стратегия развития воспитания
статья

Бадмаева Надежда Васильевна

статья "Стратегия развития воспитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  РЕАЛИЗАЦИЯ  СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ  ДО 2025г. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

 Докладчик: Бадмаева Н.В.,

зам директора по УВР.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р ,её приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Она  создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Основные направления развития воспитания:

  1. Развитие социальных институтов воспитания:

-Поддержка семейного воспитания;

-обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте;

-Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов ;

-Поддержка общественных объединений.

  1.  Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций:

-Гражданское воспитание;

-Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

-Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;

-Приобщение детей к культурному наследию;

-Популяризация научных знаний среди детей;

-Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;

-Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

-Экологическое воспитание.

 В МБОУ «Тарбагатайская СОШ» ведется  целенаправленная  работа по реализации данной Стратегии.

Семейное воспитание.

Укрепление связей с родительской общественностью – важное  звено в  воспитательной работе  школы.   Традиционными остаются  такие  формы  взаимодействия с родительской  общественностью, как:   классные родительские собрания, индивидуальные беседы, совместные внеклассные мероприятия. Важным аспектом  в   психолого-педагогическом  просвещении  родителей  остаются педлектории, которые   прошли  по  плану с привлечением школьного   психолога и  др. специалистов. Лаптевой Т.И.  были  проведены  родительские лектории  по  темам: «Особенности адаптации первоклассников  к школе», «Особенности перехода детей  среднее звено образовательного учреждения», «Возрастные  особенности  младшего  школьника. Правила жизни  ребенка», «Детский и подростковый суицид».  

 В целях популяризации семейного воспитания в школе  проводится  спортивное мероприятие «  Мама, папа , я- спортивная семья».

Администрация привлекает родителей к управлению делами школой через Управляющий совет, заседания родительского комитета школы, классные родительские комитеты и собрания. Управляющий совет школы и заседания общешкольных родительских комитетов проводятся согласно плану школы.

Поддержка общественных объединений. Ученическое самоуправление.

В школе продолжается работа органов ученического самоуправления — ученического совета («ШАНС»). В его состав входят представители классных коллективов с 9 по 11 класс, выбранные на расширенном заседании ШАНСа. Членами совета ученического самоуправления обычно  проводятся общешкольные мероприятия:  ко Дню учителя, «Посвящение в старшеклассники», «Осенний КВН», мероприятия , посвященные Дню Байкала,  «Синичкин день», сладкая ярмарка, конкурс проектов «МЫ за ЗОЖ», новогодний вечер,  вечер старшеклассников и  организация почты на  День св. Валентина,  дискотеки, выборы  президента «ШАНС», итоговая конференция.   В  прошлом  году незначительно активизировалась  работа радиорубки. Запланировано создание медиа-центра.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе занимаются все педагогические работники, однако основную работу в этом направлении выполняют  учителя  ,   классные  руководители, воспитатели   кадетских классов.

        В рамках  реализации данного направления  в школе  проходят  следующие  мероприятия: единые классные часы , посвященные Дню  героев России, Дню Конституции; спортивные конкурсы  к 23 февраля , месячник оборонно-массовой работы, включающий уроки Мужества, экскурсии в школьный музей, праздник «Посвящение в кадеты»,    кадетский  бал, конкурс  рисунков « Я помню! Я горжусь!», переносные выставки, классные  часы, посвященные Великой Отечественной войне.

         Конкурс патриотической песни на приз  школьного  музея  «Память» стал традиционным. В нём участвуют  почти все классные коллективы. Творчество, интерес к героическому прошлому нашего народа, серьёзность, ответственность, сплочённость – вот что было главным для ребят в процессе подготовки к конкурсу.        Учащиеся школы принимают  участие в районной Вахте памяти, в акции «Бессмертный полк»,   в традиционном пробеге Пестерево – Тарбагатай, театрализованной постановке, в митинге.

Также  следует отметить, что на протяжении  многих лет  школа сотрудничает с Республиканской  общественной  организацией «Пионеры Бурятии», по мере возможности участвует  в  мероприятиях, которые  организует  данная организация ( конкурс чтецов, посвящение в пионеры, пионербол, конкурс  патриотической песни и др.). Если  нет  возможности  выехать, то  мероприятия  проводятся в школе с последующим  отчетом о  проведенной  работе.  Руководителем  школьной пионерской  организации являлась  Яковлева Т.В.

 Важным направлением деятельности по патриотическому воспитанию, формированию гражданской позиции обучающихся является деятельность детского объединения «КЛИО» на базе школьного музея «Память» ( руководитель Солодухина Т.К.). В прошлом  учебном году  был открыт  еще  один  раздел музея «Дорогами боевой славы» на 1 этаже школы.   В реализации  данного направления проводится  следующая работа:

  • поисковая работа и работа с музейным фондом;
  • работа с активом музея;
  • научно – исследовательская работа;
  • экскурсионно- просветительская.

Нравственно-эстетическое воспитание.  Главная задача духовно-нравственного воспитания – это наполнить работу учащихся интересной, разнообразной творческой деятельностью, развивающей индивидуальные качества личности.       Главный результат данной задачи заключается в развитии нравственной ответственности личности, готовности к самореализации, саморазвитию и нравственному совершенствованию. Работа по духовно-нравственному воспитанию проводилась в соответствии с общешкольным планом внеклассной работы,  планами классных руководителей, опираясь на ведущие направления, были проведены мероприятия, выбраны разнообразные формы и приемы работы.

 В рамках  данного  направления  проведены  мероприятия:

- Создан   и реализован проект «Связь поколений»;

-Мероприятия , посвященные Дню матери;

     -  В 2017г. 16 учащихся школы (из категории оказавшихся в трудной жизненной ситуации) приняли участие в республиканском конкурсе стихов собственного сочинения «Мамочка наша родная». 

-Выставка технического творчества;

-«Сувениры  Бурятии»;

-Районный конкурс «Кино глазами ребенка»;

      -  Республиканский  фестиваль «Байкальское  развитие».

     - учащиеся приняли участие в районном  конкурсе  «Чудесный клад Бурятии».

     - участие в конференции, посвященной Д.Улзытуеву. ( призерами стали Шеломенцева М.-7а кл.; Афанасьев В.-10 кл.).

 

Экологическое воспитание.  2017год объявлен  годом Экологии, в связи с чем  очень  много  мероприятий было  посвящено именно этому направлению. Традиционно в начале  сентября был  отмечен   праздник  День  Байкала, в рамках  которого  были  проведены  в  школе следующие  мероприятия, целью которых стало привлечение  детей к  экологическим  проблемам   Байкала: единый классный час, конкурс чтецов стихотворений о Байкале ( всего приняло  участие 28  уч-ся), книжная выставка в библиотеке «Славное море — Священный Байкал», обзорная фотовыставка «Байкал – жемчужина России», конкурс рисунков «Защитим Байкал».

  Учащиеся 6-8кл. приняли участие в  республиканском  конкурсе  чтецов, посвященном году Экологии, который  проходил в гимназии №14. Призерами  конкурса стали Вишнякова Е. ( 8а кл.) и Шеломенцева М. (7а кл.).

 Традиционно в  апреле  прошла акция «От чистого двора – к чистой планете».  Также  в мае  прошли  библиотечные  уроки «Арктика- фасад  России»,   в ходе  которых    была рассмотрена  история   освоения Арктики, её природа, ископаемые  богатства. Также  учащимися  был   просмотрен  документальный фильм «Арктика».

Экологическим направлением   также  занимается  волонтерский клуб «Стоп» и клуб «Экодом» ( Малютина М.И.)

Направление «Сохранение и укрепление здоровья учащихся»  - одно из  основных в деятельности школы.

Учащиеся добиваются успехов во многих  спортивных состязаниях различного уровня. В школе накоплен интересный опыт проведения различных массовых физкультурно  – оздоровительных мероприятий с учащимися. В рамках данного  направления были проведены традиционные мероприятия: «День здоровья», соревнования по волейболу, баскетболу,  легкоатлетическая эстафета,  Всероссийский День здоровья и др.  

 Всероссийский  День Здоровья был  отмечен  масштабной  акцией  с участием  Петровой М.Т.,  Чебуниным А.З. , Золотаревым  М.В.,  Пластининым М.И. и  Михалевым И.Н. «Урок  здоровья»  вместил в  себя  «зарядку с чемпионом, конкурсным  флешмобом, выступлением   школьного волонтерского  клуба «Стоп» и  заключительным хэштегом «СПОРТ».  Итог  праздника  подвели  соревнования по   волейболу и  турнир по шашкам. Также  проводятся  часы общения и акции на темы: «Мы выбираем жизнь», «Искусство быть здоровым!», «Берегите здоровье».

  Традиционно  в  школе  были проведены  зимний  и  летний  фестиваль  ГТО. В  мае учащиеся  школы  приняли  участие в акции «Единый  день ГТО».

          В рамках  профилактической  работы по сохранению здоровья    были  проведены следующие мероприятия: конкурс проектов «Мы за ЗОЖ», акция «Стоп ВИЧ», конкурс рисунков «Умей сказать: «Нет!», круглый стол для старшеклассников «СПИД-угроза  человечества».

 С целью формирования у учащихся положительной мотивации к ведению здорового образа жизни школа  тесно сотрудничает с профилактическим кабинетом  Тарбагатайской ЦРБ. В 2016-2017учебном  году  были проведены  следующие совместные  мероприятия:

— учащиеся 7 «а» класса с классным руководителем Ревцовой Л.М. и медицинской сестрой Шатской А.В. провели интересное мероприятие для воспитанников Тарбагатайского реабилитационного центра «Что я должен знать о СПИДе», в ходе которого рассказали о данном заболевании, способах защиты и профилактики. Читали стихи. Свое выступление сопровождали видео- презентацией, плакатами, буклетами;

-Конкурс  рисунков  по   теме «ЗОЖ» и  « Я -  медицинский  работник» (  выставка  рисунков  в    метод.  кабинете  ЦРБ);

- Акция «  Белая  ромашка»;

-участие школьного волонтерского клуба «Стоп» ( рук. Черниговская А.Н.) в республиканском слете  волонтеров.

 Совместно с комитетом по молодежной политике  ( в частности, с Пласкеевой А.Ю.) школа  приняла участие в конкурсе  социальных проектов по ЗОЖ (был  создан проект «Живи ЗраVO»).

Огромную помощь в профилактической работе по сохранению и укреплению здоровья   оказала  школьный  психолог Лаптева Т.И.

 Но следует  отметить, что  по данному направлению  существуют  проблемы :  несмотря  на   множество    мероприятий по профилактике  табакокурения, эта  проблема   остается  актуальной, так как  среди подростков   школы есть курящие. Также  следует  отметить,   что  один  ученик школы  состоит на  учете  в РКДН и ЗП по статье «Употребление наркотических  средств».

Важным аспектом является  совершенствование условий выявления и поддержки одаренных детей. Ведь в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Этому способствуют различные формы работы, успешно реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО.
  Реализуя данное направление с 2001г. в школе  создано УНО, целью которого является  интеллектуальное  развитие учащихся через познавательные  мероприятия,  научно-практические  конференции. В  течение  года  прошли следующие  мероприятия :  игра «Умники  и умницы»,  которая   была  посвящена  юбилейной дате  Баргузинского  заповедника , школьный этап  ВОШ, нпк «Шаг в будущее», Дни науки, школьный этап конкурса «Ученик года».

 В 2017-2018 учебном  году планируется  создать центры по реализации Сетевых  образовательных  модулей ( СОМов).

Таким образом, реализуя Стратегию, мы обеспечиваем повышение роли системы общего образования, общественного авторитета и статуса педагогических работников в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия развития воспитания на период до 2025 года....

Стратегия развития воспитания в школе как важная инновационная основа будущего страны

Выступление на педагогической конференции о воспитательной работе в школе...

Основные направления деятельности классного руководителя в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ

Данная статья описывает те направления, по которым должна выстраиваться деятельность классного руководителя в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, где кл...