V Международная научно-практическая конференция "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ".
статья

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Из опыта тьюторского сопровождения учащихся с расстройствами аутистического спектра в массовой школе

Согласно федеральному закону «Об образовании» в Российской Федерации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) предусмотрено создание в образовательной организации специальных условий для получения образования. Под специальными условиями понимается в том числе предоставление услуг ассистента или тьютора.

В данной статье раскрываются некоторые аспекты предоставления тьюторского сопровождения обучающимся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).

Центральная задача тьюторского сопровождения обучающихся с РАС - помощь в освоении адаптированной образовательной программы.. Работа в этом направлении заключается в индивидуализации помощи обучающимся как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Тьютор находится на уроках рядом с обучающимся, помогает дозировать учебный материал, при необходимости повторяет и уточняет инструкции учителя, оказывает обучающемуся организующую помощь при выполнении заданий, следит за его самочувствием. При необходимости он покидает класс вместе с обучающимся и выводит его в рекреацию или в иное помещение, предназначенное для отдыха и разгрузки.

Кроме оказания помощи на фронтальных занятиях в классе, тьютор проводит индивидуальные занятия с обучающимся по восполнению пробелов и коррекции дефицитов в освоении образовательной программы (в соответствии с рекомендациями учителя).

За прошедший период практике тьюторского сопровождения обучающихся с РАС сформировалась «копилка» различных методов и приёмов, помогающих в организации инклюзивного процесса.

Для успешной организации работы с обучающимися тьютор в начале учебного года составляет подробную сетку расписания для всех прикрепленных к нему обучающихся. В составлении расписания сопровождения тьютор ориентируется на личное расписание обучающихся. Расписание каждого ребенка включает уроки, внеурочную деятельность и занятия со специалистами. Имея перед собой подробное расписание всех закрепленных за ним обучающихся, тьютор составляет график работы с каждым обучающимся, определяя частоту и продолжительность сопровождения и занятий. Помощь тьютора может оказываться как одному обучающемуся в индивидуальном порядке (если в этом есть необходимость), так и группе детей, в зависимости от имеющихся условий и потребностей обучающихся.

 Результаты сопровождения и занятий тьютор заносит в дневник наблюдений. Форму этого документа образовательная организация утверждает самостоятельно. В качестве примера можно привести следующий вариант.  Лист дневника наблюдений делится на две части, верхняя часть отражает успехи и достижения обучающихся на конкретном уроке, давая педагогам, специалистам и родителям детальную картину того, какой материал уже освоен. Нижняя часть листа дневника наблюдений отражает состояние личностной сферы, позволяя отслеживать динамику и особенности в поведении, в формировании социальных навыков и навыков самообслуживании. Дополнительно может присутствует графа «Примечания», где тьютор фиксирует то, что считает необходимым отметить.

Тьютор принимает непосредственное участие в организации комфортной образовательной среды для обучающихся с РАС, с учётом их особенностей и потребностей.

Для большинства обучающихся с РАС необходимым условием успешного усвоения образовательной программы является расширение визуальной поддержки. В первую очередь, это использование визуального расписания, как настенного, общего для всего класса, так и индивидуального, которое обучающемуся помогает составить тьютор (если оно отличается от общего). Визуальное расписание представляет собой твердую основу, на которую с помощью магнитной ленты или ленты велкро («липучки»)  прикрепляются карточки-пиктограммы  с изображением уроков в расписании или видов деятельности. Визуальное расписание помогает обучающимся  упорядочить, структурировать предстоящий учебный день, четко обозначить последовательность смены занятий, тем самым снизить тревожность и эпизоды негативного поведения.

Расширенная визуальная поддержка и наглядные опоры  используются на всех предметах, т. к. обучающиеся с РАС нуждаются в максимальной опоре на чувственный опыт, прежде всего, на визуальный канал получения информации.

Степень визуальной поддержки для разных обучающихся может быть различной. Для обучающихся, испытывающих сложности в восприятии речи и вербальных инструкций, визуальная поддержка  применяется не только для освоения содержания урока, но и для общей организации учебной деятельности (карточки «Сначала — Потом», коммуникативный альбом с карточками РЕСS, различные обучающие схемы и видеоролики).

В массовом классе учителю сложно выделить достаточно времени на подготовку опорного наглядного материала для обучающихся с РАС, поэтому адаптация учебного материала и подготовка наглядных опор осуществляется преимущественно тьютором.

Обучающиеся с РАС в силу специфики мыслительных процессов и особенностей речи лучше воспринимают информацию, если она дается в письменной форме. Поэтому в учебном процессе предпочтительнее предъявлять задания в письменной форме, нежели в устной. Для этого тьютор с помощью учителя подбирает  и выполняет с обучающимся письменные упражнения вместо устных там, где это возможно. Например, освоение таблицы умножения у нейротипичных детей предполагает заучивание ее наизусть.  Обучающимся с РАС проще освоить таблицу умножения путем  многократного заполнения «окошек» в соответствующих тренажерах на дополнительных  занятиях  с тьютором.

Для обучающихся с РАС рутинность, предсказуемость ситуации является одним из  необходимым условий снижения тревожности и успешного освоения нового. Тьютор помогает обучающимся с РАС включиться в учебный день в школе   путем организации и соблюдения рутинных моментов: подготовиться к уроку и достать необходимые вещи, разложить их на парте в нужном порядке, выполнить в начале урока уже знакомые задания и ответить на знакомые вопросы. Это позволяет внести в учебный день предсказуемость, структуру и порядок, снижая таким образом тревожность у обучающихся.

Важнейшим условием успешного организации обучения детей с РАС является опора на сферу их интересов и формирование мотивации к обучению. Известно, что самостоятельно мотивация у таких обучающихся формируется крайне медленно или не формируется вовсе. Дети с РАС погружены в свои стереотипные интересы, смысл школьного обучения им часто бывает неясен. К обучению они относятся формально, нередко демонстрируя при этом  различные формы протестного поведения.

В связи с этим крайне важной задачей тьютора является выявление сферы интересов обучающихся. Интересы их  очень различны, порой лежат в очень неожиданной плоскости: от героев любимых мультсериалов до технических объектов. Задача тьютора - подобрать подходящие именно данному обучающемуся привлекательные предметы и занятия,  и грамотно  использовать их в обучении. Наличие комплекта поощрительных предметов позволяет выстроить с обучающимся с РАС отношения сотрудничества.   Варианты таких предметов и занятий, выступающих  в качестве поощрения за выполнение задания или действия,  могут быть очень разнообразны: сенсорные материалы (кинетический песок, вода, пена для бритья, «лизуны»), материалы для лепки (пластилин), бумага и карандаши, различные веревочки, шнурки и цепочки, музыкальные игрушки,  тематические наборы мелких фигурок, букв и цифр и пр. Более функциональных обучающихся привлекают конструкторы, настольные игры, музыкальные паузы, различные видеоролики или мультфильмы обучающего характера. Неплохим поощрением для некоторых обучающихся являются совместные прогулки с тьютором по школе на перемене, посещение буфета, различных кабинетов, т. е. деятельность, связанная с разнообразным освоением пространства школы.  Для менее функциональных учащихся набор привлекательных предметов на начальном этапе может включать в себя пищевые (по договоренности с родителями). Однако задача тьютора — постепенно переключить обучающегося с простых пищевых или предметных стимулов на социальные (похвала, совместное времяпровождение, игра).

На занятиях с обучающимися с РАС хорошо зарекомендовала себя система промежуточных поощрений или система жетонов. Для одних обучающихся она вводится и используется только в период адаптации, для других остаётся важным поддерживающим инструментом на протяжении длительного периода. Суть её в том, что за положительный результат ребенок получает в качестве поощрения не сам привлекательный для него предмет, а жетон. Ребенку необходимо собрать несколько жетонов для того, чтобы обменять их на предмет, служащий для него поощрением.

 Многие обучающиеся до поступления в школу уже имели опыт обучения с использованием жетонов, эта система для них знакома и понятна. В этом случае целесообразно продолжить её использование и в школе. Нередко родители сами приносят из дома в класс привычную для ребёнка планшетку с жетонами. Те обучающиеся, которые не знакомы с жетонной системой, и которые испытывают значительные сложности с организацией учебной деятельности, достаточно быстро усваивают суть промежуточного поощрения. Количество жетонов на планшетке может быть различным, что позволяет тьютору очень гибко дозировать поощрения и удерживать обучающегося в ситуации занятия.

Для высокофункциональных, но сложных в поведенческом отношении обучающихся, целесообразно ввести «Дневники правил». Дневник этот наполняется правилами постепенно, по мере необходимости. Он представляет собой общую тетрадь, разделенную для удобства на две части: правила, касающиеся поведения ученика, и правила, связанные с учебными предметами. Правила туда может записывать как ученик, так и учитель, тьютор или любой специалист, работающий с ребёнком. Важно, чтобы правило было наполнено конкретным смыслом и было сформулировано как можно более кратко. Правило может быть снабжено пиктограммами для лучшего осмысления и запоминания. К такому «Дневнику» удобно обращаться в тех случаях, когда обучающиеся забывают или по тем или иным  причинам намеренно игнорируют правила поведения в школе или учебной деятельности. Как показывает практика, поиск учеником соответствующего правила в «Дневнике», его перечитывание вслух гораздо эффективнее организует его поведение, чем многократные повторения устных инструкций.

Для структурирования учебного процесса представляется удобным использование различных таймеров: для кого-то из детей это электронные или механические будильники, для других более наглядными являются песочные часы или специальные приложения-таймеры на телефоне или компьютере.

 На постоянной основе они используются только в первое время в период адаптации к учебному процессу для тех учащихся, которые испытывают сложности в том, чтобы удерживаться в ситуации урока.  Для них урок разделяется на короткие рабочие отрезки по несколько минут, как правило от 5 до 10, по истечении которого звенит таймер и учащийся может взять небольшой перерыв, 1-3 минуты, затем тьютор ставит таймер на следующий отрезок времени, отведённый для работы. Такой режим работы позволяет  гибко подходить к возможностям и состоянию обучающегося,   что, в свою очередь, снижает количество и продолжительность эпизодов негативного поведения и отрицательных эмоциональных реакций.

Также использование таймера полезно, когда обучающиеся испытывают сложности в переключении с одного вида деятельности на другой. Тьютор задаёт отрезок времени (обычно не более 2-3 минут) и предупреждает ученика, что по истечении отведённого времени по сигналу таймера надо будет перейти к другому занятию (выполнить задание, идти в столовую, убрать вещи в рюкзак и пр.).

Общеизвестно, что дети с РАС нередко чрезмерно восприимчивы к различной сенсорной информации.  Для многих обучающихся сложность представляют, например, уроки музыки, физкультуры в шумном зале, посещение школьной столовой, и даже просто перемещение по многолюдным школьным коридорам. Дети отказываются посещать уроки, связанные с шумовой нагрузкой, демонстрируют страх, нежелание выполнять задания учителя, пытаются самовольно покинуть шумное помещение.  Для снижения шумовой нагрузки целесообразно использовать наушники для строительных работ, которые приглушают посторонние шумы, не заглушая при этом человеческую речь. Это позволяет обучающимся чувствовать себя достаточно комфортно в шумной обстановке и более спокойно включаться в учебную деятельность. Задача тьютора – учитывать особенности ребёнка и вовремя предложить ему воспользоваться наушниками.

Представленные методы и приёмы работы с обучающимися с РАС в условиях массовой школы позволяют тьютору грамотно подойти к организации инклюзивного процесса и эффективному сопровождению обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Одним  из направлений  духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся  коррекционных школ- и...

Статья "Создание атмосферы психологической поддержки в театральных объединениях" -Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи».

Cборник  с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи»  [[{"type":"media","...

V Международная научно-практическая конференция «Аксиологический аспект содержания непрерывного иноязычного образования: проблемы и решения»

22 июня 2016 года кафедра иностранных языков и культуроведения ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» провела V Международную на...

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

Чуносов М.А. Методы психологической саморегуляции в контексте содержания компонентов профессиональной готовности к деятельности. Материалы международной научно-практической конференции: Международное сотрудничество в образовании – Ч.1. – 2019. – С. 323-33

Данная работа рассматривает компоненты профессиональной готовности субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Показано значение психологической саморегуляции, в структуре проф...