Главные вкладки

    Формирование адаптивной среды с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
    статья по английскому языку (5 класс) на тему

    Камышова Татьяна Вячеславовна

    «Формирование адаптивной среды на уроках иностранного языка с использованием здоровьесберегающих технологий»

         “Tell me and Ill forget. Show me and I’ll remember. Involve me and Ill understand. » Benjamin Franklin «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму», - Бенджамин Франклин. Это высказывание идеально подходит для того, чтобы сформулировать основную задачу данной темы.
            Проблема адаптивной среды – одна из наиболее актуальных. И педагоги, и обучающиеся отмечают недостаток коммуникативной практики ученика, отсутствие возможности общения с носителями языка, трудности в полноценной реализации разностороннего коммуникативного репертуара, проблемы со здоровьем обучающихся.
      Предметом изучения данной темы является обоснование психолого-педагогических и организационных условий создания адаптивной образовательной среды с учетом здоровьесберегающих технологий на уроке.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                       

    «Формирование адаптивной среды на уроках иностранного языка с использованием здоровьесберегающих технологий»

         “Tell me and Ill forget. Show me and I’ll remember. Involve me and Ill understand. » Benjamin Franklin «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму», - Бенджамин Франклин. Это высказывание идеально подходит для того, чтобы сформулировать основную задачу данной темы.

            Проблема адаптивной среды – одна из наиболее актуальных. И педагоги, и обучающиеся отмечают недостаток коммуникативной практики ученика, отсутствие возможности общения с носителями языка, трудности в полноценной реализации разностороннего коммуникативного репертуара, проблемы со здоровьем обучающихся.

      Предметом изучения данной темы является обоснование психолого-педагогических и организационных условий создания адаптивной образовательной среды с учетом здоровьесберегающих технологий на уроке.

           Успешность формирования образовательной среды с учетом здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка может быть обеспечена при создании следующих условий: 

     • осуществление опоры на положительный опыт использования психолого - педагогических и организационных условий; 

    • создание вариативной системы видов деятельности; 

    •  осуществление   личностно - ориентированного образовательного процесса; 

    •  снижение учебной нагрузки на обучающихся;

    • осуществление личностного и дифференцированного подхода к обучающимся;

    •  создание  благоприятных моральных условий обучения каждого;

    • отслеживание результатов развития адаптивной образовательной среды.

            Ведущая педагогическая идея моего опыта - создание адаптивной среды с использованием здоровьесберегающих технологий, учитывающей индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика на уроках английского языка.

        Основной задачей обучения иностранному языку является создание среды, максимально приближенной к реальности, в которой бы учитывались индивидуальные особенности ученика, его креативное мышление и которая позволила бы рационально использовать время, отводимое для изучения иностранного языка. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка - задача особой важности для преподавателей. Внедрение в учебный процесс данных технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровьесберегающие технологии направлены на  обеспечение психического здоровья учащихся. Опираются на  следующие принципы:

            - природосообразности,

             - преемственности,

            - вариативности,

            - прагматичности.

          Формируя адаптивную среду с использованием здоровьесберегающих технологий, руководствуюсь такими задачами, как: 

    - использование электронных учебников  OXFORD English Grammar, Oxford Communicative English;

    - индивидуальная и групповая работа на основе лингво-страноведческого компонента;

    - создание проектов с использованием ИКT;

    - использование Интернет - технологий;

    -отслеживание результатов влияние адаптивной среды.

                 Адаптивной  называется образовательная среда, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.

              Термин "адаптация" трактуется как приспособление системы к реальным внешним условиям.

           Важнейшим компонентом адаптивной среды на уроках английского языка является согласование самооценок и притязаний с возможностями ученика и с реальностью социальной среды.

           В работах Э.Г. Аболевич,  М.В. Ромма  рассматриваются теоретико-методологические проблемы социальной адаптации личности; Д.П. Дербенев свои работы посвятил рассмотрению вопроса адаптации детей к новым социо-культурным условиям; в работах М.М. Безруких отражены проблемы  успешной адаптации ребенка на первом этапе обучения.

           Формирование организационных и психолого-педагогических условий создания адаптивной образовательной среды  - это, прежде всего, создание условий для реализации каждым учеником права получения предметных и метапредметных результатов, соответствующего индивидуальным особенностям, интересам, возможностям при сохранении здоровья и подготовке к здоровому образу жизни в современных условиях.

        Впервые в педагогической литературе понятие адаптивной среды сформулировано в работах Е.А. Ямбурга, который главным существенным признаком считает здоровьесбережение.

                                     «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».

                                                                                    К.Д.Ушинский

    Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.

    Для реализации вышеуказанных технологий применяются данные средства:

            - учет особенностей аудитории;

            - создание благоприятного психологического фона на уроке;

            - использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к  учебному материалу;

            - создание условий для самовыражения обучающихся;

            - инициацию разнообразных видов деятельности;

            -  предупреждение гиподинамии.

            Применяемые на практике здоровьесберегающие технологии приводят к следующим результатам:

             - предотвращение усталости и утомляемости;

             - повышение мотивации к учебной деятельности;

             - прирост учебных достижений.

             Подробнее остановимся на специальной педагогической технологии-технологии личностно-ориентированного обучения, обеспечивающей здоровьесбережение на уроке.

               Основные направления деятельности личностно-ориентированного обучения реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.

    I. Урок, как зона психологического комфорта.

            С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

    Например, упражнение «Комплименты».

            Дети по очереди говорят друг другу добрые слова на английском языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

    Медитативно - релаксационные упражнения.

            Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и другие. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты.

            Также похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. На уроках  следует широко практиковать самооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу:good, OK, try again.

    II. Индивидуальный и дифференцированный подход осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания.

    III. Двигательная активность учеников на уроках английского способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

            Активное поведение обучающихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток.   Обязательным условием эффективного проведения подобных форм является положительный эмоциональный фон. На уроках  практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.

    IV. На уроках для поддержания интереса к изучению английского языка важно ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.

    Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.

     V. Структура рациональной организации урока английского языка

    Факторы урока

    Уровень гигиенической рациональности урока

    1

    Плотность урока

    Не менее 60% и не более 75%

    2

    Число видов учебной деятельности

    4-7

    3

    Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

    Не более 10 минут

    4

    Частота чередования видов учебной деятельности

    Смена не позднее, чем через 7-10 минут

    5

    Число видов преподавания

    Не менее 3

    6

    Наличие эмоциональных разрядок (число)

    2-3

    Таблица заимствована у Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»

        Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.

         На своих уроках я чаще всего придерживаюсь данной системы. Использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности. В своей работе  стараюсь максимально наполнить уроки интерактивными методами и приемами обучения. Я практикую игровую методику, особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно- ориентированные. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения обучающихся. Для того чтобы школьник научился учиться, не менее важна техника проведения занятия. Учитель должен понимать, что психологическое состояние ученика зависит от внешних проявлений. Будучи заинтересованным в повышении мотивации учеников к изучению английского языка, привлекаю психолога школы, выясняя уровень развития учебной мотивации по английскому языку, уровень развития познавательных процессов и степень успешности обучения. Мотивирую ученика на желание развивать себя, самосовершенствоваться. Успех в этом направлении становится возможным благодаря  реализации принципа педагогической поддержки.

          Систематический контроль за результатами обучения и развития каждого обучающегося позволяет формировать положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня предметных и метапредметных результатов.

            Из чего можно сделать вывод, что формирование адаптивной среды на уроке с использованием здоровьесберегающих технологий мотивирует  ребят на обучение английскому языку. Из результатов видно, что уровень мотивации учащихся к предмету высок и наблюдается значительное снижение тревожности, повышение качества знаний, а также  созданы оптимальные условия для самовыражения.

           Заключение Формирование адаптивной среды на уроках иностранного языка с использованием здоровьесберегающих технологий позволило снизить учебную нагрузку на учащихся, осуществить межпредметные связи и в конечном итоге приблизить процесс обучения к реальному, естественному процессу познания. Я глубоко убеждена в том, что без формирования условий адаптивной среды на уроке английского языка, невозможно не только полноценное обучение, но и развитие личности ребенка.

    В завершение хочется сказать, что формула успеха обучения иностранному языку проста:

                 А лучшим девизом для меня и учеников является:

    «Учителю легко, ученику интересно, вместе эффективно».

                                                      Список литературы

    1. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2012год, № 8, 2012 год.

    2. Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2012 год.

    3. Бим И.Л. «Модернизация структуры содержания школьного языкового образования» // Иностранные языки в школе. 2005. №8

    4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. «Теория обучения иностранным языкам». 2-е изд. М.: Академия, 2005.

    5. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. «Теория и практика обучения иностранным языкам» Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

         6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов н.     /Д., 1997.

    1. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.                  / Якиманская И.С. - М., 1995.

    8.  Пассов Е.И. «Урок иностранного языка в средней школе». М.:      Просвещение, 1988.

          9. Психология: словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.     Ярошевского. - М., 1990.

    10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное            пособие. М.: Народное образование, 1998.

    11.Современный образовательный процесс: содержание, технологии,   организационные формы / Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов н. /Д., 1995.

         12. Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в     школе. Москва, 2004.

         13. Управление адаптивной школой: Проблемы и перспективы/ Шамова Т.И., Давыденко Т.М, Рогачева Н.А; Под ред.Т.И Шамовой Архангельск,1995.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

    В статье даны рекомендации как построить урок иностранного языка с позиций здоровьесберегающих технологий....

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....

    «Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»

    Данный материал позволяет обобщить возможности формирования общеучебных действий старшеклассников через использование Интернет-технологий при обучении 4 видам речевой деятельности.Практическая направл...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в рамках новых ФГОС

    В презентации можно узнать о причинах внедрения здоровьесберегающих технологий в школе, классификацию здоровьесберегающих технологийи, критерии здоровьясбережения, организацию урока с применением данн...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

    Методы сбережения и укрепление здоровья учащихся на уроках английского языка , формирование у них установки на здоровый образ жизни....