Главные вкладки

    доклад на семинар "Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
    статья

    Олейникова Наталья Ивановна

    районное методическое объединение учителей русского языка и литературы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx27.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кавалерская средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Андрея Петровича Дубинца

    Деятельностный подход

    к организации читательской грамотности

    на уроках русского языка и литературы

    (выступление учителя Олейниковой Н. И. на заседании

    районного методического объединения

    учителей русского языка и литературы).

    17 апреля 2014 г.

    Слово «грамотность» произошло от греч. «grammata» - чтение и письмо.

    Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Грамотность как определенная степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.

    Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.

    Проблема формирования читательской грамотности сегодня как никогда актуальна: читатель связывается с грамотностью, образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей.

    В отсутствии потребности в чтении у детей не развивается привычка к сосредоточению внимания, умению интеллектуально трудиться. Чтение – это труд, который делает человека мыслящим.

    Сравним две модели чтения.

    «Уходящая модель» детского чтения:

    • Преобладание чтения книг, а не журналов
    • Разнообразный репертуар чтения
    • Наличие домашней библиотеки
    • Общение со сверстниками по поводу прочитанного
    • Наличие «литературных героев»
    • Позитивное отношение к библиотеке

    Становление «новой модели детского чтения»:

    • Отторжение от чтения
    • Сравнительно небольшая доля «чтива»
    • Круг чтения «смещен» в сторону развлекательной литературы и журналов
    • Воздействие «электронных воспитателей» (телевизор, компьютер)
    • Меняется восприятие печатного текста и информации

    Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно испытать её.

    Приведу несколько примеров из практики.

    На формирование читательской грамотности влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров, использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного). Для качественной работы над текстом необходимо осознание навыков чтения. Примеров работы над навыками чтения множество, один из них – зрительный диктант по методике профессора И. П. Шевченко, который способствует достижению результативности в обучении чтению. Эффективность зрительного диктанта высока, если применять их регулярно.

    На уроках русского языка необходимо выполнять различные логически-поисковые задачи.

    Например: назвать лишнее слово из ряда

    Мороз, погода, хорошо, облако

    Ответы:

    1. Хорошо – это наречие
    2. Мороз – 2 слога
    3. Облако – начинается с гласной «о»

    Сделаем вывод о том,  что приученные видеть много аспектов решения одной и той же задачи, ученики выделят не один ответ.

    Интересен тренинг «Слово – предложение – вопрос – ответ».

    Учитель называет слово, например «Глаза».

    Ученики составляют предложение «Я люблю смотреть в глаза своей мамы».

    Вопрос «Почему именно в мамины глаза?»

    Ответ «Я люблю смотреть в мамины глаза, потому что они излучают любовь».

    Задания для работы в парах: составить ассоциативный ряд, подбирая прилагательные к слову глаза.

    - подобрать однокоренные слова

    - подобрать метафоры

    - подобрать сравнение

    - пословицы, поговорки о глазах, взгляде

    - написать эссе «Мамины глаза», «Глаза – зеркало души».

    - сопоставление поэтического текста и произведений живописи (например, стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» и рассмотреть «Портрет А. П. Струйской» Ф. Рокотова.)

    Данный приём в работе способствует воспитанию литературной компетенции учащихся, активизирует развитие внимания, наблюдательности, творческих способностей.

    Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них.

    Требования ФТОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности:

    1) поиск информации (найти и извлечь нужную информацию)

    2) умение выделять нужную информацию

    3) систематизировать

    4) сопоставлять

    5) анализировать и обобщать информацию

    6) интерпретировать и преобразовывать её

    Обратимся к стихотворению в прозе И. С. Тургенева.

    «Ты заплакал…»

    Ты заплакал о моём горе; и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне.

    Но ведь и ты заплакал о своём горе; только ты увидел его - во мне.

    Умение первое: найти и извлечь информацию. Ученики должны связать существенные детали вопросы и соответствующие детали текста. Ответы на определённые вопросы содержатся непосредственно в тексте.

    1. Подчеркнуть грамматические основы (из 4-х пар грамматических основ три содержат слово «заплакал»).
    2. Можно ли это слово назвать ключевым? Почему? (Нет, несмотря на его повторяемость, ключевым словом является слово «сочувствие»).
    3. Выписать к слову «сочувствие» синоним (жалость).
    4. Подобрать к этим словам слова, близкие по значению (сопереживание, сострадание).
    5. Обратиться к Толковому словарю, выяснить ЛЗ этих слов.

    Сочувствие 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.

    Сопереживание (книж.) - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

    Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.

    1. Проанализировать определения, эти три слова являются синонимами?
    2. Сформулировать проблемный вопрос, опираясь на эти слова. (Почему один человек сочувствует другому?)
    3. Найти в тексте местоимения, выяснить частоту их употребления, с чем это связано? (10 местоимений; употребление личных и притяжательных местоимений придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности).
    4. К какому типу относится данная проблема? (нравственная, духовная жизнь и взаимоотношения людей).

    Умение второе: интерпретировать. Толкование предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Нужно осмыслить подтекст.

    1. Рассмотреть авторскую позицию, сформулировать её (человек сочувствует другому в том случае, если сам испытал подобное горе).
    2. Выбрать из предложенных высказываний те, в  которых содержится аналогичная авторская позиция. Есть ли среди них цитаты с противоположным мнением?
    • Мудрый охотней умрет, чем будет взывать к состраданию. Огонь скорее потухнет, чем станет холодным. (Хитопадеша)
    • Истинное сострадание начинается только тогда, поставив себя в воображении на место страдающих, испытываешь действительно страдание. (Л.Н. Толстой)
    • Ты не видишь реку слёз, потому что в ней нет ни одной твоей слезы. (А. Поркья)

              Умение третье: осмыслить и оценить. Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом.

    Учащимся предлагается письменно сформулировать своё мнение по данной проблеме, аргументировать его, опираясь на свой читательский и житейский опыт.

    Формулирование читательской грамотности на уроках русского языка подобным образом даёт возможность обучающимся справиться с заданием С и способствует развитию личностных качеств.

    Эффективной является работа с кластерами.

    Этот приём хорошо использовать при подготовке  учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С).

    Такая работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти вслед за автором», «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю.

    При работе над частью С особую сложность представляет для учащихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

    Последовательность действий проста:

    • Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение («сердце» идеи, темы);
    • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы (модель планеты и её спутники);
    • По мере записи появившиеся слова соединяются линиями с ключевым словом. У каждого из «Спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники».

         В итоге получается структура, которая графически отображает наши  размышления, определяет информационное поле данной теме.

    Рассмотрим данный прием на примере текста М.М.Пришвина.

    1. Всю жизнь слышал слово «душа»  и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.
    2. Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос.
    3. Я сказал бы, что душа – это внутренний мир человека, это что он знает о себе.
    4. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе.
    5. В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле.
    6. И все это понимание души  было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней люди.
    7. Между тем у меня была своя душа, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливая слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.
    8. Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным.
    9. И мое страстное желание присоединяться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…
    10. И еще произошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
    11. И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить ,и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.

    Создание кластера:

                                                            Душа

    1.Внутренний        2.Совокупность            3.Некая сущность

            мир.                    знаний о себе.             обитающая в теле.                                                                            

                                                         (как все,

                                         как сам) -  

                                    желание любви.          

                                   Душа = Любовь      

    Мы пришли к выводу, что душа- это любовь.

    Посмотрим в «Толковом словаре» определение слову «душа» (внутренний, психологический мир человека, его создание и свойство характера).    

    Значит, душа = любовь: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни.

    В работе по формированию читательской грамотности учащихся полезен прием «синквейн».

    Для чего используют?

    • Обогащает словарный запас
    • Подготавливает к краткому пересказу
    • Учит формировать ключевую фразу
    • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом
    • Получается у всех

    Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления значит осмысленно пользоваться понятиями и определять своё личное отношение к рассматриваемой проблеме.  Ценность заключается в том, что всё это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают понятия, применяют знания, умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать, читать тексты целенаправленно, осмысленно.

    Изложенные в моём выступлении методы и приемы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.                                                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы".

    Темой статьи  является изучение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деят...

    Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах.

    Авторы статьи размышляют, каковы возможности деятельностного  подхода к организации читательской грамотности на   уроках русского языка...

    Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

    Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

    Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 

    На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности.Данная проблема масш...

    Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

    Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

    Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)

    Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...

    Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

    Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....