Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"
методическая разработка (8 класс)

Петухова Любовь Валентиновна

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погибших". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiaya_razrabotka_uroka.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куженерская СОШ №2»

Методическая разработка урока литературы

Тема:

Типы заданий по формированию читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе

 «Священна память о войне…И память матери священна»  

(По рассказу А.Платонова  «Взыскание погибших»)  

Разработала:

Петухова Любовь Валентиновна

учитель русского языка и литературы

п.Куженер

2020 год

Аннотация

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой разработку урока внеклассного чтения  для 8 класса, содержит план и  конспект урока по рассказу А.Платонова «Взыскание погибших» с описанием типов заданий по формированию читательской грамотности на уроках литературы. Приложения к методической разработке – это материалы для проведения  урока: презентация, кластер, даймонд. Данный урок был апробирован в 8а классе МБОУ «Куженерская СОШ №2» и откорректирован с учетом возможностей учащихся. Методическая разработка может быть использована учителями в практической деятельности.

Содержание

Введение

Основная часть

1.1 План урока

1.2 Конспект урока

Заключение

Библиографический список

Приложения

Приложение 1. Видеофрагмент «Минута молчания»

Приложение 2.Презентация к уроку

Приложение 3. Кластер

Приложение 4.Маркированный текст

Приложение 5. Даймонд

Приложение 6. Классификация приемов по этапам урока

Введение

        Сейчас в образовательном пространстве все чаще звучит фраза «Формирование функциональной грамотности школьников». Что для этого может и должен сделать учитель русского языка и литературы? Этот вопрос стал для меня актуальным в связи с внедрением в практику школы  новых ФГОС. Изучив теоретические основы, сделала вывод, что учитель-словесник в большей степени, чем все остальные предметники, несет ответственность за формирование читательской грамотности учеников.

        Что же такое читательская грамотность? Если услышав это словосочетание, люди говорят, что это простое умение читать, то они не правы. В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение - важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

  • умение найти и извлечь информацию из текста;
  • умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
  • умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач - от учебных до практических, жизненных;
  • умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач.

        На уроках литературы главным средством обучения и воспитания является художественный текст. Применяя эффективные приемы для его анализа, учитель имеет возможность формирования читательской грамотности школьников. Для анализа был взят рассказ А.Платонова «Взыскание погибших». В преддверии празднования великого праздника Дня Победы особенно актуальной становится проблема отсутствия у сегодняшних школьников представления о Великой Отечественной войне как о самом трагичном, страшном, священном событии в истории нашей страны. Для большинства из них та война – это несколько страниц в учебнике и парад на Красной площади. Поэтому роль учителей истории и литературы в решении этой проблемы очевидна: попытаться сформировать образ великого события с помощью тех возможностей, которые предоставляют уроки истории и литературы. Изучение произведений о Великой Отечественной войне – это  средство, которое может помочь в решении данной проблемы. Уроки внеклассного чтения по литературе вариативны, так как учитель имеет возможность выбирать произведения для изучения. Поэтому целесообразно в год 75-летия Победы познакомить учащихся с большим количеством книг о Великой Отечественной войне и дать им возможность сформировать представление о ней как о величайшей трагедии в жизни страны.

        Цель данной методической разработки – демонстрация приемов по формированию  читательской грамотности школьников.

        Задачи:

  1. Разработать урок внеклассного чтения по рассказу А.Платонова «Взыскание погибших»
  2. Продемонстрировать  приемы формирования читательской грамотности на основе данного  произведения
  3. Систематизировать приемы по каждому этапу урока

Урок по рассказу А.Платонова входит в систему уроков внеклассного чтения по литературе для 8 класса и связан с такими дисциплинами как история и МХК.

Методическая разработка состоит из плана урока, подробного конспекта и приложений. Она может использоваться педагогами образовательных  учреждений  как в готовом виде, так и с учетом адаптации к иным условиям.

Основная часть

Методическая разработка урока литературы в 8 классе

  1. План урока

Тема урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Платонова «Взыскание погибших» - «Священна память о войне…И память матери священна»

Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о Великой Отечественной войне как о величайшей трагедии в жизни страны.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для изучения  рассказа А.Платонова «Взыскание погибших» , на основе его анализа расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

Воспитательная :  обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к историческим событиям, взаимопомощи, отзывчивости, сострадания.

Развивающая :  способствовать развитию логического мышления,  наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, выразительно читать поэтические и прозаические тексты

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок- исследование

Межпредметные связи: история, МХК

Педагогические технологии: исследовательская, проблемного обучения, критического мышления, обучения в сотрудничестве

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная

Методы работы на уроке: наглядный, словесный, частично-поисковый, фронтальный

Приемы: кластер, маркировка текста, даймонд, выразительное чтение, доклад, проблемные вопросы, ассоциации, доклад

Оборудование:

  • персональный компьютер
  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска
  • презентация к уроку

Основное содержание темы, понятия, термины: память, война, мать, трагедия, любовь к жизни.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности

Настраивает

учеников

на успешную работу

Создание благожелательной атмосферы урока,

нацеленности на работу

Актуализация знаний

Консультирует

Повторение пройденного, выполнение заданий.

Целеполагание, по-

становка проблемы

Подводит учеников к

Определению границ

Знания и незнания,

осознанию темы, целей

и задач урока.

Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Изучение нового материала

Направляет, консультирует, организует изучение нового материала

Выполняют задания по анализу текста

Систематизация знаний

Консультирует,

направляет

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с

жизнью

Объяснение домашнего задания

Разъясняет, предлагает

задания на выбор

Выбирают домашнее задание

Оценивание

Консультирует,

обосновывает оценки

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на уроке

(самооценка,  взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Рефлексия

Организует рефлексивную деятельность учащихся

Соотносят цель урока и его результаты, осознают свои достижения и неудачи

  1. Конспект урока

 Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

Добрый день. Так я здороваюсь с вами на каждом уроке. Но чтобы все наши дни были добрыми, миллионы соотечественников отдали свои жизни в страшные годы Великой Отечественной войны – кто-то 22 июня 1941 года, другие на Курской дуге, в Сталинградской битве, а кто-то в бою за незнакомую деревушку. А еще надо вспомнить погибших блокадников Ленинграда, заключенных концлагерей. Всех, пожертвовавших собой. Давайте почтим их память минутой молчания.

Видеоролик «Минута молчания» (Приложение 1)

Целеполагание

А сейчас обратите внимание на экран. Перед вами икона «Взыскание погибших». (Приложение  2.  Презентация  к  уроку. Слайд 1.). Давайте объединимся в пары и запишем идеи по поводу нашего сегодняшнего урока. Проанализируйте его начало и приступайте.

(Здесь используется прием «Ассоциации». Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:  если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;  оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.)

(Ответы учеников: урок связан с произведением о Великой Отечественной войне, с верой, с погибшими на войне)

Да, вы правы. Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о тех, кто погиб,  и о тех, кто остался, чтобы помнить. А поможет нам в этом рассказ А.Платонова «Взыскание погибших» («Мать») Давайте запишем тему урока: «Священна память о войне. И память матери священна» (Слайд 2)

Актуализация знаний

Группа ваших одноклассников заранее познакомилась с биографией  А.Платонова  и составила кластер, систематизировав факты его биографии. (Приложение 3) Послушаем их и сделаем краткие записи в тетради. (Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.)

(Слайд 3)

(Выступление группы, представление кластера, краткие записи в тетради)

Рассказ и икона называются одинаково – «Взыскание погибших». Давайте подумаем, о чем пойдет речь в рассказе.

 (Прием «Прогноз по заголовку» предполагает высказывания учеников, их предположения о содержании произведения. Далее предположения подтверждаются или опровергаются)

Вторая             группа нашла историю этой православной святыни. Слово нашим исследователям.   (Доклад на уроке – это способ активизации речи ученика, проявление его способностей выступать на публике, умение отбирать и структурировать информацию) 

(Выступление учеников с докладом)

 «Взыскание погибших» — почему такое имя получила икона Пресвятой Богородицы? Не наш ли Господь — это «не Бог мертвых, но Бог живых».

Божия Матерь — последнее пристанище и последняя надежда для тех, кто уже почти совершил роковой шаг и переступил порог смерти. Смерть — не обязательно физическая, но духовная. Когда человек находился во власти греха и не смог вырваться.

Существует предание о том, что в XVII веке в Калужской губернии жил некий крестьянин Федот Обухов, известный своими богобоязненностью и благочестием. На Крещение, в самые морозы, в пути его застала пурга. Лошади устали, впереди был лишь непроходимый овраг, а сам Федот стал засыпать, что, как известно, приводит замерзающего к неминуемой гибели. Из последних сил он взмолился Пресвятой Богородице, дав обет, что в случае спасения — сделает для приходского храма икону «Взыскание погибших», ведь сам он висел на волосок от гибели. Случилось чудо: другой крестьянин, который пережидал пургу дома, услышал под окном чудесный голос, который сказал ему «возьмите». Пытаясь узнать, в чем дело, он вышел навстречу непогоде и увидел замерзающего. Им был Федот Обухов, выполнивший впоследствии свой обет. Борская икона «Взыскание погибших» стала чудотворной. Немало исцелений и историй спасения произошло по молитве перед ней. Образ иконы очень интересен — Богородица склоняется к Младенцу Иисусу. Это — пик материнской любви. Она утешает скорбь Младенца. По любви к нам Господь спасает нас тогда, когда кажется, что это уже невозможно.

Достоверных сведений о появлении иконы нет. Многие считают, что на написание образа благословила иконописца Матрона Московская.

В православном словаре значение слова «взыскать» определяется так – «стараться найти». Давайте вместе подумаем, кого пытаются найти погибшие, что взыскать и какой завет дать нам – потомкам? Но на эти вопросы мы сможем ответить  в конце урока, когда проанализируем рассказ А.Платонова.

Изучение нового материала

Давайте начнем изучение рассказа с образа главной героини – матери. Вначале автор не называет ее по имени.  Она – мать. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это такое родное слово? (Слайд 4)

(дом, дети, любовь, тепло, память)

Я согласна с вами, но добавлю, что к этим добрым словам, к сожалению, надо добавить следующие – боль за детей, переживания, потери. Такова судьба матери.

Сейчас мы разделимся на группы, и каждая группа, проанализировав текст , ответит на данные вопросы, сделает выводы и мы вместе их обсудим.

(Прием анализа литературного произведения по проблемным вопросам, которые требуют от ребенка актуализации его учебного и жизненного опыта. Проблемный вопрос не предполагает однозначного ответа. Он требует от ученика размышления с опорой на прочитанный текст)

1 группа.

Нарисовать словесный портрет матери, обратив внимание на внешность и психологическое состояние героини. Подумайте, почему ее не тронули немцы?

  1. группа.

Какое горе случилось в жизни матери? Почему она не имеет права умереть?

  1. группа.

Докажите, что, несмотря на все утраты, зло не поселилось в сердце матери?

  1. группа.

Сравнить мать с Богородицей. Доказать, что без матери мир пуст.

Пока дети работают в группах, звучит «Реквием» В.А.Моцарта

Итак, начинаем работать с текстом рассказа.

Слово 1 группе.

Мать тоскующая, простоволосая, со смутным, точно ослепшим, лицом. Она слаба и равнодушна ко всему свету. Ей никто не нужен. Горе ее было вечным - мать утратила всех своих детей. Немцы не тронули ее, потому что ужаснулись вида человечности на ее лице.

Слово 2 группе.

Мать потеряла дом, он погорел от немецкого огня. Она потеряла детей. Ей незачем жить, но она не имеет права умереть, потому что если она умрет, то где сохранится память о ее детях, кто их сбережет в любви?

Подготовленная ученица читает монолог матери:

- Были бы вы живы, - прошептала мать в землю своим мертвым сыновьям, - были бы вы живы, сколько работы поделали, сколько судьбы испытали! А теперь что ж, теперь вы умерли, - где ваша жизнь, какую вы не прожили, кто проживет ее за вас?.. Матвею-то сколько ж было? Двадцать третий шел, а Василию двадцать восьмой. А дочке было  восемнадцать, теперь уж девятнадцатый пошел бы, вчера она именинница была. Сколько я сердца своего истратила на вас, сколько крови моей ушло, но, значит, мало было, мало было одного сердца моего и крови моей, раз вы умерли, раз я детей своих живыми не удержала и от смерти их не спасла Они что же, они дети мои, они жить на свет не просились.

(Прием выразительного чтения художественного произведения один из приемов формирования читательской грамотности. Он помогает правильно передать идейное содержание произведения, раскрыть образы, понять авторскую позицию. Главным условием успешности данного приема является сознательное восприятие текста учеником)

В многострадальной России имя матери и отношение к ней всегда было свято. Но, к величайшему нашему стыду, только считанные единицы из тех матерей, которые потеряли на войне своих сыновей, достойно увековечены в памяти потомков. Фадеева Таня и Золоева Люда подготовили сообщение о русской матери, потерявшей всех своих сыновей. Послушаем их. (Слайд 5)

Сообщение

Кубанская крестьянка Степанова Епистинья Федоровна, потерявшая на войне девять сыновей, была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени. А при жизни она была награждена «Медалью Материнства», а Академия педагогических наук наградила ее Почетной грамотой «За воспитание своих сыновей».

Ее девять сыновей погибли в различных войнах. Старший сын Александр погиб в Гражданскую войну, 8 сыновей в Великой Отечественной войне. Она ждала сыновей. В шкафу лежали накрахмаленные рубашки, огород ждал пахарей, двор - хозяев, но дети не шли.......Ночи напролет она молилась и плакала. В себя пришла Епистинья лишь весной 1945 года, когда в воздухе запахло победой.9 мая по станице разнеслось долгожданное; ПОБЕДА. Все выбежали на улицу и увидели Епистинью, которая, упав ниц, неземным голосом кричала: «Земля, где мои сыны????»

Московский режиссер Павел Русаков в 1966 снял документальный фильм «Слово об одной русской матери» и эта картина на фестивале в Монте-Карло завоевала первый приз – «Золотую нимфу». Прообразом памятника, находящегося в сквере Тимашевска, стал кадр из этой документальной ленты. Солдатская мать сидит на скамейке и ждет своих сыновей. Тимашевск, который прославился на весь мир благодаря семье Степановых. Называют в честь Епистинии Федоровны – городом материнской славы. Открыт музей, и он носит имя братьев Степановых. В народе его называют еще музеем русской матери. После войны мать здесь собрала вещи всех своих сыновей. Здесь собрано все, что берегла мать.

Просмотр фрагмента фильма о Степановой Е.Ф. (Слайд 6)

Слово 3 группе.

Мать никого не проклинает, на ее лице – выражение доброты и человечности. Она сочувствует Дуне, потерявшей родных. Сердце ее было добрым. От любви к погибшим она стала жить за всех умерших.

Слово 4 группе.

МАТЬ

БОГОРОДИЦА

Мария

Мария

Дети погибли в страданиях

Иисус Христос принял мученическую смерть на кресте

Дети погибли ради счастливой жизни народа

Иисус Христос умирает ради обретения вечной жизни всех людей

Без матери мир становится пустым. Красноармеец, остановившийся около тела матери, говорит: «Чьей бы ты матерью ни была, а я без тебя тоже остался сиротой».

(Прием графической переработки информации предполагает представление художественного текста в виде таблиц, графиков, схем с целью его лучшего понимания.)

Систематизация знаний

Давайте подумаем, какие же мысли хотел донести до нас автор с помощью этого образа? Перед вами тексты рассказа с маркировкой. (Приложение 4) Читаем выделенную цветом часть, все вместе делаем выводы и записываем их в тетрадь.

Но сердце ее было добрым, и от любви к погибшим оно захотело жить за всех умерших, чтобы исполнить их волю, которую они унесли за собой в могилу.

Мы должны жить, чтобы помнить о погибших.

Сбудется все, что не сбылось, а умершие возвратятся жить на землю и разлученные обнимут друг друга и не расстанутся более никогда.

Вера в продолжение жизни на земле.

Если б весь народ полюбил тебя, да всю неправду на земле исправил, тогда бы и тебя, и всех праведно умерших он к жизни поднял: ведь смерть-то и есть первая неправда!..

На земле много несправедливости, но люди должны стремиться ее исправить.

А потом весь мир должен в разуменье войти, иначе нельзя будет, иначе - все ни к чему!..

Люди должны опомниться после этой страшной войны и не повторять ошибок.

Нужно еще суметь жить после победы той высшей жизнью, которую нам безмолвно завещали мертвые; и тогда, ради их вечной памяти, надо исполнить все их надежды на земле, чтобы их воля осуществилась и сердце их, перестав дышать, не было обмануто. Мертвым некому довериться, кроме живых, - и нам надо так жить теперь, чтобы смерть наших людей была оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа и тем была взыскана их гибель.

Нужно жить и помнить о погибших, осуществить то, что не удалось им. Живые – надежда погибших на сохранение памяти о них.

(Прием маркировки текста. «Маркировка»– это выделение цветом основной мысли, ключевых слов. Перед чтением текста предлагается обучающимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста и поиска ответов на главные вопросы по произведению)

А что же такое взыскание? Как теперь вы можете объяснить это слово?

Поиск правды, надежда на светлую память, завещание нам жить счастливо, чтобы гибель миллионов и страдания матерей были не напрасны, потому что священна память о войне, и память матери тоже священна.

Ученики читают наизусть фрагменты поэмы Р.Рождественского «Реквием» под музыку В.А. Моцарта (Слайд 7)

Вывод учителя:

И икона, с которой мы начали сегодняшний урок, и рассказ А.Платонова – это реквием, плач по погибшим. Но в нем слышна надежда на то, что пока живые будут помнить о погибших и их страданиях, жизнь будет наполняться любовью. А любовь способна воскресить сердце матери.

Объяснение домашнего задания

На выбор: (Слайд 8)

Прочитать один из рассказов А.Платонова, проанализировать его.

Написать отзыв о рассказе «Взыскание погибших»

Составить даймонд со словами ВОЙНА – МАТЬ (Приложение 5)

(Прием написания творческих работ хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления материала. Этот прием позволяет осмыслить прочитанное, выразить свое отношение к произведению, найти решение проблемных ситуаций. В процессе написания творческих работ у ученика формируется читательская грамотность, то есть умение интерпретировать текст)

(Прием «Даймонд» используется для того, чтобы ученики систематизировали знания, полученные на уроке. Берутся два основных понятия, которые расписываются по схеме даймонда, в результате чего делается вывод по произведению)

Оценивание

Оценивают себя сами по критерию: «включенность в урок».

Рефлексия (Слайд 9)

Давайте подведем итог и продолжим предложения:

 «Мы с вами сегодня…..

