МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
методическая разработка по информатике и икт

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Информатика предоставляет широкие возможности для формирования читательской грамотности у учащихся. Используя различные методы и технологии, можно научить их эффективно работать с информацией, анализировать ее и применять в повседневной жизни.
 

Ключевые слова: информатика, читательская грамотность, функциональная грамотность, информационные технологии.

 

Reading literacy is the foundation of functional literacy of students. Computer science provides ample opportunities for the formation of reading literacy among students. Using various methods and technologies, you can teach them to work effectively with information, analyze it and apply it in everyday life.

 

Keywords: computer science, reader literacy, functional literacy, information technology.

 

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Читательская грамотность – это способность человека понимать, интерпретировать и анализировать тексты, а также использовать полученную из них информацию для решения задач и достижения своих целей. Средствами информатики можно эффективно формировать читательскую грамотность, используя различные методы и подходы. Обучение навыкам работы с информацией-это предоставление учащимся знаний и умений, необходимых для поиска, обработки, анализа и оценки информации. Что включает в себя обучение использованию различных источников информации, таких как книги, интернет, научные статьи и другие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_ismagilova.docx536.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Р.М. Исмагилова, учитель информатики

МБОУ «Губернаторский инженерный лицей №102» города Ульяновска

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Информатика предоставляет широкие возможности для формирования читательской грамотности у учащихся. Используя различные методы и технологии, можно научить их эффективно работать с информацией, анализировать ее и применять в повседневной жизни.

Ключевые слова: информатика, читательская грамотность, функциональная грамотность, информационные технологии.

Reading literacy is the foundation of functional literacy of students. Computer science provides ample opportunities for the formation of reading literacy among students. Using various methods and technologies, you can teach them to work effectively with information, analyze it and apply it in everyday life.

Keywords: computer science, reader literacy, functional literacy, information technology.

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Читательская грамотность – это способность человека понимать, интерпретировать и анализировать тексты, а также использовать полученную из них информацию для решения задач и достижения своих целей. Средствами информатики можно эффективно формировать читательскую грамотность, используя различные методы и подходы. Обучение навыкам работы с информацией-это предоставление учащимся знаний и умений, необходимых для поиска, обработки, анализа и оценки информации. Что включает в себя обучение использованию различных источников информации, таких как книги, интернет, научные статьи и другие.

Используя различные методы и технологии построения уроков, можно научить учащихся эффективно работать с информацией, анализировать ее и применять в повседневной жизни.

  • Проектное обучение: разработка и выполнение проектов, связанных с обработкой и анализом информации. Учащиеся учатся работать с различными источниками данных, выбирать наиболее подходящие методы обработки информации и представлять результаты своей работы в виде отчетов, презентаций и других видов представления информации.
  • Критическое мышление: развитие у учащихся навыков критического мышления, которые помогут им оценивать достоверность и актуальность информации. Информатика предоставляет множество инструментов для формирования критического мышления, таких как анализ данных, оценка источников информации, проверка фактов и т.д.
  • Ролевые игры и симуляции: использование игровых технологий для развития навыков чтения и анализа информации. В ходе таких игр учащиеся могут выступать в роли исследователей, аналитиков, редакторов и принимать решения на основе полученной информации.
  • Работа с большими объемами данных: обучение учащихся работе с огромными массивами данных, их анализом и интерпретацией. Это позволяет учащимся научиться извлекать нужную информацию из больших объемов данных, что является важным навыком для современного мира.
  • Создание собственных информационных продуктов: предоставление учащимся возможности создавать свои собственные информационные продукты, такие как сайты, блоги, презентации и т.п. Это помогает им научиться не только находить, изучать и анализировать информацию, но и представлять ее в удобном и понятном виде.
  • Формирование навыков работы с текстами в электронном формате: обучение учащихся работать с электронными документами, гипертекстами, электронными книгами и другими видами электронного текста.

В современном мире информация играет ключевую роль, и без навыков работы с ней трудно достичь успеха в любой области. Читательская грамотность включает в себя умение понимать и интерпретировать текст, находить в нем необходимую информацию и использовать ее для решения различных задач.

Выполнение данных заданий нацелено на получение и обработку информации. Информатика – это наука, которая изучает процессы сбора, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютерных технологий.

Рассмотрим пример кейсового задания, нацеленного на формирование читательской грамотности.

Тема «Текстовый процессор» (ТП), 10 класс

Тип: исследовательский кейс.

I этап. Теоретический материал и практические работы

1) Списки в ТП.

2) Изображения в ТП.

3) Работа с таблицами в ТП.

4) Шаблоны текстовых документов.

5) Стилевое оформление текстовых документов.

6) Параметры страниц, колонтитулов.

7) Понятие о макросах, их создание и использование.

Обучающиеся пользуются различными источниками информации для поиска ответов на данные вопросы кейса. Выполняя практические работы, обучающиеся формируют навыки работы в ТП.

II этап. Задача творческого характера:

Вы - дизайнер-макетчик в типографии. Вот вам ТЗ для выполнения:

«Необходимо разработать баннер, который будет применен в кабинете химии»

  • Выполнить работу с помощью текстового процессора.
  • Учитываем, что в баннере должны быть таблицы, рисунки, формулы, различные шрифты, фигуры и т.д.»

Таким образом, информатика предоставляет широкие возможности для формирования читательской грамотности у учащихся. Она является одной из основных дисциплин в системе образования и имеет большое значение для формирования читательской грамотности. Кроме того, информатика учит критически оценивать информацию, проверять её достоверность и актуальность. Одним из способов формирования читательской грамотности с помощью информатики является использование информационных технологий в учебном процессе. Электронные учебники, интерактивные задания, веб-сайты и другие ресурсы позволяют учащимся работать с разными видами текстов, анализировать их, применять полученные знания на практике и представлять результаты своей работы в различных форматах.

В целом, информатика играет важную роль в формировании читательской грамотности, предоставляя учащимся инструменты и методы для работы с информацией, ее анализа и интерпретации. Она помогает развить критическое мышление, навыки работы с большими объемами данных, а также обеспечивает знаниями в области информационной безопасности. Учащиеся получают знания о том, как защитить свои персональные данные, как работать с конфиденциальной информацией и как предотвратить ее утечку. Все это делает информатику неотъемлемой частью системы образования и важным инструментом для подготовки учащихся к успешной жизни в информационном обществе.

Рекомендуемые ресурсы для оценивания уровня читательской грамотности: https://fipi.ru, http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy, https://fg.resh.edu.ru.

Литература:

1.      Забродина, Н. П. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников–Москва:Академия Минпросвещения России, 2021

2.       Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии образования Российской Академии Образования». Под ред. Г.С.Ковалевой, Л.А.Рябининой). – Москва, 2021г.

3.      Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021

4.        Леонова Е.А. Развитие функциональной грамотности обучающихся на предметном материале по информатике. – Челябинск, ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ», 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная методическая площадка «Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся» .

Проблемы грамотности, образования, культуры чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.Федеральный государственный образовательны...

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики в основной школе

Для формирования функциональной грамотности можно успешно использовать различные методы обучения в зависимости от конкретной ситуации в конкретной учебной деятельности...

Статья "Проблемы формирования читательской грамотности как метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов"

Основным умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, зависят не только его успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. За посл...

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка. Методические рекомендации к изучению темы «Правописание причастий»

Данные методические рекомендации могут использоваться учителями русского языка общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования. Направлены на формирование читательск...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...

методический проактив «Приёмы формирования читательской грамотности», 2023 год (сертификат)

методический проактив «Приёмы формирования читательской грамотности», 2023 год (сертификат)...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....