Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе

Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedyakina_chitatelskaya_gramotnost.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Банк  текстов с многоуровневыми заданиями при формировании читательской грамотности учащихся на уроках литературы»

Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.      

К.Д. Ушинский

        Введение

Читательская грамотность   определяется по уровню сформированности читательских умений:  

Характеристики читательских умений, соответствующих уровням

читательской грамотности.

6  (высокий)

Читатель способен находить и связывать единицы информации, не сообщенной в явном виде. Некоторые задания этого уровня требуют понимания языковых нюансов в их связи с целостным сообщением текста. Другие задания предполагают понимание текста на тему, незнакомую читателю. Читатель должен обнаружить детальное и точное понимание длинных и сложных текстов с незнакомым содержанием и формой. Основанием для читательской оценки и гипотез, развивающих мысль автора, служат специальные знания, сообщенные в тексте.

5  (высокий)

Читатель способен установить такие связи между единицами текстовой информации, которые удовлетворяют нескольким критериям. Для выделения главной мысли текста необходимо связать и интерпретировать отдельные части текста. Сравнение, противопоставление и категоризация отдельных сообщений текста проводится одновременно по нескольким основаниям. Часто искомая информация не сообщается в явном виде, текст содержит немало противоречивой информации и других трудностей: некоторые идеи текста не отвечают читательским ожиданиям или сформулированы через отрицание. Для осмысления текста читатель должен разъяснять отдельные элементы содержания и формы текста или дать их оценку. Некоторые задания этого уровня требуют детального понимания связи между сообщениями текста и общеизвестными, повседневными знаниями, некоторые задания предполагают опору на знания, не самые общеизвестные.

4  (оптимальный)

Читатель способен находить и связывать единицы информации, содержащейся в самых глубинных слоях текста. При этом читателю постоянно приходится отбирать информацию, относящуюся к задаче, среди множества сходных единиц информации. Осмысление текста опирается на академические, специализированные знания. Содержание и форма этих текстов незнакомы читателю. Задания этого уровня предполагают вычитывание и понимание понятий, которые противоречат читательским ожиданиям.

3  (оптимальный)

Читатель способен детально и точно интерпретировать текст в целом, все его части, каждую единицу информации, сообщенной в самых глубинных слоях текста, и каждую, даже самую неприметную деталь формы. Читатель демонстрирует полное и подробное понимание нескольких текстов и связей между ними. От читателя требуется понимание незнакомых ему идей, выраженных в тексте, содержащем противоречивую информацию. Для интерпретации этих идей читателю необходимо самостоятельно строить абстрактные понятия. Читатель способен давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему, а также выдвигать гипотезы на основании прочитанного, опираясь одновременно на несколько критериев и учитывая несколько точек зрения.

2  (достаточный)

Читатель способен найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления, распознать главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста, интерпретировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста.

Для осмысления текста читатель должен установить ряд связей между текстом и внетекстовыми знаниями, опираясь на личный опыт и собственные отношения к описанным реалиям.

1 (низкий)

Читатель способен найти в тексте одну или несколько единиц информации, изложенной в явном виде, распознать главную тему текста или цель автора, создавшего текст на тему, знакомую читателю. Читатель способен установить связь между сообщением текста и общеизвестными, житейскими знаниями. Обычно искомая информация лежит на поверхности текста и специально выделена; текст практически не содержит противоречивой информации. И текст, и вопрос к нему содержат подсказки, помогающие читателю найти информацию, необходимую для ответа на вопрос.

Возрастные нормы:

5-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;

7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;

9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

База текстов с многоуровневыми заданиям

«Работа с  текстом на уроках литературы как способ формирования читательской грамотности учащихся» (Федякина Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск)

Публицистический текст при изучении романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (5 класс)

Жизнь Робинзона Крузо не вымысел.

Большинство людей, хотя и не все, но знают о жизни Робинзона Крузо. Интересно, что Даниель Дефо описал реальную историю.

Когда моряку из Шотландии Александру Селкирку исполнилось 19 лет, он покинул своих родных и попал в команду корабля «CinquePorts», который в Тихом океане в 1903 году участвовал в корсарском рейде эскадры пирата Дампира. К Александру хорошо относились, поэтому назначили помощником капитана. А главенство на судне после смерти первого капитана взял Томас Страдлинг. Он был довольно жестким человеком и плохо относился ко всем, в том числе и к Селкирку.Александру было слишком тяжело находиться на судне, которое отправилось ближе к Чили, к архипелагу Хуан-Фернандес. В это время он принял осознанное решение уйти с судна и остаться на одном из островов. Александр надеялся, что англичане или французы заберут его рано или поздно, поэтому прихватил с собой только то, тот считал нужным: нож, топор, пули, порох, навигационные приборы и одеяло.

Одиночество на острове не сломило Селкирка. А его аналитический ум помог выжить ему среди дикой природы. Он соорудил для себя жилище, научился добывать себе еду (охотился на морских обитателей, питался растениями), приручил диких коз. Так длилось долгое время. В ожидании хоть какого-нибудь судна ему пришлось жить в одиночестве, делая разные вещи, нужные для существования (одежду, календарь, например). Однажды он увидел испанское судно, которое проплывало близ берега. Но, вспоминая о том, что Англия с Испанией стали соперниками, Селкирк решил спрятаться.

Так прошло четыре года. Проходящая возле острова экспедиция Вудса Роджерса, любезно забрала Александра. Вид у него был, конечно, одичавший: длинные волосы, отросшая борода, одежда из шкур коз. Он забыл человеческую речь, которая восстановилась через некоторое время. Дефо по рассказам очевидца Роджерса и написал роман, который известен до сих пор. Остров, на котором прожил Селкирс, до сегодняшнего дня называют островом Робинзона Крузо,туда приезжает множество любопытных туристов.