У – узнали…

Р – размышляли …

О – обсуждали…

К – комментировали…

О – о чем был сегодняшний урок?

В – война для меня - …

О – отношение к войне у меня…

Й – икона – это символ…

Н – нет страшнее для человека…

Е – есть вечные человеческие ценности…

Заключение

        Проведение уроков внеклассного чтения дает учителю возможность познакомить учащихся с произведениями различной тематики и направленнности, тем самым расширяя их кругозор и мотивируя к самостоятельному чтению. В результате проведения подобных уроков было замечено повышение интереса к чтению художественной литературы, это повлияло на качество знаний школьников по предмету. В 8-а классе, где подобные уроки проводятся регулярно, процент качества знаний повысился до 85%.

Также на внеклассном чтении учитель имеет возможность апробировать различные формы и методы работы, познакомить детей с такими приемами, как кластер, даймонд, маркировка текста и другими, которые позволяют интенсивнее усваивать информацию, делают процесс обучения более разнообразным и интересным, а самое главное – формируют читательскую грамотность учеников.

Литература – это отражение жизни. Поэтому на уроках практически всегда должна прослеживаться связь с историей, МХК. Знания из этих областей помогают учителю и ученикам вникнуть в произведение, понять его по-настоящему.

В перспективе планируется разработка серии уроков внеклассного чтения по темам «Война и герои», «Вечные ценности», «Родные люди».

Данная методическая разработка урока может использоваться в практике учителей русского языка и литературы как успешно прошедшая апробацию в 8 классе общеобразовательной школы, а приложения к ней возможно использовать на любом уроке литературы.

Список использованной литературы

  1. Конов В.Ф.  Епистинья Степанова.- М.: Молодая гвардия, 2005. – 268 c.  ISBN: 5-235-02798-1
  2. Платонов А. П. Взыскание погибших: Рассказы и очерки. — М.: Эксмо, 2010. — 414 с. ISBN 978-5-699-40508-4
  3. Рождественский Р.И. Эхо любви: стихотворения, поэмы. — М.: Эксмо, 2014. — 606 с.; ил., портр.; (Библиотека Всемирной Литературы).; ISBN 978-5-699-66459-7
  4. Платонов А. П. Взыскание погибших: Рассказы и очерки. — М.: Эксмо, 2010. — 414 с. ISBN 978-5-699-40508-4
  5. Чалмаев В. А.. Андрей Платонов. — М.: Советская Россия, 1978. – 144 с. ISBN: 5-211-04468-1

6. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6

7. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.

8.Сметанникова Н. Н.Через чтение в мировое образовательное пространство.-М.,2001

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

11. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАО:Москва,2010

12. Андрей Платонов: [Электронный ресурс]. М.,2011-2020. URL: http://platonov-ap.ru/ (Дата обращения: 15.02.2020)

13. Правмир: [Электронный ресурс]. М., 2003-2020. URL:

https://www.pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-vzyskanie-pogibshix/ (Дата обращения: 18.02.2020)

Приложения

Приложение 1

Видеофрагмент «Минута молчания»

https://yadi.sk/i/7kCErc-MizTXMA

Приложение 2

Презентация к уроку

https://yadi.sk/d/dicINu3yUEvOjA

Приложение 3

Кластер

                                                   1899

                                                      1951

                                           1951

Приложение 4

Маркированный текст рассказа

Мать вернулась в свой дом. Она была в беженстве от немцев, но она нигде не могла жить, кроме родного места, и вернулась домой.

Она два раза прошла промежуточными полями мимо немецких укреплений, потому что фронт здесь был неровный, а она шла прямой ближней дорогой. Она не имела страха и не остерегалась никого, и враги ее не повредили. Она шла по полям, тоскующая, простоволосая, со смутным, точно ослепшим, лицом. И ей было все равно, что сейчас есть на свете и что совершается в нем, и ничто в мире не могло ее ни потревожить, ни обрадовать, потому что горе ее было вечным и печаль неутолимой - мать утратила мертвыми всех своих детей. Она была теперь столь слаба и равнодушна ко всему свету, что шла по дороге подобно усохшей былинке, несомой ветром, и все, что она встретила, тоже осталось равнодушным к ней. И ей стало еще более трудно, потому что она почувствовала, что ей никто не нужен, и она за то равно никому не нужна.

Этого достаточно, чтобы умереть человеку, но она не умерла; ей было необходимо увидеть свой дом, где она жила жизнь, и место, где в битве и казни скончались ее дети.

На своем пути она встречала немцев, но они не тронули эту старую женщину; им было странно видеть столь горестную старуху, они ужаснулись вида человечности на ее лице, и они оставили ее без внимания, чтобы она умерла сама по себе. В жизни бывает этот смутный отчужденный свет на лицах людей, пугающий зверя и враждебного человека, и таких людей никому непосильно погубить, и к ним невозможно приблизиться. Зверь и человек охотнее сражаются с подобными себе, но неподобных он оставляет в стороне, боясь испугаться их и быть побежденным неизвестной силой.

Пройдя сквозь войну, старая мать вернулась домой. Но родное место ее теперь было пустым. Маленький бедный дом на одно семейство, обмазанный глиной, выкрашенный желтой краской, с кирпичною печной трубой, похожей на задумавшуюся голову человека, давно погорел от немецкого огня и оставил после себя угли, уже порастающие травой могильного погребения. И все соседние жилые места, весь этот старый город тоже умер, и стало всюду вокруг светло и грустно, и видно далеко окрест по умолкшей земле. Еще пройдет немного времени, и место жизни людей зарастет свободной травой, его задуют ветры, сровняют дождевые потоки, и тогда не останется следа человека, а все мученье его существованья на земле некому будет понять и унаследовать в добро и поучение на будущее время, потому что не станет в живых никого. И мать вздохнула от этой последней своей думы и от боли в сердце за беспамятную погибающую жизнь. Но сердце ее было добрым, и от любви к погибшим оно захотело жить за всех умерших, чтобы исполнить их волю, которую они унесли за собой в могилу.

Она села посреди остывшего пожарища и стала перебирать руками прах своего жилища. Она знала свою долю, что ей пора умирать, но душа ее не смирялась с этой долей, потому что если она умрет, то где сохранится память о ее детях и кто их сбережет в своей любви, когда ее сердце тоже перестанет дышать?

Мать того не знала, и она думала одна. К ней подошла соседка, Евдокия Петровна, молодая женщина, миловидная и полная прежде, а теперь ослабевшая, тихая и равнодушная; двоих малолетних детей ее убили бомбой, когда она уходила с ними из города, а муж пропал без вести на земляных работах, и она вернулась обратно, чтобы схоронить детей и дожить свое время на мертвом месте.

- Здравствуйте, Мария Васильевна, - произнесла Евдокия Петровна.

- Это ты, Дуня, - сказала ей Мария Васильевна. - Pдись со мной, давай с тобой разговор разговаривать. Поищи у меня в голове, я давно не мылась.

Дуня с покорностью села рядом: Мария Васильевна положила голову ей на колени, и соседка стала искать у нее в голове. Обеим теперь было легче за этим занятием; одна старательно работала, а другая прильнула к ней и задремала в покое от близости знакомого человека.

- Твои-то все померли? - спросила Мария Васильевна.

- Все, а то как же! - ответила Дуня. - И твои все?

- Все, никого нету. - сказала Мария Васильевна.

- У нас с тобой поровну никого нету, - произнесла Дуня, удовлетворенная, что ее горе не самое большое на свете: у других людей такое же.

- У меня-то горя побольше твоего будет: я и прежде вдовая жила, -

проговорила Мария Васильевна. - А двое-то моих сыновей здесь у посада легли.

Они в рабочий батальон поступили, когда немцы из Петропавловки на Митрофаньевский тракт вышли А дочка моя повела меня отсюда куда глаза глядят, она любила меня, она дочь моя была, потом отошла от меня, она полюбила других, она полюбила всех, она пожалела одного - она была добрая девочка, она моя дочка, - она наклонилась к нему, он был больной, он раненый, он стал как неживой, и ее тоже тогда убили, убили сверху от аэроплана А я вернулась, мне-то что же! Мне-то что же теперь! Мне все равно!

Я сама теперь как мертвая

- А что ж тебе делать-то: живи, как мертвая, я тоже так живу, сказала Дуня. - Мои лежат, и твои легли Я-то знаю, где твои лежат, - они там, куда всех сволокли и схоронили, я тут была, я-то глазами своими видела. ерва они всех убитых покойников сосчитали, бумагу составили, своих отдельно положили, а наших прочь отволокли подалее. Потом наших всех раздели наголо и в бумагу весь прибыток от вещей записали. Они долго таково заботились, а потом уж хоронить таскать начали.

- А могилу-то кто вырыл? - обеспокоилась Мария Васильевна. - Глубоко отрыли-то? Ведь голых, зябких хоронили, глубокая могила была бы потеплее!

- Нет, каково там глубоко! - сообщила Дуня. - Яма от снаряда, вот тебе и могила. Навалили туда дополна, а другим места не хватило. Тогда они танком проехали через могилу по мертвым, покойники умялись, место стало, и они еще туда положили, кто остался. Им копать желания нету, они силу свою берегут. А сверху забросали чуть-чуть землей, покойники и лежат там, стынут теперь;

только мертвые и стерпят такую муку - лежать век нагими на холоде

- А моих-то - тоже танком увечили или их сверху цельными положили? -

спросила Мария Васильевна.

