УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
методическая разработка

Ерёменко Марина Ивановна

В материале ракрыты этапы разработки и утвеждения АОП в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Презентация к материалу2.11 МБ
Файл tekst_vystupleniya.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

(слайд 1)

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

(слайд 2)

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 – ФЗ учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных образовательных программ начального общего и основного общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – это образовательнаяпрограмма , адаптированная для обучения ребёнка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), которая разрабатывается на базе основной общеобразовательнойпрограммы, с учётом примерной адаптированной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

(слайд 3)

Условия и порядок разработки адаптированной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются:

  • порядок и периодичность разработки АОП или внесения изменений в действующую АОП;
  • состав участников разработки АОП, их полномочия и ответственность;
  • порядок обсуждения проекта АОП;
  • порядок утверждения АОП и ввода в действие.

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического  консилиума, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

  •    анализ и подбор содержания;
  •    изменение структуры и временных рамок;
  •    использование разных форм, методов и приемов организации  

      учебной деятельности.

(слайд 4)

Этапы разработки АОП

  • Предварительный
  • Диагностический
  • Непосредственно разработка АОП
  • Реализация АОП
  • Анализ и коррекция АОП

(слайд 5)

  1. Предварительный этап (15 – 30 августа)

Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и запроса родителей. Администрация школы:

  • определяет, к какому учителю, и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду;
  • если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС - центром и т. д.);
  • разработка локальных регламентирующих документов (приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого-педагогического сопровождения и т. д.). Задачами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)инклюзивного ОУ являются разработка тактических задач сопровождения,конкретизация последовательности подключения того или иного специалистаили условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологийсопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуацииего включения в среду нормально развивающихся сверстников. Кроме задач,определенных методическими рекомендациями, инклюзивная практикаактуализирует еще одну задачу-сопровождение всех детей группы/класса, вкоторые включен ребенок с ОВЗ.
  • заключение договора с родителями.  В данном документе подробно прописываются права той и другой стороны, а также обязанности образовательной организации, учащегося и родителей (законных представителей), в том числе и в части регулирования корректности и продуктивности взаимодействия с педагогами, решения проблемных ситуаций.
  • сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье;
  • оценка требований ФГОС обучающихся с ОВЗ и образовательных программ.

Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени, например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей.В соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке адаптированной образовательной программы для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

(слайд 6)

Этапы разработки АОП

  • Предварительный
  • Диагностический
  • Непосредственно разработка АОП
  • Реализация АОП
  • Анализ и коррекция АОП

(слайд 7)

  1. Диагностический этап (01 – 15 сентября)

Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования:

  • организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия;
  • подготовка заключений о психологических особенностях ребёнка,  сформированности у него учебных навыков,  специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми.Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными;
  • описание необходимых ребёнку с ОВЗ  специальных образовательных условий с учётом возможностей и дефицитов.

(слайд 8)

Этапы разработки АОП

  • Предварительный
  • Диагностический
  • Непосредственно разработка АОП
  • Реализация АОП
  • Анализ и коррекция АОП

(слайд 9)

Разработка ОАП (15 августа – 25 сентября)

  • Определение структурных составляющих АОП
  • Определение временных границ реализации АОП
  • Чёткое формулирование целей АОП (совместно с родителями)
  • Определение круга задач в  рамках реализации АОП
  • Определение содержания ОАП (содержательный, коррекционный компоненты)
  • Планирование форм реализации  разделов АОП
  • Определение форм и критериев мониторинга учебных действий, формирования компонента жизненной компетенции, эффективности коррекционной работы

Адаптированная образовательная программа включает обязательную часть и часть формируемую участниками образовательного процесса. В зависимости от варианта программы соотношение данных частей варьируется:

3.1, 3.2 – обязательная часть составляет 80%, вариативная 20% от общего объема;

3.3 - обязательная часть составляет 70%, вариативная 30% от общего объема;

3.4 - обязательная часть составляет 60%, вариативная 40% от общего объема.

