Методические рекомендации по формированию читательской грамотности на уроках труда (технологии)
учебно-методический материал по технологии
Обучая детей в современно школе, начинаешь задумываться – сколько информации получают наши дети, подчас, сложной для понимания и усвоения. Поэтому на уроках должна присутствовать деятельность, которая направленная на развитие функциональной грамотности. И уроки труда (технологии) помогают в этом. Содержание предмета «Труд (технология)» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Данная методическая разработка посвящена приемам формирования читательской грамотности. Читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится обучающемуся во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.18 МБ | |
| 70.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность (современное понимание)
Основные направления формирования функциональной грамотности
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Компетенции или умения, которыми должен обладать человек ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. находить и извлекать информацию интегрировать и интерпретировать информацию осмысливать и оценивать содержание и форму текста использовать информацию из текста.
Дайте определение, что такое « Материаловедение швейного производства » 1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.). 2.Находить и извлекать одну или несколько единиц информации: -расположенных в одном фрагменте текста; -расположенных в разных фрагментах текста. 3.Определять наличие/отсутствие информации. Первое читательское действие. Находить и извлекать информацию. На какие группы делятся все волокна? На какие группы делятся натуральные волокна? Какими свойствами обладают волокна хлопка? Белые (бежевые, зеленоватые) Мягкие Теплые Хорошо впитывают влагу Прочные
1.Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.). 2.Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль). 3.Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста. 4.Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, сходство – различие и др.). 5.Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. 6.Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста. 7.Понимать чувства, мотивы, характеры героев. 8.Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию и т.п.). Второе читательское действие . Интегрировать и интерпретировать
1.Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора. 2.Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов. 3.Понимать назначение структурной единицы текста. 4.Оценивать полноту, достоверность информации. 5.Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах. 6.Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу в тексте. Третье читательское действие. Осмыслить и оценить
1.Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) (без привлечения фоновых знаний или с привлечением фоновых знаний). 2.Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. 3.Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. 4.Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте. 5.Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Четвертое читательское действие. Использовать информацию из текста.
«Верные - неверные утверждения» «Перепутанные буквы» «Перепутанные слова» «Зашумлённая тема» Формы организации работы с текстом
Формы организации работы с текстом Заполнение таблиц Заполнение кластеров Заполнение схем
ПРИЕМ – ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ Тип текста сплошной Тема: Производство тканей из шерстяных волокон Шерсть, возможно, самое древнее волокно, известное людям. Она была одним из первых волокон, из которых пряли пряжу и вплетали ее в ткань. Производство шерсти насчитывает более 10000 лет. Шерсть получают от альпаков , верблюдов, коз, но в основном она овечья. Производство шерсти в мире в основном приходится на Австралию, Восточную Европу, Новую Зеландию и Китай. Как производится шерсть? Сначала овцы должны вырасти! Затем им нужна стрижка. Специалист по стрижке может снять шерсть с 200 овец за день. Овцы могут производить до 7 кг шерсти. Баран может дать 9 кг шерсти. Состриженная шерсть называется сырой шерстью, и поскольку овцы не принимают душ, ее сначала нужно очистить. Затем шерсть вычесывают, что означает чистку, чтобы выпрямить волокна ровные полосы - ровницу. Ровницы прядут в пряжу, из которой затем ткут ткань. В прошлом прядение обычно было задачей незамужних женщин — они становились прядильщицами. Руно — это шерсть, взятая у одного животного при стрижке. Но не вся шерсть одинакова — даже когда она взята от одного и того же животного. Высококачественная шерсть добывается с боков, плеч и спины. Самое низкое качество шерсти у той, что растет внизу ног. Шерсть сегодня ценится за ее красоту и долговечность. Это по-прежнему главный выбор для высококачественных деловых костюмов, теплых свитеров и дорогих ковров. «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто ? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? Дайте объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? Задание: Составьте «тонкий» и «толстый» вопросы к тексту
В - вата О - одежда Л - лен О - отделка К - крашение Н - нить О - отбеливание ПРИЕМ – КРУГИ ПО ВОДЕ
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение –
Средняя Общеобразовательная школа им. Маргариты Калининой
Выступление на методическом объединении учителей труда (технологии)
Методические рекомендации по формированию читательской грамотности на уроках труда (технологии)
Учитель труда (технологии)
Засорина Елена Александровна
г.о. Клин, 2025 г
1. Обучая детей в современно школе, начинаешь задумываться – сколько информации получают наши дети, подчас, сложной для понимания и усвоения.
Но прогресс неумолим – меняются технологии, меняются профессии, меняется мир. Вместе с миром меняется и мировоззрение поколения.
Технический прогресс во многом упростил жизнь и улучшил её качество, но появились и сложности.
Нельзя не заметить, что современный человек должен многому научиться, многое постичь, чтобы чувствовать себя в современном мире комфортно и безопасно.
2. Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
3. Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
4. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ – грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность.
От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться. Приобрести все эти навыки может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться к различным ситуациям, лидерские качества.
