Методическая разработка "Воспитательный потенциал урока".
учебно-методический материал по английскому языку (6 класс) по теме

Уварова Елена Викторовна

В  этой работе я постаралась отразить размышления о проблеме воспитания учащихся начальной и средней школы и приёмы её решения на уроках. Использовались методические рекомендации Е.И. Пассова, Н. Е. Кузовлева, З. Н. Никитенко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Воспитательный потенциал урока.

Учитель  английского языка Уварова Е. В.

ГБОУ СОШ № 356

Г. Санкт-Петербург



Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал урока.

Базой развития и воспитания ребёнка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Образование личности должно быть сориентировано на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств успешного в труде человека.

Преподавание иностранного языка имеет много возможностей в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

В. А. Сухомлинский: «Уметь воспитывать знаниями».

Чтобы, изучая предмет, дети воспринимали мир как действительность, подчиняющуюся строгим закономерностям, в которых можно увидеть преобладающие тенденции. Воспринимать мир, как гармонию, а не как хаотичное нагромождение случайностей. В.А. Сухомлинский: «У учителя, умеющими воспитывать знаниями, эти знания…выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

«Активные формы обучения»: деловые игры, дискуссии, проектные задания, «мозговой штурм», КСО и др.модели обучения. КСО применять как систему, чтобы не утратился воспитательный смысл технологии.

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей.

Создатель классно-урочной системы Коменский Я. А.: «Учить с верным успехом, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учителя, ни у учащихся не было обременения и скуки; учить основательно, а не поверхностно, подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию». Всё это позволяют проекты.

Не нужно забывать о развитии качеств личности и младшего школьника: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, взаимодействовать в коллективе сверстников, быть терпимым к другому мнению и т. д. Содержание учебных программ по предмету «Английский язык» обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Чувствовать возможности предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка.

  • Целенаправленно отбирать содержание учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности.
  • Организовывать самостоятельную творческую исследовательскую деятельность.
  • Использовать современные образовательные технологии.

Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов.

Содержание поставленных перед учащимися проблем (в проекте) даёт возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень. Для решения проблемы надо анализировать, аргументировать, доказывать своё мнение. Такую работу мы делали в 5 классе в конкурсе «тур. агенств». Соперничество при командной организации работы дисциплинирует , т.к. невнимательность одного члена команды приведёт к неверному решению всей команды.

Рейтинговая система оценивания позволяет  ученикам давать себе самооценку, т.е. оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу.  Самооценка очень важна для формирования личности. Таким образом ученик воспитывает в себе справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным.

Проектная работа воспитывает в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность. Содержание многих текстов, включённых в учебники, даёт богатый материал для нравственного воспитания учащихся (охрана окружающей среды, проблемы экологии, красота Родины, люди, прославившие Родину, что такое дружба, настоящий друг).

В процессе решения задачи педагог должен найти несколько минут для беседы нравственного характера. Воспитание через искусство – на уроках о музыкальных стилях… В проекте «Россия» изучаем народное творчество, забытые русские традиции. Знакомство с традициями других народов России воспитывает толерантность, обогащает духовно. С этой целью проводим цикл классных часов, на которых ребята рассказывают, читают стихи, слушают народные песни и даже танцуют под «Русскую Хороводную».  А чтобы создать праздничное настроение, украшаем класс изделиями народных мастеров и накрываем столы. Кто-то тульский самовар принесёт, кто-то – тульские пряники, кто -  домашние пироги и плюшки. В такой обстановке приятно пообщаться, забыты все ссоры и обиды.

На уроках домашнего чтения изучаем литературу, которая является источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы. Изучение стихотворений формирует духовный мир.  В программу  англ. Яз. Для 6 кл. (учебник Афанасьевой), например, включён   отрывок рассказа Ч. Диккенса «Рождественские гимны». Чтобы подготовить детей к обсуждению затронутых в нём нравственных ценностей, я использую дополнительные упражнения (см. приложение 1). На дополнительном занятии уч-ся смотрят мультфильм «Рождественская история» на англ. яз., чтобы познакомиться с более полной версией рассказа, обогатить лексику, потренировать навыки аудирования и более глубоко обдумать  нравственную проблему.

На внеклассных занятиях дети проявляют себя, свободно высказывают свои мысли, учатся говорить.  «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их».

Реализация основных направлений развития воспитания в системе образования призвана способствовать решению ряда важнейших задач:

  • Сохранение исторической преемственности поколений, развитие нац. культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • Формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений ( в марте праздновали Нооруз);
  • Разностороннее развитие у детей и молодёжи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;
  • Формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
  • Формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда. Класс посетил «Кидбург»;
  • Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебной дисциплины.

В межкультурном подходе  ( Н.Д. Гальскова, З. Н. Никитенко) образовательная цель понимается как развитие (нравственное и интеллектуальное) языковой личности школьника, готового к межкультурному общению на ИЯ.

Концепция диалога культур (Е. И. Пассов) также реализует основные положения личностно-ориентированной парадигмы.

 Т. е. в центре образовательной системы – развитие ученика и нацеленность не на формирование личности ученика «в заданном русле» (как это считалось ранее), а на создание условий, в которых ребёнок развивает свою уникальную сущность, свои природные силы, на развитие способности ученика к общению в рамках диалога и полилога культур.

Не нужно забывать о развитии качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, взаимодействовать в коллективе сверстников, быть терпимым к другому мнению и т. д.

Эффективность процесса обучения выражается готовностью и желанием участвовать в межкультурном общении на И.Я. Для этого нужно живое и мотивированное взаимодействие с учителем и друг с другом. Отличительной особенностью такого общения-сотрудничества должна быть взаимная гуманистическая установка партнёров, стремление к соучастию, принятию друг друга.

Во многом это определяется стилем поведения учителя. Авторитарный стиль разрушает не только атмосферу взаимного доверия, но и убивает радость познания, чувство комфорта, положительные эмоции (что является основным двигателем изучения языка для детей).

Важно, чтобы учитель сам был раскован, терпим к другим суждениям, ошибкам, умел сопереживать своим ученикам и восхищаться их успехами.

Важно и то, каким голосом педагог произносит слова, фразы и какое при этом у него выражение лица (Ш. А. Амонашвили). Безусловно, голос учителя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который может быть:

  • Интригующим;
  • Заговорщическим;
  • Доверительным;
  • Серьёзным;
  • Деловым;
  • Выражающим радость встречи;
  • Вселяющим успех.

Главные педагогические средства – улыбка и ласковый взгляд, доброе отношение к каждому ученику.

Демонстрировать веру в ученика, правильно реагировать на ошибки.

Любое общение начинается с мотива и цели. В зависимости от тематики цели могут быть поставлены разные:

  • Предупредить друга о вреде курения,
  • Спасти животных от браконьеров,
  • Спасти рощу о загрязнения
  • Помочь больному,
  • Проявить милосердие,
  • Обсудить приятный сюрприз для родителей.

В 6А классе были проведены кл. часы о дружбе. Ребята посмотрели и обсудили героев художественного фильма «Добро пожаловать». Для этого использовались функционально – смысловые таблицы ФСТ. На уроках англ. яз. можно продолжить тему с помощью лексико- грамматических таблиц ЛГТ и заданий к ним, придумывать рифмовки по проблеме. Таблицы помогают быстрее и лучше запомнить слова, вызывают у учащихся потребность в использовании новой лексики, слова предъявляются в удобном для использования виде

(см. Приложение 2). 

На уроке ставится проблема «Willing Helpers” (добровольные помощники). После уроков дети обсуждают их планы помощи людям, живущим в одном районе). Можно использовать опоры.

 (Приложение 3).

Приучая к самостоятельности, настраивать учеников так организовать              свою работу, чтобы успеть за заданный промежуток времени достичь    определённых результатов и получить поощрение.

В ролевой игре, при разыгрывании заданных диалогов – образцов ученики «перевоплощаются» в разных героев. Это даёт им возможность открыть в себе новые черты характера, способности, возможности проявления своего «я», развитие умения общаться на примере образцов.

Личностно – ориентированная парадигма ориентирована на развитие сознательных членов общества, которые умеют принимать самостоятельные решения и быть ответственными за них. Поэтому должны быть созданы условия для овладения новым языком осознанно, а не на основе имитации. Этому способствует обучение постановке и решению проблем, например, при работе над проектом.

Изучение языка является осознанным, если дети видят смысл в том, что они делают. Тогда все их психические процессы приходят в движение и обучение оказывает развивающее влияние на личность.

Актуальна проблема развития самостоятельности .  Обеспечивается она с помощью Универсальных учебных действий. У младших школьников основные компоненты самостоятельной учебной деятельности формируются в игре. Школьники постарше занимаются проектами.

Универсальные учебные действия характеризуются как:

I  Личностные действия , т. е. обеспечивают нравственную ориентацию ( знание того, «что такое хорошо и что такое плохо» и умение соотносить свои поступки и события с этим знанием) и социальную ориентацию ( в социальных ролях и межличностных отношениях).

Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью можно выделить следующие виды личностных действий:

  1. Действия в личностном самоопределении ( связанные с формированием Я - концепции);
  2. Действия смыслообразования ( какой смысл имеет деятельность на уроке);
  3. Действия нравственно – этической ориентации, обеспечивающие личностный моральный выбор – оценка того, что ученик слышит, читает на иностранном языке и того, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание), исходя из нравственных ценностей – социальных и личностных.

II. Регулятивные действия  обеспечивают развитие способности ученика к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Это постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, самооценка, умение сосредоточиваться, проявить волевое усилие и настойчивость для достижения целей.

III. Коммуникативные действия.   Обеспечивают социальное взаимодействие, включающее учёт точек зрения позиции партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступить в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Здесь используются парная и групповая работы.



Предварительный просмотр:

О поощрении и наказании в процессе воспитания.

Есть множество ситуаций, на которые ребёнок и взрослые глядят разными глазами. Как объяснить детям необходимость многократно повторять одни и те же действия, оттачивая навык, который пригодится им лишь годы спустя? Как научить читать тексты и потом пересказывать их? Это особенно проблемно сейчас, когда «звёзды» с экрана вещают о том, как плохо они учились в школе. Как вообще направлять ребёнка на свершения и преодоления себя в процессе познания?

