Методический совет "Воспитательный потенциал урока"
учебно-методический материал

Улаханова Марина Родионовна

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический совет: «Воспитательный потенциал современного урока» Заместитель директора по учебной работе: Улаханова М.Р. 2021г

Слайд 2

«Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего кроме вреда, не приносящая» К.Д.Ушинский «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира.» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Образование личности должно быть направлено не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие качеств человека, позволяющих учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации Российского образования, Закон «Об образовании в РФ», это отражено в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, это является одним из важнейших требований ФГОС.

Слайд 4

Что же такое воспитание сегодня? Это целенаправленное управление процессом личностного развития ребёнка при создании благоприятных условий. Оно является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.

Слайд 5

процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций процесс развития личности

Слайд 6

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний. Урок должен помогать ребенку осознать себя, окружающую действительность и свою ответственность за нее, обрести жизненные силы и в итоге - стать активным субъектом жизни и творчества.

Слайд 7

«Урок - это организованное духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения» Н.Е. Щуркова

Слайд 8

Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей: I .Воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока): 1 .Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся). 2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины). 3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).

Слайд 9

4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). 5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися). 6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).

Слайд 10

II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета. III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами).

Слайд 11

Воспитание у учеников определенных качеств на разных этапах традиционного урока. Организационный момент . Воспитываются организованность, внимательность, формируются умения быстро сосредотачиваться. Проверка домашнего задания . Воспитываются ответственность за порученное дело, уверенность в себе, умения слышать и слушать другого ученика, реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, выступать публично. Получение новых знаний . Воспитываются умения сконцентрироваться на получении информации, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Проверка усвоенного материала . Воспитывается критическое отношение к своим знаниям, развивается способность оценить эффективность собственной работы. Объявление домашнего задания. Воспитываются терпение, аккуратность, умение сосредотачиваться. Все это - фоновое воспитание. Оно происходит систематически, из урока в урок и в большей степени влияет на ценностное поведение и сознание детей.

Слайд 12

А как усилить воспитательный эффект урока? Обеспечить строгое выполнение требований, предъявляемых к результатам освоения общеобразовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. К личностным результатам относятся: самоопределение, самооценка, смыслообразование, морально-этическая ориентация, ценностное самосознание, самоуважение. К метапредметным результатам относятся: регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность); коммуникативные (речевое поведение, умение слушать); познавательные (работа с информацией, учебным материалом, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения). К предметным результатам относятся: основы системы научных знаний, опыт предметной деятельности. Если учебное занятие будет строиться на основании перечисленных требований, то его воспитательная функция займет главенствующее положение по отношению ко всем остальным. На втором месте будет функция развивающая, на третьем - обучающая.

Слайд 13

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; использовать на этапе актуализации инновационные технологии; использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Слайд 14

Таким образом, подводя итог сказанному, хочется заметить, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Давайте будем учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло, учить интересно, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием, нежели со скукой».

Слайд 15

Примерная схема анализа воспитательного аспекта урока 1. Использование воспитательных возможностей содержания материала. 2. Дополнение учебного материала историческими фактами. 3. Формирование мировоззрения на уроке. 4. Формирование нравственных качеств личности. 5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению. 6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения. 7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся. 8. Влияние личности учителя. 9. Характер деятельности и общения обучающихся на уроке. 10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.

Слайд 16

Решение методического совета Педагогическому коллективу школы в процессе подготовки урока и его реализации осуществлять требования оказания помощи детям в раскрытии личностного смысла любого изучаемого на уроке конкретного знания. Учителям-предметникам совместно с классными руководителями продолжить работу по формированию у учащихся убеждений ценности образования как фактора развития личности через четко выстроенные воспитательные цели урока. На заседаниях школьных МО ввести в практику работы лучшего педагогического опыта по данной теме.

Слайд 17

В заключение я хочу и себе, и другим педагогам задать вопрос: реализуя образовательный и воспитательный потенциал каждого своего урока, мы движемся к Я.А. Коменскому в XVII век или же с Коменским идем в век XXI?!

Слайд 18

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать Увы, не всякий раз даётся. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться. Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка «Потенциал. Разность потенциалов»

Материал предназначен для учителей и учащихся 10х -11х классов. Также может быть использован для подготовки к ЕГЭ. Понятия потенциал и разность потенциалов являются наиболее сложными при изучении темы...

Методическая разработка "Воспитательный потенциал урока".

В  этой работе я постаралась отразить размышления о проблеме воспитания учащихся начальной и средней школы и приёмы её решения на уроках. Использовались методические рекомендации Е.И. Пассова, Н....

Методический потенциал урока математики в реализации идей личностно-ориентированного обучения в рамках ФГОС.

В основе ФГОС нового поколения – системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе и профессионал...

Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)

Статья, посвященная реализации здоровьесозидающего потенциала на любом уроке в средней школе, на примере урока географии...

«Образовательный потенциал урока иностранного языка позиции ФГОС» Сценарий урока в 6 классе.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».Повторение лексики по теме и составление рассказов о классе и о школе.Учебные задачи, направленные на достижение личностных рез...

Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"

Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...