Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
статья по английскому языку

Пронина Александра Владимировна

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье”

Генрих Гейне

Самой важной задачей на сегодняшний день в системе образования, считается сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье человека — тема актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. Только тогда, когда процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке. Работая над здоровьесберегающими технологиями учителя, определяем качество образования по следующим критериям:

Духовно – нравственное здоровье: ответственность, организованность, доброжелательность,

Психическое здоровье: эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках иностранного языка.

Физическое здоровье: как ученики умеют учиться, не перегружая себя. Учащиеся знают упражнения для отдыха глаз, упражнения для осанки, упражнения на концентрацию внимания.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

В каких условиях ребёнок может реализовать свои способности “быть здоровым?”.

— любовь к ребёнку;

— уважение его мнения;

— демократический опыт у учителя;

— поощрение успехов ребёнка;

— формирование у учащихся умения мыслить, работать творчески, что повышает мотивацию.

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников.

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленную организацию урока английского языка. а) методы позитивной психологической поддержки ученика, б) учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, в) поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, г) принцип двигательной активности на уроке.

Основные технологии здоровьесбережения:

• Чёткая организация урока

• Смена видов деятельности через каждые 7-10 минут

• Физкультминутки

• Динамические паузы

• Игры, песни, рифмовки, скороговорки, стихи

• Технологии критического мышления

• Методы позитивной психологической поддержки ученика

При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:

5 – 25-я минуты – 80%,

25 – 35-я минуты – 60-40%,

35 – 40-я минуты – 10%

Урок – зона психологического комфорта

Важно создавать на уроке положительную эмоциональную настроенность учащихся. Нельзя говорить о здоровьесберегающих технологиях, если в классе царит напряженная атмосфера. Положительные эмоции, способны полностью снять любые последствия отрицательных воздействий на организм учащихся. Для создания нужного эмоционального фона можно использовать эмоциональную разрядку, такую, например, как смешное четверостишие, шуточное высказывание или поговорка. Небольшая шутка поможет снять умственное напряжение и разрядить обстановку.

Виды разрядки, которые можно применять на уроках английского языка:

1. Физкультминутка, динамическая пауза

Цель: снять напряжение общей моторики, умственной деятельности учащихся. Ее проводим с первых уроков, когда по команде учителя или одного из учеников все учащиеся встают и выполняют простые движения (поднимают руки вперед, вверх, вперед, вниз).

Hands up, clap, clap!

Hands down, clap, clap!

Turn yourself around and then you clap, clap!

Bend left, clap, clap! Bend right, clap, clap!

Turn yourself around and then you clap, clap!

My hands upon my head I place,

On my shoulders, on my face.

Then I raise them up on high

And make my fingers quickly fly.

Then I put them in front of me

And gently clap: one, two, three

2. Игра

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Применяются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Они забывают о своем психологическом дискомфорте.

Цель: снять напряжение, помогает разнообразить монотонность урока, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.

Игры, которые можно использовать на уроках английского языка.

“Игра в поговорки и пословицы”, которые расширяют кругозор и обогащают словарный запас учащихся.

Например:

Учитель начинает поговорку, а учащиеся заканчивают ее.

Учащиеся должны быстро найти русские эквиваленты пословицам на английском языке. С помощью ключевых слов и выражений учащиеся составляют монолог (диалог) и заканчивают его соответствующей пословицей.

”Repeat after me”

Суть игры: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе движение называет и показывает учитель, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика освоена учитель, а позже ведущий из учеников только показывает действия, учащиеся же должны его повторить и назвать самостоятельно.

“The Chain of Letters”

Суть игры: Все участники игры встают в круг (в неделящемся классе мы просто встаем в междурядье). Ученики по очереди называют по одной букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает свое место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. Как правило, в первый раз остаются стоять 1-2 ученика. Через пару тройку уроков из игры выбывает 1-2 человека, а к концу года проигравших и вовсе не бывает. В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времен года, месяцев, дней недели и т.п.

“Alphabet”

Суть игры каждый ученик получает карточку с изображением буквы, нужно ученикам каждой группы или команды построится так, чтобы получилось слово.

”My pet”

Суть игры изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

3. Песня на уроке английского языка

На уроках английского языка обязательно следует использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Кроме того, песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.

4. Похвала

«Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов»

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика.

Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «How smart you are ”, “ Excellent answer”, etc.

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче.

5. Новизна и нетрадиционность учебного материала на уроке английского языка

Ожидание необычного, особая заинтересованность так же служит релаксации учащихся, т. к. затрагивают эмоциональную сферу. Интерес вызывает знакомство с новыми иллюстрированными журналами на английском языке, рассказ о каком-нибудь городе с показом фотографий, картинок и т. д. Рассказ способствует снятию усталости напряжения, созданию расслабленной обстановки, он не носит учебного характера. Внимание учащихся основано на интересе к новому материалу. Такое сообщение рассчитывается на 2-3 минуты. Результаты использования различных видов разрядки говорят сами за себя. Однако следует отметить, что время использование проектора или мультимедийной доски не должно превышать 7-10 минут, иначе, это принесёт, скорее, вред, чем пользу для здоровья детей.

6. Пальчиковая гимнастика

«Простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка» (В.М. Бехтерев)

«Ум ребёнка находится на кончике пальцев» (Сухомлинский)

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.

Five little gentlemen

Going for a walk.

Five little gentlemen

Stop for a talk.

Along came five ladies

They stood all together

And they began to dance.

Peter-Pointer, Peter-Pointer, Where are you?

Here I am, here I am.

How do you do?

Peter-Pointer, dance, dance!

Dance the merry song around.

Tommy Thumb can dance alone! (2 times)

7. Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер, направленная на сохранение здоровья глаз. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил. Упражнения для детских глазок следует выполнять до и после занятий.

Look up,

Look down,

Look around,

And around.

Close your eyes

And wink, wink, wink.

Look up,

Look down,

Look left,

Look right,

Close your eyes and count to ten.

К здоровьесберегающим технологиям также можно отнести методические приёмы, формирующие критическое мышление. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

• кластер

• мозговой штурм

• синквейн

• «знаем /хотим узнать / узнали»

• учимся вместе

• пила

• зигзаг

• инсерт

• 5-“w”

• бриллиант

• концептуальное колесо

А теперь, коллеги, давайте оценим результаты совместной деятельности. Я предлагаю это сделать в творческой форме - синквейн.

Пример заполнения таблицы

1.Название предмета

Мастер-класс

2. Два прилагательных, которые описывают предмет

эффективный, творческий

3. Описание действий (три глагола)

стимулирует, направляет, обучает

4. Фраза из четырех слов, выражающая

главную мысль

свой стиль педагогической деятельности

5. Синоним первого слова, который

раскрывает его суть

умение и опыт

Заключение

Безусловно, нельзя превратить каждый урок в игру, соревнование. Многое требует кропотливого труда, спокойной учебной обстановки, вдумчивости, неторопливости. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается мотивация изучения предмета, качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны ...

Технология проведения урока английского языка в условиях реализации ФГОС

Технология проведения урока английского языкав условиях реализации ФГОС...

Доклад "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Выступление на педсовете МОКУ "Чильчинская СОШ", январь, 2018гподготовил - Мукабенова татьяна михайловнаТема: "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф...

Технология проведения урока английского языка в условиях реализации ФГОС.

Первое, о чем должен подумать педагог, не только английского языка, я любой, – это о создании интересной, творческой атмосферы на уроке. Важно и эмоциональное состояние преподавателя, и учащихся...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: «Современные технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений школьного образования.познавательной Невозможно языку себе представить познавательной жизнь настоящее ...

Опыт применения современных образовательных технологий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образова...