«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»
статья

«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»

Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. В нашем понимании технология - это цепочка действий и операций, ориентированных на результат.

Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является «развитие». Образование собственно и понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют ученику стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих способностей – рефлексии, самосознания, проектировочной и познавательной деятельности.

В процессе образования эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий. По сути дела, создать условия для развития УУД – значит выстроить развивающий образовательный процесс.

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В значительной степени сформированное умение учиться связано с развитием метапредметных  универсальных учебных действий.

Применительно к образовательным результатам приставка «мета-» означает более высокий по сравнению с узкопредметным, «обобщающий» уровень развития способностей и качества знаний, приобретаемых учащимися. Метапредметным умениям присущи определенные свойства.

Во-первых, метапредметные способы осуществления деятельности применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Во-вторых, обладание метапредметными УУД предполагает, что учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознаёт способы действия, которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей, т. е. управлять своей деятельностью.

Обобщая, можно сказать, что метапредметные универсальные учебные действия дают человеку в руки инструменты управления собственной деятельностью и общением, ставят его в авторскую позицию по отношению к собственной жизни.

Охарактеризуем состав основных групп УУД.

Познавательные:

--Формулирование проблемы

--Определение смысла информации

--Структурирование

--Моделирование

--Построение высказывания

--Рефлексия деятельности

Регулятивные:

--Постановка цели

--Прогнозирование

--Планирование деятельности

--Контроль

--Коррекция

--Оценка

Коммуникативные:

--Планирование сотрудничества

--Организация сотрудничества

--Управление поведением партнера

--Разрешение конфликтов

Индивидуализация  в образовании должна реализовываться в трех направлениях: через деятельность учителя,  индивидуализацию учения (деятельность ученика) и индивидуализацию развития.

Обогащение  ученика метапредметными умениями  закономерно приводит к  развитию обучаемости.

Чтобы индивидуализация образовательного процесса  осуществлялась системно, нами разработана технология постановки и решения индивидуальных задач развития ребенка, в основе которых лежат  метапредметные  умения.

Задачи развития ребенка – выборка приоритетных метапредметных умений для конкретного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проблемы и перспективы  развития (ставятся на основе соотнесения результатов психолого-педагогической диагностики и эталонного портрета ученика соответствующего возраста).

Образовательный процесс строится на основе разработки индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих  личностные особенности ученика, мониторинг строится на основании сравнения достигнутых результатов.

Совершенствование  и проведение диагностики метапредметных умений творческой группой два раза в год.  

  1. Первичная  диагностика  метапредметных умений
  2. Составление индивидуальных карт
  3. Психолого – педагогический консилиум
  4. Итоговая диагностика метапредметных умений, соотнесение результатов с итогами первичной диагностики.  
  5. Итоговый психолого-педагогический консилиум
  6. Составление педагогами банка предметных диагностических заданий

Анализируя полученные результаты и сравнивая их с возрастными нормами,  определяются проблемные зоны каждого ученика.

В течение учебного года учителя работают над созданием методического и дидактического инструментария. Обозначают временные рамки для решения задачи развития. Проектируют алгоритм  формирования промежуточных  умений  для решения задачи развития посредством своего предмета. Выделяют  темы, в рамках которых наиболее эффективно решаются те или иные  задачи развития. Подбирают приемы и формы,  составляют банк предметных заданий. Создают методические материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса

Рабочая программа  элективного предмета  «Решение нестандартных задач » для учащихся  10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...

«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»

Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на  примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются)...

«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»

laquo;Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»...

Презентация "Развитие учащихся средствами предметов гуманитарного цикла"

Презентация "Развитие учащихся средствами предметов гуманитарного цикла", выступление на общешкольном родительском собрании...

Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".

Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...

Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ

Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ (научная статья)...