Доклад на педсовет «Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»
материал

Панина Ирина Петровна

«Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_kultury.docx47.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

(Китайская мудрость)

Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. Для решения экологических проблем ученые выделяют две главные задачи:

  1. Принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса.
  2. Воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.

За последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования, направленного на воспитание экологической культуры человека. В свете концепции устойчивого развития экологическое образование становится ведущим условием решения проблемы выживания человечества.

Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. является экологическая культура как единственно возможный способ взаимодействия с окружающей средой, совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности составляет экологическую культуру человека.

Формирование экологической культуры является одним из основных направлений в воспитательном процессе современной школы. Под экологической культурой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Экологическая культура направлена на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера; на развитие волевых качеств учащихся; на развитие экологических норм поведения в природе, на приобретение собственного опыта при решении разнообразных экологических задач, опыта непосредственного единства с природой. Через воспитание любви к природе прививается самое высокое нравственное качество человека – любовь к Родине.

Главная задача и цель экологического воспитания – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они не приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Цель экологического воспитания детей должна включать бережное отношение человека к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Одним из условий формирования экологической воспитанности младших школьников является использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе. Игра — отличается от традиционной учебной деятельности тем, что младший школьник, обучаясь в ходе игры, не подозревает о том, что чему-то учится. Если игровые технологии имеют экологическую направленность, то они становятся эффективным средством экологического воспитания младших школьников. Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций педагогической игры. Через игровую форму дети успешно усваивают экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы, моделируют экологически целесообразные действия и поступки, которые формируют у них экологические чувства, экологическое отношение к себе и ко всему, что их окружает.

Традиционная программа по окружающему миру даёт возможность формировать у детей целостное представление о мире:

  1. Научное отношение к природной среде.
  2. Осознание роли человека в природе.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

  • Конкретные объекты и явления (Здесь на доступном для детей уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой. Объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться).
  • Взаимосвязь природных объектов и явлений. (Между различными компонентами неживой природы. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания).
  • Взаимосвязь человека, общества и природы. Между природой и человеком. Рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют прежде всего?)

А что же такое игровые технологии? Под игровыми технологиями в образовании подразумевается:

  • технология (процесс) проведения конкретной игры;
  • технология проведения группы игр или игровых программ;
  • применение игры в других различных видах деятельности.

В современной концепции экологического воспитания и образования младших школьников основополагающее значение имеют игровые занятия по экологии, в которых используются активные методы обучения детей. Во-первых, дети этого возраста — недавние дошкольники, и игра занимает существенное место в их жизни. А во-вторых, небольшой объем знаний о природе не способствует серьезной познавательной деятельности в экологическом воспитании, и она требует яркого игрового оформления. Именно через игру формируется позитивное отношение к окружающему миру, формируются положительные чувства и эмоции. Получение детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием младших школьников.

Место и роль игровых занятий по экологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом целей и задач игры.

Основные функции игровых м по экологии:

  • функция самореализации;
  • коммуникативная функция;
  • терапевтическая функция (помогают преодолеть различные трудности, возникающие у ребёнка в процессе общения с окружающим миром);
  • социокультурное назначение игровых занятий (именно в игре ребёнок усваивает богатство культуры и духовные ценности);
  • развлекательная функция;
  • диагностическая функция (игра – особое «поле самовыражения»);
  • функция коррекции в игре.

Формы игровых технологий, которые применяются в экологическом образовании, разнообразны и многочисленны.

Условно можно выделить несколько типов познавательных экологических игр на уроках окружающего мира:

Игры-беседы (диалоги). Наиболее часто их применяют при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В основе игры-беседы лежит общение педагогов и детей друг с другом. Это общение носит особый характер игрового обучения и игровой деятельности учащихся. В игре-беседе педагог часто сообщает информацию, задает вопросы не от собственного лица, а от лица близкого персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость ребенка. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения.

Игры-предположения (диспуты). Они основаны на допущении какой-либо ситуации, вводимой вопросами «Что было бы?..» или «Что бы я сделал?..», «Как я могу помочь?..».

Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на такой особенности детей, как желание постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе. Игры-конкурсы построены на соревновательности, состязательности в области познания. Они требуют смекалки, интеллектуальных знаний, выходящих за пределы школьной программы. В них есть и победители, и побежденные. В любом случае выигрыш или проигрыш в игре стимулирует познавательную активность ребенка. Ценность таких игр — командное участие. Особенно любят работать в группах младшие школьники, и их надо учить совместной умственной работе.

Игры-путешествия, реальные и воображаемые, отличаются интересным сюжетом: это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний, построенных на «передвижении» детей во времени и пространстве. Такие игровые занятия требуют самостоятельности и активности детей. Готовясь к ним, дети больше работают с книгой, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал, формулируют вопросы. Главное в игре-путешествии - познание, а не соревнование. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него школьники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия).

Например, игра-путешествие «Путешествие  с домашними растениями», «Путешествие по глобусу» и др.

Игровая обучающая ситуация «Откуда берет начало река». Цель: проследить во время путешествия образования реки.  Уточнить представления о болоте, как сообществе растений и животных, приспособленных к жизни в этих условиях, показать важное значение болот. Дать понятие «родник». Что родники, это бесценный дар природы, с очень чистой и холодной водой, которые необходимо беречь и охранять. Научить выбирать маршрут по намеченному плану, по условным обозначениям представлять объект природы.

Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами.

Приведу примеры некоторых игровых моментов на уроках окружающего мира:

  1. Игры по формированию экологического сознания.

Игра «Посели животное». Дидактическая задача: закрепить знание мест обитания животных (лес, луг, почва, водоем). Игровая задача: правильно прикрепить животное на карту по месту обитания. Игровые действия: Каждый ребенок получает набор карточек с изображением животных. На доске картина, где нарисованы различные места обитания животного. Дети должны правильно прикрепить животное на карте.

Игра «Отгадай, какая птица». Дидактическая задача: формирование умения узнавать птицу по внешнему виду, повадкам. Игровая задача: правильно определить название птицы. Игровые действия: Ведущий читает описание птицы. Дети по повадкам, описанию внешности, голосам угадывают птиц.

Игра «Кто где живет и чем питается?» Дидактическая задача: расширение знаний детей о животных, их местах обитания и жизни. Игровая задача: правильно определить название животного, где оно живет и чем питается. Игровые действия: показывая картинки с изображением животных и птиц, учитель спрашивает: «Где живет это животное и чем питается?» За каждый правильный ответ ученик получает кружок. В конце, подводя итог, кто больше имеет кружков, тот и победитель.

Игра «Вылечи человека». Дидактическая задача: развивать познавательные способности детей на основе сформулированных представлений о лекарственных растениях (виды, применение, правила сбора). Игровая задача: «вылечить» человека, правильно рассказав, какое лекарственное растение использовал и каким способом. Ход игры: на доске рисунок города с «больными» плачущими человечками. Детям предлагается проблемная ситуация: «Чем и как будем лечить человечков? Микстур и таблеток у нас нет (обсуждение ситуации). За городом есть поле. Давайте поищем там лекарственные растения». Затем дети из набора растений выбирают лекарственное и рассказывают о нем по плану: название растения; время и правила сбора, при каких болезнях, используется и каким способом. Если ребенок правильно выполнил задание, то плачущий человечек заменяется смеющимся. Далее делается вывод о роли лекарственных растений в жизни человека.

Игра «Что было бы, если из леса исчезли …?»  Дидактическая задача: закрепить знания о взаимосвязи организмов в природе. Учитель предлагает убрать из леса насекомых, - что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Игра «Звёздный час». Дидактическая задача: проверить и закрепить знания детей животного и растительного мира различных природных сообществ. Игровая задача: правильно определить животное или растение. Игровые действия: У детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звёзд, тот и победитель.

Игра «Кто лишний?» (Тема «Природные зоны»). Дидактическая задача: закрепить знания животного мира природных зон «Пустыня»,

«Тундра», развитие аналитического мышления. Игровая задача: найти животное, не обитающее в данной природной зоне. Ход: на доске - рисунки (или карточки со словами) животных и растений. Одно из другой природной зоны. Найти лишнее. Объяснить свой выбор.

1. Тема «Пустыня».

- Верблюд, джейран, варан, лось, суслик.

- Кобра, волк, лиса, шакал, скорпион.

- Тушканчик, черепаха, эфа, собака, пустынный ёжик.

- Кактус, береза, саксаул, песчаная акация.

- Тюльпан, роза, полынь, верблюжья колючка…т.д.

2. Тема «Тундра»

- Морж, олень, гнус, казарки, песец.

- Морошка, ягель, земляника.

- Северный олень, песец, лемминг, тюлень…т.д.

Игра «Продолжи ряд». Цель: обобщить и систематизировать знания детей о местах обитания животных (по природным зонам). Игровая задача: правильно определить место обитание животного.

Ход: Тупики, кайры, гагары…(птицы Крайнего Севера)

Белый медведь, морж, тюлень … (животные Крайнего Севера) Лемминг, песец, волк… ( животные тундры) и т.д.

Игра «Ну-ка, прочитай!» Цель: развитие внимания, логического мышления и познавательной активности детей. Игровая задача: правильно отгадать название птицы.

Прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

Д И Б К Е Б Р И Ш Г А Ш Л К Л Ч ( Дергач)

О З У Д Я Н Б А О Л Д А И Н К У (Зяблик)

Б И В Х Е Р А В С Х А К С У Т И ( Беркут)

Игра «Сокращение мест обитания» Дидактическая задача: показать, что происходит, когда по какой-то причине сокращается местообитание животного. На пол кладется веревка в виде большого круга. Играющие представляют себя животными, обитающими в лесу, степи, на лугу и т.д. Учащиеся в руках держат изображения животных, которых они представляют. «Животные» встают внутрь круга. После этого по очереди учащиеся называют какую-нибудь причину, вызывающую сокращение места обитания (вырубка леса, лесной пожар, строительство нефтепровода или завода, распашка степи).  Круг уменьшается с каждым разом после названия причин. По мере того, как будет сужаться круг, животные начнут бороться за место в нем. Ведь для того, чтобы выжить, они должны остаться в центре круга. Некоторые будут падать за пределы круга, другие будут выталкивать. Закончив игру, следует обсудить с детьми, что произойдет с животными, если место их обитания сократится.

В виде КВН могут быть проведены темы «Знаете ли вы рыб?», «Шестиногие враги и друзья человека», «Крылатые фармацевты».

Игры по формированию экологического поведения.

Игра «Человек - верный сын природы» Дидактическая задача: развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди». Игровая задача: найти ошибки и исправить их (в форме драматизации). Предварительная работа: беседа о правилах поведения в лесу; чтение произведений литературы (Ю.Дмитриев, И.Акимушкин). Оборудование: макеты деревьев, кустов, костра, гнезд; игрушки (птенец, белка, бабочка), банки, пакеты, бумага, магнитофон. Ход игры: 1.Педагог предлагает детям рассказ (нацеливая их на анализ и оценку действий его героев). 2. Дети определяют и исправляют ошибочное поведение героев рассказа в форме драматизации. 3. Дети составляют запрещающие знаки.

Игра «Как вести себя в лесу». Дидактическая задача: способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Игровая задача: верно, определить и выбрать правило поведения в лесу. Игровые действия: Учитель сообщает детям, что их в гости приглашает старичок - Лесовичок. Лесовичок просит не забывать правила поведения в лесу, предлагает выбрать нужное правило.

1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями бросаться, венки плести, цветы рвать. Подумаешь - здесь много зелени, и еще вырастет!

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное это никому не мешает!

4. Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

(Можно предложить карточки, изображающие разное поведение в лесу. Дети отбирают нужные.)

Игры во время экскурсии в природу.

Игра «Деревья и кусты». Дидактическая задача: закрепить знания отличительных признаков деревьев и кустарников, их названий. Игровая задача: правильно определить дерево или кустарник; развитие внимания, быстроты реакции. Игровые действия: Сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднять вверх, а когда куст - вниз. Дети делятся на 2 команды, выбирают ведущего, который называет то дерево, то куст. Дети повторяют эти движения. Ведущий может назвать дерево, но опустить руки или наоборот. Ребята, которые ошиблись, выводятся из команды. Выигрывает команда, в которой остается больше участников.

Игра «У кого детки с этой ветки». Дидактическая задача: Закрепить знания о наблюдаемых растениях и их плодах. Игровая задача: правильно соотнести растения и их плоды. Игровые действия: Дети собирают веточки деревьев, кустарников, плоды этих растений. Под конец экскурсии дети становятся в круг, а учитель берет у них по одной веточке с каждого дерева и кустарника. Затем он становится в центр круга, поднимает вверх веточку кустарника или дерева и говорит: «У кого детки с этой ветки?». Дети поднимают вверх руки с плодами.

Игра «Кто дальше пройдет». Дидактическая задача: тренировка памяти и развитие внимания, наблюдательности на экскурсии. Игровая задача: как можно больше запомнить и воспроизвести по памяти названия деревьев и кустарников. Игровые действия: Участвуют 5-7 учеников, остальные наблюдающие. Участники становятся вдоль стартовой линии. Идя по очереди вперед, каждый участник должен громко поизносить название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг, не назовет дерева, он должен остановиться и присесть. Выигрывает тот, кто пройдет дальше всех. Ведущий сопровождает каждого участника и следит, чтобы он не замедлял шаг.

Игра «Подбери лист». Дидактическая задача: закрепить знания деревьев и кустарников данной местности; развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать. Игровая задача: правильно определить и найти растение, соответствующее подобранному листу. Игровые действия: Каждый берёт какой-нибудь лист, упавший на землю. Дети с одинаковыми листьями образуют отдельные группы.

Игра «Птицы, рыбы, звери» Учитель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Игра «Цепочка» У учителя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку по цепочке, дети называют по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.

В руках опытного педагога игра может стать эффективным инструментом экологического воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества. Экологические игры рассматриваются как популярная в современной школе форма экологического воспитания младших школьников, стимулирующая высокий уровень их мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Воображаемые условия, имеющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире, нормы и правила поведения в окружающей среде, естественно усваиваются детьми, и самое важное, - у младших школьников формируется опыт принятия экологически грамотных отношений. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Литература

  1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с.
  2. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил.
  3. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.
  4. http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/5/030506.htm, Никитина Т.Б.
  5. http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/6/150606.htm, Алексеева М.М., Баластаева Н.В.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира

В этой работе раскрывается эффективное применение ИКТ на уроках окружающего мира...

Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

«Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»

Данный материал позволяет обобщить возможности формирования общеучебных действий старшеклассников через использование Интернет-технологий при обучении 4 видам речевой деятельности.Практическая направл...

Доклад на семинар-практикум «Формирование информационной культуры в использовании дистанционных технологий»

Доклад содержит рекомендации. по использованию интернет-ресурсов во время дистанционного обучения...

Активизация познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через использование игровых технологий на уроках математических представлений."

ldquo;Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его...