Поэтому на уроках должна присутствовать деятельность, которая направленная на развитие функциональной грамотности. И уроки труда (технологии) помогают в этом.
Содержание предмета «Труд (технология)» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих.
5. Но давайте разберемся, что такое «функциональная грамотность»
«Грамотный - обычно человек, умеющий читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей "полуграмотных", т.е. умеющих только читать» («Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона»)
До конца XIX века грамотным называли человека ,умеющего читать и писать.(«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля)
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.
С течением времени понятие «Функциональная грамотность» менялось.
6. Есть различные определения понятия «Функциональная грамотность», но сегодня оно выходит за рамки простых умений-навыков «читать -писать -понимать-ориентироваться» и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.
Происходит попытка предусмотреть интеграцию личности в общество, ее вклад в его развитие, проявление индивидуальности в созидательной деятельности на благо общества.
Изменяется назначение функциональной грамотности: она приобретает социально-экономическое значение. Сегодня функционально-грамотный человек – это человек владеющий ключевыми компетенциями, т. е человек познающий, самостоятельный, умеющий жить среди людей.
7. Основными направлениями формирования функциональной грамотности являются:
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Глобальные компетенции
Финансовая грамотность
Креативное и критическое мышление
Давайте сегодня обсудим, как на уроках технологии можно формировать читательскую грамотность.
8. Читательская грамотность-способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
А какое бывает чтение и тексты?
Просмотровое чтение рассматривается как вид чтения, целью которого
является получение общего представления о содержащейся в тексте информации. Этот вид чтения используется для того, чтобы, лишь бегло посмотрев текст, ученик определил, почему текст разделен на определенное количество частей, в какой из частей находится знакомая, а в какой – новая для него информация. Используя просмотровое чтение, учащиеся получают общее представление о структуре текста, о характере информации, которая в нем заключена, и в зависимости от этого могут оценить ее актуальность для себя в конкретной учебной ситуации.
Варианты заданий, которые мы даем на такой вид чтения как правило начинаются
- определите, о чём говорится в тексте;
- найдите определение…
- найдите инструкцию
- найдите название деталей
Дети ориентируются по шрифту, заголовкам и т.д.
Ознакомительное чтение, в отличие от просмотрового, предполагает
беглое прочтение. Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, при этом требуется воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста.
Как правило такие тексты содержат исторический экскурс (история изобретения швейной машины, история моды, лоскутной техники) Варианты заданий:
∙ определите основные этапы создания швейной машины;
∙как менялась мода в различные исторические эпохи;
Изучающее чтение предполагает внимательное чтение текста для полного точного понимания его содержания и запоминания содержащейся в нем информации и ее дальнейшего использования.
Варианты заданий должны быть конкретными, которые предполагают единственно правильный ответ.
Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.
Работа с инструкционными картами.
Определите ширину шва,
Каковы припуски на швы
Каким способом обрабатывается край изделия.
Основным источником информации на уроке является учебник, в котором параграфы представлены в виде различных текстов.
Мы с вами знаем, что тексты можно разделить на сплошные (без каких либо изображений), не сплошные (графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.); информационные листы и объявления), смешанные.( веб-страницы, инфографики, объявления и др.)
9. Какими компетенциями или умениями должен обладать человек, про которого можно сказать, что у него высокий уровень читательской грамотности.
•находить и извлекать информацию;
•интегрировать и интерпретировать информацию;
•осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
•использовать информацию из текста.
Давайте рассмотрим каждое из этих умений.
10. Первое читательское действие. Находить и извлекать информацию.
1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).
2.Находить и извлекать одну или несколько единиц информации:
-расположенных в одном фрагменте текста;
-расположенных в разных фрагментах текста.
3.Определять наличие/отсутствие информации.
В учебнике таких текстов много.
Задания на первое читательское действие достаточно простые, с которыми обучающиеся обычно легко справляются. Например, найти в тексте определение, дать характеристику, назвать свойства и т. д. Например тема «Материаловедение» 5 класс. «Волокна растительного происхождения»
Дайте определение, что такое «Материаловедение швейного производства». Обучающиеся быстро находят такую информацию, т. к. она выделена жирным шрифтом или курсивом. И в дальнейшем понимают, что важная информация в учебных пособиях должна быть выделена и на нее необходимо обращать внимание.
Какими свойствами обладают волокна хлопка.
Или, например, следующее задание. Какова сминаемость хлопка?
Как правило, обучающиеся находят быстро информацию о сминаемости льна, и указывают на то, что информации о сминаемости хлопка в тексте нет.
Работа со схемой. (На какие группы делятся все волокна, как называются эти группы)
Но даже работая с такими заданиями необходимо вывести ученика из состояния пассивности в состояние активного действия, когда возрастает познавательный интерес к предмету, наблюдается развитие умственных способностей, появляется критическое мышление при работе с текстом. В настоящее время в образовании приоритетная роль отводится деятельности учащихся.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более эффективных:
Например проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). Примером может жизненная ситуация: вы испачкались, что делать? Необходимо постирать вещи. Как стирать, а при какой температуре, какими средствами? От чего это зависит? А что для этого надо знать и т. д.
11. Второе читательское действие . Интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
1.Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность
событий и т.п.).
2.Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль).
3.Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
4.Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями
(причинно-следственные отношения, сходство – различие и др.).
5.Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
6.Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
7.Понимать чувства, мотивы, характеры героев.
8.Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию и т.п.).
Читая текст, я останавливаю детей и прошу пояснить значение того или иного слова, термина или выражения. Например учебник «Технология 5 класс» начинается с цитаты Николая Заболоцкого. Дети объясняют как они понимают это четверостишье
На примере той же темы. Задание из учебника. Заполнить таблицу. «Признаки определения направления нитей основы и утка»
Обычно это задание мы сопровождаем показом куска ткани с полотняным переплетением. И обучающиеся должны соотнести выполняемое действие с текстом и вставить пропущенные слова. Глубина понимания темы выясняется на дополнительных вопросах. Например: по какому признаку легче определить направление долевой нити большого куска ткани, если у него срезана кромка или если маленький кусочек, применяемый в лоскутной технике.
Огромное значение в этом занимают лабораторно-практические работы. Например по теме «Кулинария» «Молоко и кисломолочные продукты» Лабораторная работа «Определение примеси крахмала в кисломолочных продуктах». Когда раствор йода окрашивает йогурт в синий цвет, у детей загораются глаза. Появляется интерес. Действительно, информация в учебнике оживает.
12. Третье читательское действие. Осмыслить и оценить
1.Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
2.Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
3.Понимать назначение структурной единицы текста.
4.Оценивать полноту, достоверность информации.
5.Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
6.Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу в тексте.
Осмысление текста зачастую происходит через задания творческого характера, направленные на иллюстрацию той информации, которая изучается на уроке. Такого типа задания можно давать по любой теме. Как правило дети справляются с такими заданиями.
Или даже такую работу можно предложить выполнить в форме группового проекта. Например тема «Сервировка стола. Способы подачи блюд». Обучающиеся получают информацию, соотносят ее с информацией в учебнике, оценивают полноту, достоверность, и работая в команде готовят проект в виде буклета, мини-газеты или сервируют стол. Форма организации такой работы может быть разной.
13. Четвертое читательское действие. Использовать информацию из текста.
1.Использовать информацию из текста для решения практической задачи
(планирование поездки, выбор телефона и т.п.) (без привлечения фоновых знаний или с привлечением фоновых знаний).
2.Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу.
3.Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
4.Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте.
5.Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Это читательское действие напрямую лежит в аспекте предмета технология. Так как большая часть времени на уроке отводится именно на практическую деятельность.
Такие задания как «Составить меню и посчитать его калорийность».
«Разработать технологическую карту для изготовления какого-либо изделия».
Изготовить изделие, используя технологическую карту.
Выполнять сборку простейшей электрической цепи.
Разрабатывая задания для уроков необходимо понимать, что у современных школьников есть проблемы с чтением. Снижается интерес к чтению, сужается круг чтения, литературные вкусы становятся примитивными, поэтому дети плохо понимают тексты, особенно научно-популярные.
Поэтому научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи современного образования. Какие же формы организации работы с текстом помогают решить эти проблемы?
14. Во-первых те, которые привлекут внимание и повысят интерес.
А это такие приемы как
«Верные - неверные утверждения»
«Перепутанные буквы»
«Зашумлённая тема»
«Перепутанные слова» и т.д.
15. Ключевым моментом по формированию навыков смыслового чтения на уроках технологии являются задания «на перенос информации»: заполнение таблиц, кластеров, схем на основе прочитанного, чертежей; дополнение таблиц.
Например по теме «Бутерброды. Классификация бутербродов» кластер может быть выполнен в виде группового проекта.
Представление информации в разных формах развивается и при чтении чертежа. Перенос данных чертежа при заполнении таблицы, в которой учащиеся указывают габаритные основные размеры, способствует развитию практического применения использования знаково-символических средств.
Знаково-символические средства используются в темах «Влажно-тепловая обработка», «Уход за одеждой», когда необходимо соотнести символы по уходу за одеждой с конкретными рекомендациями.
16.Толстые и тонкие вопросы по теме. (вопросы - подсказки на доске)
Разгадывание кроссвордов, филвордов
17. Прием «Круги по воде» - придумать слова относящиеся к теме и начинающиеся на первую букву данного слова.
И таких заданий очень много. Необходимо только подбирать задания так, чтобы поддерживать интерес на уроке, не перегружать урок, чтобы это не сводилось только к игре.
Давая возможность обучающимся работать с текстом параграфа, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, необходимо способствовать развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формировать читательскую грамотность.
18 Таким образом читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится обучающемуся во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом.
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Методическая разработка заданий "Открытая тайна природы". Задания на формирование читательской грамотности на уроках биологии.
Задания на формирование читательской грамотности на уроках биологии....

ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология" ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающихся
ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология".ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающих...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"
В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...


