Инклюзивное образование в МБОУ Кутуликская СОШ
презентация к уроку
Инклюзивное образование в МБОУ Кутуликская СОШ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.5 КБ | |
| 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование в МБОУ Кутуликская СОШ
Образование детей с особыми потребностями является приоритетной задачей для нашей страны. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни.
В МБОУ Кутуликская СОШ реализуются следующие АООП-
-( специальная (коррекционная) образовательная программа VIII вида, для детей с интеллектуальными нарушениями) (вар 1) и (вар 2).
- для детей с ЗПР (вар 7.1 и вар 7. 2) на начальной ступени образования
- для детей с ЗПР на основной ступени образования
- для детей с ТНР вар 5.2 (тяжелыми нарушениями речи) на начальной ступени образования, с первым доп. классом.
В 2024-25 уч году в классах с ОВЗ - 74 обучающихся.
На домашнем и индивидуальном обучении 5 обучающихся с ОВЗ, 4 ребенка с инвалидностью. Детей-инвалидов с ОВЗ 11 человек, всего по школе детей-инвалидов 22 человека.
Всего по школе 136 обучающихся с ОВЗ (66 детей –инклюзивное обучение в общеобразовательных классах).
Успеваемость в классах с ОВЗ – 100%
Качество 45%, ударников 35% от общего числа обучающихся.
3-9у-(8чел) (СИПР)- без отметочная система оценивания
У 30 % обучающихся –стабильные результаты, у 70 % - наблюдается положительная динамика.
В классах с ОВЗ (7 классов) работают учителя-дефектологи, 5 учителей имеют высшее дефектологическое образование (2 из них высшую квалификационную категорию,2- первую) – и 2 учителя со средне-специальным образованием: учителя начальных классов, прошедшие курсы повышения квалификации в соответствующей области.
Все учителя предметники НОО и ООО прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, с детьми работают педагоги-психологи, учителя-логопеды,учителя- дефектологи и социальные педагоги.
В штате школы-3 педагога-психолога, 5 дефектологов, 3 логопеда и 2 социальных педагога. В состав школьного Психолого-педагогического консилиума входят 5 постоянно действующих специалистов, в состав районной ТПМПК входят 4 специалиста нашей школы, один из них (Педагог-психолог с высшей квалификационной категорией Шушурихина ВА) является руководителем ТПМПК. Учитель-логопед нашей школы (имеющий высшую квалификационную категорию - Сотникова Т.С) является руководителем РМО учителей –логопедов и дефектологов.
Учитель-логопед школы (имеющий первую квалификационную категорию Хабдаева Ю.Н) является руководителем ШМО учителей –дефектологов.
Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проходят по плану -2-3 раза в неделю, индивидуально и фронтально. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных классах, проходит в соответствии с требованиями СанПиН и согласно пункту 29 приказа Минпросвещения № 115 от 22.03.21г (для категории детей с ЗПР допустимо не более 4 обуч-ся в одном классе). Ведущими учителями разработаны адаптированные программы по предметам, классными руководителями - ИОМы (индивидуальные образовательные маршруты, которые проверяются и уточняются при необходимости в конце каждой учебной четверти).
Принципы работы на уроках в инклюзивных классах:
-Максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
-Широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
-Стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности.
-Посадка детей за первыми партами в обязательном порядке, обеспечивается индивидуальный подход учителя, создается положительный психологический климат в классе. (психологи школы проводят социометрические исследования).
-Увеличение времени для написания контрольных работ и сокращение количества заданий.
Комплектование классов с ОВЗ осуществляется по возрастам и ступеням обучения: 1-3, 4,3-9У,5, 6,7,8-9 кл.
Разработаны программы коррекционной работы, включающие коррекционно-развивающие курсы, которые проводят учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя адаптированной физической культуры. Применяются специальные методы, приемы и средства обучения коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированные компьютерные технологии, используются дидактические пособия, визуальные средства (наглядные пособия, средства ТСО- проекторы). В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы в школе нами рассматривается динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ. Это итоговые четвертные и годовые контрольные работы.
