Проект "Читающая школа - успешные ученики"
проект

Баландина Татьяна Валериевна

В мае 2021 года  в Таврическом районе стартовал муниципальный проект «От читательской грамотности – к навыкам 21 века»

В рамках данного проекта в ОУ «Пристанская школа» был разработан подпроект «Читающая школа – успешные ученики».

Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год

Цель проекта – повышение уровня читательской грамотности у обучающихся 1-8 классов.

Задачи и этапы реализации проекта:

1. Организационный: июнь – август 2021 года. Задачей на этом этапе было разработать план реализации проекта.

2. Основной: сентябрь 2021 – март 2022 года. Задачи данного тапа: провести входной мониторинг уровня сформированности читательской грамотности на основе диагностических работ, проверки техники чтения; повысить компетентность педагогов в области читательской грамотности; апробировать и внедрить новые формы, методы, технологии и средства обучения; создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетенции; консолидировать усилия педагогов, родителей, библиотекарей в повышении престижа чтения; развивать семейное чтение.

3. Рефлексивно-оценочный: апрель – май 2022 года. Провести итоговый мониторинг уровня сформированности читательской грамотности на основе диагностических работ, проверки техники чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balandina_tv_chitayushchaya_shkola_-_uspeshnye_ucheniki.docx398.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Читающая школа - успешные ученики»

В мае 2021 года  в Таврическом районе стартовал муниципальный проект «От читательской грамотности – к навыкам 21 века»

В рамках данного проекта в ОУ «Пристанская школа» был разработан подпроект «Читающая школа – успешные ученики».

Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год

Цель проекта – повышение уровня читательской грамотности у обучающихся 1-8 классов.

Задачи и этапы реализации проекта:

1. Организационный: июнь – август 2021 года. Задачей на этом этапе было разработать план реализации проекта.

2. Основной: сентябрь 2021 – март 2022 года. Задачи данного тапа: провести входной мониторинг уровня сформированности читательской грамотности на основе диагностических работ, проверки техники чтения; повысить компетентность педагогов в области читательской грамотности; апробировать и внедрить новые формы, методы, технологии и средства обучения; создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетенции; консолидировать усилия педагогов, родителей, библиотекарей в повышении престижа чтения; развивать семейное чтение.

3. Рефлексивно-оценочный: апрель – май 2022 года. Провести итоговый мониторинг уровня сформированности читательской грамотности на основе диагностических работ, проверки техники чтения.

Чтобы определить дефициты, на основном этапе была проведена входная диагностика читательской грамотности.

Из диаграммы видно, что больше половины обучающихся выполнили задания ниже базового уровня.

Также проведена проверка техники чтения. Учащиеся начальной школы показали неплохие результаты. У обучающихся 5-8 классов преобладает процент выполнения нормы техники чтения ниже базового уровня.

Данные мониторинги показывают, что проект является актуальным в нашей школе.

Для достижения поставленной цели был разработан план мероприятий. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них.

В рамках акции «Поделись своим знанием. Новые горизонты» прошла первая онлайн-встреча с преподавателем Московского транспортного колледжа, блогером-путешественником, выпускником нашей школы, Кухаренко Иванов Викторовичем. Иван Викторович еще раз на своем примере доказал ребятам, как важно читать и уметь работать с текстом в наше время. 28 апреля прошел второй этап этой акции. Учащиеся встретились с заведующей Пристанской сельской библиотеки Степановой Татьяной Анатольевной. Был организован круглый стол на тему «Читатель будущего».

В ОУ «Пристанская школа» разработаны и реализуются краткосрочные курсы внеурочной деятельности: «ЧитариУм», «Читаем, считаем, наблюдаем», «Читательская грамотность», «Время читать», «Функциональная грамотность».

Школьники принимают активное участие в областных и муниципальных телекоммуникационных проектах по формированию читательской грамотности: «Читаем и творим. Территория литературных открытий», «Страна, которой нет на глобусе – Читалия» и других.

В ноябре 2021 года с родителями проведено анкетирование. Которое показало, что многие родители не читают сами и не читают совместно с детьми. Поэтому было решено запустить муниципальный проект, разработанный Проектной лабораторией молодых педагогов Таврического МР «Пирамида», где дети читают произведения совместно с родителями, бабушками, дедушками, младшими сестрами и братьями. К данному проекту присоединились работники школьной и Пристанской сельской библиотеки.

В рамках реализации проекта «Будущий учитель – учитель будущего», молодыми педагогами школы, совместно с обучающимися 9 и 11 классов разработан ряд мероприятий для начальной школы по читательской грамотности. Разработаны два образовательных веб-квеста, которые предполагают решение заданий на умение работать с текстом. Обучающейся 9 класса, Городко Анастасией, проведен мастер-класс для педагогов по разработке веб-квестов.

В 2-8 классах запущен проект «Книга за переменку». Учитель заранее готовит пять небольших рассказов и листы продвижения для обучающихся. Ученику предлагается самостоятельно выбрать какой текст он прочитает сегодня за перемену. После прочтения учитель задает 2-3 вопроса по содержанию текста. Обучающиеся вносят названия произведения в лист продвижения, после чего учитель, на основе критериев ответа на вопросы, ставит баллы. В конце недели баллы суммируется, переводятся в оценку. Таким образом к концу недели каждый обучающийся прочтет все предложенные тексты.

Для обучающихся в школе оформлен стенд «Навыки 21 века». На стенде находится информация по всем направлениям функциональной грамотности, публикуются результаты проверки норм техники чтения, диагностических работ по классам, план мероприятий по читательской грамотности.

Большая работа по данному вопросу ведется и в урочное время. Учителями школы разработаны алгоритмы работы, формируется банк заданий, которые используются на уроках и во внеурочное время.

Вопросы читательской грамотности неоднократно разбирались на педагогических советах, ЕМД, ШМО, учителя представляли свой педагогический опыт, проведены мастер-классы по формулировке заданий, интерпретации заданий из учебника.

Учителя повышают свою компетентность по данному вопросу через участие в курсах повышения квалификации, участия в телекоммуникационных проектах. Например, три педагога школы прошли во 2 этап проекта «Читаем с пользой и удовольствием»; приняли участие в телекоммуникационном проекте по функциональной грамотности, разработанной Проектной лабораторией молодых педагогов Таврического МР.

Творческой группой молодых педагогов школы апробирована технология Lesson Study. (Отрывок из скринкаста прилагается).

Учителями определены наиболее эффективные приемы формирования читательской грамотности, пополнен банк заданий.

В январе 2022 года проведена повторная диагностика читательской грамотности. По ее результатам выявлено снижение количества обучающихся 8 класса выполнивших работу ниже базового уровня с 87% до 52%.

Данная диаграмма показывает обобщённые результаты по школе.

Произошло увеличение процента обучающихся, показавших высокий уровень – на 2%; повышенного – на 4,1%; базового – на 4,55%.

В апреле повторно проведена проверка техники чтения.

Сравнивая с результатами ноября, можно сделать вывод: в начальной школе преобладает повышенный уровень. В основной школе снизилось количество учащихся, выполнивших задания ниже базового уровня, увеличилось количество выполнивших норму базового и повышенного уровня.

В 4-8 классах прошла комплексная работа. В результате анализа выявлены затруднения: задания на умение находить и извлекать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию; оценивать и анализировать содержание текста.

Рабочая группа проекта вышла на педагогический совет школы с предложением продолжить проект в 2022-2023 учебном году. А также намечены направления работы:

- продолжить работу по развитию умений: 1-4 классы – находить и извлекать информацию; 5-8 классы – интегрировать и интерпретировать информацию; анализировать и оценивать содержание текста;

- включать в планы ШМО вопрос корректировки рабочих программ с учетом результатов итоговой диагностики по читательской грамотности;

- пополнять банк заданий по читательской грамотности;

- повышать уровень компетентности педагогов по данному вопросу;

- продолжить применять технологию Lesson Study по формированию читательской грамотности у обучающихся;

- продолжить работу по реализации проекта «Пирамида».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”В.А.Сухомлинский        Я часто размышляю о связи школы и с...

Презентация "Успешный учитель-успешный ученик"

Современное общество, оказавшись в новых рыночных условиях, в потоке информационного многообразия, предъявляет к образовательной сфере новые требования, направленные на активное освоение учеником спос...

Материал для родительского собрания «Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика».

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»   «Сотрудничество семьи и школы –важное условие ус...

Успешный учитель-успешный ученик

УСПЕХ,1. Положительный результат, удачное завершение чего – либо, победа в каком-л. сражении,2. Хорошие результаты в учебных занятиях, достижения в освоении, изучении чего-л. Поразить кого-л. своими...

Успешный учитель – успешный ученик

Успешный учитель – это педагог, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь обучающимся найти свой путь...

ОТЧЕТ о проведении каникулярных учебно-тренировочных сборов «Зимняя школа» для участников проекта «Эффективный учитель - успешный ученик»

По приказу МОНРТ №1500-а от 17 декабря 2018 года был утвержден график проведения республиканских учебно-тренировочных сборов на базе школ города Кызыла. Из МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурака на республиканские...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Успешный учитель - успешный ученик" (№11-12, 2022)

В статье рассказывается об истории становления и развития средней школы №35 г.Улан-Удэ в связи с 60-летием со Дня основания. Представлены интересные факты и примеры педагогического мастерства учителей...