Презентация на тему "Формирование функциональной грамотности – насущная потребность или дань моде?"
презентация к уроку

Татьяна Васильевна Прядченко

Презентация подготовлена для выступления на заседании педагогического совета школы, посвящена Формированию функциональной грамотности учащихся. Задача выступления - "расшифровать" понятие функциональной грамотности и показать варианты работы над ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_funktsionalnoy_gramotnosti_1.ppsx1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся как одного из направлений ФГОС третьего поколения» К Заседанию педагогического совета 4 апреля 2023

Слайд 2

Притча «Чайная церемония»

Слайд 3

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Слайд 4

Понятие функциональной грамотности школьников Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. О дних академических знаний в жизни теперь недостаточно . А кцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях . Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью: Успешно решает разные бытовые проблемы; Умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях; Использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникации; Выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон. СПОСОБНОСТЬ ДАВАТЬ ОЦЕНКУ СИТУАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ НЕ ФОРМИРУЕТСЯ ЗА ОДИН УРОК, ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИ ОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛОГИЧНО ВСТРОЕН В УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ.

Слайд 6

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Фундаментом грамотности в целом и функциональной грамотности в частности можно считать ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ. Понятие «читательская грамотность» появилось в отечественной педагогике сравнительно недавно. Широкое распространение этот термин получил благодаря ряду международных диагностик, в которых Россия принимала участие с конца XX века. Читательские умения, как структурный компонент ЧГ, предполагают готовность субъекта наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать, а именно: найти в тексте информацию; интегрировать и интерпретировать ее; оценить содержание и форму текста. Кроме того, читательские умения предусматривают владение разными стратегиями чтения текстов: стратегии предтекствовой деятельности, стратегии текстовой деятельности, стратегии послетекстовой деятельности. Важно научиться читать между строк , уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию , замечать различные взаимосвязи и параллели .

Слайд 7

Математическая грамотность В н астоящее время большинство исследователей, как российских, так и зарубежных, используют следующее определение: «математическая грамотность – это способность индивидуума математически рассуждать, формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в различных контекстах реального мира, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения ». В качестве контекста могут выступать личная, профессиональная, научная или общественная сферы жизнедеятельности человека . Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Слайд 8

Естественнонаучная грамотность Естественнонаучная грамотность как составляющая общей функциональной грамотности представляет собой способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства. Таким образом, естественнонаучная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности, включающий набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества, способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Слайд 9

Финансовая грамотность Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия. Финансово-грамотная личность должна знать, как эффективно управлять семейным бюджетом и контролировать его; как планировать денежные расходы на ближайшее время и на перспективу; как действовать при непредвиденных потерях дохода; как формировать финансовый резерв и т.д . Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Слайд 10

обобщенная модель структурных элементов функциональной грамотности ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ НАУЧНОЕ ЗЕРНО ПОИСК РЕШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТ Проблема, с которой столкнулись в реальной жизни Перевод жизненной ситуации в научную проблему Поиск форм, методов, средств и приемов для решения проблемы Интерпретация результата решения научной проблемы (решение жизненной ситуации)

Слайд 11

Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования : http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy / Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ . Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa . Презентация платформы « Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa .

Слайд 12

http:// center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html . Электронный банк заданий по функциональной грамотности : https://fg.resh.edu.ru/ . Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке : https://resh.edu.ru/instruction .

Слайд 13

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное общее образование ) http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-materialy/programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti.php

Слайд 14

https:// lpi.sfu-kras.ru/files/formirovanie_funkcionalnoy_gramotnosti_obuchayushchihsya_2021.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"

презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...

Презентация по теме "Функциональная грамотность учителя"

Презентация по теме "Функциональная грамотность учителя"...

Презентация "Интерактивная составляющая функциональной грамотности на уроках физики"

Материал содержит алгоритм формирования функциональной грамотности, основные направления исследования образовательных достижений учащихся....

Презентация по теме "Функциональная грамотность на уроках музыки"

В данной презентации материал из опыта работы по теме "Функциональная грамотность на уроках музыки".Был представлен на региональной конференции,проводимой кафедрой гуманитарных наук....

Презентация и доклад "Функциональная грамотность – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО"

Курский государственный медицинский университет, медико-фармацевтический колледж провел Межрегиональные педагогические чтения «Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образо...