Проверка техники чтения, обязательная в начале и конце учебного года, показывает, что у 90% обучающихся с ОВЗ значительно превышена норма техники чтения! Этому способствуют уроки «Речевая практика», «Развитие речи» и дополнительно применяемые, учителями, на уроках чтения методы и приемы по повышению техники чтения-«Жужжащее чтение», «Буксир», «Молния», «Работа с таблицами слогов», «Спрятанные буквы» и т д.
В МБОУ Кутуликская СОШ с 2020года организовано сетевое взаимодействие с филиалом Заларинского Агропромышленного техникума, ежегодно заключается договор, на основании которого обучающиеся 7-9 классов с ОВЗ посещают уроки профессионально-трудового обучения в техникуме, адаптируясь к условиям дальнейшего обучения и получения рабочих специальностей в данном учебном заведении. После окончания школы, наши дети с удовольствием пополняют ряды студентов данного техникума.
В 2024-2025 учебном году обучающиеся с ОВЗ приступили к сдаче выпускных экзаменов в тестовом режиме (в соответствии с ФГОС), два блока с предметами (математика и ОСЖ), (русский язык и чтение) и технология (теория и практика). Ребята в этом году показали прекрасные знания и получили высокие баллы:4 девятиклассника с ОВЗ (вар1) и 1 девятиклассник (вар2), они получили свидетельства особого образца.
9 обучающихся с ЗПР, успешно прошли государственную итоговую аттестацию в формате ГВЭ. В настоящее время они планируют обучаться в профессиональных учебных заведениях поселка и области.
В школе обучающиеся с ОВЗ обеспечены 2х разовым горячим, бесплатным питанием. Кабинеты для учебных занятий оснащены проекторами, орг. техникой, посадочными местами в достаточном количестве, светлые, просторные, работают только в первую смену. Кабинет психологической разгрузки и логопедические кабинеты- оснащены всем необходимым оборудованием.
Теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией и учителями в нашей школе, построенная на доверии и ответственности друг перед другом, помогает детям с ОВЗ быстрее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу.
Родители детей с ОВЗ посещают родительские лектории, которые проводятся педагогами-психологами школы, и классные родительские собрания. Они в любой момент могут обратиться за помощью- в школе действует районный консультативный пункт, в состав которого входят все специалисты (психологи, логопеды, дефектологи и социальные педагоги), которые всегда рады дать совет и оказать поддержку.
Внеурочная деятельность у классов с ОВЗ проводится во второй половине дня в соответствии с учебными планами- 4 часа внеурочной деятельности имеют различные направления: ответственными за реализацию внеурочной деятельности являются ведущие учителя в классах с ОВЗ, сюда относится: посещение музея, библиотеки, посещение мастер-классов, различные тематические экскурсии с детьми, подготовка обучающихся к различным конкурсам.
С 1 сентября 2024 года в планах внеурочной деятельности выделено направление – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном», а также внеурочное занятие «Россия – мои горизонты».
Обучающиеся 9х классов с ОВЗ также, как и все дети включены в проектную деятельность, в течение года они работают над проектами и защищают их, что является допуском к итоговой аттестации (по уставу школы). Педагоги-психологи и учителя-логопеды с удовольствием берут руководство различных проектов практической направленности для оснащения кабинетов школы и дальнейшей развивающей работы с детьми - это и изготовление бизибордов, сенсорных панелей, кубиков Коса, различных дидактических пособий.
Дети классов с ОВЗ и классов с инклюзивным обучением активно участвуют в мероприятиях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровнях, имеют много грамот и благодарственных писем.
