Выступление "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по литературе

Миндибаева Эльза Харисовна

Имеется информация о приёмах и технологиях графической переработки текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_chitatelskaya_gramotnost.docx828.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

I.Вступление.

В настоящее время под понятием «читательская грамотность» подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с  внетекстовой  информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.

II. Основная часть.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определена основная задача образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает сформированность у учащихся читательской грамотности.

Основное отличие читательской грамотности от читательской компетентности заключается в том, что читательская грамотность подразумевает способность человека не только понимать и использовать письменные тексты, но и размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, в то время как читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в тексте. Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного. Читательская компетентность характеризуется ценностным отношением к чтению, наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений, умением выполнять необходимые читательские действия в работе с произведением. Для полноценной читательской деятельности учащийся должен в полной мере овладеть такими читательскими умениями как умение найти и извлечь информацию из текста; умение толковать, интегрировать и интерпретировать информацию; умение осмыслить и оценить содержание текста; умение ориентироваться в различных источниках информации.

С учетом возрастных особенностей определяют следующие навыки читательской грамотности:

1-4 классы – умение находить и извлекать информацию из текста, представленную в явном виде, на основании текста строить простые и непосредственные суждения, определять главную мысль теста, пересказывать текст.

5-6 классы – умение отвечать на вопросы, поставленные в  прямой или косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, не высказанные напрямую автором, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

7-8 классы – умение составить план прочитанного текста и  воспроизвести по нему текст, интерпретировать, оценивать информацию и  соотносить ее с собственным читательским опытом;

9-11 классы – умение  конспектировать и тезисами излагать  информацию из текста, реконструировать авторский замысел, опираясь на  информацию, данную в тексте, и формальные элементы текста, применять новую теоретическую информацию в других учебных ситуациях.

В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Остановимся лишь на некоторых.

Все приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.

Итак, приемы и технологии графической переработки текста.

Прием «Составление кластера». Кластер – это  особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его.

 

Рис.1. Прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» используется для экстренного повторения той или иной темы.

Рис. 2. Приём «Маркировка» («Инсерт») – это выделение цветом основной мысли, ключевых слов

Рис.3. Прием «Лови ошибку» очень любят учащиеся, ошибки могут быть не только орфографические, но и грамматические, логические, фактические.

Рис.4. Еще одна группа приемов формирования читательской грамотности - творческое чтение. Использовать прием «Реставрация текста» можно в разных вариантах, можно перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. А можно предложить использовать схемы для восстановления текста.

Рис.5. Прием «Верите ли вы, что…» чаще всего используется  для проверки знания содержания художественного текста, литературоведческой статьи или теоретического материала учебника русского языка.

Рис.6. Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Суть приема проста: «спрятать» слова в тексте и попросить учащихся восстановить текст.

Рис.7.Прием «Таблица» - отличный прием для глубокой и вдумчивой работы с текстом, когда учащиеся учатся подбирать цитаты, делать выводы и обобщения.

Прием «Тонкие и толстые вопросы» технологии «Смыслового чтения».

Задание: «Разделитесь на группы. Прочтите текст несколько раз. Сформулируйте вопрос по заданным шаблонам для своих одноклассников. Помни, что «тонкие» вопросы требуют краткого, однозначного ответа, «толстые» вопросы – размышления и рассуждения». Данный прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимного опроса. Взаимный опрос предполагает деление учащихся на две группы, которые в дальнейшей работе будут формулировать и задавать друг другу вопросы. Учащиеся учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Ключевые слова «тонких» и «толстых» вопросов.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Зачем…?

Как зовут…?

Было ли…?

Верно ли?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Мог ли…?

Согласны ли вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать сложные вопросы, требующие анализа текста, и формулировать ответы, основываясь на прочитанном тексте. Данный прием формирует умения выявлять в тексте фактическую информацию, обобщать и интерпретировать ее, формулировать выводы и оценочные суждения.

На уроке литературы по теме «И.С. Тургенев «Муму». Протест против рабства» учащимся были представлены следующие вопросы «Ромашки Блума»: - простые: «Кто такой Герасим?», «Кем Герасим служил в доме барыни?», «Куда пропал Муму, когда барыня попросила Гаврилу избавиться от неё?» и другие вопросы, отражающие факты из рассказа; - уточняющие: «Почему Герасиму не нравилось жить в городе?», «Почему Герасим исполняет приказ барыни?», «Ты считаешь, что Герасим подчинился воле барыни, потому что был подневольным человеком?» и другие вопросы, подталкивающие учащихся к формулированию ответов с опорой на собственное мнение, отстаивание своей точки зрения; - интерпретационные: «Почему Герасим так сильно привязался к собаке?», «Почему барыня невзлюбила Муму?», «Почему собаку зовут именно Муму?» и другие вопросы, которые требуют от учащихся рассуждений, предположений на основе текста; - творческие: «Каков смысл немоты Герасима?», «Почему Герасим уходит в деревню?», - практические: «Какой исторический период изображен в повести, что вы о нем знаете? В каких произведениях мы встретились с этой эпохой?».  

III. Заключение.

Данные вопросы помогают учащимся включать в работу фантазию, требуют применения не только литературоведческих знаний, но и знаний других дисциплин, что способствует расширению кругозора, рассмотрению произведения в историческом и других контекстах. Также они способствуют развитию мышления, воображения, а также развивают умение отвечать на сложные вопросы, требующие анализа текста, его интерпретации, применения жизненного и читательского опыта.

IV.Список литературы:

1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010.