ИКТ – компетентность учителя информатики как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями.
статья по информатике и икт

Пенкина Ольга Николаевна

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ – компетентность учителя информатики как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями.

"Кто владеет информацией, тот владеет миром"

Н. Ротшильд

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.

Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», то есть помимо сугубо традиционных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что в свою очередь произвело изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы. В условиях информатизации образования возникли новые профессиональные компетенции педагогов.

Информационная грамотность — умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения.

Информационная компетентность — способность педагогов использовать информационные технологии для доступа информации, ее идентификации, организации, обработки, оценки, а также создания и передачи.

Конструирование урока с использованием новых информационных технологий, использованием SMART доски и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетенции, а именно информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизированных умений на этапе педагогической реализации.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ - компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования.

Интеграция современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Необходимым условием этой интеграции является формирование ИКТ - компетентности педагога. В педагогической ИКТ - компетентности есть два уровня: знаниевый, так называемый уровень функциональной грамотности, и деятельностный, уровень применения ИКТ.

В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции:

  1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике.
  2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе.
  3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим  интерфейсом операционной системы.
  4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий.
  5. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности, именно:
  • приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
  • приёмами работы с электронной почтой;
  • приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами).

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и обучающегося. Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и обучающиеся России. На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и обучающемуся подготовку к урокам.

При подготовке к урокам информатики использую следующие электронные образовательные ресурсы (информацию о лучших и проверенных сайтах узнаю на районных методических совещаниях, авторы учебников тоже идут в ногу со временем и создают свои ЦОРы):

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
  • Методическая служба. Издательство «Бином Лаборатория знаний» - http://metodist.lbz.ru;
  • Цифровые образовательные ресурсы сетевого образовательного сообщества «Открытый класс» - http://www.openclass.ru/dig_resources;
  • Сообщество взаимопомощи учителей -  http://pedsovet.su;
  • Методическая копилка учителя информатики - http://www.metod-kopilka.ru;
  • Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. - http://www.klyaksa.net.

Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью. Своим ученикам рекомендую обращать внимание на следующие сайты:

  • общественных организаций и движений;
  • Интернет - проекты;
  • образовательные тематические ресурсы;
  • информационно-справочные системы;
  • электронные периодические издания;
  • форумы и конференции.

(например,  www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста,

        www.pravadetey.ru - Информационно-правовой портал для детей)

Нужные сведения в глобальной сети дети находят и сами. В чем же тут роль учителя? Важно не просто найти, но научиться искать и использовать нужную информацию. В этом и состоит задача учителя: организовать деятельность обучающихся, сформировать у детей навыки эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего использования.

Методические приемы формирования ИКТ - компетентности на уроках информатики:

  1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейший ход процесса, попросить объяснить процесс.
  2. Использование компьютера обучающимися: при изучении текстового материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
  3. Контроль знаний: Online-тесты, тренажеры, конструкторы.
  4. Выступление обучающихся с мультимедийной презентацией: способствует развитию речи, мышления, памяти, умению конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Для выполнения письменных, исследовательских и проектных заданий обучающиеся наиболее часто используют следующие программы и ресурсы:

  • Текстовые программы – Microsoft Word, Microsoft Publisher.
  • Графические редакторы - Paint, Inkscape, Coral Draw.
  • Мультимедийные программы - Microsoft Power Point, Windows Movie Maker.
  • Электронные таблицы - Microsoft Excel.
  • Online-энциклопедии – Википедия, Кругосвет http://www.krugosvet.ru/
  • http://www.rsl.ru/ - Российская Государственная Библиотека
  • http://www.nlr.ru/ - Российская Национальная Библиотека С-Петербург
  • http://schlib.ru/ - Школьная библиотека

        Современные информационные технологии позволяют интересно и полно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью роликов и видеофильмов. Отличительной особенностью таких пособий является не только информативность, но и зрелищность.

  • Видеоуроки - Интернет-урок http://interneturok.ru/,
  • Видеоуроки - http://videouroki.net

        Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. В своей педагогической работе использую следующие программы:

  • Тесты для системы NetTest
  • Тесты для системы MyTestX
  • АИС «ЗНАК»

        Основной метод подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ – решение типовых и тренировочных тестовых заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена. В своей работе постоянно использую такие ресурсы как:

  • www.fipi.ru -  Федеральный институт педагогических измерений.
  • http://kpolyakov.narod.ru  - Сайт учителя информатики Константина Полякова
  • inf.sdamgia.ru – Сдам ГИА информатика
  • http://reshuege.ru – обучающая система Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ
  • https://statgrad.org - Система СтатГрад.

        В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности обучающегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. В решении этих задач помогает участие обучающихся в творческих, предметных конкурсах и олимпиадах: (информацию о конкурсах и олимпиадах, получаю из почтовой рассылки или на совещаниях учителей информатики)

  • Олимпиады в области точных наук ИТМО - http://olymp.ifmo.ru;
  • Международная дистанционная игра-конкурс «Инфознайка» - http://www.infoznaika.ru;
  • Конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии» - http://konkurskit.org;
  • Конкурс Компьютерной графики – ДДЮТ на Ленской-  http://na-lenskoy.ru;
  • Олимпиады Олимпус - http://www.olimpus.org.ru;
  • Всероссийская образовательная акция «Час Кода»-  http://www.coderussia.ru.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование себя как педагога вижу в следующих видах деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
  • просмотр телепередач, чтение прессы.
  • знакомство с педагогической и методической литературой.
  • использование интернет – ресурсов;
  • демонстрация собственного педагогического опыта;
  • внимание к собственному здоровью.

        С 2013-2014 учебного года состою в группе РМО учителей информатики, которое ведет работу по подготовке к экзаменам в формате ОГЭ. Инициативной группой учителей были составлены репетиционные тесты по информатике в формате ОГЭ - 2015, 2016 и апробированы в системе «ЗНАК» в школах нашего района.

Цифровое «равенство» - владение техническими навыками, информационная грамотность и культура – это уже не только как фактор обучения, но и как фактор воспитания и дальнейшего роста человека. Это значит, что те, кто имеет возможность получать технологические навыки, находятся в более выгодном положении для получения и использования технологии, чем те, кто этого не делает. Современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

Автор: Пенкина Ольга Николаевна учитель информатики и ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования школьников

"Делайте то, что любите делать и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня", - говорил древнекитайский мыслитель Конфуций. В предлагаемой статье представлен самоанализ опыта работы учителя техноло...

"ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ" (тезисы, представленные в рамках "ИТО-КФО-2015")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ в вопросе повышения качества обучения через формирование и развитие у учащихся навыков активного чтения в условиях перехода к ФГОС...

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования»

2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики  по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества о...

2017Выступление на педагогическом совете на тему «Система работы мо учителей математики по развитию компетентности педагога как фактор повышения качества образования»

2017Ипатова Выступление на педагогическом совете на тему «Система работы мо учителей математики по развитию компетентности педагога как фактор повышения качества образования»...

«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС третьего поколения» ( выступление на ШМО учителей - предметников)

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.Под профессиональной компетентностью понимается совокупность професс...