Варьирование на уровне содержания адаптированной образовательной программы осуществляется:

  •  путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы;
  • изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем;
  • увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

(слайд 10)

Структура АОП

Структура АОП представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,раскрывающая содержание особыхобразовательных потребностей ученика, определяемых на основе заключений и рекомендаций ТПМПК и ИПРА

(слайд 11)

  1. особые образовательные потребности:
  • Недоразвитие пространственных представлений, возможности практической микро и макроориентировки, словесные обозначения пространственных обозначений.
  • Недостатки в формировании и развитии выразительных движений, коммуникативной деятельности и личности

8.1. необходимость

  • Необходимость в специальной работа педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего.
  • Необходимость в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического использования для аутостимуляции.

Специальные условия

3.1. Наличие специальных учебных принадлежностей: прибора для письма по Брайлю; грифеля; колодки шеститочия; азбуки-колодки; прибора по математике; планшета для рисования; рельефных наглядных пособий на полимерной пленке.

8.1. Рабочее место   обучающегося организуется таким образом, чтобы ребенок сидел лицом к стене, зрительное поле должно быть максимально организовано:  наличие визуального сопровождения (календаря,  расписания уроков, этапов уроков, зрительных опор, схем, таблиц,  и т.д.), облегчающее включение ребенка в самостоятельную работу.

(слайд 12)

2.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН,включающий объём и формы организации обучения

(слайд 13)

Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.

Дополнительные задачи реализации предметной области филология: овладение рельефно-точечным чтением и письмом по системе Луи Брайля, плоским письмом по Гебальту, преодоление формализма и вербализма речи.

Дополнительные задачи реализации предметной области математика: освоение математических знаков рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, приобретение опыта использования тифлотехнических средств обучения математике.

(слайд 14)

Включение отдельных программ коррекционного направления (АФК, музыкально-ритмические занятия, развитие речи, социально-бытовой ориентировки) в учебныйплан позволяет удовлетворить образовательные потребности всех категорий детей с ОВЗ, тем самымповысить доступность получения базового образования.

Использование элементов данных курсов возможно на уроках физической культуры, музыки ирусского языка, технологии, так как содержание указанных предметов является базой для разработкисодержания выделенных коррекционных занятий. Узкоспециализированные курсы, такие как «охранаи развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» (для детей с нарушением зрения) ихозяйственно-бытовой труд (для детей со сложными нарушениями), используются при составлениииндивидуальной образовательной траектории одной категории детей.

(слайд 15)

3.АДАПТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ изучаемых предметов, включающие компоненты коррекционно-развивающей направленности в соответствии с особенностями нарушений у ребёнка, требования к формируемым компетенциям, а также критерии и условия определения результатов обучения

При разработке АОП по общеобразовательным предметам для детей с особыми образовательными потребностями необходимо предусмотреть следующее:

– объём выполнения общей учебной программы должен соответствовать возможностям ребёнка. Необходимо снизить объём и глубину изучаемого материала, пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика). Требования к достижениям должны быть чётко сформулированы.

– необходимо снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса.

– предусмотреть, в случае необходимости, пропедевтические периоды.

– определить время, необходимое для изучения каждой темы.

(слайд 16)

Критерии оценки знаний обучающихся

Организационным условием выполнения промежуточной и итоговойаттестации слепыми обучающимися выступает адаптация текстового и графического материала с учетом особых образовательных потребностей данной категории обучающихся.

Оценочные средства должны быть адаптированы для слепых обучающихся и позволять оценивать достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровеньсформированности всех компетенций, заявленных в АОП.

Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации слепых обучающихся устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно: на брайлевском приборе, брайлевской печатной машинке, компьютере с установленным специальным программным обеспечением для слепых и т.п.). Время на выполнение работы может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

(слайд 17)

4.ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ психолого-педагогической поддержки ребёнка в соответствии с рекомендациями ПМПк, включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений (компонент КРД)

(слайд 18)

Направления коррекционно-развивающей деятельности

Коррекционные занятия выступают одной из организационных форм реализации коррекционно-педагогической работы и направлены на активизацию процессов компенсации, преодоление и профилактику вторичных отклонений в развитии обучающихся с ОВЗ.

Коррекционно-педагогическая работа включает ряд направлений

  • Пространственная ориентировка

Цель – подготовить детей к самостоятельной независимой жизни, развить у них умения и навыки самостоятельной ориентировки в малом и большом пространстве, обеспечить способность свободно передвигаться без посторонней помощи, сформировать навыки использования тифлотехнических средств, способность самостоятельно осваивать незнакомые маршруты. Работа начинается с того, что ребенка учат ориентироваться на собственном теле, затем в малом пространстве (например, на поверхности стола), и только после этого уже начинается постепенное освоение большого пространства: ориентировка в классе, на этаже, в школе, на пришкольной территории и т.д.

  • Социально-бытовая ориентировка.

Основная цель – подготовить ребенка к жизни бытовой и социальной. У детей формируют навыки самообслуживания, учат уходу за одеждой, уборке квартиры, приготовлению пищи и другим жизненно необходимым умениям.

  • Развитие речи.

Работа по данному направлению осуществляется в ходе всего образовательного процесса. На всех коррекционных занятиях и общеобразовательных уроках у детей развивается и совершенствуется устная и письменная речь, её связность, логичность, последовательность, детей учат правильно строить фразы, продумывать свою речь, а также постоянно пополняется, уточняется и совершенствуется активный и пассивный словарь детей. Кроме того, к школе есть учитель-логопед, который занимается коррекцией нарушений устной и письменной речи.

  • Развитие осязания и мелкой моторики.

При реализации данного направления детей учат различным способам осязания – ручному, ладонному, пальцевому, корригируют недостатки осязательного восприятия, развивают тактильную чувствительность.

(слайд 19)

Порядок рассмотрения и утверждения АОП

Адаптированная образовательная программа рассматривается в сентябре (для вновь прибывших в образовательной учреждение учащихся) и/или в апреле (для всех учащихся с ОВЗ) на заседании методического объединения,  заседании психолого-медико-педагогического консилиума, согласуется с заместителем директора по учебной работе (сентябрь, май), с родителями (законными представителями), утверждается руководителем общеобразовательной организации.

(слайд 20)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОГРАММЫ.

Титульный лист программы, который содержит  наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с заместителем директора по учебной работе и родителями (законными представителями), указание специалиста, который является ответственным за реализацию адаптированной образовательной программы.

(слайд 21)

Этапы разработки АОП

  • Предварительный
  • Диагностический
  • Непосредственно разработка АОП
  • Реализация АОП
  • Анализ и коррекция АОП

(слайд 22)

  1. Реализация АОП (01 сентября по 31 мая)
  • Организация образовательного процесса, способствующего адаптации и формированию продуктивной учебной деятельности ребёнка с ОВЗ
  • Деятельность учителя и специалистов ППМС сопровождения в соответствии с программой
  • Организация мониторинга учебных достижений  

(слайд 23)

Этапы разработки АОП

  • Предварительный
  • Диагностический
  • Непосредственно разработка АОП
  • Реализация АОП
  • Анализ и коррекция АОП

(слайд 24)

  1. Анализ и коррекция (по итогам каждой четверти)

Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы

  • Динамика развития и учебных достижений ребёнка
  • Выявление наиболее эффективных стратегий включения ребёнка в образовательную среду
  • Внесение корректив в АОП
  • Определение ведущих направлений дальнейшей работы с ребёнком и его семьёй

На данном этапе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной программы в целом (в рамках итогового заседания психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года).

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Успешность ребенка в освоение АОП позволяет предположить преодолением им ряда проблем, включение компенсаторных механизмов и формирование у ребенка предпосылок для обучения по более высокому варианту обучения.

Снижение качества усвоения содержания, появление локальных проблем в усвоении содержания конкретных образовательных областей, в определенной деятельности, симптомы психофизического переутомления также могут стать причиной стремления родителей пересмотреть условия и варианта обучения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка адаптированной образовательной программы по столярному делу для 6 класса

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУДЛЯ 6 КЛАССА   НА 2014 - 2015г. Учитель : Самчук П.В....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству

Пояснительная записка.  Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...

Презентация "Мониторинг результатов освоения адаптированной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных) в условиях ФГОС", комментарий

Участие в проведении вебинара РУМО педагогов, работающих по АООП по теме: «Мониторинг результатов освоения адаптированной образовательно программы (личностных, метапредметных, предметных) в усло...

Проектирование адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы проектирования адаптированной образовательной программы для дете с разными образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения....

Выступление на совещании с ЗД по УВР по теме "Создание условий для реализации в ОО адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС и АОП для детей-инвалидов с сохранным интеллектом МОБУ «НСОШ № 4»

Создание условий для реализации в ОО адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС иАОП для детей-инвалидов с сохранным интеллектом МОБУ «НСОШ № 4»...