«Классный руководитель в системе воспитательной деятельности: актуальные компетенции».
статья

Михалева Людмила Александровна

Доклад для выступления на августовской конференции модуль "Классное руководство"  по теме "Классный руководитель в системе воспитательной деятельности: актуальные компетенции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avg._konferentsiyu.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

671120  Республика Бурятия Тарбагатайский район                                                                

 с. Нижний Саянтуй,  ул. Юности 1

тел.8 (30146)54 - 2 - 22                                                                                                                        

E-mail: n_s_school@mail.ru. ;

сайт школы: https://nsaya.buryatschool.ru;                                                                                

УТВЕРЖДАЮ:

                                        Директор

 МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»:

            _______________ /______________/                  

Приказ №   ______ от 16. 08.2021 г.

 Доклад на августовскую конференцию руководящих и педагогических работников                    в направлении «Классное руководство» по теме «Классный руководитель в системе воспитательной деятельности: актуальные компетенции».

Составитель:

                                                                     заместитель директора по ВР

 Михалева Л. А.

с. Нижний Саянтуй

2021

        Новые требования общества к школе определили необходимость пересмотра роли и формирования современной модели классного руководителя  школы – модели руководителя класса как надежного помощника семьи, полноценного члена управленческой команды школы, наставника и воспитателя, навигатора, интегратора, мотиватора  и медиатора.

        Поэтому одной из важных проблем  развития профессиональной компетентности  классного руководителя являются  новые  задачи  воспитания:

 приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;

 создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

 оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;

 социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

       Большое  значение, в данном контексте,  приобретают вопросы компетентности классного руководителя, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.

       Вывод однозначен, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности.

В обобщенном виде компетентность педагога представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Под профессиональной компетентностью классного руководителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных

качеств. Она  направлена на реализацию личностных качеств педагога, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в вопросах своей профессиональной деятельности, максимально раскрывая свои личностные качества, адаптируясь к запросам современного образования.

       Важное место в содержании компетентности классного руководителя  отводится таким понятиям, как профессионализм – концентрированный показатель личностно-

деятельностной сущности педагога, обусловленный мерой реализации его

гражданской зрелости, социальной ответственности и личностного долга.

        Профессионализм педагога – это результат творческой деятельности

личности, которая способна продуктивно, грамотно решать образовательные

и воспитательные задачи.

        Можно выделить следующие элементы  компетентности классного руководителя:

 специальная и профессиональная компетентность в области воспитания;

 методическая компетентность в области способов формирования

воспитательных аспектов учащихся;

 социально-психологическая компетентность в сфере общения;

 дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов,

способностей, направленности учащихся.

       Компетентностная  реализация  деятельности классного руководителя включает:

 ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;

 технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);

 умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

          Классный руководитель не всегда  может быть «мастером на все руки», поэтому  ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего

он это делает интуитивно. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс  в  план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства.

      Деятельности  классных руководителей  можно представить в виде  четырёх базовых варианта деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» –  организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

          Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» эти четыре вида деятельности классных руководителей распределены следующим образом: «классный руководитель – организатор» – 22 %;  «классный руководитель – психолог» – 14 %; «поддерживающий классный руководитель» – 46 %;  «классный руководитель – социальный организатор» – 18 %.

          В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость

приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения

умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям,

обеспечивающих качество воспитательной работы. Актуальные компетентности, обеспечивающие  специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя, представлены в виде:

Нормативно-правовая компетентность:

 знание законодательства о современном образовании;

 нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

 умение применять правовую базу о защите детства;

 применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

         Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»  данная компетентность формируется при реализации программы воспитания  с помощью модулей  «Школьный урок» (предметные образовательные события на уровне школы, района, республики; конкурс предметных стенгазет в рамках предметных недель; видеоуроки, лекции, семинары, практикумы, мультимедийные презентации, цифровые платформы, тесты в онлайн – режиме; интерактивные формы работы на уроке – деловые игры, работа в группах, предметные дискуссии конструктивного диалога, интеллектуальные игры, дидактический театр)  и  «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»  (направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное (научно-познавательное); спортивно-оздоровительное; общекультурное (художественно-эстетическое); духовно-нравственное, патриотическое;  социальное, общественно-полезная деятельность; система дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»),  а также участие классных руководителей в разнообразных курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях, обобщение опыта, мастер – классы, заседаниях ШПК классных руководителей.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:

 овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;

 разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);

 обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;

 разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;

 проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.

          Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»   данная компетентность формируется при реализации программы воспитания  с помощью модуля «Классное руководство и наставничество» (работа по формированию и развитию классного коллектива; индивидуальная  работа с обучающимися класса; работа  с учителями, преподающими в данном классе; работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам, контроль над успеваемостью учащихся класса; работа с обучающимися, состоящими на различных видах учета, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, контроль над занятостью учащегося во внеурочное время; работа с родителями учащихся или их законными представителями; интересные и полезные для личностного развития ребенка совместные дела с обучающимися класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности); профилактическая  работа, направленная на формирование осознанного отношения к собственной жизни, безопасного поведения, а также понимания норм поведения в кризисных ситуациях; ведение  документации  классного руководителя, принятой  МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»),  а также разработки  методик изучения коллектива, анализа проблемных ситуаций и  нахождения путей решения, осуществления постоянного мониторинга личностного роста учащихся, построения индивидуального маршрута  и индивидуальной траектории развития учащегося путем  комплексного взаимодействия следующих структур  «классный руководитель, ученик,  родители, администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, органы опеки и попечительства, ОМВД, ГИБДД, РКДН и ЗП».

Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение  физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.

 разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры);

 определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социальной природной среде;

 овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;

 подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.

          Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»   данная компетентность формируется при реализации программы воспитания  с помощью модуля «Профилактика» (направления – «Профилактика  безнадзорности и правонарушений», «Профилактика суицидального поведения»,  «Профилактика экстремизма и терроризма», «Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения»),  а также  программы здоровьесбережения («Уроки Здоровья» соответствующих тематик, ежегодный спортивный  праздник  «День Здоровья»,  мероприятия   «Профилактика ПАВ»,  «Месячник ЗОЖ»,   спартакиады,  кроссы,  воспитательные  мероприятия    в рамках межведомственной антинаркотической акции, акции  противодействия  незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их  прекурсоров, в рамках Декады борьбы со СПИДом, наркоманией, табакокурением,  в рамках межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции "Дети России".

Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.

 изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

 сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;

 обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;

 организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;

 разработка системы освоения детьми природной среды.

            Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»   данная компетентность формируется при реализации программы воспитания  с помощью модулей «Самоуправление» (деятельность выборного «Совета Старшеклассников» во главе с президентом школы),  «Детские общественные объединения»  (школьное отделение РДШ, волонтерский отряд «Беспокойное сердце», отряд ЮНАРМИЯ, классы  «Юные Инспекторы Движения», «Дружина юных пожарных 01», «Дружина юной полиции 02», «Пионеры России»),   «Ключевые общешкольные дела» (общешкольный праздник «День Знаний», «День здоровья», «Посвящение в первоклассники», «Новогодние праздники», «Неделя Мужества», «День самоуправления», «Выборы президента», «Прощание с Букварем»,  «Праздник 8 Марта», «Смотр строя и песни»,  «Кросс, посвященный Великой Победе», трудовая экологические акция благоустройства «Наш школьный двор», общешкольные спортивные мероприятия,  праздник Последнего звонка, акция  «Аллея выпускников», общешкольная итоговая  линейка   с награждением учащихся по итогам учебного года),  «Школьные медиа» (освещение  через школьную газету, школьное радио, школьный сайт, социальные сети, официальную группу школы в Instagram  наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления),  а также организации внеурочной деятельности учащихся  (физкультурно-спортивное направление: секции «Футбол», «Баскетбол», «Волейбол»; техническое направление: кружки «Ракетомоделирование», «Авиамоделирование», «3D - моделирование», «Робототехника», «Робоняша»; Естественно-научное направление: кружок «Белая ладья»; художественное  направление: «Умелые руки», «Мастерская радости», «Золотая нота»; социально-педагогическое направление: проектная деятельность «Школьный музей», «ЮНАРМИЯ», «РДШ»; туристко-краеведческое направление: «Школа выживания», «Школа юного краеведа»).

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:

 поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

 насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;

 формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;

 овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;

 знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;

 изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

            Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»   данная компетентность формируется при реализации программы воспитания  с помощью модулей «Работа с родителями» и  «Профориентация» (курс профессионального самоопределения «Я и профессия» для 9-11 классов; циклы профориентационных часов общения; экскурсии на предприятия города; участие в работе всероссийских профориентационного проектов «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее», «Большая перемена», «Финансовая грамотность»,  созданных в сети интернет), а также участия в конкурсах профессионального мастерства классных руководителей, заседания  ШПК классных руководителей, взаимодействия с педагогом – психологом, социальным педагогом школы,  с органами опеки и попечительства, органами ОМВД, ГИБДД, РКДН и ЗП функционирования психологического клуба  «Познай себя» (для учащихся) и «Успешный Родитель» (для родителей учащихся), постоянная работа «Горячей линии» школьного педагога-психолога.                                                                                                                                      

         Современный классный руководитель,  в рамках ФГОС,  должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи,  поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

        Алгоритм работы по повышению актуальных  компетенций  классных руководителей имеет следующий вид:

1) Диагностика проблем педагогов в воспитательной деятельности и уровня  их профессиональной компетенции: методика изучения уровня профессионализма классных руководителей; методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классного руководителя; диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания; диагностика успешности педагога; диагностика изучения затруднений в деятельности классных руководителей

2) Анализ результатов диагностики.

3) Выбор способа решения проблем.

4) Работа ШПК  классных руководителей (заседания, конференции, семинары – работа творческих групп, круглые столы, обмен опытом).

5)  Индивидуальная работа  классных руководителей (самообразование, курсы повышения квалификации, консультации, наставничество).

6)  Апробация теории на практике (воспитательная деятельность).

7) Анализ результатов деятельности (наблюдение, тестирование).

8) Обобщение и распространение педагогического опыта (педагогические конкурсы, публикации, открытые мероприятия).

       Таким образом, повышение компетентности классных руководителей реализуется через: чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск; методическую и обучающую деятельность; обучение на курсах повышения квалификации; применение в своей деятельности опыта школьных коллег, проведение мониторинговых исследований, анализа воспитательной деятельности. Важно помнить, что кроме профессиональных затруднений каждого классного руководителя нужно знать и его сильные стороны, уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности, склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и форму методической помощи, которая наиболее соответствует его способностям, опыту и навыкам. Такой подход способствует достижению создания адаптивной образовательной среды, способствующей творческому развитию педагога и его профессиональной компетенции и как следствие максимальной реализации его потенциала в полном соответствии с социальными и личностными запросами. Повышая  качество воспитательной работы, мы тем самым совершенствуем   положительное, развиваем  достигнутое, преодолеваем  недостатки и предупреждаем  ошибки, формируя образ классного руководителя – новатора, наставника, интегратора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио классного руководителя - основа моделирования воспитательной системы класса

Портфолио классного руководителя - основа моделирования воспитательной системы  класса, из опыта работы молодого классного руководителя....

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Семинар для классных руководителей "Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС"

 Введение Федерального  Государственного  Образовательного  Стандарта привело   к  изменению  взглядов  на  воспитательную  работу. ...

Система воспитательной деятельности классного руководителя

Презегнтация и описание системы воспитательной деятельности классного руководителя...

ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На сентябрь 2018 г.

ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНа сентябрь 2018 г....

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...