Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Череповская Майя Анатольевна

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_na_urokah_literatury.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской грамотности на уроках литературы Череповская Майя Анатольевна, МБОУ «Разъезженская СШ»

Слайд 2

Цель проекта по читательской грамотности - повышение уровня читательской грамотности учащихся, привитие интереса к книге, к чтению

Слайд 3

Формы работы: «Бюро литературных новинок» - мероприятие по продвижению новинок литературы среди учащихся, пропаганда лучших литературных имен. « Библиошопинг » - форма массового мероприятия, в ходе которого один участник мероприятия предлагает другому участнику «купить» книгу из фонда библиотеки, прорекламировав её.

Слайд 4

Поэтический звездопад – мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов. Дискуссионные качели - обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса. Литературный сундучок – литературная игра, где вопросы и задания достаются из сундучка.

Слайд 5

Газета «Нива»

Слайд 6

Текст №1. Отрывок из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» // Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват . организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 303 с.: ил. – с.126. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Слайд 7

Задание 1. Прочитайте текст №1. На основе отрывка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» составьте инструкцию «Как разжечь костёр».

Слайд 8

Инструкция «Как разжечь костёр» по рассказу «Васюткино озеро» Обломать нижние сухие ветки у дерева. Сорвать пучок сухого мха-бородача. Искрошить мелко сучки деревьев. Сложить всё в кучку и поджечь ветки. Не оставлять огонь без присмотра. Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

Слайд 9

Задание 2. Рассмотрите инструкцию по разведению костра (текст №2). Соотнесите информацию из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл Васютка и его предназначение.

Слайд 11

Ответ : Васютка развёл жаровой костёр для приготовления пищи Читательское умение: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

Слайд 12

Задание 3. Как вы понимаете фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Дайте развёрнутый ответ.

Слайд 13

Ответ: Тайга – суровое место, выжить в ней может только человек сильный, имеющий железную волю, умеющий преодолевать трудности. Она не прощает ошибок и излишней самоуверенности. Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

Слайд 14

Задание 4. Соотнесите содержание 1 и 2 текста и определите, всё ли Васютка сделал так, как сказано в инструкции (текст №2). Если нет, то укажите, какие пункты из инструкции мальчик не выполнил.

Слайд 15

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Слайд 16

Ответ: В тексте не сказано, была ли поляна, на которой Васютка развёл костёр, защищена от ветра. Васютка не очистил место от сухой травы и не обложил его камнями. Читательские умения: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.

Слайд 17

Задание 5. Какими практическими умениями обладал герой рассказа? Текст №1 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Слайд 18

Ответ: Развести огонь. Запастись дровами. Подстрелить, разделать и запечь птицу. Читательские умения: понимать фактологическую информацию, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.

Слайд 19

Задание 6. Какими личными качествами обладал Васютка ? Аргументируйте свой ответ, приведя примеры из текста. Текст №1 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Слайд 20

Ответ: Порой Васютке хотелось плакать от отчаяния и страха: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать», - но герой смог перебороть себя, вспомнив слова отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». Он понимал, что помощи ждать неоткуда, поэтому рассчитывал только на свои силы, «не щадя рук наломал сучьев», разжёг костер, приготовил еду. Читательские умения: понимать смысловую структуру текста, понимать чувства, мотивы, характеры героя, высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

Слайд 21

Задание 7 Если бы Васютке нужно было вскипятить воду, то какой тип костра он бы развёл?

Слайд 22

Ответ : пламенный. Читательское умение: определять место, где содержится искомая информация.

Слайд 23

4 группа читательских умений – использовать информацию из текста 4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний. 4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний. 4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. 4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. 4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую). 4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью .

Слайд 24

Чему вы научились у Васютки ? (смелости, мужеству, терпению, практическим умениям – разводить костёр, готовить еду и т.д., знаниям законов тайги). Пригодятся ли вам эти знания и умения в будущем? В какой ситуации?

Слайд 25

Предметные задачи: Работа с текстами разных стилей: художественный текст и официально-деловой (инструкция). Работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов). Сопоставление двух текстов разных типов (сплошной и несплошной). Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенным автором.

Слайд 26

Задачи в области читательской грамотности: 1. видоизменение сплошного текста (составлять инструкцию на основе сплошного текста); 2. чтение текста (восприятие его, извлечение информации, данной в явном и неявном виде, интерпретация её); 3. связь информации из текста со своим опытом; 4. формулирование своей точки зрения и обоснование её; 5. извлечение информации из текста, иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности.Данная проблема масш...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Мастер-класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы".

Опыт по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы....