ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОСЖ
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Материал содержит конкретные задания для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые можно применять на уроках.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОСЖ
Учитель
ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный:
Прокофьева Е.В.
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Методическое обеспечение процесса формирования элементарных навыков финансовой грамотности у обучающихся, имеющих нарушение интеллекта, так же, как и весь процесс финансового (экономического) образования этой категории школьников, в последние годы претерпевает существенные изменения. Основная задача педагогов – приблизить его к требованиям современного общества с учетом меняющихся социальных и экономических условий и сделать доступным воспитанникам.
При постижении финансовой грамотности, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осваивают различные типы деятельности:
- продуктивную (работа с опорными таблицами, выполнение упражнений на закрепление учебного материала, решение типовых задач);
- коммуникативную (обсуждение хозяйственных вопросов, разбор конкретных жизненных ситуаций, дискуссии по спорным точкам зрения);
- поисковую (построение гипотез, поиск решения проблемных ситуаций;
- выполнение заданий исследовательского характера);
- творческую (выполнение индивидуальных или групповых проектных заданий с определением стоимости проекта);
- рефлексивную (анализ актуальной финансовой информации, разумного финансового поведения людей в различных обстоятельствах).
Предмет основы социальной жизни играет важную роль в формировании практических умений, связанных с различными видами деятельности человека, и в выработке адаптивных форм поведения, тем самым создавая условия для приспособления обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в социуме, насколько это будет возможным в силу их индивидуальных возможностей.
Одним из компонентов функциональной грамотности, одним из направлений, связанных с подготовкой обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни, на уроках основы социальной жизни является экономическое воспитание. Без элементарной экономической образованности просто невозможно наладить свою жизнь и быт. Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо знакомить с экономическими понятиями, связанными со сферой быта, учить экономно и разумно вести домашнее хозяйство, учить рационально распределять и расходовать заработанные деньги, воспитывать такие личностные качества, как: трудолюбие, деловитость, самостоятельность, бережливость, ответственность, предприимчивость, целеустремленность. При изучении любого раздела, будь то: «Питание», «Транспорт», «Жилище», «Семейная экономика», «Семейные и межличностные отношения» или «Средства связи», предоставляется прекрасная возможность для реализации задачи по воспитанию экономической грамотности детей.
Для более эффективного усвоения материала обучающимися, для активизации их мыслительных процессов и формирования относительно устойчивых условных связей, а, соответственно, знаний и практических навыков в вопросах экономического образования необходимо на уроках широко использовать разнообразные методы и приёмы работы.
Для формирования адекватного понимания таких слов, как: экономность, бережливость, деловитость, хозяйственность на уроках используются пословицы и поговорки. При их разборе раскрывается истинный смысл каждой пословицы. Посредством народной мудрости воспитываются необходимые личностные качества.
Например:
- Объяснить смысл пословиц: «Жить не по достатку - не хватит и на заплатку» (экономность), «Трать разумно деньги смолоду, чтобы под старость не умереть с голоду» (бережливость), «Дом вести - не головой трясти: всё надо припасти» (деловитость), «Хороший хозяин без расчёта и овцу из хлева не выпустит» (расчётливость), «Хозяин лежит - весь дом лежит, хозяин с постели - весь дом на ногах» (хозяйственность).
- Кто вспомнит больше пословиц, в которых встречаются слова про деньги: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Время - деньги», «Хлебу - мера, а деньгам - счёт», «Кто не бережёт копейки, сам рубля не стоит».
Пользуются популярностью у обучающихся задания-тесты, в которых к каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа, один из которых верный. Данного рода задания способствуют развитию мыслительных процессов, выработке правильных норм поведения, воспитанию положительных и необходимых для жизни качеств.
Например:
- У вас в конце учебного года в тетрадях остались чистые листы. Как вы поступите:
- выбросите тетради, не задумываясь, потому что учебный год уже закончился;
- незаконченные тетради будут просто лежать в вашем письменном столе;
- вы аккуратно отделите чистые листы и оставите для черновиков.
- Как вы думаете, какой хозяин поступит правильно:
- тот, кто истратит месячный бюджет семьи за несколько дней, а потом будет занимать деньги;
- тот, кто распределит денежный доход семьи на целый месяц;
- тот, кто большую часть семейного бюджета оставит про запас, и целый месяц будет экономить на всём.
- У вас на куртке появилась дыра. Что вы сделаете:
- будете и дальше ходить в куртке с дырой, и куртка быстро износится;
- будете просить родителей купить вам новую куртку;
- попросите маму зашить дыру и будете бережнее относиться к куртке.
- На оставшиеся от покупки продуктов деньги вы:
- купите пирожные и сами их съедите;
- оставите деньги себе, а маме скажите, что вы их потеряли;
- отдадите весь остаток денег маме.
В целях лучшего усвоения основных экономических понятий, связанных со сферой быта, с обучающимися проводятся разнообразные игры, разгадывание кроссвордов.
Например:
- Игра «4 лишний».
Предлагается экономическое понятие и слова, к нему относящиеся и не относящиеся. Задача учеников - найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее:
- Доход - зарплата, пенсия, выигрыш, стипендия.
- Собственность - дача, квартира, пылесос, планета Юпитер.
- Экономия - бережливость, сокращение расходов, неразумная трата денег, расчётливость.
- Труд - работа, безделье, завод, помощь.
- Предлагается 4 слова, одно из которых не имеет отношения к экономической сфере. Это слово нужно найти и обосновать правильность своего выбора:
- Сбережения Долг Расчёт Убыток
- Запас Взаймы Премия Доход
- Безденежье Кредит Оплата Прибыль
- Заначка Подарок Расходы Заработок
- Игра «Путаница».
Предлагается перечень обычных слов и экономических терминов, данных вперемежку. Ученики должны «распутать» слова и выбрать только нужные, объяснив их смысл:
- Банк - Склад - Валюта - Поход - Бюджет - Погода - Банка - Обмен - Порт - Доход - Долг - Обман - Заработок.
- Экономический кроссворд.
- Слова - рифмы.
В стихотворения нужно вставит рифмующиеся слова, связанные с экономическими понятиями:
Продукт труда, что можно обменять, Купить и самому перепродать, Свезти на ярмарку, на рынок, на базар. Что это за продукт? Скажи - … . (товар) | Получил купец доход, Увеличил оборот, Все расходы оплатил, Свою … прибыль. (прибыль) |
Деньги взяты в долг, на срок И, возможно, под залог. Делу это не вредит, Коль под дело взят … . (кредит) | Обязан деньги ты вложить, Чтоб производство запустить, И чтоб ты прибыль получал, Начальный нужен … . (капитал) |
Ты построил новый дом И живёшь спокойно в нём. Вдруг случилось наводнение, И поплыло всё строение. Чтобы всё не потерять, Нужно дом … . |
В целях приобретения у обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) практических хозяйственно-денежных навыков, связанных с подсчётом семейного бюджета, с планированием и распределением денежных расходов, с расчётно-денежными операциями на уроках большое место отводится практическим заданиям экономического содержания.
Например:
- Ваш семейный бюджет за месяц составляет 30000 рублей. Расходы включают в себя:
- покупку продуктов питания - 10000 рублей;
- оплату коммунальных услуг – 5000 рублей;
- покупку средств бытовой химии для ванны, раковины, посуды – 1500 рублей;
- покупку одежды - 1000 рублей;
- покупку лекарств - 300 рублей.
Подсчитайте сумму расходов. Сколько денег осталось в семейном бюджете?
Хватит ли вашей семье денег до конца месяца на:
- ремонт квартиры;
- поездку к родственникам в другой город;
- экономное расходование денег.
- Подсчитайте месячный доход семьи, если:
- зарплата папы - 40000 рублей;
- зарплата мамы - 20000 рублей;
- стипендия сестры – 1500 рублей;
- пенсия бабушки – 12000 рублей;
- пособие на сына – 700 рублей;
Рассчитайте месячный доход на одного члена семьи.
- Подсчитайте затраты семьи на оплату коммунальных услуг за месяц:
а) электроэнергия – 700 рублей;
б) отопление – 2000 рублей;
в) газ – 300 рублей;
г) вода – 900 рублей;
д) вывоз мусора – 400 рублей;
е) содержание жилья – 3000 рублей;
ж) капитальный ремонт дома – 350 рублей.
- В вашей семье временные денежные трудности. От чего следовало бы отказаться в целях экономии:
- от покупки продуктов питания;
- от ремонта крана на кухне;
- от посещения ресторана;
- от покупки велосипеда;
- от поездки к родственникам;
- от лечения в санатории;
- от ремонта обуви;
- от покупки лекарств;
- от покупки нового сотового телефона;
- от оплаты за обучение брата в институте.
- Папа получает 40000 рублей в месяц, а мама - 20000 рублей.
- Сколько денег они зарабатывают в месяц?
- Половину своего семейного бюджета они тратят на хозяйственно-бытовые нужды.
- Каждый месяц они откладывают по 10000 рублей для отдыха во время отпуска.
- Сколько денег у них остаётся?
- Какую сумму денег они должны откладывать ежемесячно в течение 5 месяцев, чтобы купить телевизор стоимостью 50000 рублей?
- Сколько в итоге денег у них остаётся?
- Как разумнее использовать оставшиеся деньги?
- На покупку школьных принадлежностей мама выделила вам 2000 рублей. Вы купили:
Обложки для тетрадей - 10 штук по 15 рублей за каждую
Цветной картон - 2 пачки по 50 рублей за каждую
Ручки - 6 штук по 40 рублей за каждую
Тетради в линейку - 20 штук по 18 рублей за каждую
Фломастеры - 1 упаковка за 60 рублей
Альбом для рисования - 1 штука за 60 рублей
- Сколько денег вы истратили на покупку?
- Сколько денег осталось?
- Можно ли на остаток денег купить ещё что-нибудь из школьных принадлежностей?
- Вам надо купить в магазине следующие продукты:
1 пачку сливочного масла за 180 рублей
2 десятка яиц по 80 рублей 1 десяток
2 пачки сосисок по 420 рублей за каждую
1 батон хлеба за 35 рублей
1 пачка макарон за 65 рублей
1 пачка чая за 80 рублей
1 пакет молока за 95 рублей
- Подсчитайте общую сумму затрат на покупку.
- Из продуктов, которые вы купили в магазине, составьте варианты меню на завтрак.
- Задание на самостоятельное планирование семейного бюджета:
Детям предлагается условная сумма денег, перечень продуктов, промтоваров, их цены за 1 кг, коммунальные услуги. Дети сами решают, как они будут распределять деньги, чтобы уложиться в условную сумму; что приобретут на оставшиеся деньги: папе - тёплые ботинки, потому что старые порвались, или сестре - новую компьютерную игру.
Для закрепления экономических терминов и знаний разумного ведения домашнего хозяйства, для совершенствования расчётно-денежных операций, для формирования норм поведения и взаимоотношений между людьми, принятых в обществе на уроках проводятся:
- сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Почта», «Аптека», «Парикмахерская» и др.);
- виртуальные экскурсии на предприятия (фабрики, заводы), в торговые заведения (продуктовые и промтоварные магазины, рынок), в учреждения по обслуживанию населения (ателье, химчистка, обувная мастерская), в отделения средств связи (почта, телеграф, переговорный пункт), в транспортные предприятия (автовокзал, железнодорожный вокзал, аэропорт);
- беседы («Вклад учеников в школьную экономику», «Как экономить воду, электроэнергию, тепло» и др.).
Воспитание экономической грамотности обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки (основ социальной жизни) имеет огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение. У детей появляется заинтересованность в получении знаний, развивается речь, мыслительные процессы, память, расширяется их личный опыт. Обучающиеся становятся более приспособленными, дисциплинированными, самостоятельными, общительными, активными, бережливыми к своему и школьному имуществу. Привитие экономических основ развивает в детях чувство собственного достоинства, формирует в них адекватную самооценку, воспитывает общепринятые нормы поведения в обществе, что в дальнейшем, будет способствовать их относительно нормальной социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности
Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности (выступление)
Выступление на школьном семинаре...

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности
Презентация для педсовета по функциональной грамотности....

«Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»
laquo;Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»...
«Формирование читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства»
Разработаны индикаторы функциональной грамотности такие как, умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах, делать выводы, умение осуществлять пробные действия...
