ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
материал

Чернова Антонина Ильинична

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МБОУ ПСОШ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МБОУ ПСОШ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Добрый день, коллеги! Тема моего выступления «Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: практический аспект».

В исследовании PISA принято следующее рабочее определение финансовой грамотности: «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни»

Принятие разумных финансовых решений, среди которых значительное множество связано с выбором варианта поведения при решении типичных проблем в повседневных жизненных ситуациях, – именно это составляет суть финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его функциональной грамотности.

Финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с изменяющимися финансовыми требованиями общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами.

Среди компонентов финансовой грамотности, прежде всего, выделяются определённые знания основных элементов финансового мира. Вместе с тем, акцент делается не на самих знаниях как таковых, а на способности актуализировать (передавать и применять) знание и понимание того, что учащимся известно о личных финансах и финансовых продуктах.

Наряду с этим в финансовую грамотность включаются и мыслительные навыки, связанные с распознаванием финансовой информации, её анализом, выявлением и решением финансовых проблем.

Ещё одной важной составляющей финансовой грамотности является мотивация к поиску информации для принятия эффективного решения. Мотивация рассматривается и как компонент, и как важный фактор формирования финансовой грамотности.

Требования заданий на применение финансовых знание можно условно разделить на две группы. Первая включает в себя требования из категории «финансовая арифметика»: подсчитать, сколько герой может получить по вкладу, каков будет остаток денежных средств после совершения всех обязательных трат, какую сумму в рублях может получить герой, совершив обмен валюты и т.д.

Вторая группа, как правило, подразумевает определение действий, которые следует предпринять в той или иной ситуации. Контексты представляют собой группы ситуаций, к которым обращаются задания из области финансовой грамотности.

В исследовании представлены четыре контекста:

• образовательный и профессиональный (образование и работа);

• домашний и семейный (дом и семья);

• личностный (личные траты, досуг и отдых);

• общественный (сообщество и гражданин сообщества).

Образовательный и профессиональный контекст включает финансовые материалы и ситуации, относящиеся к трудоустройству и будущей профессиональной деятельности.

Домашний и семейный контекст включает финансовые проблемы и вопросы, относящиеся к расходам, связанным с ведением хозяйства.

Личностный контекст включает вопросы, связанные с потребительскими товарами и розничной торговлей, отдыхом и развлекательными мероприятиями, страхованием и другими ситуациями, в которых товары или услуги покупаются для личного пользования.

Общественный контекст отражает связь между личным финансовым благополучием и остальным сообществом в современном мире.

Современный уровень финансовой грамотности школьников можно увидеть, познакомившись с основными результатами исследований Финансовая грамотность, PISA-2021. Уровень выше среднего, но есть определенные проблемы.

Создан проект  «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» создан при участии специалистов ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных центров оценки качества образования (Московского центра качества образования, Брянский центр оценки качества образования).

На сайте представлен банк заданий для формирования функциональной грамотности по обозначенным направлениям. Примеры работы за 5 и 7 класс. На выполнение 40  минут, в работе 16 и 17 заданий соответственно. Сложность заданий одинаковая, разница в предлагаемых контекстах. Выполняя те или иные задания, учащиеся знакомятся с определёнными типичными ситуациями в сфере повседневных финансовых отношений и осваивают отдельные аспекты финансовой грамотности. А это, в свою очередь, обеспечивает их готовность к столкновению с подобными ситуациями в реальной жизни.

Почему такой интерес государства к этой проблеме? Для государства низкий уровень финансовой грамотности является одним из препятствий к развитию платежной индустрии в целом, ограничивает возможности и снижает эффективность регулирования финансовых рынков, защиты прав потребителей, препятствует переходу к пенсионной системе, основанной на большем индивидуальном участии. Для частных организаций, предоставляющих финансовые услуги, низкая финансовая грамотность потребителей способствует росту отрицательных внешних эффектов, производимых недобросовестными поставщиками финансовых услуг, что приводит к снижению уровня доверия к сектору в целом. С точки зрения экономики в целом, недостаточный уровень знаний в области финансовых услуг означает низкую степень вовлечения широких слоев 5 населения в их потребление, а значит, ограничивает уровень и качество сбережений и инвестиций, определяющих потенциал экономического роста

Формирование в рамках учебных предметов возможно в рамках: математики, литературы, ОБЖ, окружающего мира, географии, информатики, истории и обществознания, иностранного языка, технологии и др. Кроме того стоит использовать потенциал внеурочной деятельности (в МБОУ ПСОШ второй учебный год подряд ведётся курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 7 класса). Возможно организовать тематические смены летних пришкольных оздоровительных лагерей, где помимо основного плана будет будут реализовываться мастер-классы, настольные игры, тематические квесты и т.п.

Для внедрения финансовой грамотности в учебные предметы можно предложить следующие темы для рассмотрения и виды заданий.

  • В истории и обществознаниях в структуре КИМ ОГЭ и ЕГЭ заложены темы по финансовой грамотности; В учебниках по обществознанию предусмотрены тематические разделы  по изучению экономики в 7, 8, 11 классах; Локальные темы по финансовой грамотности возможно рассмотреть на уроках истории: внутренняя политика (например, экономические реформы); внешняя политика (например, регулирование международной торговли).
  • В литературе при анализе произведений возможно использовать следующие подходы: Альтернативный вариант  развития событий: например, по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». А если бы Германн выиграл? Придумайте продолжение истории. Рассуждение: Почему герою удается или не удается жить по средствам? Почему одни литературные герои, даже если их доходы невелики, удовлетворяют свои жизненные потребности и не тонут в долгах, а другие — и вовсе не обязательно природные бедняки — не могут «свести концы с концами»? Они не такие как мы?.. Сто,  двести лет назад люди жили в иных социальных и политических условиях, их окружал иной. И все же — насколько принимавшиеся ими финансовые решения похожи или непохожи на наши? На примере литературных героев попробуйте проследить, изменились ли финансовые установки людей, и если да, то как и почему?
  • В курс ОБЖ следует включить для рассмотрения следующие темы или тематические модули: Своевременная уплата налогов — долг каждого гражданина России; Виды финансового мошенничества; Основы безопасности при пользовании услугами банков; Страхование как защита от рисков в финансовой сфере.
  • В начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» можно рассмотреть следующие Темы: «Деньги», «Семейный бюджет», «Платежи», «Банки», «Профессии семьи»; На уроках можно использовать Интерактивные игры «Финзнайка», «Тайна потерянной копилки», Квест-игра «Финансовые будни»; Настольные игры «Монополия», «Фиксиномика»; Мультфильмы «Азбука финансовой грамотности. Смешарики», «Богатый Бобрёнок».
  • В курс информатики  следует включить для рассмотрения следующие темы или тематические модули: Информационная безопасность (Напишите программу, не принимающую входных данных и выводящую сгенерированный случайный код); Информация и информационные процессы (Постройте диаграмму, которая для телефона каждого цвета отражает минимальную, максимальную и среднюю цену); Алгоритмизация и программирование (Используя изучаемый язык программирования, напишите программу «Калькулятор стоимости колодца»); Моделирование и формализация (сформулировать алгоритм определения (в домашних условиях) доли купюры в процентах, которую составляет сохранившийся фрагмент); Обработка числовых данных в электронных (динамических) таблицах и визуализация числовых данных (В электронной таблице составьте формулу расчета стоимости…).
  • В географии курс финансовой грамотности возможно реализовать через разделы экономической и политической географии (хозяйство стран, проблема ограниченности ресурсов, экономическая специализация, валюта разных стран), международные  экономические отношения и задачи, связанные с путешествиями.
  • В начальной школе в рамках курса «Английский язык» можно рассмотреть следующие Темы: «Профессии», «Семья и семейный бюджет», «Покупки в магазине», «Карманные деньги», «Банк», «Экономика страны», «Деньги». На уроках можно использовать Мультфильм на английском языке про банкира Фабиана «Хочу весь мир и еще 5 %», «Как работает экономика» или экономическую настольную игру «Правила денег» на английском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание  задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности

Современный человек должен быть функционально грамотым. Финансовая грамотность составляющая функциональной грамотности. Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий ...

Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности учащихся

Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности учащихся. Выступление и занятие на круглом столе к Педсовету в школе, ноябрь 2021 г....

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Презентация для педсовета по функциональной грамотности....

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...

Финансовая грамотности как составляющая функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

В данной работе, на практическом применении, показано использование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания....