Статья по теме: "Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики."
статья по теме

Козлова Наталия Вячеславовна

В статье описано как применяются информационно-коммуникативные технологии на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Козлова Н.В.

 учитель математики

I квалификационной категории

МОУ СОШ№23

Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер.

Если учесть, что информация должна быть учебной, специальным образом отобранной, обработанной, помещенной в некоторую программную среду и только затем представленной обучаемому, то становится очевидным, что работа учителя в новых условиях не только упрощается, а наоборот, усложняется и требует более высокой квалификации, чем проведение традиционного урока в классе. Но учебный материал, поддержанный компьютерной программой, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить их интерес к изучаемой теме.

В последние годы в связи с возросшими требованиями к математической подготовке выпускников общеобразовательных учреждений изменяются методы преподавания данного предмета в школах. Для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения применяют различные современные педагогические технологии.

Использование же в преподавании математики новых информационно-коммуникативных технологий позволяет формировать специальные математические навыки у детей с различными когнитивными (познавательными) способностями.

Я применяю компьютер при подготовке для проведения уроков, и для создания наглядных пособий (Word, Excel), проверочных, контрольных работ, компьютерных тестов, для диагностики и коррекции знаний, для обмена опытом (Internet).

При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока:

  1. Проверку знаний можно проводить в виде теста в программе Word, либо, что более интересно детям, виде теста в Excel, где и оценку выставляет компьютер;
  2. Объяснение новой темы возможно традиционно, а возможно с использованием презентаций, которая помогает оживить материал.;
  3. Закрепление материала заключается в выполнении разноуровневых заданий на компьютере.

На уроках математики увеличивается умственная нагрузка на ученика. Это заставило меня задуматься о том, как поддерживать интерес ребёнка на протяжении всего урока, их активность, как привить любовь к математике. Отводя немаловажную роль информационным и коммуникационным технологиям, я пришла к выводу, что именно с помощью презентации, выполненной в программе PowerPoint, ученики быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словам. Презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации, усиливает воздействие выступления. 

Практика показала, что уроки с использованием презентаций позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Использование компьютера, как электронного наглядного пособия, позволяет дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными схемами и картами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка через эмоционально-чувственное восприятие.

Особенно перспективным, как мне кажется, представляется использование компьютера при изучении курса геометрии, где большую пользу окажут графические возможности компьютера. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления.

Каждый учитель использует на уроке наглядный материал, ставя перед собой цель – предъявить  обучающемуся зрительные образы, чтобы ученик смотрел и видел то, что заложено в этих образах. Так, например, при изучении темы «Осевая симметрия» в 8-м классе мною используется мультимедийная презентация. Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период.

Внимательно проследив за тем, как выполняет построение компьютер, обучающиеся получают возможность выполнить задачи на построение, которые предлагает учитель, проверить, верно, ли выполнено построение.

Использование компьютера на уроке геометрии позволяет учителю продемонстрировать преобразования пространства или плоскости в динамике, что способствовует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и обеспечивает оптимальное включение и адаптацию нового материала в имеющиеся у учащегося знания.

При изучении геометрического материала мною используются такие пакеты как «Живая геометрия», «Конструктор геометрических фигур».Сердцем программ является «Оживление чертежа». Ведущей линией курса является организация геометрической деятельности: наблюдение, экспериментирование и конструирование–в результате которой учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают специальные качества и умения: геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

Использовать компьютер можно не только на уроках геометрии. Так, например, на уроке алгебры, при объяснении темы «Преобразования графиков функций», есть возможность использовать компьютер не только как наглядное средство, но и детей привлечь к процессу построения. Использование программы ADVANCEDgrapher позволяет ученикам видеть простейшие преобразования в динамике. Когда график функции учащийся строит на бумаге, возникают существенные пространственные ограничения, так как правило, график изображается лишь в окрестности начала системы координат и в область ближайшей бесконечности должен продолжаться учащимися мысленно. Далеко не все учащиеся обладают необходимым пространственным воображением, в результате у него формируются поверхностные знания по такой важной математической теме, как графики. Для развития пространственного воображения и правильного формирования понятий, связанных с данной темой, компьютер становится незаменим.

Компьютер заставляет по-иному взглянуть на многие школьные традиции. Например, домашнее задание. Иногда я задаю составить презентацию задачи по геометрии. Это реально, с учетом возможностей современных компьютерных средств. Ученику приходится не только решить задачу, но и составить презентацию, а это способствует более глубокому погружению в «проблему». Не зависимо от степени подготовленности учащихся каждому приходится пройти путь обработки знаний по математике и информатике. В некоторых ситуациях дети оказываются более умелыми, более «продвинутыми» в ИКТ, и теперь уже они предлагают помощь учителю. Такое сотрудничество взаимовыгодно для обеих сторон.

Компьютер в школе – это социальный феномен, выполняющий определенные социальные функции, так как распространение компьютеров обусловлено уровнем развития материальной и духовной жизни общества.

Внедрение информационных технологий оказывает влияние не только на формы организации учебного процесса, но и на содержание учебного материала. Таким образом, информационные технологии не только позволяют по-новому взглянуть на школьные предметы, но и дают необходимый научно-методический аппарат для их анализа и обновления, а компьютеризация является одним из главных факторов развития содержания образования.

Компьютерная поддержка учебного процесса призвана освободить учащегося от рутинной работы, позволить ему сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала и стимулировать познавательную деятельность учащегося.

Сравнив результаты качества знаний по предмету, геометрия в 7-м и 8-м классах за тот период, когда я стала систематически применять компьютер, то можно увидеть небольшой рост.

Таким образом, повышение качества обучения, в наш век глобальной компьютеризации, не возможно без внедрения компьютеров в учебный процесс. Этими причинами оправдан мой интерес к разработке материалов по теме «Использование информационных технологий на уроке математики».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование ИКТ-технологий на уроке математики."

Статья на тему:"Использование ИКТ-технологий на уроке математики"  учитяля математики ГБОУ ЦО №173 Колескиной Светланы Игоревны....

Статья по теме "Использование информационных технологий на уроках математики"

Использование инновационных технологий на уроках математики, в частности презентаций и нитерактивный режим работы показывает на сколько повышается у школьников мотивация учения, улучшается результатив...

Статья на тему "Информационно-коммуникативные технологии на уроках английского языка"

Урок с использованием ИКТ является одним из важных результатов инновационной работы в современной школе. Данная статья знакомит с основными преимуществами освоения ИКТ, использование которых способств...

Статья по теме применения информационных технологий на уроках математики

Статья для учителе по использованию ИКТ на уроках...

Статья по теме Применение ИКТ-технологий на уроках математики - обобщение десятилетнего опыта

Статья по теме Применение ИКТ-технологий на уроках математики - обобщение десятилетнего опыта...