Именно в школе создаются условия для всестороннего развития личности ребёнка.

Какие возможности есть у учителя? Как формировать желаемое поведение детей? Чему отдать предпочтение: поощрению или наказанию? Что значит воспитывать детей? Как сформировать у них те качества и черты характера, которые мы хотели бы у них видеть? Многообразие проявления поведенческих особенностей детей, которые, проявляясь в различных ситуациях, становятся устойчивыми чертами характера взрослого человека. Процесс привития навыков называется в психологии научением. 

В зависимости от того, какие последствия произойдут, человек может менять свои действия. Некоторые последствия увеличивают вероятность повторения этого поведения в будущем, и они называются подкреплением.

Например, ученик хорошо выполнил домашнюю работу. Учитель его похвалил. Скорее всего, и на следующий день он постарается выполнить домашнее задание так, чтобы получить похвалу учителя.

Рассмотрим другой случай.

Учащийся очень старался и выполнил задание, хотя раньше он этого не делал. Учитель поставил оценку, но сам факт того, что ребенок, который практически не делал домашних заданий, сегодня выполнил его, не отметил. Действие не получило под крепление, и, вероятнее всего, этот ученик не будет больше выпол

нять домашние задания: ≪Зачем? Учитель все равно не замечает моих стараний≫. Вероятность повторения поведения часто определяется тем, что за ним следует.

Для младшего школьника получение «пятёрки» является желаемым событием и может лежать в основе формирования таких качеств, как старательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий.

Внимание – мощное средство подкрепления поведения и для его получения дети дети готовы на многое.  Желание привлечь к себе внимание бывает причиной нарушения дисциплины на уроке.

Научение новым формам поведения происходит через наблюдение. Класс представляет собой своеобразную сцену, на которой разворачиваются различные действия, а ученики – зрители. Например, опоздание на урок, невыполнение задания кем-то из учащихся, оставшиеся без внимания учителя,- возможный повод и для других детей не быть пунктуальными и ответственными. В то же время, положительная реакция учителя на определённые действия стимулирует и других детей сделать что-то подобное, чтобы получить похвалу.

Позитивным подкреплением считается предъявление приятного стимула (события) после какого-либо действия, повышающее вероятность его повторения. Так,похвала учителя,услышанная ребенком после ответа в школе, или положительная оценка увели чивает вероятность того, что он подготовится хорошо еще раз.

Негативным подкреплением считается устранение неприятного стимула после получения желаемого поведения. Примером негативного подкрепления является ситуация, когда ученик выполняет домашнюю работу не для того, чтобы получить что-то приятное, а для того, чтобы избежать неприятных для него нареканий со стороны учителя и родителей. В основе поведения при негативном подкреплении лежит желание избежать возможных негативных последствий.

Например, за последней партой сидит ребенок, который постоянно вертится и задевает всех детей вокруг. Учитель некоторое

время молчит, затем, не выдержав, отчитывает ребенка. Ученик мгновенно затихает. В данном случае речь идет о негативном подкреплении. Ребенок соблюдает дисциплину для того, чтобы не получить порицание со стороны учителя. То есть основное внимание обращено на то, как НЕ БЫТЬ НАКАЗАННЫМ, а не на то, КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО.

Поэтому при отсутствии учителя вероятность повторения плохого поведения очень велика. Правильным в данной ситуации было бы не негативное подкрепление плохого поведения со стороны учителя, а подкрепление желаемого поведения. То есть не стоит уделять особое внимание ребёнку в случае плохого поведения.

Как только ребёнок успокоится и будет вести в соответствии с установленными в классе правилами, ему нужно обязательно уделить внимание, отметив данный вид поведения.

С помощью подкрепления нужно показывать детям, как себя вести и что нужно делать, чтобы получить внимание учителя. При наказании дети лишь получают информацию о том, чего нельзя делать. Замечания типа « Не вертись», « Не разговаривай» не информируют о том, что и как нужно делать. В 8 классе на уроке ученики были очень возбуждены. Чтобы восстановить дисциплину, учитель дает контрольную работу. Ученики оценили это как несправедливость. Учитель мог бы узнать причину возбуждения и предложить рассмотреть выход из ситуации в аспекте своего урока. Ученики были бы благодарны и, возможно, прикладывали бы больше усилий просвоении данного предмета. В этом случае мы имеем дело со случайным наказанием.

Сбивающими с толку бывают ситуации, когда учитель сегодня нака зывает учеников за то, к чему был равнодушен вчера. Ученики в таком случае полагают, что наказание связано с настроением учителя и меньше ему доверяют. В то же время наказание нельзя полностью исключить из воспитательного процесса. Основная цель его применения – прекратить недопустимое поведение.

Наказание как метод воспитания ориентирован на сдержи-

вание негативных действий человека и ≪сковывающее≫ (тор-

мозящее) влияние в подобных ситуациях.

Как правило, выделяют следующие виды наказания: замечание,

выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд педагога, осуждение, возмущение, упрек или

намек, ироническая шутка.

Наказание необходимо в некоторых ситуациях потому, что оно исключает ненужное поведение.

Однако наказание не может быть физическим и не должно сопро вождаться криками, в которых происходит унижение и оскор бление ребенка. Если учитель применяет исключительно наказание, оно перестает работать. Такие учителя обычно говорят: ≪Он не реагирует ни на что, кроме крика. Если ниче-

го не делать, можно потерять контроль над ним. Он сам на

прашивается на наказание≫.

Наказание может стать эффективным методом воспитатель-

ного воздействия, если при его использовании придерживать-

ся следующих правил. 

Информированность. Использовать наказание можно только в тех случаях, если дети были заранее ознакомлены с правилами поведения в тех или иных ситуациях и нарушили их. Наказывать за несоблюдение правил, о существовании которых никто не предупреждал и не объяснял важность следования им – недо пустимо. Такое наказание воспринимается другими как несправедливость и вызывает только протестные реакции. Так, это правило не соблюдается, если учитель объявляет детям, что сегодня на уроке они плохо себя вели и поэтому все остаются на до полнительное занятие. Правильно было бы, заранее оговорить условия, при несоблюдении которых учитель задержит учащихся после уроков.

Точность.Следует быть точным в определении того, какие действия повлекут за собой применение каких последствий, и в чем именно они будут состоять. Неопределенные угрозы типа: ≪Если ты не прекратишь грубить, то я не знаю, что с тобой сделаю!≫ не дают ребенку достаточной информации, что именно в его поведении нужно ≪прекратить≫ и что произойдет, если он этого не сделает. Правильнее выразить свою мысль так: ≪Если ты не перестанешь меня перебивать, то я буду вынуждена сделать запись в дневнике о твоем поведении на уроке≫.

Разумность. Наказания должны соответствовать проступку, за которым они следуют. Вряд ли угрозы типа: ≪Я оторву тебе голову за невыученные уроки!≫ могут считаться разумными. Правильное использование наказаний не исключает уважения к другим и их право на собственное решение. Разумное наказание логически связано с проступком и следует за ним.

Безопасность. Наказания должны быть неприятны для тех, на кого они направлены, но и не должны содержать для них чрезмерную угрозу. Недопустимо использовать в качестве наказания различные формы насилия.

Неотвратимость. Нужно  быть готовым осуществить то, о чем было заявлено. Если было объявлено, что за таким-то поступком последует следующее действие, то оно должно обязательно наступить. Иначе наказание утрачивает свой смысл.

Соразмерность. Наказание должно соответствовать величине проступка.

Следование за проступком.Наказание должно быть максимально приближено к проступку. Фраза о том, что ≪в конце четверти ты будешь наказан за то, что в ее начале не подготовил реферат≫, не имеет логики и лишена воспитательного эффекта. Действие наказания будет неэффективным.

 Отношение к проступку, не затрагивающее личность.

При наказании учитель подчеркивает, что он наказывает за

проступок, но при этом уважает ученика и надеется, что это не повторится вновь. Учитель не читает нотации, не даёт характеристику ученику.

Требования, предъявляемые к подкреплению при формировании определенного поведения.

zz Подкрепление тем успешнее, чем ближе по времени к действию.

Чем дальше оно от него отстоит, тем медленнее формируется поведение. Если ребенка хвалить за выполненное им задание на следующий день, это не произведет того эффекта, который будет, если мы сразу же выразим свою радость от достигнутого им результата.

zz Подкреплять нужно не только конечный результат действия, но и постепенное приближение к его достижению.

При формировании сложного навыка у ребенка последователь ность действий разбивается на этапы, в каждом из которых ставится своя задача, при решении которой учитель добивается правильного выполнения конкретного действия, являющегося только частью общего действия. Это действие должно быть таким, чтобы обучаемый мог реально его выполнить и в результате получить подкрепление. Например, желая научить ребенка красиво писать или качественно делать любую другую работу, учитель не может этого требовать сразу. Сначала он хвалит ребенка за то, что тот просто написал палочки, затем – за то, что некоторые из них написаны ровно, затем– что большая часть написана ровно и т.д. Требование выполнить работу качественно без тренировки может привести к тому, что у ребенка вовсе отпадет желание что-то делать. Это бывает часто, когда учитель не просто требует выполнить задание, но и сделать на том уровне, который доступен ему, но пока труден ребенку. Невыполнение этого условия часто является причиной неудач обучения детей.

zz Вырабатывать навык можно только по одному, а не

по нескольким критериям одновременно.

Например, при обучении ребенка качественно читать, нельзя сразу же требовать и понимания прочитанного, и быстрого чтения. И сначала необходимо добиться понимания прочитанного, а потом

переходить к формированию скорости прочтения.

zz Прежде чем увеличить или повысить критерий, нуж-

но пользоваться подкреплением текущего уровня, то есть

подкреплять любые исполнения данного действия.

Вводя новый критерий лучше временно ослабить предыдущий. На-

пример, желая научить ребенка читать быстро, на первом этапе можно пожертвовать качеством чтения. При наборе ребенком определенной скорости начать вновь следить и за качеством понимания текста. Или в работе с учеником, который часто прогуливает учебные занятия, вначале нужно добиться того, чтобы он ежедневно посещал школу, а уже затем требовать от него выпол нения всех учебных заданий.

zz Заканчивать обучение следует всегда на фоне поощре-

ния.

