Проектная работа по теме "Проценты"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
В нашей школе каждый год проводится конкурс проектов. В 2010-2011 учебном году проект по теме "Проценты" занял
2 место. Материалы этого проекта можно использовать на уроках при изучении темы "Проценты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_matematike.rar | 782.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеообразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
с.Борисовка
Проектная работа
ПРОЦЕНТЫ
Выполнила: Аникеева Татьяна,
ученица 6 класса
Руководитель: Мулюкова Г.В.,
учитель математики
с. Борисовка
2011
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I.
1.История и теория процентов.
- Как возникли проценты..…..……………………………………………4
- Задачи на простые проценты.……………..…………............................5
1.3 Проценты при расчёте зарплаты..………………………………………5
1.4 Проценты и прибыль.…………………………………………………....6
- Проценты в магазине..…………………………………………………..6
2. Проценты в окружающем нас мире:
2.1 Распродажа.……………………………………………………………….7
2.2 Тариф..…………………………………………………………………….7
2.3 Штраф..……………………………………………………………………8
2.4 Банковские операции..…………………………………………………....8
- Голосование ………………………………………………………………8
Глава II. Мои исследования. Проценты в классе.
- Процентное соотношение мальчиков и девочек………...........................9
- Увлечения учеников 6 класса.……………………………………………9
- Оценки за 3 четверть в процентах………………………………………10
- Дни рождения по месяцам в процентах …………………………………11
Заключение………………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………………..13
Введение.
Почему я выбрала тему «Проценты»?
Проценты – это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни.
Исследовав данную тему, я попыталась раскрыть полное содержание темы и составить свой вариант решения подобных задач.
Актуальность темы:
Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно.
Цель проектной работы:
- изучить историю происхождения процентов;
- показать широту применения в жизни процентных вычислений в задачах из разных сфер жизни человека;
- исследовать процентное содержание состава класса, посещение кружков, оценок за III четверть, дней рождения в каждом месяце.
Задачи проектной работы:
- решать различные задачи на проценты;
- наглядно представить полученную информацию,
Методы исследования:
- обработка полученных данных;
- построение диаграмм и графиков с использованием компьютерной программы.
- Обобщение полученных результатов.
Объект исследования: учащиеся 6 класса.
Предмет исследования: проценты.
Как возникли проценты.
Сотую долю числа называют процентом числа и обозначают знаком %.
Это понятие появилось в математике в связи с развитием торговли, когда за взятые в долг деньги заимодавец получал с должника какую-либо сумму сверх долга. Обычно эта сумма выражалась в сотых долях. Несколько позже у неё появилось название - проценты.
Слово "процент" произошло от двух латинских слов: "про" - "на" и "центум" - "сто", то есть в буквальном переводе на русский язык процент означает "на сто".
Знак % закрепился для обозначения процентов в XVII веке. Вероятно, он произошел от сокращения латинского слова "centum" в "cto". При скорописи "cto" стало выглядеть как "о/о", а затем - "%". Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процентов.
1%=0,01
До нас дошли таблицы процентов, составленные ещё вавилонянами. Эти таблицы позволяли быстро определить сумму процентных денег.
Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычислили проценты, применяя так называемое тройное правило. Например, при расчете 5% от 830 записывали:
1% составляет 830/100, 5% составляют
(830∙5)/100= 41,5
Они производили и более сложные вычисления.
В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.
В Европе в середине века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы.
Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином - инженером из города Брюгге (Нидерланды). Он известен различными научными открытиями, а также применением особой записи десятичных дробей.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.
Задачи на простые проценты.
Понимание процентов и умение проводить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку.
Само определение процента позволяет легко ре шить простейшую задачу на про центы: найти заданное число процентов от задан ной величины.
От дохода в 350 ты сяч рублей:
а) 1% составляет 350 000 : 100 = 3500 (р);
б) 12% составляют 3500∙12=42000 (р).
Другими словами, для нахождения заданного числа р процентов от заданной величины S можно сделать два шага:
- Найти сначала один процент — он равен .
- Полученный результат умножить на р, получится .
Задачи на проценты очень легко решаются с помощью пропорции.
Мне больше нравится этот способ. Для этого составляем пропорцию:
х - A%,
D - 100%
Проценты при расчете зарплаты
- Подоходный налог в городе N установлен в размере 13%. До вычета подоходного налога 1% от заработной платы отчисляется в пенсионный фонд. Работнику начислено 50 000 р. Сколько он получит после указанных вычетов?
Решение:
За 100% приняты 50 000 р., начисленные работнику.
1) 50000/100=500 (руб.) – составляет 1%, который отчисляется в пенсионный фонд
2) 50000-500=49500 (руб.) – после отчисления в пенсионный фонд
3) За 100% - 49 500 руб.
49500/100=495 (руб.) – составляет 1%
4) 495*13=6435 (руб.) - подоходный налог
5) 49500-6435=43065(руб.)- работник получит после указанных вычетов
Ответ: 43065 руб. работник получит после указанных вычетов
- Какой будет заработная плата после повышением ее на 65%, если до повышения она составляла 10000 р.?
Решение:
1) 10000/100=100 (руб.) - составляет 1%
2) 100*65=6500(р)- повышение
3) 10000+6500=16500(р)-зарплата после повышения
ОТВЕТ: 16500 рублей.
- Человек обычно получает за работу «чистыми», т.е. после вычета налога в 13%, но ему интересно узнать, сколько же «по-настоящему» стоит сделанная им работа, если он получил 10877,3 р.
Решение:
- 100-13=87 (%) – получает человек, после вычета налога
- 10877,3/87≈125,026 (руб.) - составляет 1%
- 125,02643*100≈12502,6 (руб.)
Ответ: 12502,6 руб. «по-настоящему» стоит сделанная работа
Проценты и прибыль
- Три человека организовали собственное предприятие и договорились, что первый из них будет получать третью часть прибыли, двое дру гих по 20%, а остальные деньги они будут вклады вать в развитие своего предприятия. Сколько про центов от прибыли они будут вкладывать в разви тие предприятия?
Решение:
Вся прибыль – 100%
1) 100/3=33,3% третья часть прибыли, получает первый предприниматель в процентах.
2) 20+20+33=73 (%) - от прибыли получают все предприниматели
3) 100-73=27% - от прибыли они будут вкладывать в развитие предприятия
Ответ: 27% от прибыли они будут вкладывать в развитие предприятия
Проценты в магазине
- В течение недели магазин получил 60 000 р. дохода. Из них 15 000 р. от продажи продовольст венных товаров. Сколько процентов составил до ход от продажи непродовольственных товаров?
Решение:
За 100% принят доход – 60 000 рублей.
1) 60000:100=600(руб.) – составляет 1%
2) 60000-15000=45000 (руб.)- доход от непродовольственных товаров
В) 45000:600=75%
ОТВЕТ: 75% составил до ход от продажи непродовольственных товаров?
Проценты в окружающем нас мире:
Распродажи
6. Зонт стоил 360 р. В ноябре цена зонта была снижена на 15% , а в декабре - еще на 10% . Ка кой стала стоимость зонта в декабре?
Решение.
Стоимость зонта в ноябре составляла 85% от 360 р., то есть 360 • 0,85 = 306 (р.). Второе сни жение цены происходило по отношению к новой цене зонта; теперь следует искать 90% от 306 р., то есть 306*0,9 = 275,4 (р.).
Ответ: 275р. 40 к.
Решение. Найдем отношение последней цены к ис ходной и выразим его в процентах. Получим 76,5%. Значит, зонт подешевел на 23,5% .
Тарифы
7. В газете сообщается, что с 10 июня со гласно новым тарифам стоимость отправления поч товой открытки составит Зр. 15 к. вместо 2р. 75 к. Соответствует ли рост цен на услуги почтовой связи росту цен на товары в этом году, который составляет 14,5%?
Решение. 1. 3,15-2,75=0,4(р) разность тарифов .
2. 0,4:2,75=0,14545 (отношение к старому тарифу)
Выра зим это отношение в процентах
0,14545∙100%=14,45%≈14,5%.
Ответ: да, соответствует.
Дополнительный вопрос.
Сколько будет стоить от правка заказного письма, если сейчас эта услуга оце нивается в 5 р. 50 к.?
100%+14,5% =114,5%
114,5%-1,145
5,5∙1,145= 6,2975≈6,3(р)
Ответ: 6 р. 30 к.
Штрафы
8. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в Сбербанке, внося ежемесячно 250 р. Оплата должна производиться до 15-го числа каждого месяца, после чего за каждый просрочен ный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?
Решение.
Так как 4% от 250р. составляют 10 р., то за каждый просроченный день сумма оплаты будет увеличиваться на 10 р. Если родители просрочат опла ту на один день, то им придется заплатить 250 + 10 = 260 (р.), на неделю — 250 + 10 • 7 = 320 (р.).
Ответ: 320 р.
Банковские операции
9. За хранение денег Сбербанк начисляет вкладчику 8% годовых. Вкладчик положил на счет 5000 р. и решил в течение пяти лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счете вкладчика через год? через два года? через пять лет?
Решение.
Способ I. Так как 8% от 5000 р. состав ляют 400р., то через один год на счете окажется 5000 + 400 = 5400 (р.). В конце второго года банк будет начислять проценты уже на новую сумму. Так как 8% от 5400 р. составляют 432 р., то через два года на счете окажется 5400 + 432 = 5832 (р.). Вычисляя последова тельно, найдем, что через пять лет на счете вкладчика будет 7346 р. 64 к.
Способ II. Через год начальная сумма вклада уве личивается на 8%, значит, новая сумма составит от первоначальной 108%. Таким образом, через год увеличится в1,08 раза и составит 5000 • 1,08 (р.). Еще через год образовавшаяся на сче те сумма снова увеличится в 1,08 раза. Таким обра зом, через два года на счете будет (5000 • 1,08) • 1,08 = 5000 -1,082 (р.).
Аналогично, через три года 5000 • 1,083 (р.). и т.д. Теперь видно, что вклад растет в геометрической про грессии, и через пять лет сумма на счете вкладчика составит 5000 • 1,085 = 7346,64 р.
Голосование
10. Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении ученического совета участвова ли 88% учащихся. На вопрос референдума 75% при нявших участие в голосовании ответили «да». Какой процент от числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно?
Решение.
Выразим проценты дробями и найдем число учащихся, утвердительно ответивших на воп рос референдума: 550 • 0,88 • 0,75 = 363 (чел.). Теперь найдем ответ на вопрос задачи: 363:555 =0,66 — 66% .
Ответ: 66%
Глава II. Мои исследования. Проценты в школе
В этом разделе я представляю наш 6 класс в процентах.
В 6 классе 16 человек - примем за 100%. Из них 6 мальчиков и 10 девочек. Определим, сколько процентов составляют девочки и мальчики.
1.1. Процентное соотношение девочек и мальчиков.
1) 10/16*100 = 60,5(%)- девочек 2) 100%-60,5% =39,5 %- мальчиков
Вывод: В нашем классе девочек больше, чем мальчиков.
1.2. Увлечения учеников 6 класса.
В нашем классе ребята занимаются в разных кружках и секциях в свободное от занятий время. Некоторые из учеников успевают посещать даже несколько кружков. Все данные представлены в таблице:
Театральный | Спортивный час | Танцевальный | Ничего |
8 чел. | 11 чел. | 3 чел. | 3 чел. |
- Дни рождения в процентах.
Вывод: Больше половины 6- классников посещают спортивный час.
1.3 Оценки за 3 четверть в процентах
Рассмотрела оценки за 3 четверть и вычислила проценты по баллам .
Русский язык | Литер. | Немец. язык | Матем. | История | Обществ. | Географ. | Краевед. | Биол. | |
«5» | 1 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 |
«4» | 4 | 6 | 3 | 5 | 6 | 6 | 4 | 7 | 6 |
«3» | 11 | 5 | 9 | 7 | 6 | 5 | 9 | 4 | 6 |
Вывод: За 3 четверть больше пятерок по литературе и по обществознанию, троек больше по русскому языку, немецкому языку и по географии.
1.4 Дни рождения по месяцам в процентах
В нашем классе свой день рождения отмечают в январе – 0 человек, феврале – 1, марте – 1, апреле – 1, мае – 1, июне – 2, июле – 2, августе – 2, сентябре – 2, октябре – 1, ноябре – 0, декабре – 3. Следующая таблица и диаграмма наглядно представляют месяцы рождения учеников 6 класса.
месяцы | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
В процентах | 0 | 6,25 | 6,25 | 6,25 | 6,25 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 6,25 | 0 | 18,25 |
Вывод:
В декабре родившихся учеников больше, чем в остальных месяцах.
Заключение.
В данной работе я рассмотрела простейшие задачи на проценты и «обратные задачи» на проценты, условия которых затрагивают финансовую, социологическую, экономическую и другие сферы. Исследовали процентное соотношение девочек и мальчиков в классе, посещаемость различных кружков, оценки за 3 четверть, дни рождения по месяцам своего класса.
Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно.
Список литературы
- Г. В. Дорофеев, Е. А. Седова. Процентные вычисления. – М.: Дрофа, 2003 г.
- А. П. Савин. Для чего нужны проценты // Квант. 1986. №2
- А. С. Симонов. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. 1998. №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся
Методическая разработка к выступлению на педагогическом совещании...
Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовате...
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"
Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1 содержит примерные темы ...
Проектная работа "Роль проектного метода в повышении эффективности преподавания раздела «Народные промыслы»
Проектная работа по изобразительному искусству...
Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».
Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....
Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"
Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...
Проектная работа по геометрии. Реальная математика Проектно-расчетное бюро по ремонту помещений
Работа представляет собой шаблон проекта групповой работы школьников, где учащиеся применяют знания геометрии на практических задачах и повторяют учебный материал для подготовки к экзаменам....