Статья "Я педагог-наставник"
статья

Андреева Юлия Сергеевна

Так случается, что человек,  проходя периоды своего становления в разных сферах своей жизни,  иногда нуждается в сопровождении более знающего человека, который может помочь ему, поделиться с ним опытом, передаст актуальные знания, станет мудрым советчиком и т.д. Такого человека называют Наставник. Функцию, которую выполняет наставник, называют  наставничеством.

Наставничество - шаг вперед. Наставничество – универсальная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков и компетенций. Скорость и продуктивность усвоения новых знаний и умений, которую обеспечивает наставничество, делают его неотъемлемой частью современной системы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я - педагог - наставник

                                                                                         Кто на себя глядит — свой видит лик,
                                                                                      Кто видит лик свой — цену себе знает,
                                                                                     Кто знает цену — строг к себе бывает,
                                                                                    Кто строг к себе — тот истинно велик!

                                                                                                                                   Пьер Гренгор

    Нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя. Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя…Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся педагогов и просветителей. Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый. Более того, очень много людей — прославленных мыслителей, писателей, философов, музыкантов — имели то или иное отношение к учительскому делу. Они организовывали свои школы, а их ученики и последователи развивали и дополняли идеи своих наставников. В наше время учителям особенно трудно. Меняются времена, но не меняется  педагогическое кредо: учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей и молодых учителей, когда он любит их и свой предмет. Меняются не только программы обучения, то есть содержательное наполнение предмета, но и сам стиль, способ преподавания. Постоянно появляются новые методики, и за всем этим надо уследить, во всем разобраться. Не все преподаватели любят посещать курсы повышения квалификации, семинары и тому подобное, хотя такое обучение очень многое им дает, ведь речь идет не только о получении информации, но и об обмене опытом между коллегами. Такие встречи и непосредственное общение необходимы, чтобы специалисты не «застаивались», не привыкали пользоваться приемами лишь своего педагогического коллектива, искали новые пути и решения педагогических задач.
   
Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
   В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
   Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
   Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника - помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
   Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств.
   По сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) молодым учителям интересны новые, нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, «круглые столы» совместно с родителями и учениками, мозговые штурмы, разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами, аукцион педагогических идей. Работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.
Для поддержки поддержки молодых педагогов, проводятся мастер-классы, семинары, конкурсы и смотры педагогических достижений, обучающие семинары и целевые консультации. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как участие в форуме молодых учителей в своеобразном форуме педагогических идей. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.
   В рамках форума молодых учителей наставники проводят практические занятия по проблемам, представляющим интерес и требующим своевременного решения:

- «Современный урок: проектирование и анализ современного урока»;
- «Новые формы аттестации педагогических работников».

Молодые учителя получают конкретные материалы по самоанализу урока: обоснование структуры урока и расхода времени на различные этапы, обоснование постановки задач урока, оптимальность содержания урока, выбор методов, форм и средств обучения в соответствии с задачами урока, оптимизация условий проведения урока, оптимальность объема и сложность домашних заданий, осуществление поставленных задач и выводы для проведения дальнейших уроков. В творческих группах молодой учитель изучает  передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, аргументированно отстаивает свою точку зрения, обсуждает  свои профессиональные проблемы, неудачи и успехи и получает реальную помощь от коллег.

Цель наставничества:

  1. обмен практическим опытом,
  2. оказание помощи педагогам-новичкам в их профессиональном становлении,
  3. создание качественной методической базы: подготовка статей в Сборник, съемка видеоуроков и другие.

Задачи наставничества:

  1. создать условия для совершенствования педагогами своих знаний и умений;
  2. повысить мотивацию (интерес) педагога-новичка к получению новых знаний и дальнейшему изучению технологии ;
  3. оказать помощь педагогам в освоении концепции и технологии .

ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК – это педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом ;

ПЕДАГОГ - НОВИЧОК – это педагог, обучающийся  первый год и осуществляющий свою педагогическую деятельность, в том числе с помощью наставника.

Формы взаимодействия педагога-наставника с педагогами-новичками:

  1. круглые столы,
  2. мозговые штурмы,
  3. творческие совещания,
  4. посещение уроков,
  5. мастер-классы,
  6. индивидуальные консультации и другие.

Педагог-новичок выполняет следующие задачи:

  1. повышает свою квалификацию (посещает обучающие семинары, мастер-классы, конференции);
  2. получает консультативную и методическую помощь от наставника по практическому применению полученных знаний;
  3. проводит уроки;
  4. обменивается с педагогом-наставником опытом применения полученных знаний в практической деятельности;
  5. анализирует свою педагогическую с целью дальнейшего ее совершенствования;

     Важное условие совершенствования педагогического мастерства - постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё одна из задач наставника. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с учителем-наставником формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе.

     Необходимы своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков,  как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие  средства обучения будут эффективны на данном занятии и т.д.

     Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы. Открытые уроки учителей-стажистов – кладезь педагогического мастерства.

     Приятно стажеру и наставнику, когда в ходе анализа урока коллеги отметили в деятельности молодого специалиста крупицы нового, интересного, полезного.

     Доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.

Список литературы:

Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н., Вершловский С.Г. Профессия – учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 1987.

Вершловский С.Г. Учитель-методист – наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.

Андреева Ю.С., учитель русского языка и литературы, наставник.



Предварительный просмотр:

Пилотный проект «Наставничество» в лицее № 378https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5e387ecb8784b661951e872ee8b9c51d-l&n=13

Так случается, что человек,  проходя периоды своего становления в разных сферах своей жизни,  иногда нуждается в сопровождении более знающего человека, который может помочь ему, поделиться с ним опытом, передаст актуальные знания, станет мудрым советчиком и т.д. Такого человека называют Наставник. Функцию, которую выполняет наставник, называют  наставничеством.

  • Наставничество - шаг вперед. Наставничество – универсальная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков и компетенций. Скорость и продуктивность усвоения новых знаний и умений, которую обеспечивает наставничество, делают его неотъемлемой частью современной системы образования.

     Наставничество становится перспективной технологией для достижения целей, которые национальный проект «Образование» ставит перед образовательными организациями: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. В связи с этим лицей № 378 приглашает всех заинтересованных лиц к сотрудничеству.

  • Почему актуально!?!  В современной системе российского образования наставничество стало оформляться в конце 1980-х годов. На сегодняшний момент практики наставничества и его методология развиты недостаточно. Существующие программы возникают благодаря частным инициативам активных и увлеченных сотрудников или обучающихся и часто не имеют системной поддержки со стороны образовательных организаций. Решить эту проблему можно с помощью систематизации самых эффективных практик и полноценной интеграции наставнических программ в учебный процесс.
  • Что реально уже есть! В 2017-2019 наш лицей был участником российско-австрийского проекта «Наставничество». В рамках участия была разработана модель наставничества «КОМБИ», реализованная в течение этого времени. Сейчас лицей участник городского пилотного проекта по наставничеству.

  • Формы наставничества. На данный момент в лицей реализуется три формы наставничества:

1. «Учитель-учитель» (опытный педагог и молодой специалист)

Приглашаем к сотрудничеству опытных педагогов, имеющих профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонных к активной общественной работе. Педагогов обладающих лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

2. «Студент-ученик» (социальный педагог, психолог и ученик)

Лицей сотрудничает с РГПУ им. А.И. Герцена. Данная форма наставничества предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательного учреждения, при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.

Приглашаем ответственных, социально активных студентов с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированных к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды. Вы - участник образовательных, спортивных, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы других. Вы - образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности, тогда Вам к нам.

3. «Работодатель-ученик»

Данная форма предполагает взаимодействие обучающегося старших классов средней школы и представителя регионального предприятия/организации, при которой наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал школьника, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым в зависимости от мотивации самого наставляемого (личная, общепрофессиональная или конкретно профессиональная) может происходить прикладное знакомство с профессией.

Приглашаем к сотрудничеству неравнодушных профессионалов с большим (от 5 лет) опытом работы, активной жизненной позицией, с высокой квалификацией (возможно, подтвержденный соревнованиями / премиями). Вы обладаете развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к ученику как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге, мы очень Вас ждем.

«Сообщество благодарных выпускников»

Также будем рады видеть среди наставников выпускников нашего лицея, испытывающих потребность оказать всестороннюю поддержку своему лицею, учителям и обучающимся. Поддержка может быть как финансовой, в таком случае речь может идти о создании эндаумента, так и ресурсной. Представитель сообщества, с точки зрения понимания специфики и культуры образовательной организации, является лучшим наставником, способным помочь обучающимся определиться с образовательными и карьерными траекториями, развить необходимые навыки и компетенции.

Данная форма предполагает создание органичной системы взаимодействия организаций среднего специального образования и региональных предприятий с целью получения учениками – актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятием – подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем.

  • Результат   Достигнуты цели наставнической программы, собраны лучшие наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности образовательных организаций, запущен процесс пополнения базы наставников.

Готовы к диалогу и сотрудничеству!!!

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=69e9d9c9e28a03ca72cb689825516d10-l&n=13

По вопросам сотрудничества можно обращаться к Андреевой Юлии Сергеевне, заместителю директора по УВР, куратору проекта, тел. 89112125245 и Каштановой Марии Николаевне, руководителю Службы психолого-педагогического сопровождения, тел. 417-51-79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога - наставника с молодым специалистом

План работы с молодым специалистом  Урекиной С.А.II второй год "Самостоятельный творческий поиск"...

План работы педагога-наставника с молодым специалистом

План работы педагога-наставника с молодым специалистом...

Педагог наставник и воспитатель нравственных качеств

Статья , посвященная моему взгляду на преподавание....

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"

Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"...

Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».

Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...