Если это условие нарушено и ребенку сегодня предъявляется требование, за которое он не получает поощрения (в виде похвалы), то он будет воспринимать это как наказание, которое устраняет уже существующий навык. Часто именно из-за этого дети, учащиеся хорошо, не получая никакой поддержки от учителя или родителей, начинают учиться плохо, поскольку только в этом случае взрослые начинают интересоваться их успехами.

Следует проявлять гибкость в оценивании работ учеников. Ученик избегает предмета, который приносит разочарование. Результат обучения в значительной мере зависит от условий обучения. И не всегда жёсткость в обучении ведёт к нужному результату.

Жёсткие требования формируют либо конформное поведение, либо протестное по отношению к любым требованиям. Оба они отражают отсутствие самостоятельной точки зрения.А это значит, что, протестуя против требований  учителя. Ученик без критики согласится на какое-то предложение сверстников, о котором сам потом будет жалеть.

Задачей обучения в конечном итоге является формирование самостоятельной личности. Но независимый ребёнок не подчиняется мгновенно, ему нужно время для принятия собственного решения.

Поощрение как метод воспитания направлено на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.

При этом виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания,

прощение за проступок.

Если ва не видите, за что можно похвалить ученика, сделайте комплимент хотя бы его внешнему виду. Комплименты повышают чувство самоуважения. Похвала за конкретные достижения в деятельности приводит к увеличению интереса к ней, желанию её выполнить.

Эффективное и неэффективное поощрение

(по П.Массену, Дж.Конджеру и др.)

А)Эффективное поощрение / б)Неэффективное поощрение

1а. Осуществляется постоянно (достаточно часто)

1б. Осуществляется от случая к случаю

2а. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения

2б. Делается в общих чертах

3а. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося

3б. Учитель проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося

4а. Учитель поощряет достижение определенных результатов

4б. Учитель отмечает участие в работе вообще

5а. Учитель сообщает учащемуся о значимости достигнутых

результатов

5б. Учитель дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость

6а. Учитель ориентирует учащегося на умение организовать работу

с целью достижения хороших результатов

6б. Учитель ориентирует учащегося на сравнение своих

результатов с результатами других, на соревнование

7а. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося

7б. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других

8а. Поощрение учащегося соразмерно затраченным этим учащимся

усилиям

8б. Поощрение не зависит от усилий, затраченных

учащимся

9а. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая,

что такой успех может быть достигнут и впредь

9б. Связывает достигнутый результат только с наличием

способностей или благоприятных обстоятельств.

10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения

10. Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя

или победить в соревновании, получить награду и т.д.

11. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося

11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя

12. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе,

когда прежнее задание выполнено

12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы.

Эффективное педагогическое общение направлено на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

Поощрять детей следует в случаях:

zz улучшения показателей успешности выполнения деятельности по сравнению с предыдущими периодами (например, обязательного позитивного подкрепления заслуживает даже

удовлетворительная оценка, полученная после нескольких двоек);

zz достижения успехов в досрочной подготовке и выполнении заданий (например, учащиеся заранее подготовили материалы для организации научной конференции или подготовки проекта);

zz повышения качества выполняемых работ.



Предварительный просмотр:

Cratchit’s family.

Мне понравилось, что они…

I like them because…

Хорошо,

когда…

It is good when …

- помогали друг другу;

-  не замеча ли нехватки еды;

- были признательны Скруджу;

- выпили за Скруджа, который дал им денег на обед;

- м-р Кратчит не жаловал ся;

- были                  счастливы, благодарны и довольны друг другом. 

 - Отец добрый и любящий;

- все благодарят маму за гуся и пудинг;

- есть достаточно еды для большой семьи;

- есть 6 здоровых детей в семье

They helped each other;

Father is kind and loving;

Nobody noticed lack of food;

 

Everybody thanks mum for the goose and the pudding;

They were thankful to Mr. Scrooge

There is enough food for a large family

They drank to Mr. Scrooge who dave them money for dinner;

There are six healthy children in the family

Mr.Cratchit

didn’t complain

They were happy, grateful and pleased with one another.

Мне жаль, что …

I am sorry …

- У них не было достаточно денег;

- У м-ра Кратчита не было пальто;

- у них был бедный дом;

- они не были хорошо одеты;

- м-ру Кратчиту было холодно в офисе.

They didn’t have enough money

Mr. Cratchit didn’t have a coat

They had a poor house

They were not well-dressed

Mr.Cratchit was cold in the office



Предварительный просмотр:

Enterview. Discussion.

  1. Is Scrooge really unhappy? Prove your opinion.

happy

unhappy

He has a nephew

He is alone in his house

He has a permanent job

He has got neither a family nor friends

His nephew loves him, invites him for Christmas dinner

He is afraid of losing money. He is under its power.

He has a large and good house

He isn’t able to love, to be cheerful.

He is rich

He isn’t fond of anything.

He is hard-working

He doesn’t see beauty, doesn’t see anything except his office.

  1. Tell what you think about Scrooge.
  • Why didn’t he have either a wife or friends?
  • Did he like people?
  • Did he think they were not as clever as him?
  • Could he notice anything good around him?
  • Did he like only money? Did he think only about it? Why? Did he suffer from poverty when he was young?
  • Has he ever had a fiancée? Why did she leave him?
  • Why is his house dark and melancholy? He didn’t want to spend his money for light and heat, did he? Did he decorate his house on holiday?

  1. Interview. Find out what topic is interesting for him. Ask him questions.
  • Do you want to talk about your relatives / friends?
  • …about your favourite things?
  • …about your free time?
  • ……childhood?
  • … ….hobby?
  • … …way of life?

  1. Write your questions on these topics. Scrooge will read them and choose the best ones.
  2. Read the following questions and divide them into two groups: which of them could be interesting for Scrooge or for his nephew.

  • Do you have any relatives?
  • Who are they?
  • Do you love them?
  • How often do you visit them?
  • Do you spend your free time together? Why?
  • What do you do in your spare time?
  • Have you got any interesting things?
  • What are they?
  • Why do you like them?
  • What else are you interested in?
  • Have you got any hobby?
  • Have you got much free time?
  • How do you spend your spare time?
  • Where and with whom would you like to spend your holiday?
  • Do you like holidays? Why?
  • Did you have a happy childhood? Why?
  • Do you remember your parents, sisters or brothers? Do you miss them?
  • Would you like to change your way of life?
  • Are you happy?
  • Who can make you happy?
  • What characters do you appreciate?



Предварительный просмотр:

My father

             



Предварительный просмотр:

What kind of man was Scrooge at the beginning of the story?

Хороший, добрый человек?

 гордый?

 Жадный?

Необщи- тельный?

Злой?

Несчастный?

Весёлый?

Приятный?

A nice and kind man

proud

Greedy

unsociable

angry

unhappy

merry

How did he treat his nearest and dearest?

Следил за клерком?

Платил клерку мало денег?

Не покупал достаточно угля, чтобы отапливать контору?

Не навещал своего племянника, даже на Рождество?

Дарил всем подарки?

Отказывался давать деньги на благотворительность?

Уважал бедняков?

Keep an eye on his clerk

Paid his clerk little money

Didn’t buy enough coal to heat the office

Didn’t visit his nephew, even on Christmas

Gave presents to everybody

Refused to give money for charity

Respected the poor

Why was Scrooge angry?

Никого не любил;

Был одинок;

Терпеть не мог Рождес твенские гимны;

Был болен;

Ненавидел бедняков;

Не любил тратить деньги;

Был уставший и замёрзший.

 didn’t love anybody

Was alone

Couldn’t stand Christmas carols

Was ill

Hated the poor

Didn’t like to spend his money

Was tired and cold

What words did he say?

Я вас люблю!

Спасибо!

Чушь!

Спаси вас Бог!

Добро пожаловать

Удачи!

Бедные не имеют права быть весёлыми!

I love you!

Thank you!

Humbug!

God save you!

You’re welcome!

Good luck!

The poor have no right to be merry!

Why was his life melancholy?

Он считал, что любовь – глупость.

У него была жена и 6 детей.

Он не украшал свой дом.

Не любил праздники

Не имел друзей

Не приглашал гостей

Не делил ни с кем свой ужин в таверне

He thought that love was silly.

He had a wife and six children

He didn’t decorate his house.

Didn’t like holidays.

Didn’t have friends

Didn’t invite guests

Nobody lived with him

What kind of uncle was Scrooge?

Готовым помочь?

щедрым?

Плохим?

Заботливым?

Уважал племянника?

Безразличным?

Эгоистичным?

helpful

generous

bad

careful

Respected his nephew

careless

selfish

How did Scrooge learn his lesson?

Он совершенно изменился;

Послал огромную индейку в дом Боба Крэтчита.

Поздравлял весь мир;

Надел лучшую одежду на праздник.

Улыбался каждому, кого встречал.

Дал много денег беднякам.

Пошёл к племяннику.

He changed completely

Sent a huge turkey to Bob Cratchit’s house.

Congratulated all the world

Put on his best clothes on holiday

Smiled at everyone he met

Gave a lot of money to the poor

Went to his nephew’s house.

What important things have happened to Scrooge?

Его посетил призрак компаньона;

Он встретился с Духами Рождества;

Стал вторым отцом Тиму;

Женился;

Увидел прошлое и будущее;

Начал новую жизнь;

Купил собаку.

The ghost of his partner visited him.

He met three Spirits of Christmas.

Has become a second father to Tim.

Has got married.

Saw the past and the future.

Has started a new life.

Has bought a dog.

What kind of man did he become?

Щедрым;

жизнерадостным;

общительным;

отзывчивым

хорошим начальником;

заботливым;

грустным

generous

cheerful

sociable

responsible

A good master

careful

sad

Why did he start a new life?

Потому что он пообещал;

Он не хотел умирать;

Он вспомнил свою добрую сестру;

Он понял важные вещи;

Он был напуган призраками;

Захотел отдохнуть от работы;

Он влюбился.

Because he promised that

He didn’t want to die

He remembered his kind sister

He unders tood important things.

He was frightened by Ghosts

Wanted to have a rest.

He fell in love.

Why was his nephew happy?

Он был молодым и жизнерадостным;

Был женат на женщине, которую любил;

Был добрым,

Не мог сердиться на дядю;

Был бедным;

Был беззабот -ным.

He was young and cheerful.

Was married to a woman whom he loved.

Was kind

Couldn’t be angry with his uncle

Was poor

Was careless

Why did Scrooge’s nephew drink to his uncle’s health?

Ему было жаль дядю;

Он говорил, что Скрудж  - забавный старик;

Не мог сердиться на него;

Был добросердечным и умным;

Хотел посмеяться над дядей;

Обожал его;

Беспокоился о его здоровье.

He was sorry for the uncle.

He said that Scrooge was a funny old man.

Couldn’t be angry for him.

Was good-hearted and clever.

Wanted to laugh at his uncle.

Adored him

Worried about him.

Why was Marley’s Ghost wearing a long and heavy chain?

Был очень эгоистичным, когда был жив;

Интересовался только деньгами;

Не заботился о людях за стенами конторы;

Хотел напугать Скруджа;

Любил носить цепи;

Хотел стать сильным.

He was very selfish when he was alive.

He was interested only in money.

Didn’t care about people outside his office.

Wanted to frighten Scrooge.

Was fond of chains.

Wanted to become stronger.

Why did Marley’s Ghost come to Ebenezer Scrooge?

Скучал по своему компаньону;

Хотел сказать Скруджу, что у него есть щанс и надежда избежать его участи;

У него не было ни покоя, ни мира в душе;

Хотел пожелать ему весёлого Рождества;

Чтобы пригласить в гости.

He missed his partner.

Wanted to tell Scrooge he had a chance and hope not to go his way.

He had no rest and no peace.

Wanted to wish him a merry Christmas.  

To invite him as a guest.



Предварительный просмотр:

Лексико – грамматические таблицы (ЛГТ).

(из цикла уроков, посвящённых дружбе).

  1. В Интернете часто есть рубрика «Ищу друга». Напишите, какого друга вы хотели бы иметь.

Для меня он…

Самый смелый

…честный

…добрый

…скромный

…работящий

…любознательный

…умный

…вежливый

…заботливый

…внимательный

…преданный

…искренний

…надёжный

…весёлый человек

4.Мы с ним…

Играем в футбол (шахматы)

Мечтаем о…

Ходим в кружок

Собираем марки

Обсуждаем фильмы (книги)

6.Не должен…

Лгать другу

Предавать

завидовать

2.Мы подружились…

Во дворе

В школе

В классе

В спортсекции

В кино

На пляже

3.Он обязан…

Понять состояние

Поддержать в трудную минуту

Беречь дружбу

Доверять другу

сочувствовать

Настоящий друг

5.Он всегда…

Помогает, когда необходимо

Вступается за друга

интересуется

Заботится о…

Дружит бескорыстно

Ценит хорошие качества

Гордится дружбой

…старый друг

…новый друг

…школьный

…близкий

…закадычный



Предварительный просмотр:

2.Если вашим родителям не нравится ваш друг, как бы вы их убедили, что он настоящий?

3.Какого друга вы бы не хотели иметь?

4.Посмотрите на снимки и скажите: это настоящие друзья? Обоснуйте своё мнение.

5.Прочитайте стихотворение и объясните, почему у мальчика нет такого друга, о каком он мечтает.

Мне бы друга…

Мне бы друга!

Да такого,

Чтоб меня не предавал,

Чтоб подсказывал толково,

Чтобы списывать давал…

Чтобы сильным был и ловким,

За меня горой стоял –

Он тогда бы задал Вовке

И Андрюшке наподдал!

С другом было бы прекрасно,

 Если б был он здоровяк –

Чтоб в походе безотказно

За меня таскал рюкзак.

Я б ни в жизнь такого друга

На других не променял!

Мне бы друга…

Что-то туго

С этим делом у меня.

(А. Шлыгин).

6. Докажите справедливость русской пословицы: «Хочешь друга – будь им».

7.Познакомьтесь с мнениями ребят и скажите, с кем из них вы согласны. Обоснуйте свой ответ.

- С человеком, который всё время напоминает другу, что он для него сделал хорошего, дружить не стоит. Дружба должна быть бескорыстной. Если он этого не понимает, надо прекратить с ним все отношения.

- Мне кажется, что нельзя прекращать дружбу только из-за того, что друг в чём-то не прав. Надо объяснить ему его ошибку и помочь стать лучше. А иначе какая же это дружба?!

8.Что можете сказать о героях книг (фильмов)? Какие они? Можно ли их назвать настоящими друзьями?

9.Почему о настоящих друзьях говорят: «их водой не разольёшь», «неразлучные друзья»? О ком из ваших одноклассников можно так сказать? Почему?

10.Наверное, вы часто приглашаете друзей к себе домой. Рассмотрите рисунки и скажите, вы так же проводите время с другом (подругой), когда он (она) приходит к вам в гости?

                                                                              

     

    

                   

11.Опровергните или  подтвердите пословицы: «С кем поведёшься, от того и наберёшься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

Работу     над ЛГТ можно назвать совершенствованием лексических навыков говорения. На этом этапе будут отсутствовать упражнения имитативного характера (форма и значение слов уже закрепились в сознании учащихся). На стадии «обозначение»  предполагаются упражнения в виде вопросов к отдельным блокам таблицы. На примере таблицы «A true friend” возможны вопросы:

  1. What is a true friend like? In order to answer this question, use the word combinations from the first box of the table. (блок 1)
  2.   What mustn’t a true friend do? (блок 6)

Большой удельный вес на уроке должны иметь упражнения на стадии комбинирования:     

  1. Create a portrate of a true friend, using a table. ( предполагается использование ЛЕ  из всех блоков таблицы).
  2. Explain what a person must do to become a true friend.

  1. They say: “They are rich who have true friends”. Do you agree with the proverb? Back up your opinion.
  2. All of you have best friends. In order to describe your best friend, complete your own table “My best friend” with the following columns. Mind the grammatical constructions that you use. (Эту часть упражнения можно предложить в качестве домашнего задания в письменном виде; учитель предлагает учащимся заполнить таблицу с готовыми синтагматическими моделями).

  1. My best friend is…
  2. We made friends…
  3. My close friend gives (gave) me a helping hand when I…
  4. We usually/often…
  5. My best friend always…
  6. He/she never…

Why do you think that your friend is the best one? Explain why, using your table.

ЛГТ даёт возможность использовать новые слова в различных сочетаниях. Но это при условии, что учитель формулирует установки таким образом, чтобы каждая последующая нацеливала учащихся на выбор каждый раз новых слов и функциональных моделей, заложенных в таблице.

1…is/must be…                                  2.Usually we make friends…

3…gives me a helping hand when I…

                                    4.Free time

                       5.I’d like my friend to…                                

Care about me                                                  

 Worry about me

Stand by me no matter what…

Forgive me if I do something wrong

Be always there when I am in trouble

Keep my secrets

Cheer me up

Confide  in me

Understand me

To be good/close friend to sb…

To make/become friends…

F friend in need is a friend indeed.

A good friend is my nearest relation.

                            6….mustn’t…

                 



Предварительный просмотр:

Проблема урока: Willing helpers.

  1. There is a children’s organization “Willing helpers” at Paul’s school. After the lessons the children discuss their plans to help the community.
  1. What are their ideas? Match the Russian and English words.

Word Box

To do the shopping

To pick up garbage near the river

To collect secondhand books

A local hospital

To sweep paths

To do tricks

To rake leaves

To wash off graffiti

To water flowers

To help elderly and lonely people

Сгребать листья

Делать покупки

Старые одинокие люди

Шить мягкие игрушки

Собирать мусор у реки

Собирать подержанные книги

Поливать цветы

Подметать дорожки

Показывать фокусы

Смывать надписи, рисунки

Местная больница

2.What do you think about these activities?

To pick up garbage?

To help elderly and lonely people?

To do tricks?

To help the children?

To water flowers?

To rake leaves?

To wash off graffiti?

To collect secondhand books?

To do the shopping?

It is a waste of time!

(пустая трата времени)

It is great!

It is boring!

It is useful!

It is interesting!

It is fun!

It is important!

  • To pick up garbage?
  • I think it is important to pick up garbage!
  • I don’t think it is interesting to pick up garbage.

3.How can the children help their community?

Word power. How can the children help the community (людям, живущим в одном районе)? Match the columns.

The children can

Clean

Pick up

Water

Go

Help

Collect

Rake

Sweep

Do

Wash off

Flats

Tricks

Paths

Trees

Graffiti

Elderly people

Garbage

Houses

The floor

Secondhand books

Flowers

Gardens

Housework

Children

Leaves

shopping

The children can clean flats/ houses/ gardens/ the floor.

  1. The pictures were taken (были сделаны) in Paul’s neighbourhood.

Who or what needs the children’s help? What do you think the children will do?

I think the children will pick up garbage (because there is a lot of it near the river).

 

 

                   

                       

3.The children have formed 3 groups to work in different areas of the community.

Which group will you join and why?

Group 1

Group 2

Group 3

Wash off graffiti

Pick up garbage

Clean gardens

Rake leaves

Water flowers

Collect books

Sew toys

Do tricks

I’d like to join the second group. I think they will help elderly and lonely people. I think that it is very important to help them to rake leaves and…

4.There are similar organizations and programmes in Russia, for example, “Чистый родник».

Do you have such organizations or programmes at your school? What do you do? Who do you help?

We have…

We often help…

It is…

We must… because…

We don’t have…

But we…

We sometimes…because…

I think it is…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка «Потенциал. Разность потенциалов»

Материал предназначен для учителей и учащихся 10х -11х классов. Также может быть использован для подготовки к ЕГЭ. Понятия потенциал и разность потенциалов являются наиболее сложными при изучении темы...

Методический потенциал урока математики в реализации идей личностно-ориентированного обучения в рамках ФГОС.

В основе ФГОС нового поколения – системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе и профессионал...

Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)

Статья, посвященная реализации здоровьесозидающего потенциала на любом уроке в средней школе, на примере урока географии...

«Образовательный потенциал урока иностранного языка позиции ФГОС» Сценарий урока в 6 классе.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».Повторение лексики по теме и составление рассказов о классе и о школе.Учебные задачи, направленные на достижение личностных рез...

Методический совет "Воспитательный потенциал урока"

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования. Важнейшим условием достижения нового качества об...

Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"

Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...