- Твоих-то? - отозвалась Дуня. - Да я того не углядела Там, за посадом, у самой дороги все лежат, пойдешь - увидишь. Я им крест из двух веток связала и поставила, да это ни к чему: крест повалится, хоть ты его железный сделай, а люди забудут мертвых Мария Васильевна встала с коленей Дуни, положила ее голову к себе и сама стала искать у нее в головных волосах. И от работы ей стало легче;

ручная работа лечит больную тоскующую душу.

Потом, когда уже свечерело, Мария Васильевна поднялась; она была старая женщина, она теперь устала; она попрощалась с Дуней и пошла в сумрак, где лежали ее дети - два сына в ближней земле и дочь в отдалении.

Мария Васильевна вышла к посаду, что прилегал к городу. В посаде жили раньше в деревянных домиках садоводы и огородники; они кормились с угодий, прилегающих к их жилищам, и тем существовали здесь спокон века. Нынче тут ничего уже не осталось, и земля поверху спеклась от огня, а жители либо умерли, либо ушли в скитание, либо их взяли в плен и увели в работу и в смерть.

Из посада уходил в равнину Митрофаньевский тракт. По обочине тракта в прежние времена росли ветлы, теперь их война обглодала до самых пней, и скучна была сейчас безлюдная дорога, словно уже близко находился конец света и редко кто доходил сюда.

Мария Васильевна пришла на место могилы, где стоял крест, сделанный из двух связанных поперек жалобных, дрожащих ветвей. Мать села у этого креста;

под ним лежали ее нагие дети, умерщвленные, поруганные и брошенные в прах чужими руками.

Наступил вечер и обратился в ночь. Осенние звезды засветились на небе, точно, выплакавшись, там открылись удивленные и добрые глаза, неподвижно всматривающиеся в темную землю, столь горестную и влекущую, что из жалости и мучительной привязанности никому нельзя отвести от нее взора.

- Были бы вы живы, - прошептала мать в землю своим мертвым сыновьям, -

были бы вы живы, сколько работы поделали, сколько судьбы испытали! А теперь что ж, теперь вы умерли, - где ваша жизнь, какую вы не прожили, кто проживет ее за вас?.. Матвею-то сколько ж было? Двадцать третий шел, а Василию двадцать восьмой. А дочке было восемнадцать, теперь уж девятнадцатый пошел бы, вчера она именинница была Zолько я сердца своего истратила на вас, сколько крови моей ушло, но, значит, мало было, мало было одного сердца моего и крови моей, раз вы умерли, раз я детей своих живыми не удержала и от смерти их не спасла Они что же, они дети мои, они жить на свет не просились.

А я их рожала - не думала; я их родила, пускай сами живут. А жить на земле, видно, нельзя еще, тут ничего не готово для детей: готовили только, да не управились!.. Тут жить им нельзя, а больше им негде было, - что ж нам, матерям, делать-то, и мы рожали детей. А иначе как же? Одной-то жить небось и ни к чему Она потрогала могильную землю и прилегла к ней лицом. В земле было тихо, ничего не слышно.

- ят, - прошептала мать, - никто и не пошевельнется, - умирать было трудно, и они уморились. Пусть спят, я обожду - я не могу жить без детей, я не хочу жить без мертвых Мария Васильевна отняла лицо от земли; ей послышалось, что ее позвала дочь Наташа; она позвала ее, не промолвив слова, будто произнесла что-то одним своим слабым вздохом. Мать огляделась вокруг, желая увидеть, откуда взывает к ней дочь, откуда прозвучал ее кроткий голос - из тихого поля, из земной глубины или с высоты неба, с той ясной звезды. Где она сейчас, ее погибшая дочь? Или нет ее больше нигде и матери лишь чудится голос Наташи, который звучит воспоминанием в ее собственном сердце?

Мария Васильевна снова прислушалась, и опять из тишины мира прозвучал ей зовущий голос дочери, столь удаленный, что был подобен безмолвию, и, однако, чистый и внятный по смыслу, говорящий о надежде и радости, о том, что сбудется все, что не сбылось, а умершие возвратятся жить на землю и разлученные обнимут друг друга и не расстанутся более никогда.

Мать расслышала, что голос ее дочери был веселый, и поняла, что это означает надежду и доверие ее дочери на возвращение к жизни, что умершая ожидает помощи живых и не хочет быть мертвой.

"Как же, дочка, я тебе помогу? Я сама еле жива, - сказала Мария Васильевна; она говорила спокойно и вразумительно, словно она находилась в своем доме, в покое, и вела беседу с детьми, как бывало в ее недавней счастливой жизни. - Я одна не подыму тебя, дочка; если б весь народ полюбил тебя, да всю неправду на земле исправил, тогда бы и тебя, и всех праведно умерших он к жизни поднял: ведь смерть-то и есть первая неправда!.. А я одна чем тебе помогу? Pма только умру от горя и буду тогда с тобой!"

Мать долго говорила своей дочери слова разумного утешения, точно Наташа и два сына в земле внимательно слушали ее. Потом она задремала и уснула на могиле.

Полночная заря войны взошла вдалеке, и гул пушек раздался оттуда; там началась битва. Мария Васильевна проснулась, и посмотрела в сторону огня на небе, и прислушалась к частому дыханию пушек. "Это наши идут, -

поверила она. - Пусть скорее приходят, пусть опять будет советская власть, она любит народ, она любит работу, она всему научает людей, она беспокойная;

может - век пройдет, и народ научится, чтоб мертвые стали живыми, и тогда вздохнет, тогда обрадуется осиротелое сердце матери".

Мария Васильевна верила и понимала, что все так и сбудется, как она желала и как ей было необходимо для утешения своей души. Она видела летающие аэропланы, а их тоже трудно было выдумать и сделать, и всех умерших можно возвратить из земли к жизни на солнечный свет, если б разум людей обратился к нужде матери, рождающей и хоронящей своих детей и умирающей от разлуки с ними.

Она снова припала к могильной мягкой земле, чтобы ближе быть к своим умолкшим сыновьям. И молчание их было осуждением всему миру-злодею, убившему их, и горем для матери, помнящей запах их детского тела и цвет их живых глаз К полудню русские танки вышли на Митрофаньевскую дорогу и остановились возле посада на осмотр и заправку; они теперь не стреляли вперед себя, потому что немецкий гарнизон погибшего городка уберегся от боя и загодя отошел к своим войскам.

Один красноармеец с танка отошел от машины и пошел походить по земле, над которой сейчас светило мирное солнце. Красноармеец был уже не столь молод, он был в летах, и он любил посмотреть, как живет трава, и проверить -

существуют ли еще бабочки и насекомые, к которым он привык.

Возле креста, связанного из двух ветвей, красноармеец увидел старуху, приникшую к земле лицом. Он склонился к ней и послушал ее дыхание, а потом повернул тело женщины навзничь и для правильности приложился еще ухом к ее груди. "Ее сердце ушло, - понял красноармеец и покрыл утихшее лицо покойной чистой холстинкой, которую он имел при себе как запасную портянку.

- Ей и жить-то уж нечем было: ишь как тело ее голод и горе сглодали - кость сквозь кожу светится наружу".

- и пока, - вслух сказал красноармеец на прощанье. - Чьей бы ты матерью ни была, а я без тебя тоже остался сиротой.

Он постоял еще немного, в томлении своей разлуки с чужой матерью.

- Темно тебе сейчас, и далеко ушла ты от нас Что же делать-то! Uйчас нам некогда горевать по тебе, надо сперва врага положить. А потом весь мир должен в разуменье войти, иначе нельзя будет, иначе - все ни к чему!..

Красноармеец пошел обратно. И скучно ему стало жить без мертвых. Однако он почувствовал, что жить ему теперь стало тем более необходимо. Нужно не только истребить намертво врага жизни людей, нужно еще суметь жить после победы той высшей жизнью, которую нам безмолвно завещали мертвые; и тогда, ради их вечной памяти, надо исполнить все их надежды на земле, чтобы их воля осуществилась и сердце их, перестав дышать, не было обмануто. Мертвым некому доверится, кроме живых, - и нам надо так жить теперь, чтобы смерть наших людей была оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа и тем была взыскана их гибель.

Приложение 5

Даймонд

МАТЬ

ЛЮБЯЩАЯ, МУДРАЯ

ЖДЕТ,  НАДЕЕТСЯ, ПОМНИТ

МАТЬ ВОСКРЕШАЕТ, А ВОЙНА УБИВАЕТ

КАЛЕЧИТ, УНИЧТОЖАЕТ, СЖИГАЕТ

СТРАШНАЯ, БЕСПОЩАДНАЯ

ВОЙНА

Приложение 6

Систематизация приемов формирования читательской грамотности по этапам урока

Этап урока

Приемы

Мотивация

Верите ли вы

Мозговой штурм

Рассечение вопроса

Ориентиры предвосхищения

Актуализация знаний

Глоссарий

Мозаика

Потерянные слова

Корзина идей

Ассоциации

Шаг за шагом

Изучение нового материала

Работа с вопросником

Толстые и тонкие вопросы

Письмо с дырками

Концептуальная таблица

Инсерт

Маркировка текста

Систематизация изученного

Вершина

Ромб ассоциаций

Конкурс шпаргалок

Экскурсия по произведению

Комплексный анализ текста

Закрепление изученного

Написание творческих работ

Составление викторин и тестов

Проектные работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы

Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"

Выступление  на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...

Формирование читательской грамотности на уроках литературы

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники ...