Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)
статья по литературе

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotnikovaia-omsk.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит

извлечь из мертвой буквы живой смысл.

К.Д. Ушинский

Международное исследование PISA один раз в три года проверяет читательскую грамотность 15-летних школьников. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Результаты исследований PISA таковы: средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, и российские обучающиеся по данной области заняли 41-43 место среди 65 стран-участников. За последние десять лет по исследованиям PISA в нашей стране нет положительных изменений.

Во ФГОС также одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Чтобы решить данную проблему, необходимо, чтобы каждый учитель использовал различные приемы для достижения эффективного результата.

Смысловое чтение отличается от другого чтения тем, что при смысловом чтении осуществляется процесс интерпретации. Его цель – максимально уловить детали и наиболее полно осмыслить содержание текста. Одним из путей развития читательской грамотности является подход к обучению смысловому чтению, которое способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта.

Предлагаю рассмотреть наиболее универсальные приемы работы для формирования читательской грамотности.

  1. Приём «Инсерт».

Этот приём позволяет ученику контролировать свое понимание прочитанного текста. Дети знакомятся с маркировочными знаками, а далее по мере чтения ставят их на полях распечатанного текста для отдельных абзацев или предложений.

Пометки могут быть разными:

-Знаком «плюс» отмечается в тексте уже известная ученику информация.

-Знаком «минус» отмечается новая, неизвестная информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он был не знаком с ней раньше.

-Знаком «восклицательный знак» отмечается то, что удивило ребенка.

-Знаком «вопрос» отмечается то, что вызвало затруднение, и ребенок хочет узнать подробнее.

Этот приём требует от ученика активного и внимательного чтения. Он обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

  1. Перепутанные логические цепочки. Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. Метод можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

Пример по русской народной сказке «Царевна-лягушка».

  1. Отец отправляет сыновей на поиски жены.
  2. Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.
  3. Василиса лучше всех танцует на пиру.
  4. Василиса отправляется в царство Кощея.
  5. Братья смеются над невестой Ивана.
  6. Василиса утешает Ивана-царевича и выполняет задания.
  7. Иван-царевич отправляется на поиски Василисы.
  8. Кощей умирает.
  1. Верные-неверные утверждения.

Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема.

  1. Главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» звали Евгений Александрович Базаров (нет).
  2. Действие романа происходит до отмены крепостного права (да).
  3. Аркадий был единственным ребенком Николая Петровича (нет).
  4. Анна Сергеевна Одинцова была вдовой (да).
  5. Базаров умер от тифа (да).
  1. Прием «Лови ошибку».

Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.

  Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.

За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай! Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукой поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые умерают, да дела их живут. По росту и одежку подбирай.

  1. Работа с устаревшими словами.

Бывают такие тексты, где необходимо отдельно уделять внимание архаизмам и историзмам. Чтобы было нагляднее, можно оформить его в виде свитка или книжки. Прием заставляет не пропускать данные слова, а акцентирует на них внимание. Например, фрагмент из «Оды на день восшествия…Елисаветы Петровны» М.В. Ломоносова для подобной работы.

В долинах раздаются клики:

Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

И к счастью отверзает дверь.

Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Целесообразно вести читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями.

Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:

  1. О чем рассказывает данный текст?
  2. Каких тем касается автор?
  3. Какому вопросу автор уделяет большее внимание?
  4. Зачем автор написал текст?
  5. Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?

Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводится через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста.         Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...