Вопросы и задания 1-2 уровней

  1. Соответствует ли предложенное заглавие содержанию текста? Своё мнение обоснуйте, дав развёрнутый ответ.
  2. Составьте простой план к данному тексту.

Вопросы и задания 3-4 уровней

  1. Чем вы можете объяснить популярность романа Д. Дефо у читателей разных народов и поколений?
  2. Герой романа  Д.Дефо вел точный счет времени своего пребывания на острове Отчаяния. Как он это дела? Нарисуйте календарь, которым пользовался  Робинзон Крузо?
  3. Если вы уже читали этот роман, поделитесь впечатлениями.
  4. Если вы ещё не читали этого романа, возникло ли у вас желание прочитать его? Дайте полный ответ.

Вопросы и задания 5-6 уровней

7. Соотнесите представленный в статье материал  с содержанием романа Дефо, что привлекло автора в представленной истории?

9. Назовите произведения  русской литературы, где находит развитие темы робинзонады, в чем в них заключается смысл данного образа.

 

Поэтический текст  при изучении баллады М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Вопросы и задания 1-2 уровней

  1. Какому историческому событию посвящено это стихотворение?
  2. Проведите  наблюдения за фонетическим строем поэтической речи. Какими звуками автор добивается звукового образа страшного боя?
  3. Кто главный герой этого стихотворения? Опишите этого героя, используя примеры из поэтического текста.
  4. Кто ведет диалог в стихотворении? Какие мысли передают рассказчики?

Вопросы и задания 3-4 уровней

  1. Что вы знаете о войне 1812 года?  
  2. В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов?
  3. Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.  О каких чертах народного характера это говорит? 
  4.  На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат?
  5. Выпишите из стихотворения устаревшие слова, составь словарик устаревших слов, дав их толкование и расставив по алфавиту.

Вопросы и задания 5-6 уровней

  1. Сопоставьте  стихотворение М.Ю. Лермонтова  и картину П.Е. Заболотского  «Старый солдат». Что их объединяет? Предложи свой вариант рисунка.
  2. В стихотворении Лермонтова звучит тема патриотизма. А что значит в наше время «быть патриотом»? 

Описание степи в повести  Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 7 класс

Выразительное чтение отрывка

...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Задания к тексту

Вопросы и задания 1-2 уровней

1.        Какое настроение автора передает текст? Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?

2.        Какой тип речи использован в тексте?

3.        Какие части речи помогают нарисовать «живую» степь?

4.        Найдите в тексте эпитеты, как они выражают впечатление рассказчика о степи? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?

5.        Найдите в тексте примеры гиперболы. Каково их назначение в тексте.

6.        Какие приемы выразительности позволяют автору передать краски и звуки степи? От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Что изменилось в речи?

Вопросы и задания 3-4 уровней

1.        Зачем автор ввёл это описание в повесть? Чьими глазами дается это описание? Каким событиям предшествует? Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея?

2.        Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст.

3.        С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи?

4.        При описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает образ чайки. Что символизирует этот образ и почему возникает в обоих описаниях?

Вопросы и задания 5-6 уровней

1.        Теперь посмотрите, как автор описывает степь ночью, и сравните эти два описания. Сохраняются ли во втором отрывке образ волны, моря, океана?

2.        Сопоставьте описание степи в повести Гоголя с репродукциями картин русских художников: Г. Мясоедова «Дорога во ржи», А. Куинжи «Степь (Нива)»,А. Саврасова «Рожь». Нарисовать иллюстрацию к эпизоду «Степь» в повести Гоголя.

3.        Прочитайте «Псевдотексты» – это тексты-загадки, состоящие из отрывков произведений различных жанров. Задача учащегося примерить роль «сыщика», которому придется «услышать» голоса разных авторов (интонацию, особенности лексики, строя речи, стиля и жанра) и из этой «разноголосицы» отрывка выбрать предложения, имеющие отношение лишь к одному конкретному тексту.

Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь - всюду нетронутый снег. Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

Ответьте на вопросы:

2.        Сколько авторов рассказывает о горах?

3.        Вычленить тексты по четырём признакам:

•        единство темы

•        тип речи

•        стиль текста

•        способы связи предложений в тексте.

Внеклассное чтение. Рассказ И.А. Бунина «Роман горбуна» 11 класс

Прием «чтение с остановками»

Часть 1

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдёте, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шёлковый лиловый зонтик,  в правой — букетик фиалок...»

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

Задание 1-2 уровней

1. В чем необычность ситуации?

2. Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?

3. Как вы думаете, кто написал письмо?

Задание 3-4 уровней

4. Автор письма пишет: «...Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам...»  Чем может обнаружиться родство?

5. Когда и где должна состояться встреча? Почему там?

6. Предположите, как отреагирует горбун.

Часть 2

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг...

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

Вопросы 3-4 уровней

1. Случаен ли выбор горбуна?

2. Что нового узнали о герое?

Вопросы 3-4 уровней

         3.  Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?

4. Попробуйте передать чувства героя через определения, или музыкальный аккорд, или букет цветов, или цветовую палитру. Какие цвета будут доминировать? Почему?

5. Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?

6.Есть ли уверенность в счастливой развязке?

Часть 3

А. П. Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж это вдруг».

Вопросы и задания  5-6 уровней:

  1. Предположите, что могло произойти дальше. Мнение обоснуйте.

...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья  Беспощаден кто-то к человеку!

2.Напишите ответное письмо горбуна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"

Выступление  на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Формирование читательской грамотности на уроках литературы

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники ...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...