Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"
статья по литературе

Замалетдинова Ландыш Ирековна

Выступление  на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование читательской грамотности на уроках литературы».

     Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и в общественных целях.

     Грамотность, общекультурная читательская компетентность, умение работать с текстами разных типов, решать интеллектуальные задачи и проблемы – всё это необходимо современным людям в их частной жизни, в общественной и профессиональной деятельности. Безусловно, не только учитель – словесник сталкивается с проблемой неразвитой читательской компетенции.

     Становится понятным, что обучение приемам работы с текстом приобретает всеобъемлющий, надпредметный характер. Текст на всех школьных предметах должен стать полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка и речи. Это диктуется не только и не столько требованиями ОГЭ и ЕГЭ, сколько реальной речевой практикой.

     Человек в современном мире живет среди текстов: он их слышит, читает, создает. Тексты окружают нас всюду: параграф учебника, правила, теоремы, реклама в газете, сообщение в соцсетях, по мобильному телефону. Для нашего современника умения, которые в методике теперь называются текстовыми, становятся практически значимыми.

     Не случайно во ФГОС эти умения в новой терминологии получили наименование общеучебных универсальных действий. Вот некоторые из них: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации и другие. Обобщаем наши выделенные проблемы из вышесказанного.

     Опыт демонстрирует ряд проблем у современного школьника.

1.        Бедный кругозор и речевое развитие.

     Бедный кругозор связан с бедным опытом. Отсутствие в речи нужного слова не дает также возможности воспринять смысл понятий, добиться ясности в учебных вопросах. На многие слова у детей не возникает образа предмета. Поэтому материал не воспринимается, хотя взрослому кажется, что он говорит просто и объясняет понятно.

2.        Непонимание устной речи.

     Наблюдается слабая концентрация внимания, умение слушать и услышать.

3.        Способность учиться «добывать» знания.

     Учащиеся заучивают часто термины и целые схемы наизусть. Однако после урока они не могут это воспроизвести. Они не понимают, что заучивают.

4.        Непонимание вопроса.

     Точный смысл предположения может быть понят только при наличии у ученика навыка полного «прочитывания» слов, а не «примерного» их восприятия. Поскольку ученики плохо читают про себя, проглатывают окончания, то воспринимают только образ. Это приводит к неизбежному додумыванию, смысл же предложения ускользает. А после выполняют «свои» задания.

5.        Отсутствие умения сопоставлять

     Нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами; т.е. необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять.

6.        Отсутствие навыка работы со словарём и справочной литературы.

     Многие дети не понимают половины того, что читают.

     В своей педагогической деятельности использую такие  виды чтения, как: просмотровое, в котором даётся общее представление об информации, ознакомительное (беглое прочтение только «глазками», изучающее (точное понимание текста,  главной и второстепенной информации), поисковое (умение находить необходимую информацию для выполнения конкретного задания). При  работе с текстом учащиеся учатся ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл произведения, определять тему,  формулировать  тезис, выражающий общий смысл текста, предвосхищать содержание предметного плана  по заголовку с опорой на предыдущий опыт, по иллюстрациям к произведению, сопоставлять  разные точки зрения и разные источники, выполнять смысловые свёртывания выделенных фактов и мыслей. Формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции, понимать душевное состояние персонажей, сопереживать им. Ученик получает возможность находить способ проверки противоречий , критически относиться к рекламной информации в повседневной жизни.

     В работе  применяю разные  виды деятельности, частично  используя  технологию критического мышления:

1. предтекстовая («корзина идей», мозговой штурм, ориентиры предвосхищения, постановка цели  и темы  чтения, просмотр заголовка и предположение о замысле автора).

2. текстовая (спроси у автора, следуй за персонажем книги, чтение с пометками,, « чтение в кружок», чтение с вопросами).

3. послетекстовая  («верю – не верю», устные и письменные пересказы текста, аннотации, отзывы,  работы творческого характера, сочинения разных жанров, сжатые изложения, сводные таблицы,  составление кластеров, синквейнов, тесты для осмысленного чтения.

     Результат: (частично)  ученики могут осознанно строить речевое высказывание,  подтверждая текстовыми аргументами, пытаются составлять тесты, кроссворды, выполняют конкурсные задания. Работа продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы

Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы...

Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Педагогическая мастерская по теме "Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС"...

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...

«Развитие читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе».

Не так давно в речи педагогов стали употреблять выражение «функциональная грамотность», что понимается под функциональной грамотностью? Под функциональной грамотностью обычно понимается сп...

Выступление "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Имеется информация о приёмах и технологиях графической переработки текста...