Качество образования, качество знаний и современные требования к ним
статья
Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывают последние события, вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Следовательно, актуальность вопроса качества образования очевидна
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Качество образования, качество знаний и современные требования к ним»
Слайд 1
Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывают последние события, вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Следовательно, актуальность вопроса качества образования очевидна.
Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем образования. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности любой образовательной организации. Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако в современной системе образования много изменений, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, промежуточный, итоговый, включая ЕГЭ. Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.
Контроль за качеством знаний в нашей школе находится в системе. Мы регулярно анализируем результаты каждой учебной четверти и подводим итоги учебного года, учителя-предметники проводят мониторинги показателей качества знаний в целом по своим предметам и направлениям, и по полученным данным также проводится анализ информации. Необходимость проведения педсовета по данной теме очевидна, так как знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Слайд 2
Каждый участник образовательного процесса имеет свою точку зрения по данному вопросу. Любой руководитель школы в условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, желает обеспечить учащихся качественным образованием. Каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка. Каждому из нас хочется работать качественно. Заказ государства – это повышение качества образования.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Слайд 3
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
- образовательных результатов;
- организации образовательного процесса;
- квалификации педагогических работников.
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции, присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.
Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов.
Слайд 4
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку, как к фрагменту жизни, и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те, или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
К сожалению, мало внимания, за недостатком времени, уделяется учителем самоанализу урока. Выявление недостатков урока и своевременная коррекция деятельности учителя – одно из необходимых условий его успешной деятельности на пути повышения качества знаний учащихся. При анализе урока важно обращать внимание как на методические аспекты (задачи урока, отбор содержания учебного материала, выбор методов и средств, форм обучения, организацию учебной деятельности и общения учителя с классом, место урока в системе обучения, рациональность избранной структуры урока), так и на продуктивность мотивации учения, рабочее настроение школьников на уроке, качество проживания урока.
Слайд 5
Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
Слайд 6
«Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым я думаю, каждый из нас согласится.
Систематическое обучение учителей на курсах повышения квалификации, их участие в семинарах, научно-теоритических и методических конференциях, занятие самообразованием, позволяют значительно повысить профессиональное мастерство педагогов, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения обучающихся.
Слайд 7
Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным.
Слайд 8
Основные причины снижения качества знаний:
- Некачественная работа учителя-предметника.
- Авторитарная педагогика.
- Недостаточный уровень интеллектуального развития.
- Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей и со стороны школы (пропуски, как по болезни, так и без уважительных причин).
- Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского коллектива.
- Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка.
- Отсутствие мотивации к учению, снижение интереса к учебной деятельности.
- «Профилактическая» двойка.
- Преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная) над активными, не интересно на уроке.
- Потеря связи с родительской общественностью.
- Равнодушие, безразличное отношение учителей-предметников, классного руководителя к этому коллективу учеников.
- Неблагоприятная социальная среда.
- Слабое здоровье ребенка.
- «Сборный класс» или появились новые ученики, уровень успеваемости которых ниже общеклассного.
ВЫВОД: Причины снижения качества знаний зависят ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Слайд 9
Как же правильнее воспитывать обучающихся в школе? На этот вопрос я отвечу притчей, в котором напрямую прослеживается наставительный характер.
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
-Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет, и ты не получишь сладких вкусных ягод…
Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему.
Пути повышения качества знаний:
Один из способов повышения качества знаний обучающихся - организация учебного процесса.
К современному уроку предъявляются высокие требования. Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока. Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать.
Индивидуализация обучения – это один из важнейших путей повышения качества образования.
Осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Слайд 10
Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся
1. Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
2. Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте «на пальцах», учащимся нужно показать хотя бы слайды, а если есть схемы, то яркие.
3. Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательны.
4. Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
5. Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте. Лучше быть солидарным с идеями и предложениями. Разумными. 6. Будьте предельно откровенны.
7. Ваши помощь в решение проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принято, но благодарности не ждите
8. Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.
Доверие к миру возникает у того ребенка, с которым много занимаются, а не только требуют с него. Доверие к учителю еще больше, если реальная оценка достижения справедлива.
Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят.
Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта.
В обучении, как и в жизни, нельзя не придавать значения мелочам. Ведь не зря говорится: «Жизнь - цепь, а мелочи в ней - звенья. Нельзя звену не придавать значения».
Таким образом, для повышения качества обучения необходимо создание правильных условий, таких как разумная организация умственного труда; отсутствие организационных недостатков учебного процесса; тесное сотрудничество педагогов, психолога, классного руководителя и родителей; развитие креативности, творческих способностей; оценивание превратить в ситуацию сотрудничества.
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.
Вот и мы с вами, захотим – можем втянуться в череду сложностей, безысходностей, а захотим, сможем раскрасить свою личную, профессиональную жизнь яркими красками радости и смысла. Помните слова Эрика Берна: «Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения». Можно думать о проблеме, но, как правило, это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Переходим к проекту решений педсовета.
Слайд 12-13
Проект решения педсовета:
1.Определить приоритетным направлением работы школы – совершенствование деятельности педагогических работников по повышению качества знаний учащихся.
2.Учителям – предметникам стремиться к повышению качества урочных занятий через решение таких задач, как:
- чёткая организация деятельность учащихся на уроке,
- использование наглядности, подбор учебного материала и способов его подачи,
- использование современных методик и технологий обучения;
- совершенствование методики индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и детьми с высоким и хорошим уровнем интеллектуальных способностей;
- организации работы на уроках в разных режимах: коллективная, парная, групповая, индивидуальная;
- организацию самостоятельной работы учащихся и ее контроль;
- совершенствование системы оценивания обучающихся на уроках, рационализации объема домашней работы учащихся.
3. Считать результатом труда учителя-предметника с точки зрения качества образования:
- итоговую успеваемость: абсолютную и качественную;
- результаты ЕГЭ, результаты ВПР;
- личностный рост ребенка;
- сохранность контингента учащихся класса;
- результаты поступления в ВУЗы;
- результативность сотрудничества с родителями;
- отсутствие конфликтов с учащимися, родителями, коллегами;
- применение инновационных образовательных технологий;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- активное участие в делах школы.
- Кто за данное решение педсовета прошу проголосовать, кто против, кто воздержался?
Педагогический совет №5
ТЕМА: «Качество образования как основной показатель работы школы»
1.Мастер – классы «РЭШ как ресурс оценки состояния сформированности различных видов функциональной грамотности» (Щелкунова Е.А., учитель русского языка и литературы; Чумичева Г.С., учитель биологии; Полухина Е.В., учитель математики; Шахова Е.А., учитель истории).
2.Теоритический материал на тему «РЭШ как ресурс оценки состояния сформированности различных видов функциональной грамотности» (Гуторова В.Н., учитель русского языка и литературы).
2.Обсуждение мастер-классов (заместитель директора по УВР – Полянская Т.И., учителя-предметники).
3. Анализ итогов учебной деятельности за 3 четверть 2024-2025 учебный год. (заместитель директора по УВР – Хомякова Е.А.).
4.Доклад на тему «Качество образования, качество знаний и современные требования к ним» (заместитель директора по УВР – Хомякова Е.А.).
5.Подведение итогов. Проект решение педагогического совета.
7.Разное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Цель. выявить уровень мотивации деятельности учащихся и наметить пути формирования условий, способствующих её повышению.Задачи:анализ уровня мотивации деятельности учащихся,оценка влияния мотива...

Новое качество образования как приоритет развития современной школы
Условия, необходимые для реализации данной идеи, закреплены в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». Казалось бы, чего проще – изучить закон и исполнять его? И все же, на наш взгляд, оч...

Управление качеством образования. Качество знаний – главная миссия учителя.
Управление качеством образования. Качество знаний – главная миссия учителя....

ИКТ – компетентность учителя информатики как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться....

Комплект контрольно – оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» для специальности 34.02.01 Сестринское дело курс 1 2018-2019
Комплект контрольно – оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» для специальности 34.02.01 Се...

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 4 курс 2019-2020
Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 4 курс...

Мониторинг качества образования (срез знаний) по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело 2 курс форма обучения очная 2020-2021
Мониторинг качества образования (срез знаний) по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело 2 курс форма обучения очная...