Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к проблемному анализу текста.
статья по литературе
Методические рекомендации к уроку литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к проблемному анализу текста.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 9» Московского р-а г. Казани
Елаева Г.Р
Современная школа, как это не прискорбно звучит, ставит перед учителем главную цель – подготовить ученика к главному экзамену – ЕГЭ. Именно результаты ЕГЭ – главный критерий успешной работы учителя и пропуск для ученика к дальнейшему обучению выбранной профессии. Успешность выпускника – это его балл ЕГЭ, несмотря на все глубинные процессы педагогической деятельности учителя, маленькие и большие победы в трудном процессе обучения каждого конкретного учащегося. Для учителя-филолога ЕГЭ по русскому языку делится на две части: тестовую, где мы успеваем «натаскать» ученика даже в течение довольно небольшого периода обучения в 10-11 классе, и сочинения. Именно сочинение демонстрирует навыки критического мышления, которые развиваются в течение всего обучения. Научить ребенка мыслить, анализировать, понимать чужие мысли и чувства – задача не одного-двух лет обучения в старшем звене. Эту работу необходимо вести системно и целенаправленно с самых ранних лет обучения.
Научить ребенка думать – задача не только учителя литературы, все педагоги участвуют в этом процессе. Для демонстрации этих навыков в экзамене ЕГЭ по русскому языку предлагается работа с текстом, художественным или публицистическим. Наибольшую трудность, на мой взгляд, представляет работа именно с художественным текстом. Дети ошибаются в определении проблемы текста, не могут правильно прокомментировать ее, ошибаются в фактах и т.д. Чтобы избежать этих ошибок, необходим системный подход к анализу эпизода, которую я ввожу в среднем звене. Для меня важно научить учеников, начиная с пятого класса, не пересказу, но комментарию и анализу текста. Дать комментированный пересказ эпизода – это значит пересказать, что увидел (визуализировал) и услышал, читая эпизод, и сделать вывод о том, в чем хотел убедить тебя автор. Как это сделать? Ответить на вопросы.
- Кто ведет рассказ: автор или герои произведения?
- Где происходят события?
- Когда происходят события? (приучая детей отвечать на вопросы 1-3, мы избегаем впоследствии ошибок, связанных с фактическим пониманием текста)
- Кто герои? Какие они? (на этом этапе важно уделить внимание деталям, которые помогают проникнуть во внутренний мир героев, найти особенности изображения героев)
- портрет (через изобразительные детали, а также жесты, позу, мимику, если они описаны в тексте). На этом этапе предложите ученикам визуализировать героев, представить, а может даже и повторить их жесты, мимику. Важно научить ребенка переводить слова в конкретные образы, ведь современные дети как раз и страдают от того, что с детства им «навязывают» готовые картинки
- речь героев (О чем говорят? Как говорят? – выбор слов, построение предложений)
- как относятся к героям другие действующие лица? (Для читателя важно, как и что говорят о герое другие положительные или отрицательные персонажи; авторская позиция может выражаться через героя-резонера)
- каким словом можно назвать взаимоотношения героев, на какие группы их можно поделить? (На этом этапе идет работа над основным конфликтом эпизода. Конфликт в художественном произведении – это столкновение взглядов, идей, чувств. Ни одно художественное произведение не обходится без конфликта. Даже в эпизодах описания природы мы можем его обнаружить: это столкновение внутреннего мира героя и природы. Результатом встречи героя с красотой природы может стать чувство радости, печали, вдохновение и т.д)
V. Работа над поступками героев – главный этап. (Важно отметить отклонения от привычной нормы поведения человека, причем я не вкладываю в понятие отклонения от нормы негативный оттенок. Например, если герой жертвует собой ради спасения других, то это тоже своеобразное отклонение от нормы, ведь обычному человеку свойствен страх и желание спасти себя)
Какие вопросы к поступкам героев возникли? Какие остались без ответа (нет прямого ответа в тексте)? - именно эти вопросы и являются проблемными, размышления над которыми раскрывают идейный замысел автора.
- Каким событием заканчивается действие эпизода? Кто победил в столкновении и почему? Можно ли понять, о чем думает автор и в чем убеждает? (Ответ на этот вопрос и есть авторская позиция, т.к. автор «распоряжается» судьбой своих героев не спонтанно, )
- Что нового о Человеке мы узнали, прочитав этот эпизод? Какие из поступков героев были нам приятны, какие нам никогда бы не хотелось повторить?
Итогом данного анализа может стать круглый стол, дискуссия, в качестве письменной работы можно предложить эссе, отзыв, сочинение-миниатюру и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы
Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы...
Статья "Формирование читательской грамотности на уроках литературы" в сборнике материалов V научно-практической конференции с международным участием, 24.03.2021 г.
Титульный лист и содержание...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-219941-1369455493.jpg)
Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"
Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/11/picture-1454509-1676136575.jpg)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/03/picture-1035453-1525358181.jpg)
Формирование читательской грамотности на уроках литературы
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1189560-1574017751.jpg)
Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"
В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/17/picture-1449812-1694953892.jpg)
Формирование читательской грамотности на уроках литературы
Формирование читательской грамотности на уроках литературы...