Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
статья

Зязева Ирина Валерьевна

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

                                                                             

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

                                                           

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать

  • обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие\отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;
  • число видов деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров (норма 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);
  • среднюю продолжительность  и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма 7-10);
  • число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма не менее трёх);
  • чередование видов преподавания ( норма не позже, чем через 10-15 минут).

Иностранный язык – один из наиболее трудных предметов в школе: интенсивные занятия требуют от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. На уроках английского учащимся приходится выполнять много различных видов деятельности, к ним относятся: говорение, письмо, чтение, аудирование, анализ информации, поэтому учителю необходимо применять на своих уроках здоровьесберегающие технологии. Необходимо соотносить учебную нагрузку на уроках с возрастными и индивидуальными особенностями детей, чтобы способствовать укреплению здоровья.

При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:

1.                5 – 25-я минуты – 80%,

2.                25 – 35-я минуты – 60-40%,

3.                35 – 40-я минуты – 10%.

С точки зрения здоровьесбережения выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются продолжительностью,объемом нагрузки, характерными видами деятельности.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

  • По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».
  • В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.

  • Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов Физическое здоровье
  • Психическое здоровье
  • Социальное здоровье
  • Нравственное здоровье
  • Духовное здоровье

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться

В каких условиях ребёнок может реализовать свои способности “быть здоровым?”.

  • любовь к ребёнку;
  • уважение его мнения;
  • демократический опыт у учителя;
  • поощрение успехов ребёнка;
  • формирование у учащихся умения мыслить, работать творчески, что повышает мотивацию

.Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников.

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленную организацию урока английского языка.

а) методы позитивной психологической поддержки ученика,
 б) учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями,
 в) поддержание познавательного интереса к изучению английского языка,
 г) принцип двигательной активности на уроке

.

Основные технологии здоровьесбережения

  • Чёткая организация урока
  • Смена видов деятельности через каждые 7-10 минут
  • Физкультминутки
  • Динамические паузы
  • Игры, песни, рифмовки, стихи
  • Технологии критического мышления
  • Методы позитивной психологической поддержки ученика

     

Урок – зона психологического комфорта

Важно создавать на уроке положительную эмоциональную настроенность учащихся Нельзя говорить о здоровьесберегающих технологиях, если в классе царит напряженная атмосфера. Положительные эмоции, способны полностью снять любые последствия отрицательных воздействий на организм учащихся. Для создания нужного эмоционального фона можно использовать эмоциональную разрядку, такую, например, как смешное четверостишие, шуточное высказывание или поговорка. Небольшая шутка поможет снять умственное напряжение и разрядить обстановку.

Методы эмоциональной раскачки

  •  Игра “A gift”

      Предлагается подарить своему однокласснику что-то   нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу,хорошее настроение, звёзды)»

  •  Упражнение “Compliments”
    Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
  •  Игра «A message for you”
    По кругу передается сообщение, например «I’m pleased to see you», “I’m glad to see you”,  ”You look good» etc.
  • “ We begin our day together”

     Дети делятся со своими одноклассниками планами на  сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.

Похвала

                                       «Учитель!
         Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов»

   Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика.

 Она может быть вербальной:
«Well done!», «How clever you are!», «How smart you are ”, “ Excellent  answer”, etc.


Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче.

Пальчиковая гимнастика-

«Простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка» (В.М. Бехтерев)

 «Ум ребёнка находится на кончике пальцев» (Сухомлинский)

Five little gentlemen

 Going for a walk.

 Five little gentlemen

 Stop for a talk.

 Along came five ladies

 They stood all together

 And they began to dance.

Peter-Pointer, Peter-Pointer,
Where are you?

Here I am, here I am.

How do you do?

Peter-Pointer, dance, dance!

Dance the merry song around.

Tommy Thumb can dance alone! (2 times)

( Tobby Tall, Baby Small, Ruby Ring)

Двигательная активность учеников на уроке английского языка – способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации  обучения.

Hands up, clap, clap!
Hands down, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!
Bend left, clap, clap!
Bend right, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!

My hands upon my head I place, 
On my shoulders, on my face. 
Then I raise them up on high 
And make my fingers quickly fly.
Then I put them in front of me 
And gently clap: one, two, three

Аутогенная тренировка

Учителю следует учить детей аутотренингу, внушать им, что они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им легче будет усваивать новый материал. Например: положив одну руку на голову, а другую – на грудь, можно проговорить:

     My right arm is warm,

     I’m closing my eyes…

      My left arm is warm,

      My right leg is warm,

      My left leg is warm,

      My body is warm.

      All my muscles are relaxed.

      I’m resting.

      I’m going to open my eyes.

      I’m full of energy.

      I’m active and strong.

      I’m ready to work.

“You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself.  You have a lot of energy. “

Медитативно - релаксационные упражнения дают возможность ученику передохнуть, восстановить силы для дальнейшей деятельности. Следует помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения .

“I can do everything. I’m afraid of nothing. I must learn to read, write and speak English”

     My right arm is warm,

     I’m closing my eyes…

      My left arm is warm,

      My right leg is warm,

      My left leg is warm,

      My body is warm.

      All my muscles are relaxed.

      I’m resting.

      I’m going to open my eyes.

      I’m full of energy.

      I’m active and strong.

      I’m ready to work.

“You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself.  You have a lot of energy. “

Упражнение «Шалтай-Болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице. 
«Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне.

Humpty Dumpty sat on a wall,

Humpty Dumpty had a great fall.
All the king's horses,
And all the king's men,
Couldn't put Humpty together again

На уроках английского языка обязательно следует использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Кроме того, песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Применяются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Они забывают о своем психологическом дискомфорте.

Рефлексия:

Рефлексия эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

К здоровьесберегающим технологиям также можно отнести Методические приёмы, формирующие критическое мышление. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

  • кластер
  • -мозговой штурм
  • -синквейн
  • -«знаем /хотим узнать / узнали»
  • -учимся вместе
  • -ажурная пила
  • -зигзаг
  • -инсерт
  • -5-“w”
  • -бриллиант
  • концептуальное колесо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в рамках новых ФГОС

В презентации можно узнать о причинах внедрения здоровьесберегающих технологий в школе, классификацию здоровьесберегающих технологийи, критерии здоровьясбережения, организацию урока с применением данн...

«Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС»

Использование коммуникативных методов при обучении иностранному языку...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны ...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения....