степень развития педагогических способностей. Общеизвестно, что результат любого вида деятельности в значительной степени зависит от индивидуально-психических качеств человека, названных способностями. Для успешной работы в качестве педагога, человеку нужны педагогические способности, к которым следует отнести способность к педагогическому мышлению, организаторские способности, а также выносливость нервно-психической системы, так как нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока. Особенно важна, для педагога выдержка, способность к торможению, сочетание быстрой реакции с находчивостью, эмоциональная уравновешенность, умение владеть своими чувствами.
    • Признаки и черты, отражающие нравственно-эмоциональную воспитанность. Они обуславливают моральное право педагога руководить другими людьми, целенаправленно их обучать и воспитывать. Добросовестное отношение к обучающимся и умение чувствовать настроение, понять психологию каждого ребенка формирует такое неотъемлемое качество педагога, как педагогический такт. Педагогический такт – драгоценное профессиональное качество педагога, подсказывающее ему меру проявления эмоций при применении средств педагогического воздействия. С ним связаны такие качества, как выдержка, терпение, самообладание.

    Особое место в этом ряду занимает педагогическое общение. В общении требуется абсолютное равенство, так как в чувствах мы все в известном смысле равны. Умение чувствовать другого - это  дар общения. Педагогический талант в том и состоит, что педагог умеет почувствовать в ученике равного себе душой и общаться с ним на равных.

    Инструментами общения, прежде всего, выступают голос и взгляд.

    Общественные функции педагога, необходимость быть все время на людях предъявляют определенные требования и к его внешности, и к его стилю одежды. Как правило, педагоги предпочитают деловой стиль одежды, подчеркивающий скромность, аккуратность, символизирующий глубину человеческого характера. 

    Таким образом, психологическая культура педагога это психологическое новообразование, базовая составляющая его профессионально-педагогической культуры. Итак, можно дать следующее определение психологической культуры педагога: это многомерная интегративная характеристика педагога как личности и субъекта деятельности, которая выступает ядром структуры его профессионально важных качеств и обеспечивает высокий уровень безопасности, гуманности и успешности профессионально-педагогической деятельности, а также возможности самореализации педагога.

    3.Психогигиена для педагогов.

    «Нет работы более изнурительной  для сердца, чем  работа педагога»  

                                                                    В.А.Сухомлинский

    Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.
           В системе образования, в любой образовательной организации, будь то Центр внешкольной работы, школа, вечерняя школа, проблема эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а по большому счету и сохранения психического здоровья педагогов  стоит остро, т.к  работать приходится  как с детьми, так и уже со взрослыми людьми, у которых свои проблемы, свой характер. От педагога в таких условиях требуется  большая гибкость,  много времени, чтобы найти эффективные  приемы обучения, найти к каждому индивидуальный подход, терпение, выдержку.  После нескольких лет работы  в таком напряженном режиме  у педагогов появляется апатия, ощущение тщетности и ненужности своей работы, усталость и недовольство.  Чтобы не доводить себя до состояния изнеможения, необходимо  при первых признаках утомления, усталости сделать перерыв, отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. По данным  современных исследований в современной физиологии и психофизиологии труда,  при 8-часовом рабочем дне  необходимо устраивать  часовой перерыв через 4 часа, а во время перемен  рекомендуется пассивный отдых от 3 до 10 минут  в другом помещении, желательно с видом на природу. Оптимальное чередование труда и отдыха   дают наибольшую эффективность производственной деятельности, чем при непрерывной работе. Школьный психолог  призван  обучить приемам  саморегуляции каждого педагога. Для этого  оформляется специальные кабинеты, подбираются  способы и приемы, предупреждающие  переутомление.  Абрамова  Г.С. предлагает   психогигиену, которая   позволит педагогам  предотвратить  синдром хронической усталости.

    Психогигиена

    1. Удивляйтесь чаще, всегда удивляйтесь красоте природы, осветите свою жизнь и свое рабочее  место  по-новому, смените краски на яркие при меланхолии, сделайте перестановку. Ежедневно чем-нибудь наслаждайтесь, любуйтесь.
    2. Заведите привычку жечь дома  свечи – огонь сжигает отрицательную энергию, успокаивает.
    3. Имейте хобби, которое успокаивает, отвлекает от грустных мыслей, приносит радость и удовлетворение.
    4. Придя домой с работы, смойте  с себя впечатления рабочего дня- хотя бы с лица, шеи, рук. Помолчите  - вечерняя психодиета.
    5. Выбросите  весь негатив из головы, не выплескивайте свою неудовлетворенность на других. Болезни мысли губительнее и встречаются чаще, чем болезни тела. – Цицерон.
    6. Ухаживайте  за собой. Хольте, лелейте себя.
    7. Украшайте свой дом, рабочее место. Живите красиво. Устраивайте  себе праздники.
    8. Придумывайте и  повторяйте из года в год хорошие и добрые традиции.
    9. Следите за своим гардеробом – одежда красит человека.
    10. Всегда оставляйте за собой право на личное  жизненное пространство, в которое никому не разрешено вторгаться.
    11. Всегда  находите возможность работать на себя – занимайтесь своим здоровьем, развивайте способности, не упускайте возможностей – ежедневно.
    12. Хотеть не вредно.  А вот бездействовать  вредно, неэффективно  и бессмысленно.
    13. При любом выборе, любых жизненных обстоятельствах  выбирайте  позитивное  жизневосприятие и положительный настрой.
    14. И  швец, и жнец, и на дуде игрец. Не взваливайте на себя  все и вся, не занимайтесь самопожертвованием, не поступайтесь своими личными интересами.
    15. Не старайтесь контролировать все  и вся вокруг.
    16. Не просите  у людей того, чего они вам не могут дать.
    17. Не сравнивайте себя с другими, кто живет лучше тебя, а сравни с теми, кому хуже.

    Литература:

    1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-2-е изд., Москва: Издательский центр «Академия», 1996г.

    2.Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие  под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004г.

    3.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья школы. – М.: АРКТИ, 2005г.

        4.Бодмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2-х кн.– М., Гуманист, 2000.- 240 с.

        5.Возрастная и педагогическая психология / Давыдов В.В. Драгунова Т.В. – М., Просвещение, 1979 – 288 с.

       6.Митина А.М. Психология профессионального развития учителя. – М, 1998. – 200 с.

       7.Психология и педагогика: Учебное пособие / Никтенко Р.Н. Залесов Т.М. – М.: ИНФА. -1998- 175 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

    Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

    Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

    Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

    Методические рекомендации по организации психологического сопровождения педагогов в период их подготовки к аттестации

    Методические рекомендации с  с программой психолого-педагогических мероприятий для педагогов в период их подготовки к аттестации...

    Методические рекомендации по УВ плану для педагога дополнительного образования

    В рекомендациях представлен алгоритм планирования учебно-воспитательной работы  педагога дополнительного образования. Учебно-воспитательный план педагога дополнительного образования – это о...

    Методические рекомендации по организации внутрифирменного обучения педагогов

    Методическая разработка содержит методические рекомендации по организации внутрифирменного обучения педагогов. Методические рекомендации могут использоваться в работе методических объединений педагого...

    Методические рекомендации и пособия "В помощь педагогам"

    В данном разделе содержатся методически разработки и рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации педагогической деятельности....

    Методические рекомендации по оценке профессиональной деятельности педагога

    Методические рекомендации по оценке профессиональной деятельности педагога...