В 2024-25 учебном году в школьных конкурсах «Зарница» 1е место заняли команды 3-4 классов( кл.рук Сотникова Т.С, Шушурихина В.А), 1 место среди 5-7 классов команда 6 класса с ОВЗ кл рук Хабдаева Ю.Н) «Самая обаятельная и привлекательная», «А ну-ка девушки», « Конкурс чтецов ко Дню Победы» 3е место по 4м классам школы заняла обучающаяся 4 ОВЗ кл Яворская Марина, кл рук Шушурихина В.А), 3 место в конкурсе чтецов, который проводила библиотека им Вампилова, занял ученик 8 овз класса Дорошкевич Иван ( Константинова В.В) в конкурсе Военной песни среди обучающихся старших классов школы- победителями стали команды 8-9 кл и 7 кл с ОВЗ ( кл рук Константинова ВВ, Хабдаева Ю.Н)в школьных конкурсах рисунков на различные темы- обучающиеся классов с ОВЗ занимают призовые места ( работают над этим все классные руководители). Ежегодно наши дети занимают призовые места в Президентских спортивных играх .В конкурсе для детей с ОВЗ « Мои увлечения», который ежегодно проводится Комитетом по образованию,в этом году наши дети так-же заняли призовые места , ( 4 овз Прокопьева Ника кл рук Шушурихина, 3 овз Бобров Егор кл рук Сотникова), наши старшеклассники ежегодно участвуют в региональном конкурсе «Абилимпикс»,получают заслуженные грамоты участников, в 2023-24 году выпускник 9 овз класса Зинчук Антон неоднократно был победителем в региональных и областных соревнованиях по боксу и легкой атлетике , Любославская Екатерина в 2023-24г году заняла 3 место в областном конкурсе чтецов( кл рук Константинова В.В), Обучающиеся 7,8-9 классов с ОВЗ оформили Пушкинские карты и с удовольствием посещают музей Вампилова, библиотеки, мастер-классы,которые проводят специалисты. В этом большая заслуга классных руководителей (Константиновой В.В и Хабдаевой Ю.Н), т к оформлению карт, и сопровождение на данные мероприятия требуют очень много времени, сил и большой ответственности.
Все классы с ОВЗ принимают активное участие в акциях «Помоги бойцам»- на СВО дети пишут письма, делают открытки и собирают теплые вещи.
В этом году была проведена школьная Масленичная Ярмарка, выручка с которой была передана участникам СВО, где наши классы так-же приняли участие в полном составе,так вот- самая большая выручка по школе была у 4 ОВЗ класса -4000р кл рук ( Шушурихина В.А), и этот класс еще принял участие во Всероссийском конкурсе по ПДД , все участники команды класса и классный руководитель получили почетные грамоты от координатора партийного проекта «Безопасные дороги» С.Ю.Тена, где он собственноручно подписал: с уважением….
В основу инклюзивного образования нашей школы положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В завершении хочется подчеркнуть, что работа с особыми детьми требует большой любви к детям, большого терпения и психологической гибкости, чувства сострадания, толерантности, кропотливости и упорства. Результаты работы, очень часто, видны не сразу- но мы верим в то, что наши дети станут счастливыми и полноправными членами нашего общества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование детей с особыми потребностями является приоритетной задачей для нашей страны. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни.
Распределение ОВЗ по категориям Категория НОО ООО Инвалиды Всего Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (В1) 23 39 4 62 Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (В2) 4 3 5 7 Обучающиеся с задержкой психического развития 2 5 41 1 66 Обучающиеся с тяжелым нарушением речи 1 0 1 1 Дети-инвалиды не ОВЗ ВСЕГО 6 53 5 83 11 22 11 136
Контингент обучающихся в МБОУ Кутуликская СОШ
Реализация АООП В МБОУ Кутуликская СОШ, на данный момент, реализуются 6 АООП- -( специальная (коррекционная) образовательная программа VIII вида, для детей с интеллектуальными нарушениями) (вар 1 ) и (вар 2). - для детей с ЗПР ( вар 7.1 и вар 7.2 ) на начальной ступени образования - для детей с ЗПР на основной ступени образования - для детей с ТНР вар 5.2 (тяжелыми нарушениями речи) на начальной ступени образования, с первым доп. классом.
Формы обучения -Обучение на дому ( дети- инвалиды) 9 обучающихся по ИУП - 5 классов и 1 класс-комплект- дети с интеллектуальными нарушениями ( вар 1 ) -1 класс-комплект –дети с интеллектуальными нарушениями ( вар 2) - 10 классов на начальной ступени образования ( инклюзия) -12 классов на основной ступени образования ( инклюзия) - не более 4 человек с ЗПР в классе.
Успеваемость в классах с ОВЗ – 100% Качество 45% , ударников 35% от общего числа обучающихся. 3-9у- (7чел ) ( СИПР)- безотметочная система обучения У 30 % обучающихся –стабильные результаты, у 70 % - наблюдается положительная динамика.
Проверка техники чтения, обязательная в начале и конце учебного года, показывает, что у 90% обучающихся с ОВЗ значительно превышена норма техники чтения! Этому способствуют уроки « Речевая практика», «Развитие речи» и дополнительно применяемые, учителями, на уроках чтения методы и приемы по повышению техники чтения-«Жужжащее чтение», «Буксир», «Молния», «Работа с таблицами слогов», «Спрятанные буквы» и т д.
Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения 3-педагога-психолога ( 1 высшая квалификационная категория 3-учителя-логопеда( 1 высшая, 1 первая квалификационные категории) 2- учителя –дефектолога 2- социальных педагога
В классах с ОВЗ ( 7 классов) работают учителя-дефектологи, 5 учителей имеют высшее дефектологическое образование( 2 из них высшую квалификационную категорию,2- первую) – и 2 учителя со средне-специальным образованием: учителя начальных классов, прошедшие курсы повышения квалификации в соответствующей области. Все учителя предметники НОО и ООО прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
В состав школьного Психолого-педагогического консилиума входят 5 постоянно действующих специалистов В состав районной ТПМПК входят 4 специалиста нашей школы, один из них ( Педагог-психолог - высшая квалификационная категория- Шушурихина ВА) является руководителем ТПМПК. Куратор ТПМПК –ведущий методист Комитета по образованию Протопопова Л.С Учитель-логопед нашей школы ( высшая квалификационная категория - Сотникова Т.С) является руководителем РМО учителей –логопедов и дефектологов. Учитель-логопед школы (первая квалификационная категория- Хабдаева Ю.Н) является руководителем ШМО учителей –дефектологов. На базе школы действует районный консультативный центр .
В МБОУ Кутуликская СОШ с 2020года организовано сетевое взаимодействие с филиалом Заларинского Агропромышленного техникума, ежегодно заключается договор, на основании которого обучающиеся 7-9 классов с ОВЗ посещают уроки профессионально-трудового обучения в техникуме, адаптируясь к условиям дальнейшего обучения и получения рабочих специальностей в данном учебном заведении. После окончания школы, наши дети с удовольствием пополняют ряды студентов данного техникума . Дети-инвалиды, по рекомендации специалистов школы , с согласия родителей,направляются в Иркутский детский реабилитационный центр для детей- инвлидов . В 2024-2025 учебном году обучающиеся с ОВЗ приступили к государственной итоговой аттестации в тестовом режиме ( в соответствии с ФГОС),два блока с предметами ( математика и ОСЖ), ( русский язык и чтение) и технология ( теория и практика). Ребята в этом году показали прекрасные знания и получили высокие баллы:4 девятиклассника с ОВЗ ( вар1) и 1 девятиклассник ( вар2),они получили свидетельства особого образца. 9 обучающихся с ЗПР, успешно прошли государственную итоговую аттестацию в формате ГВЭ . В настоящее время они планируют обучаться в профессиональных учебных заведениях поселка и области.
В школе обучающиеся с ОВЗ обеспечены 2х разовым горячим, бесплатным питанием. Кабинеты для учебных занятий оснащены проекторами, орг. техникой , работают только в первую смену. Есть кабинет психологической разгрузки и логопедические кабинеты Родители детей с ОВЗ посещают родительские лектории, которые проводятся педагогами-психологами школы, и классные родительские собрания . В школе работает районный консультативный пункт .Все родители пользуются электронным дневником и учебной платформой « Сферум », г де находятся групповые чаты и канал психологического сопровождения.
Обучающиеся 9х классов с ОВЗ так-же как и все дети включены в проектную деятельность, в течение года они работают над проектами и защищают их, что является допуском к итоговой аттестации (по уставу школы). Педагоги-психологи и учителя-логопеды с удовольствием берут руководство различных проектов практической направленности для оснащения кабинетов школы и дальнейшей развивающей работы с детьми - это и изготовление бизибордов , сенсорных панелей, кубиков Коса, различных дидактических пособий.
Внеурочная деятельность у классов с ОВЗ проводится во второй половине дня в соответствии с учебными планами. Дети так-же посещают кружки и секции допобразования поселка.(Легкая атлетика, борьба (ФОК), детская музыкальная школа,художественная школа, МКЦД( танцевальный кружок) С 1 сентября 2024 года в планах внеурочной деятельности выделено направление – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической и нравственной направленности «Разговоры о важном», а так-же внеурочное занятие «Россия – мои горизонты».
Дети классов с ОВЗ и классов с инклюзивным обучением активно участвуют в мероприятиях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровнях, имеют много грамот и благодарственных писем. В 2024-25 учебном году в школьных конкурсах «Зарница» 1е место заняли команды 3-4 классов( кл.рук Сотникова Т.С, Шушурихина В.А), 1 место среди 5-7 классов команда 7 класса с ОВЗ кл рук Хабдаева Ю.Н) « Конкурс чтецов ко Дню Победы» 3е место по 4м классам всей школы заняла обучающаяся 4 ОВЗ кл Яворская Марина, кл рук Шушурихина В.А), 3 место в конкурсе чтецов, который проводила библиотека им Вампилова, занял ученик 8 овз класса Дорошкевич Иван ( Константинова В.В) в конкурсе Военной песни среди обучающихся старших классов школы- победителями стали команды 8-9 кл и 7 кл с ОВЗ ( кл рук Константинова ВВ, Хабдаева Ю.Н)в школьных конкурсах рисунков на различные темы- обучающиеся классов с ОВЗ занимают призовые места ( работают над этим все классные руководители). Ежегодно наши дети занимают призовые места в Президентских спортивных играх .В конкурсе для детей с ОВЗ « Мои увлечения», который ежегодно проводится Комитетом по образованию,в этом году наши дети так-же заняли призовые места , ( 4 овз Прокопьева Ника кл рук Шушурихина, 3 овз Бобров Егор кл рук Сотникова), наши старшеклассники ежегодно участвуют в региональном конкурсе « Абилимпикс »,получают заслуженные грамоты участников, в 2023-24 году выпускник 9 овз класса Зинчук Антон неоднократно был победителем в региональных и областных соревнованиях по боксу и легкой атлетике , Любославская Екатерина в 2023-24г году заняла 3 место в областном конкурсе чтецов( кл рук Константинова В.В )
Обучающиеся 7,8-9 классов с ОВЗ, достигшие 14 лет, оформили Пушкинские карты и с удовольствием посещают музей Вампилова, библиотеки, мастер- классы,которые проводят специалисты. В этом большая заслуга классных руководителей ( Константиновой В.В и Хабдаевой Ю.Н), т к оформление карт, и сопровождение на данные мероприятия требуют очень много времени, сил и большой ответственности. Все классы с ОВЗ принимают активное участие в акциях « Помоги бойцам»- на СВО дети пишут письма, делают открытки и собирают теплые вещи. В этом году была проведена школьная Масленичная Ярмарка, выручка с которой была передана участникам СВО, где наши классы так-же приняли участие в полном составе,так вот- самая большая выручка по школе была у 4 ОВЗ класса -4000р кл рук ( Шушурихина В.А), и 4 овз и 6 овз классы приняли участие во Всероссийском конкурсе по ПДД , все участники и классные руководители получили почетные грамоты от координатора партийного проекта «Безопасные дороги» С.Ю.Тена , где он собственноручно подписал: с уважением….
В завершении хочется подчеркнуть, что работа с особыми детьми требует большой любви к детям , большого терпения , чувства сострадания , кропотливости и упорства. Результаты работы ,очень часто, видны не сразу- но мы верим в то, что наши дети станут счастливыми и полноправными членами нашего общества. Подведём итоги!
Благодарим за внимание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...

Статья "От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию"
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...
«Организация образовательной деятельности в инклюзивном образовании: технологии, приемы и формирование инклюзивной культуры»
Публикация «Организация образовательной деятельности в инклюзивном образовании: технологии, приемы и формирование инклюзивной культуры» в сборнике ...

