ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОСЖ
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Материал содержит конкретные задания для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые можно применять на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОСЖ

Учитель

ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный:

 Прокофьева Е.В.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Методическое обеспечение процесса формирования элементарных навыков финансовой грамотности у обучающихся, имеющих нарушение интеллекта, так же, как и весь процесс финансового (экономического) образования этой категории школьников, в последние годы претерпевает существенные изменения. Основная задача педагогов – приблизить его к требованиям современного общества с учетом меняющихся социальных и экономических условий и сделать доступным воспитанникам.

При постижении финансовой грамотности, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осваивают различные типы деятельности: 

  • продуктивную (работа с опорными таблицами, выполнение упражнений на закрепление учебного материала, решение типовых задач);
  • коммуникативную (обсуждение хозяйственных вопросов, разбор конкретных жизненных ситуаций, дискуссии по спорным точкам зрения);
  • поисковую (построение гипотез, поиск решения проблемных ситуаций;
  • выполнение заданий исследовательского характера);
  • творческую (выполнение индивидуальных или групповых проектных заданий с определением стоимости проекта);
  • рефлексивную (анализ актуальной финансовой информации, разумного финансового поведения людей в различных обстоятельствах).

Предмет основы социальной жизни играет важную роль в формировании практических умений, связанных с различными видами деятельности человека, и в выработке адаптивных форм поведения, тем самым создавая условия для приспособления обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в социуме, насколько это будет возможным в силу их индивидуальных возможностей.

Одним из компонентов функциональной грамотности, одним из направлений, связанных с подготовкой обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни, на уроках основы социальной жизни является экономическое воспитание. Без элементарной экономической образованности просто невозможно наладить свою жизнь и быт. Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо знакомить с экономическими понятиями, связанными со сферой быта, учить экономно и разумно вести домашнее хозяйство, учить рационально распределять и расходовать заработанные деньги, воспитывать такие личностные качества, как: трудолюбие, деловитость, самостоятельность, бережливость, ответственность, предприимчивость, целеустремленность. При изучении любого раздела, будь то: «Питание», «Транспорт», «Жилище», «Семейная экономика», «Семейные и межличностные отношения» или «Средства связи», предоставляется прекрасная возможность для реализации задачи по воспитанию экономической грамотности детей.

Для более эффективного усвоения материала обучающимися, для активизации их мыслительных процессов и формирования относительно устойчивых условных связей, а, соответственно, знаний и практических навыков в вопросах экономического образования необходимо на уроках широко использовать разнообразные методы и приёмы работы.

Для формирования адекватного понимания таких слов, как: экономность, бережливость, деловитость, хозяйственность на уроках используются пословицы и поговорки. При их разборе раскрывается истинный смысл каждой пословицы. Посредством народной мудрости воспитываются необходимые личностные качества.

Например:

  • Объяснить смысл пословиц: «Жить не по достатку - не хватит и на заплатку» (экономность), «Трать разумно деньги смолоду, чтобы под старость не умереть с голоду» (бережливость), «Дом вести - не головой трясти: всё надо припасти» (деловитость), «Хороший хозяин без расчёта и овцу из хлева не выпустит» (расчётливость), «Хозяин лежит - весь дом лежит, хозяин с постели - весь дом на ногах» (хозяйственность).
  • Кто вспомнит больше пословиц, в которых встречаются слова про деньги: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Время - деньги», «Хлебу - мера, а деньгам - счёт», «Кто не бережёт копейки, сам рубля не стоит».

Пользуются популярностью у обучающихся задания-тесты, в которых к каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа, один из которых верный. Данного рода задания способствуют развитию мыслительных процессов, выработке правильных норм поведения, воспитанию положительных и необходимых для жизни качеств.

Например:

  • У вас в конце учебного года в тетрадях остались чистые листы. Как вы поступите:

- выбросите тетради, не задумываясь, потому что учебный год уже закончился;

- незаконченные тетради будут просто лежать в вашем письменном столе;

- вы аккуратно отделите чистые листы и оставите для черновиков.

  • Как вы думаете, какой хозяин поступит правильно:

- тот, кто истратит месячный бюджет семьи за несколько дней, а потом будет занимать деньги;

- тот, кто распределит денежный доход семьи на целый месяц;

- тот, кто большую часть семейного бюджета оставит про запас, и целый месяц будет экономить на всём.

  • У вас на куртке появилась дыра. Что вы сделаете:

- будете и дальше ходить в куртке с дырой, и куртка быстро износится;

- будете просить родителей купить вам новую куртку;

- попросите маму зашить дыру и будете бережнее относиться к куртке.

  • На оставшиеся от покупки продуктов деньги вы:

- купите пирожные и сами их съедите;

- оставите деньги себе, а маме скажите, что вы их потеряли;

- отдадите весь остаток денег маме.

В целях лучшего усвоения основных экономических понятий, связанных со сферой быта, с обучающимися проводятся разнообразные игры, разгадывание кроссвордов.

Например:

  • Игра «4 лишний».

Предлагается экономическое понятие и слова, к нему относящиеся и не относящиеся. Задача учеников - найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее:

  • Доход - зарплата, пенсия, выигрыш, стипендия.
  • Собственность - дача, квартира, пылесос, планета Юпитер.
  • Экономия - бережливость, сокращение расходов, неразумная трата денег, расчётливость.
  • Труд - работа, безделье, завод, помощь.
  • Предлагается 4 слова, одно из которых не имеет отношения к экономической сфере. Это слово нужно найти и обосновать правильность своего выбора:
  • Сбережения Долг Расчёт Убыток
  • Запас Взаймы Премия Доход
  • Безденежье Кредит Оплата Прибыль
  • Заначка Подарок Расходы Заработок
  • Игра «Путаница».

Предлагается перечень обычных слов и экономических терминов, данных вперемежку. Ученики должны «распутать» слова и выбрать только нужные, объяснив их смысл:

  • Банк - Склад - Валюта - Поход - Бюджет - Погода - Банка - Обмен - Порт - Доход - Долг - Обман - Заработок.
  • Экономический кроссворд.
  • Слова - рифмы.

В стихотворения нужно вставит рифмующиеся слова, связанные с экономическими понятиями:

Продукт труда, что можно обменять, Купить и самому перепродать, Свезти на ярмарку, на рынок, на базар.

Что это за продукт? Скажи - … . (товар)

Получил купец доход,

Увеличил оборот,

Все расходы оплатил,

Свою … прибыль. (прибыль)

Деньги взяты в долг, на срок

И, возможно, под залог.

Делу это не вредит,

Коль под дело взят … . (кредит)

Обязан деньги ты вложить,

Чтоб производство запустить,

И чтоб ты прибыль получал,

Начальный нужен … . (капитал)

Ты построил новый дом

И живёшь спокойно в нём.

Вдруг случилось наводнение,

И поплыло всё строение.

Чтобы всё не потерять,

Нужно дом … .

В целях приобретения у обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) практических хозяйственно-денежных навыков, связанных с подсчётом семейного бюджета, с планированием и распределением денежных расходов, с расчётно-денежными операциями на уроках большое место отводится практическим заданиям экономического содержания.

Например:

  • Ваш семейный бюджет за месяц составляет 30000 рублей. Расходы включают в себя:

- покупку продуктов питания - 10000 рублей;

- оплату коммунальных услуг – 5000 рублей;

- покупку средств бытовой химии для ванны, раковины, посуды – 1500 рублей;

- покупку одежды - 1000 рублей;

- покупку лекарств - 300 рублей.

Подсчитайте сумму расходов. Сколько денег осталось в семейном бюджете?

Хватит ли вашей семье денег до конца месяца на:

- ремонт квартиры;

- поездку к родственникам в другой город;

- экономное расходование денег.

  • Подсчитайте месячный доход семьи, если:

- зарплата папы - 40000 рублей;

- зарплата мамы - 20000 рублей;

- стипендия сестры – 1500 рублей;

- пенсия бабушки – 12000 рублей;

- пособие на сына – 700 рублей;

Рассчитайте месячный доход на одного члена семьи.

  • Подсчитайте затраты семьи на оплату коммунальных услуг за месяц:

а) электроэнергия – 700 рублей;

б) отопление – 2000 рублей;

в) газ – 300 рублей;

г) вода – 900 рублей;

д) вывоз мусора – 400 рублей;

е) содержание жилья – 3000 рублей;

ж) капитальный ремонт дома – 350 рублей.

  • В вашей семье временные денежные трудности. От чего следовало бы отказаться в целях экономии:

- от покупки продуктов питания;

- от ремонта крана на кухне;

- от посещения ресторана;

- от покупки велосипеда;

- от поездки к родственникам;

- от лечения в санатории;

- от ремонта обуви;

- от покупки лекарств;

- от покупки нового сотового телефона;

- от оплаты за обучение брата в институте.

  • Папа получает 40000 рублей в месяц, а мама - 20000 рублей.

- Сколько денег они зарабатывают в месяц?

- Половину своего семейного бюджета они тратят на хозяйственно-бытовые нужды.

- Каждый месяц они откладывают по 10000 рублей для отдыха во время отпуска.

- Сколько денег у них остаётся?

- Какую сумму денег они должны откладывать ежемесячно в течение 5 месяцев, чтобы купить телевизор стоимостью 50000 рублей?

- Сколько в итоге денег у них остаётся?

- Как разумнее использовать оставшиеся деньги?

  • На покупку школьных принадлежностей мама выделила вам 2000 рублей. Вы купили:

Обложки для тетрадей - 10 штук по 15 рублей за каждую

Цветной картон - 2 пачки по 50 рублей за каждую

Ручки - 6 штук по 40 рублей за каждую

Тетради в линейку - 20 штук по 18 рублей за каждую

Фломастеры - 1 упаковка за 60 рублей

Альбом для рисования - 1 штука за 60 рублей

- Сколько денег вы истратили на покупку?

- Сколько денег осталось?

- Можно ли на остаток денег купить ещё что-нибудь из школьных принадлежностей?

  • Вам надо купить в магазине следующие продукты:

1 пачку сливочного масла за 180 рублей

2 десятка яиц по 80 рублей 1 десяток

2 пачки сосисок по 420 рублей за каждую

1 батон хлеба за 35 рублей

1 пачка макарон за 65 рублей

1 пачка чая за 80 рублей

1 пакет молока за 95 рублей

- Подсчитайте общую сумму затрат на покупку.

- Из продуктов, которые вы купили в магазине, составьте варианты меню на завтрак.

  • Задание на самостоятельное планирование семейного бюджета:

Детям предлагается условная сумма денег, перечень продуктов, промтоваров, их цены за 1 кг, коммунальные услуги. Дети сами решают, как они будут распределять деньги, чтобы уложиться в условную сумму; что приобретут на оставшиеся деньги: папе - тёплые ботинки, потому что старые порвались, или сестре - новую компьютерную игру.

Для закрепления экономических терминов и знаний разумного ведения домашнего хозяйства, для совершенствования расчётно-денежных операций, для формирования норм поведения и взаимоотношений между людьми, принятых в обществе на уроках проводятся:

- сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Почта», «Аптека», «Парикмахерская» и др.);

- виртуальные экскурсии на предприятия (фабрики, заводы), в торговые заведения (продуктовые и промтоварные магазины, рынок), в учреждения по обслуживанию населения (ателье, химчистка, обувная мастерская), в отделения средств связи (почта, телеграф, переговорный пункт), в транспортные предприятия (автовокзал, железнодорожный вокзал, аэропорт);

- беседы («Вклад учеников в школьную экономику», «Как экономить воду, электроэнергию, тепло» и др.).

Воспитание экономической грамотности обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки (основ социальной жизни) имеет огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение. У детей появляется заинтересованность в получении знаний, развивается речь, мыслительные процессы, память, расширяется их личный опыт. Обучающиеся становятся более приспособленными, дисциплинированными, самостоятельными, общительными, активными, бережливыми к своему и школьному имуществу. Привитие экономических основ развивает в детях чувство собственного достоинства, формирует в них адекватную самооценку, воспитывает общепринятые нормы поведения в обществе, что в дальнейшем, будет способствовать их относительно нормальной социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание  задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Презентация для педсовета по функциональной грамотности....