Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
статья на тему

Беляева Марина Геннадьевна

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важнейшим условием развития инклюзивного образования выступает наличие высокопрофессиональных кадров, обладающих компетентностью

в области инклюзивной педагогической деятельности. В этой связи повышаются

требования к устоявшейся системе профессиональных компетенций педагогов. При этом предметно-ориентированные компетенции учителей должны быть расширены системой универсальных социально-личностных, психолого-педагогических компетенций, которые основываются на обобщенных знаниях и умениях, способностях и отношениях, выходящих за рамки преподаваемых учебных предметов. Очевидно, что такие универсальные социально-личностные, психолого-педагогические компетенции в условиях инклюзивного образования должны обеспечивать качественное обучение и воспитание, полноценное развитие детей с разнообразными образовательными потребностями и возможностями: с одарёнными способностями в конкретной области, высокоразвитыми интеллектуальными способностями, принадлежностью к разным культурам и религиям, особенностями психофизического развития. Следовательно, обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагогической деятельности.

Во-первых, учитель должен быть приверженцем идей гуманистической психологии и педагогики; уметь реализовывать следующие требования личностно ориентированного подхода в образовании:

  • осуществлять постоянный мониторинг образовательного процесса и диагностику  особенностей, качеств личности учащихся;
  • шире опираться на социокультурный опыт учащихся, выявлять и задействовать сильные стороны личности школьника;
  • использовать индивидуальные формы учебной и воспитательной работы,  в сочетании с коллективными, а также с наставничеством и взаимной поддержкой и помощью.

Во-вторых, в условиях поликультурного образования инклюзия предполагает понимание педагогом своей роли в образовательном процессе,

способствующей межкультурному взаимопониманию, демократической культуре, уважению прав и свобод другого, принятию многообразия видения

проблем. В этой связи важнейшими требованиями к инклюзивной деятельности педагога выступают:

  • включение в содержание обучения и учебной деятельности (независимо от учебного предмета) общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, социально-культурного контента и диалога (в том числе межкультурного);
  • широкое использование методов и приемов «обучения действием» – активных форм и методов, которые предполагают создание в образовательном процессе проблемных коммуникативных ситуаций, моделирующих проблемы в социуме и будущей профессии, и вовлечение учащихся в их разрешение. К таким активным формам и методам обучения и воспитания относятся «мозговой штурм», дискуссия, учебные дебаты, ролевые игры и др., которые реализуются через совместную групповую работу школьников и обеспечивают их «вынужденную» учебно-познавательную активность и учебную коммуникацию;
  • опора на коллективную стратегию преподавания и обучения, которая включает в себя обучение в сотрудничестве, методики работы по парам, в команде. Именно эта стратегия является наиболее эффективной для лучшего взаимопонимания и бесконфликтного взаимодействия учащихся, взаимопомощи и поддержки друг друга в учебном процессе. Это, в свою очередь, является основой для формирования у учащихся культурных (в том числе межкультурных), этических и других социально-личностных компетенций.

В-третьих, учитель в условиях инклюзивного обучения должен уметь разрабатывать и использовать по каждому учебному предмету разной степени сложности учебно-социальные задания (задачи, ситуации), разрешение которых предполагает, в том числе, групповые методы работы, коллективную рефлексию. Важнейшим требованиям к таким заданиям выступают их прикладной характер, интересное и актуальное содержание, которое будет востребовано школьниками в жизни и в будущей профессии. Такие требования к конструированию учебно-социальных заданий призваны обеспечить включенность учащихся в их разрешение, независимо от особенностей развития школьников.

Педагог может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:

  • достаточно гибок и толерантен;
  • уважает индивидуальные различия;
  • умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
  • умеет работать в одной команде с другими педагогами;
  • ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы для их решения.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.

Принято выделять восемь принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование, но и образование в целом:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • все люди нуждаются друг в друге.

Развитие инклюзивного образования в обществе не представляет собой лишь задачу, реализуемую в области образования. Процесс функционирования и совершенствования системы инклюзивного образования должен осуществляться в качестве одного из приоритетных направлений государственной социальной политики на основе усиления межотраслевого взаимодействия (медицинской сферы, реабилитационных и психологических служб, сферы труда, учреждений образования), взаимосвязей социума, школы, учащихся и их родителей.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №5 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

г.о. Орехово-Зуево

Доклад  на конференции

«Инклюзивное образование: теория и практика»

 

Наличие высокопрофессиональных кадров  -

важнейшее условие

инклюзивного образования

 

Подготовила: Беляева Марина Геннадьевна –

                                                                                      учитель начальных классов

1 квалификационная категория

15 июня 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие современного образования: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции 2015г."

В сбонике опубликована статья "Основные аспекты работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения" стр.142...

Взаимодействие с социальными партнерами. Сертификат участника окружной конференции" Инновации в образовании: теория и практика"( ФГОС общего образования)

Сертификат участника окружной конференции" Инновации в образовании: теория и практика"( ФГОС общего образования).Комментарии учителей округа к статье....

Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...