Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Шаваева Залина Ахиатовна

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом функциональной грамотности.  Обучение работе с информацией направлено на формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации для решения практических учебных, в том числе жизненных задач.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии Шаваева Залина Ахиатовна , МБОУ «СОШ 7» г. Грозного

Слайд 2

Читательская грамотность Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом функциональной грамотности. Обучение работе с информацией направлено на формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации для решения практических учебных, в том числе жизненных задач.

Слайд 3

Тексты сплошные и несплошные Т ексты можно разделить на сплошные (без таких изображений), несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста). Примерами сплошных текстов являются: 1) описание (художественное и техническое); 2 ) повествование (рассказ, репортаж); 3 ) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4 ) аргументация (комментарий, обоснование ); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошные тексты включают : графики, диаграммы, таблицы , карты, схемы, рисунки , фотографии, анкеты, информационные листы и объявления.

Слайд 5

Задание «Граффити» Татьяна. «Я киплю от злости, потому что уже в четвертый раз стену школы очищают и перекрашивают, чтобы избавиться от граффити. Творчество – это великолепно, но люди должны найти такой способ самовыражения, который не понесет за собой лишний ущерб для общества». Ольга «О вкусах не спорят. Общество переполнено информацией и рекламой. Огромные навязчивые афиши на улицах. Они допустимы? Да, в большинстве своем. А граффити приемлемы? Тут мнения расходятся. Люди, которые устанавливали рекламные щиты, спрашивали вашего разрешения? Нет. А почему тогда люди, занимающиеся граффити, должны вас спрашивать ?» Вопросы: Какие высказывание «за», а какие «против» граффити? Почему граффити сравниваются с рекламой? С кем из авторов вы согласны?

Слайд 6

Картина Малевича Люди, которые любят картину Малевича «Черный квадрат» (людей: 166, сообщений: 194) Люди, которые ненавидят картину Малевича «Черный квадрат» (людей: 147, сообщений: 170) Виолетта Марина Он использовал в этом квадрате 90 оттенков черного цвета! Вообще, эта картина впечатляет своей философией. Я буду уважать классику. Интересная картина? Ужас! Я не понимаю, что в ней шедеврального ?! Нина Антон Нарисовать черный квадрат, конечно, каждый может, а ты попробуй такое придумать! Оригинальная идея – выразить все и сразу... Год написания картины: 1914 – «Черный квадрат» был для тогдашних деятелей искусства символом конца жизни и культуры. Пусть в ней содержится огромный философский смысл, но глаз она не радует, никакого эстетического удовлетворения она для меня не несет. На другую картину можно часами смотреть, стараясь сохранить в памяти ее мельчайшие детали. Вопросы : Мнение какого участника дискуссии больше всего соответствует вашему мнению о картине Малевича? Запишите имя участника и приведите два аргумента из текста, чтобы проиллюстрировать ваш ответ. Ниже представлена ветка форума, посвященная обсуждению картины Малевича «Черный квадрат». Изучите сообщения пользователей форума, чтобы ответить на вопросы .

Слайд 7

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» П риобретение навыков смыслового чтения, умение найти ответ на поставленный вопрос. Что в понимании Э.Грига счастье? (Композитор отдал молодёжи жизнь, работу, талант, т.е. счастье – это самоотдача.) Были ли слушатели у композитора, когда он сочинял произведение? (Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, Золушка в заштопанном платье). Какими являются события, описанные в рассказе К. Паустовского, из жизни Э. Грига? 1) реальными – нет; 2) вымышленными – нет; 3)взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино –да.

Слайд 8

«Иван Сусанин» Задание: 1) Вставьте на месте пропусков нужные слова. 2) Разделите текст на части, озаглавьте каждую часть. 3) Озаглавьте весь текст. Театр оперы и балета — знакомое сочетание слов. В ….. действующие лица поют, а в …... танцуют. Однако есть балеты, в которых поет хор, и оперы, в которых много танцевальных сцен, как, например, в опере М. Глинки «Иван Сусанин». «....Слышишь, - писал Н.В. Гоголь, - где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого — опрометчивый мотив польской мазурки». Полонез и мазурка становятся символами воинственного начала. II действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. В торжественном полонезе проходят пары. К звукам оркестра присоединяются голоса пирующих.

Слайд 9

История создания флейты Пана П риобретение навыков смыслового чтения, знаково-символическое действие. Вставьте пропущенные слова. Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников (1) полюбил прекрасную нимфу (2). Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил её в (3). Пан сделал из него (4), которую стали называть (5). А – флейта Б – свирель В – Пан Г – тростник Д – Сиринкс Выберите правильный ответ 1)1А 2Б 3В 4Г 5Д 2) 1В 2Д 3Г 4Б 5А 3) 1Б 2В 3Г 4А 5Д

Слайд 10

Задание «Музыкальные облака» Внимательно рассмотрите предложенные облака слов. Каждое облако слов представляет собой понятие одного музыкального термина. Догадайтесь, о каком термине идет речь, а также приведите составленное вами из облака определение для каждого термина.

Слайд 11

Задание «Музыкальные профессии» Исполнители музыки 2. Создатели музыки Барабанщик Аранжировщик Органист Композитор Певец Музыкальный редактор Скрипач Флейтист

Слайд 12

Музыкальная терапия Музыковед из Берлина профессор Кристофер Рюгер разработал оригинальную методику музыкотерапии, основанную на подборе различных музыкальных произведений в зависимости от характера психологических проблем. Самая необыкновенная музыка у Моцарта: это своего рода музыкальный феномен, который ученые назвали «эффект Моцарта». По мнению ученых, музыка этого композитора способствует развитию умственных способностей у детей. «Картинки с выставки» Мусоргского умиротворят в гневе. От раздражительности и неврозов помогает музыка Чайковского . От мигрени врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина. Поднимает настроение, избавляет от депрессии джаз, блюз, соул , регги. Как лучше всего назвать этот текст? A. Воздействие музыки на человека и его здоровье. B. Лечебные музыкальные терапии из Европы. C. О композиторах и их проблемах со здоровьем. D. Неожиданные преимущества современной музыки.

Слайд 13

Куклы ручной работы Моё увлечение изготовлением кукол началось давно. От вальдорфок у кукол - соблюдение пропорций и размеров, наполнение шерстью, а также вся одежда съемная и выполнена из натуральных тканей, таких как американский хлопок, батист, хлопковый трикотаж, для отделки использовала только льняное кружево... Обувь сшита из натуральной кожи или замши, волосы - из шерстяной пряжи. Основное отличие кукол от вальдорфских - это глаза, материал - стеклопластик, у куколок есть реснички, и они могут стоять и сидеть. На фото вы видите заготовки под куколок, если честно, то до конца не знаешь, какими они получатся - грустными или веселыми, с косичками или вьющимися волосами. Но одно несомненно - очень любимыми . Вопросы: 1. Что общего и чем отличаются данные куклы от вальдорфских ? 2. Выражено ли в тексте отношение автора к своим куклам? 3. Что бы изменили в работе по изготовлению кукол?

Слайд 14

Проект «День рождения» У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей. Как лучше организовать этот праздник? С оставь меню сладкого стола, который ты приготовишь. Что лучше: приготовить торт самой или купить в магазине? Обоснуй свой выбор. Придумай оформление комнаты и сервировку стола. О пиши сценарий твоего праздника. П одсчитай затраты праздника Вопросы: К какому жанру речи относится данный текст? Всё ли учтено для организации мероприятия? Что бы ты хотел добавить?

Слайд 15

Объявление швейной мастерской Вопросы: 1. Что не указано в объявлении? Виды услуг; Адрес; Телефон; Режим работы. 2. Примут ли в ремонт кожаное или вязанное изделие? 3. Пользуется ли такой вид услуг популярностью?

Слайд 16

Задание «Портретный ринг» Н айти отличие музыкального портрета от портрета художественного. Каждая группа участников ринга должна высказать свои преимущества в изображении Снегурочки перед другой группой. Васнецов «Снегурочка» мы видим, как Снегурочка выглядит что она делает в чём одета, какого цвета одежда, что её окружает Ария Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова мы слышим голос Снегурочки, слышим, о чём она поёт слышим, как меняется её настроение музыка передаёт характер Снегурочки

Слайд 17

Задание «Созвучный пейзаж» умение находить общность настроения в музыке, живописи, поэзии. Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нём Показались повсюду просветы, И красив он в уборе своём, Золотистой листвою одетый. ( И.Бунин ) Прочтите стихотворение, назовите созвучное его художественному образу музыкальное сочинение. Выберите наиболее близкую ему по художественному образу репродукцию из трёх предложенных. Поясните, что объединяет эти сочинения.

Слайд 18

Заключение Наиболее успешными для решения проблем формирования читательской грамотности являются задания следующего характера: - определите правильность / неправильность утверждений; - продолжите предложение; - подчеркните в тексте все, что касается …; - выделите все, что характеризует …; - составьте кластер характеристик...; - найдите ответ на вопрос…; - составьте маршрут экскурсии для…; сделайте макет билета…; создайте афишу спектакля…; - найдите, укажите и исправьте ошибки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии Шаваева Залина Ахиатовна , МБОУ «СОШ 7» г. Грозного

Слайд 2

Читательская грамотность Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом функциональной грамотности. Обучение работе с информацией направлено на формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации для решения практических учебных, в том числе жизненных задач.

Слайд 3

Тексты сплошные и несплошные Т ексты можно разделить на сплошные (без таких изображений), несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста). Примерами сплошных текстов являются: 1) описание (художественное и техническое); 2 ) повествование (рассказ, репортаж); 3 ) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4 ) аргументация (комментарий, обоснование ); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошные тексты включают : графики, диаграммы, таблицы , карты, схемы, рисунки , фотографии, анкеты, информационные листы и объявления.

Слайд 5

Задание «Граффити» Татьяна. «Я киплю от злости, потому что уже в четвертый раз стену школы очищают и перекрашивают, чтобы избавиться от граффити. Творчество – это великолепно, но люди должны найти такой способ самовыражения, который не понесет за собой лишний ущерб для общества». Ольга «О вкусах не спорят. Общество переполнено информацией и рекламой. Огромные навязчивые афиши на улицах. Они допустимы? Да, в большинстве своем. А граффити приемлемы? Тут мнения расходятся. Люди, которые устанавливали рекламные щиты, спрашивали вашего разрешения? Нет. А почему тогда люди, занимающиеся граффити, должны вас спрашивать ?» Вопросы: Какие высказывание «за», а какие «против» граффити? Почему граффити сравниваются с рекламой? С кем из авторов вы согласны?

Слайд 6

Картина Малевича Люди, которые любят картину Малевича «Черный квадрат» (людей: 166, сообщений: 194) Люди, которые ненавидят картину Малевича «Черный квадрат» (людей: 147, сообщений: 170) Виолетта Марина Он использовал в этом квадрате 90 оттенков черного цвета! Вообще, эта картина впечатляет своей философией. Я буду уважать классику. Интересная картина? Ужас! Я не понимаю, что в ней шедеврального ?! Нина Антон Нарисовать черный квадрат, конечно, каждый может, а ты попробуй такое придумать! Оригинальная идея – выразить все и сразу... Год написания картины: 1914 – «Черный квадрат» был для тогдашних деятелей искусства символом конца жизни и культуры. Пусть в ней содержится огромный философский смысл, но глаз она не радует, никакого эстетического удовлетворения она для меня не несет. На другую картину можно часами смотреть, стараясь сохранить в памяти ее мельчайшие детали. Вопросы : Мнение какого участника дискуссии больше всего соответствует вашему мнению о картине Малевича? Запишите имя участника и приведите два аргумента из текста, чтобы проиллюстрировать ваш ответ. Ниже представлена ветка форума, посвященная обсуждению картины Малевича «Черный квадрат». Изучите сообщения пользователей форума, чтобы ответить на вопросы .

Слайд 7

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» П риобретение навыков смыслового чтения, умение найти ответ на поставленный вопрос. Что в понимании Э.Грига счастье? (Композитор отдал молодёжи жизнь, работу, талант, т.е. счастье – это самоотдача.) Были ли слушатели у композитора, когда он сочинял произведение? (Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, Золушка в заштопанном платье). Какими являются события, описанные в рассказе К. Паустовского, из жизни Э. Грига? 1) реальными – нет; 2) вымышленными – нет; 3)взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино –да.

Слайд 8

«Иван Сусанин» Задание: 1) Вставьте на месте пропусков нужные слова. 2) Разделите текст на части, озаглавьте каждую часть. 3) Озаглавьте весь текст. Театр оперы и балета — знакомое сочетание слов. В ….. действующие лица поют, а в …... танцуют. Однако есть балеты, в которых поет хор, и оперы, в которых много танцевальных сцен, как, например, в опере М. Глинки «Иван Сусанин». «....Слышишь, - писал Н.В. Гоголь, - где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого — опрометчивый мотив польской мазурки». Полонез и мазурка становятся символами воинственного начала. II действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. В торжественном полонезе проходят пары. К звукам оркестра присоединяются голоса пирующих.

Слайд 9

История создания флейты Пана П риобретение навыков смыслового чтения, знаково-символическое действие. Вставьте пропущенные слова. Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников (1) полюбил прекрасную нимфу (2). Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил её в (3). Пан сделал из него (4), которую стали называть (5). А – флейта Б – свирель В – Пан Г – тростник Д – Сиринкс Выберите правильный ответ 1)1А 2Б 3В 4Г 5Д 2) 1В 2Д 3Г 4Б 5А 3) 1Б 2В 3Г 4А 5Д

Слайд 10

Задание «Музыкальные облака» Внимательно рассмотрите предложенные облака слов. Каждое облако слов представляет собой понятие одного музыкального термина. Догадайтесь, о каком термине идет речь, а также приведите составленное вами из облака определение для каждого термина.

Слайд 11

Задание «Музыкальные профессии» Исполнители музыки 2. Создатели музыки Барабанщик Аранжировщик Органист Композитор Певец Музыкальный редактор Скрипач Флейтист

Слайд 12

Музыкальная терапия Музыковед из Берлина профессор Кристофер Рюгер разработал оригинальную методику музыкотерапии, основанную на подборе различных музыкальных произведений в зависимости от характера психологических проблем. Самая необыкновенная музыка у Моцарта: это своего рода музыкальный феномен, который ученые назвали «эффект Моцарта». По мнению ученых, музыка этого композитора способствует развитию умственных способностей у детей. «Картинки с выставки» Мусоргского умиротворят в гневе. От раздражительности и неврозов помогает музыка Чайковского . От мигрени врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина. Поднимает настроение, избавляет от депрессии джаз, блюз, соул , регги. Как лучше всего назвать этот текст? A. Воздействие музыки на человека и его здоровье. B. Лечебные музыкальные терапии из Европы. C. О композиторах и их проблемах со здоровьем. D. Неожиданные преимущества современной музыки.

Слайд 13

Куклы ручной работы Моё увлечение изготовлением кукол началось давно. От вальдорфок у кукол - соблюдение пропорций и размеров, наполнение шерстью, а также вся одежда съемная и выполнена из натуральных тканей, таких как американский хлопок, батист, хлопковый трикотаж, для отделки использовала только льняное кружево... Обувь сшита из натуральной кожи или замши, волосы - из шерстяной пряжи. Основное отличие кукол от вальдорфских - это глаза, материал - стеклопластик, у куколок есть реснички, и они могут стоять и сидеть. На фото вы видите заготовки под куколок, если честно, то до конца не знаешь, какими они получатся - грустными или веселыми, с косичками или вьющимися волосами. Но одно несомненно - очень любимыми . Вопросы: 1. Что общего и чем отличаются данные куклы от вальдорфских ? 2. Выражено ли в тексте отношение автора к своим куклам? 3. Что бы изменили в работе по изготовлению кукол?

Слайд 14

Проект «День рождения» У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей. Как лучше организовать этот праздник? С оставь меню сладкого стола, который ты приготовишь. Что лучше: приготовить торт самой или купить в магазине? Обоснуй свой выбор. Придумай оформление комнаты и сервировку стола. О пиши сценарий твоего праздника. П одсчитай затраты праздника Вопросы: К какому жанру речи относится данный текст? Всё ли учтено для организации мероприятия? Что бы ты хотел добавить?

Слайд 15

Объявление швейной мастерской Вопросы: 1. Что не указано в объявлении? Виды услуг; Адрес; Телефон; Режим работы. 2. Примут ли в ремонт кожаное или вязанное изделие? 3. Пользуется ли такой вид услуг популярностью?

Слайд 16

Задание «Портретный ринг» Н айти отличие музыкального портрета от портрета художественного. Каждая группа участников ринга должна высказать свои преимущества в изображении Снегурочки перед другой группой. Васнецов «Снегурочка» мы видим, как Снегурочка выглядит что она делает в чём одета, какого цвета одежда, что её окружает Ария Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова мы слышим голос Снегурочки, слышим, о чём она поёт слышим, как меняется её настроение музыка передаёт характер Снегурочки

Слайд 17

Задание «Созвучный пейзаж» умение находить общность настроения в музыке, живописи, поэзии. Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нём Показались повсюду просветы, И красив он в уборе своём, Золотистой листвою одетый. ( И.Бунин ) Прочтите стихотворение, назовите созвучное его художественному образу музыкальное сочинение. Выберите наиболее близкую ему по художественному образу репродукцию из трёх предложенных. Поясните, что объединяет эти сочинения.

Слайд 18

Заключение Наиболее успешными для решения проблем формирования читательской грамотности являются задания следующего характера: - определите правильность / неправильность утверждений; - продолжите предложение; - подчеркните в тексте все, что касается …; - выделите все, что характеризует …; - составьте кластер характеристик...; - найдите ответ на вопрос…; - составьте маршрут экскурсии для…; сделайте макет билета…; создайте афишу спектакля…; - найдите, укажите и исправьте ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме: «Образовательная технология развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников»

Знание и активное использование учителем в образовательном процессе образовательной технологии и ее приемов развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников способст...

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание  задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...

Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности

Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...

Презентация по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности"

Презениация по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...