«Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»
статья (английский язык, 10 класс) по теме

Ураева Анна Станиславовна

Данный материал позволяет обобщить возможности формирования общеучебных действий старшеклассников через использование Интернет-технологий при обучении 4 видам речевой деятельности.Практическая направленность материала позволит учителям-предметникам заимствовать идеи использования Интернет-технологий в своей практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интернет-технологии52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме «Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»

Преподавание есть искусство, а не ремесло. Данное высказывание является детерминантой учительского дела. Преподавать по настоящему – это значит перепробовать различные методы и выбрать свой, пересмотреть несколько УМК и не придерживаться ни одного неукоснительно. Современный учитель должен изобретать, тем самым совершенствоваться.

Работая учителем английского языка в средней школе четвертый год, пришла к выводу, что невозможно использовать только те методики, которые являются общепринятыми.  Современные учителя призваны наделить ребенка общеучебными умениями, которые обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка.. Все это вынуждает учителя уходить от традиционных педагогических технологий.

Известно, что целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции. Изучение языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации, а для этого у ребенка следует сформировать общеучебные умения, которые прививаю посредством использования Интернет-технологий.

Целью моей работы является обобщение опыта по теме «Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»

Свою педагогическую деятельность для достижения поставленной цели строю через решение следующих задач:

  1. Внедрять новые информационно - коммуникационные технологии в процесс обучения английского языка.
  2.  Улучшать  качество обучения посредством более полного использования доступной информации.
  3.  Повышать эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.
  4. Подготавливать участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества.
  5. Развивать социокультурную компетенцию учащихся. Повышать мотивацию в изучении английского языка.

Какими же формами, методами иду к поставленной цели?

В последнее время применение новых информационных технологий стало необходимостью. Это подразумевает не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, при этом последние должны позволить каждому ученику проявить творчество, активность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку с применением мультимедийных средств, материалы для которых можно найти, используя глобальную сеть Интернет.

Остановимся подробнее на возможностях формирования общеучебных действий  старшеклассников через использование Интернет-технологий при обучении 4 видам речевой деятельности.

Обучение устной речи. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно меняющимся иллюстративным материалом.

Одной из тем УМК «English 10-11» под редакцией В.П. Кузовлева является тема «Как географическое положение влияет на жизнь людей». Организую работу по теме, обращаясь к таким сайтам, как www.BBC.co.uk; www.delight English.ru, где представлены различные фото ландшафтов англо-говорящих стран, где хранятся видео-экскурсии про погодные явления: «Storm», “Wind”, “Sun”, просмотрев которые, дети индивидуально или в парах составляют свое описание и видение природных явлений. Изучая тему «Западные демократии», дети с удовольствием  составляют как устные, так и письменные рассказы о выдающихся политиках настоящего и прошлого, при этом им предлагаются разнообразные фотографии из деловой и личной жизни людей (источник www.posternazakaz.ru, www.vladimir.vladimirovich.ru, www.barackobama.com). Посещая сайты современных представителей субкультур, учащиеся самостоятельно составляют сравнительную таблицу об их внешности, стиле одежды (www.sub-culture.ru, www.subcult.ru,  http://biker.ru, http://www.hippy.ru и т.д.).

Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернетом прежде всего из-за возможности работы с электронной почтой. Многочисленные сервисы предлагают найти друзей по переписке – нет ничего интереснее и эффективнее для учеников писать дружеские письма невыдуманным персонажам, а реальным людям, сверстникам.

В этом учебном году  мы начали с десятиклассниками  свой международный проект на сайте www.epals.com , где мы объявили о своем желании обменяться информацией по теме «Subcultures in my country» со сверстниками из англо-говорящих стран. Дети самостоятельно пишут рассказы об определенной субкультуре, выражают собственное отношение, учатся при этом задавать вопросы об интересующей их информации, грамотно оформлять свои мысли на письме.  Каждый ученик работает на своем уровне, не ограничен по объему высказывания и времени написания. Главная задача учителя – корректировать, направлять, поощрять и мотивировать самостоятельную работу учащихся.

Обучение аудированию. Объем мультимедийных материалов, хранящихся в сети Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала можно прослушать новости, песни любимого исполнителя, интервью с известным человеком, обучающие фильмы по изучаемой тематике.

Темы, предложенные автором УМК «English 10-11» «Западные демократии», «Как разнообразен окружающий мир», «Молодое поколение» будут интересны учащимся только в том случае, когда дети сами соприкоснутся с реальными ситуациями из жизни и научатся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.

Ученики с интересом слушают выступления Барака Обамы на предвыборной компании (источник www.BBC.co.uk)   - затем детям предлагается в корректной форме рассказать о достоинствах и недостатках политика, высказать предположение о развитии событий на предстоящих выборах в США. После этого ученики без особого труда дома пишут сочинение с использованием изученной лексики по теме «Идеальный политик – какой он?»

Тема «Молодое поколение» не оставит равнодушным ни одного подростка, так как проблемы молодежи во всем мире идентичны. Дети с интересом смотрят обучающий фильм «Northern Ireland: street graffiti” (источник www.learnenglish.britishcouncil.org). Видеоролик является познавательным, формирует у учащихся мировоззренческие установки, сталкивает альтернативные мнения, создавая приятные ситуации для общения, обсуждения поставленной задачи. Более того, данный сайт адаптирован для учеников всего мира, поэтому после просмотра авторы сайта предлагают задания различной степени сложности (Level A, Level B, Level C), направленные на контроль понимания услышанного и  увиденного. Для  учеников с низкой мотивацией к учебной деятельности заранее готовлю текст (визуальную опору) для снятия языковых трудностей в понимании аутентичного текста с целью более полного охвата содержания текста. Итогом данного вида деятельности будет являться сочинение-рассуждение на тему «Граффити в Чердыни: быть или не быть?»

Уверена, что использование видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку способно существенно повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения материала живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.

Кроме видеоматериалов, ценным материалом для обучения иностранным языкам является песня. Песня содействует эстетическому воспитанию учащихся, благодаря музыке на уроке активизируется языковая деятельность, поддерживается интерес к изучению языка. Учащиеся 10 класса с  интересом смотрят клипы уже знакомых им современных песен, обращая внимание на тематику, на эмоциональный настрой, на основную идею, которую содержит песня. Англоязычный сайт www.LinguaLeo.ru предлагает широкий выбор музыкальных композиций с клипами и с текстами песен. Ученики имеют возможность самостоятельно найти информацию о группе-исполнителе в  Википедии - современной интернет-энциклопедии, они учатся  выделять необходимую информацию и спонтанно переводить ее на  язык, совершенствуя переводческие навыки, при этом они развивают навыки монологического и диалогического высказываний, выражая свое мнение о песне, учатся ценить возвышенную форму отражения действительности.

Обучение чтению.

Отличным источником аутентичных текстов является газета, но ввиду невозможности приобрести современные газеты на английском языке в печатном виде на помощь приходит глобальная сеть Интернет, где на сайтах “The Independent”, “The Times” беру актуальные, интересные  по содержанию статьи, которые представляют собой неоднозначную информацию, либо разные точки зрения, использую их как основу для организаций дискуссий по изучаемой теме. Для облегчения   и сохранения аутентичности текста создаю глоссарий, куда входят слова, важные для понимания именно этого текста, разрабатываю предтекстовые вопросы (Посмотрите на заголовок. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Что вы знаете о…?) и особое внимание уделяю заданиям для выполнения после прочтения, таким как:

  1. Определи, является ли высказывание верным;
  2. Расположи высказывания в хронологическом порядке;
  3. Ответь на вопросы по тексту;
  4. Выдели 20 ключевых слов и фраз и напиши их в формате Pecha Kucha.

Все задания направлены на дальнейший пересказ статьи и выражение собственного мнения по проблеме.

На этапе контроля усвоения прочитанного успешно и эффективно реализуется технология индивидуализированного обучения. Дети знакомятся с газетной статьей без объяснения учителя, что соответствует пониманию системно-деятельностного подхода в образовании, который является главной идее стандартов.

В этом аспекте дальнейшей целью для себя вижу подбор газетных статей для дополнения содержания УМК и разработку системы дифференцированных упражнений контроля понимания прочитанного. В перспективе планирую создать сборник дидактических материалов, которые могут быть использованы учителями и учащимися старших классов.

Новизна опыта заключается в разработке упражнений и модели применения Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах.

        Опытом работы делилась на Всероссийской научно-практической конференции в г. Соликамске в 2010 году, где выступила с докладом по теме «Формирование самостоятельной деятельности на уроках английского языка», материалы которого представлены в сборнике «Непрерывное образование: проблемы, поиски, перспективы». В 2012 году участвовала в конкурсе на лучшую разработку в журнале «Новое образование» г. Ижевск. Регулярно размещаю разработки уроков по технологии индивидуализированного обучения на сайте www.urokitio.ru .

Результативность применения данного опыта очевидна. Учащиеся совершенствуют свои умения в использовании Интернет-технологий как средства аутентичной коммуникации, источника информации. Использование компьютера повышает самостоятельность учащихся в процессе обучения, уровень общения и культуры подростков, развивает их речь, одновременно учитель формирует своё профессиональное мастерство.

В целом, использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, способствует развитию  практической направленности. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

мастер класс "Использование игровых моментов на уроках иностранного языка в начальных классах"Учитель МБОУ «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» Жуган Ольга Евгеньевна

Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности для младших школьников. Через игру они познают мир, строят какие-то планы, выражают свои мечты и надежды. Кроме того, в игре дети чувствуют ...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках иностранного языка в старших классах.

В данной статье вы прочитаете о ключевых образовательных компетенциях, узнаете, как формировать учебно-познавательные компетенции на уроке и во внеурочное время....

Формирование адаптивной среды с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

«Формирование адаптивной среды на уроках иностранного языка с использованием здоровьесберегающих технологий»     “Tell me and Ill forget. Show me and I’ll remember. Involve me and ...

Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

Методическая разработка «Использование метода учебных проектов в преподавании английской и американской литературы на уроках домашнего чтения на иностранном языке в старших классах для школ с углубленным изучением иностранного (английского) языка.»

Аннотация к методической разработке.В методической разработке изложен опыт и попытка аргументированно доказать эффективность использования учебного проекта при обсуждении книги по домашнему чтению....