Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
статья на тему

Елена Васильевна Бондарева

 

Одним  из направлений  духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся  коррекционных школ- интернатов должны быть осведомлены  в вопросах истории культуры родного края,  чтобы не казаться «белыми воронами» в обществе. Путь к пониманию общечеловеческих  нравственных ценностей лежит через познание, усвоение национальных традиций, обычаев,  культуры своего народа. Задачи уроков истории культуры в школе велики, они являются обогащением духовного мира ребенка,  формированием патриотизма, развитием нравственных, эстетических чувств, эмоционального восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_dlya_uchastiya_v_mezhdunarodnoy_nauchno.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

1.1. Название публикации: «Изучение истории культуры Республики Марий Эл в специальной (коррекционной) школе» (из опыта работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью).

1.2.  Авторы публикации:

1.  Киселева Зоя Дмитриевна – директор ГОУ Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» высшей категории, Заслуженный учитель Республики Марий Эл,  Народный учитель Республики Марий Эл, педагог, дефектолог  высшей категории. (e-mail: Kocolapovo@rambler.ru)        

2. Бондарева Елена Васильевна - заместитель директора по научной работе, учитель математики, дефектолог  I категории (e-mail: Kocolapovo@rambler.ru)

1.3. ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» Мари-Турекского района.

1.4. Aннотация

Одним  из направлений  духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся  коррекционных школ- интернатов должны быть осведомлены  в вопросах истории культуры родного края,  чтобы не казаться «белыми воронами» в обществе. Путь к пониманию общечеловеческих  нравственных ценностей лежит через познание, усвоение национальных традиций, обычаев,  культуры своего народа. Задачи уроков истории культуры в школе велики, они являются обогащением духовного мира ребенка,  формированием патриотизма, развитием нравственных, эстетических чувств, эмоционального восприятия.

1.5. Публикуемые материалы

Одним  из направлений  учебно – воспитательной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Ознакомление детей с ограниченными возможностями здоровья с культурой своего народа, приобщение к культурному наследию начинается со школы, где дети учатся любить, ценить и гордиться своим родным краем. С этой целью  введены в учебные программы предметы  национально – регионального компонента: такие, как народоведение, история культуры родного края, родной язык, в школах ведутся кружки по декоративно-прикладному творчеству народа мари.

Без знаний истории родного края невозможно представить себе жизнь на своей родине, так как элементы национальной культуры, так или иначе, входят в нашу жизнь.

Учащиеся коррекционных школ- интернатов не должны чувствовать себя ущемленными в вопросах истории культуры родного края,  чтобы не казаться «белыми воронами» в обществе. Как никто, учащиеся коррекционных школ, должны научиться свой край любить, уважать его народ, традиции и обычаи своего народа, т.е. быть патриотами, гражданами своей малой родины.

Главная цель включения истории культуры родного края в учебный план коррекционных школ – это более глубокое знакомство обучающихся с интеллектуальной недостаточностью с краеведческим  материалом, куда входит изучение истории, географии, природоведения, азов экологии родного края, культуры марийского народа.

Путь к пониманию общечеловеческих ценностей лежит через познание, усвоение национальных традиций, обычаев, мгновенной культуры своего народа. Интерес к материалу  прошлого своего народа у наших детей имеется, они могут внимательно слушать яркий образный рассказ и представлять себе историческое прошлое своего народа, если учитель использует сопроводительные наглядные средства.

Задачи уроков истории культуры велики, они являются обогащением духовного мира ребенка,  формированием патриотизма, развитием нравственных, эстетических чувств, эмоционального восприятия. Эти задачи можно решить, если использовать  для их достижения все приемлемые методы, приемы. На уроках учитель должен добиться того, чтобы сухие факты истории стали детям близки и понятны, интересны  и желаемы.

Учитель родного языка призван научить детей уважать свой народ, прививать любовь к национальной культуре, воспитывать гражданина своей малой Родины, способного сохранить культуру своего народа и передать ее следующему поколению.

Обучающихся,  начиная с младших классов,         надо знакомить с народными песнями, играми и танцами, давать им представление о фольклоре (сказках, легендах, мифах, преданиях, загадках, пословицах, приметах народа мари). Немаловажное значение имеет знакомство с декоративно – прикладным искусством народа мари, с изделиями, имеющими эстетическую и практическую направленность, в Косолаповской школе-интернате воспитанники имеют возможность своими руками выполнять изделия декоративно-прикладного творчества, такие как: марийская вышивка, изготовление изделий из соломки, лозы, бересты, древесины, работа на ткацком станке.

Активизирует познавательную деятельность учащихся, вызывает интерес к обучению умелое использование разнообразных дидактических игр на уроках и во внеурочное время.

Можно рекомендовать использование следующих игр:

- хронологические (викторины, логические ряды исторических дат), цель таких игр: выработка умений видеть за датой конкретное событие;

- картографические игры несут  историко – географический характер, здесь  используется работа с картой, атласом; цель их в укреплении пространственных представлений, усвоение картографического материала;

- описательные игры включают в себя наглядный материал, разнообразные карточки с иллюстрациями, картины,  портреты, рисунки, наборы карточек – лото с описанием того или иного  деятеля, исторического лица, которого надо отгадать. Например: на карточке записано об одном из наиболее известном и богатом помещике в крае, усадьба которого в наши дни является исторической ценностью – памятником и находится в Юринском районе. Ребятам надо найти фамилию этого помещика среди карточек ( ответ - граф В.С.Шереметьев);

- словарные игры: кроссворды, чайнворды, головоломки, цель которых дать возможность учащимся проявить свои знания по истории района, края;

-тематические вечера, которые проводятся к юбилейной дате известного деятеля культуры или к какому- либо тематическому событию.

При отборе материала к дидактической игре педагогу надо учитывать уровень развития учащихся, возникаемые трудности к пониманию фактического материала (даты и сопутствующего  события). Постепенное усложнение содержания учебного курса, введение новых приемов объяснения способствуют поддержанию и развитию интереса  к предмету.

Различные викторины на уроках способствуют активизации мышления учащихся, расширяют кругозор. Можно использовать викторины на разные темы: «Знаешь ли ты историю своей школы?» или « Самое, самое, самое»  (самое глубокое озеро, молодой город и т.д.)

Разнообразие дополнительного материала по истории края  дает возможность использования на уроках  достоверных фактов из истории прошлого. Например, книга С.А.Коробова «Прошлое марийского народа», «История Марийской АССР в двух томах» и др. Имеются книги, в которых в форме путешествия по историческим уголкам, красивым природным местам, по населенным пунктам ведется рассказ о судьбе и истории края. Сюда относятся книги Н.Ефремовой «Марий Эл сегодня» и «Марий Эл», где ведется увлекательный рассказ от древних времен до наших дней, об истории г.Йошкар-Олы и др.О памятниках природного мира рассказывается в книге С.Я.Файзулиной «Памятники природы марийской республики». Книга «Нижегородские марийцы» содержит материалы истории марийцев Нижегородской области, в ней имеются фольклорные записи. В век ИКТ  много интересного материала можно найти в ресурсах интернет- сети, где рассказывается достоверно о жизни республики в прошлом, настоящем времени и планы на ближайшее будущее. Много сейчас печатается материала о культурной жизни республики. Прекрасный наглядный материал содержат фотоальбомы «Родниковый край», «Марийское прикладное искусство», «Слово о красном городе», «Марий Эл». Новости современного времени можно почерпнуть из периодической печати.

Подводя итоги можно сказать, что у учащихся коррекционных школ чувство любви к родному краю, чувство национального самосознания не возникает самопроизвольно. Только кропотливая работа педагога может воспитать гражданина своей республики, выработать у учащихся чувство национальной гордости. Развитие личности, формирование толерантности, нравственности, приобщение к национальной культуре, чувство патриотизма - эти цели ставятся в основу преподавания предмета «История культуры родного края» в системе образования учащихся специальных коррекционных школ.

  1. Литература:

  1. Методические рекомендации для учителей начальных классов по национально – региональному компоненту. Й-Ола, 1977
  2. Начальная школа, 12-1997

Статьи: Андреева / Возможность изучения истории родного края в школе. Кравченко. Народоведение в школе.

  1. Технология воспитательных дел в школе / под ред. И.А.Чурикова/,

Й-Ола, 1996.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

Статья к Всероссийской конференции "Этнокультурное образование: опыт и перспективы

Статья посвещена проблемам толерантности. В данном материале делается акцент, что именно семья формирует у ребенка отношение к представителям различных конфессий, культур, национальностей....

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения

В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного ...